Анализ учебника по математике 1 класс школа россии моро
Обновлено: 03.07.2024
Рабочая программа по математике 1 класс создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по математике М.И. Моро, Бантовой и др.
Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю.
Распределение часов в течение учебного года
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч.
М.: Просвещение, 2010.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Дидактические средства для учащихся
М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2011- 2ч.
3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2008.
Материалы для проведения проверочных работ
1. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: Дрофа, 2008.
2. Волкова С.И. Проверочные работы по математике 1 кл
М. Просвещение 2010г
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа 1 класса направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Основные содержательные линии
Курс предполагает формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечают не только содержание, но и система расположения разделов в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходств и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучения связанных между собой понятий, действий, задач сближению во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей учебного материала и создает хорошие условия совершенствования формируемых ЗУН.
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 обучающиеся знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.
Особого внимания заслуживает рассмотрение правил о порядке арифметических действий. Здесь они усваивают, что действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо.
Важнейшей особенностью изучения математики в 1 классе является то, что рассматриваемые понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.
К общему умению работы над задачей относится умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задач. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся составные задачи небольшой сложности, направленные на разъяснения рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
Задание 3 поверяет умение решать арифметическим
способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью.
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами,
схемами, графиками, диаграммами, анализировать и
Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых
Задание 8 проверяет умение решать текстовые задачи
в три-четыре действия. При этом в задании необходимо
выполнить действия, связанные с использованием
основных единиц измерения величин (длина, вес).
Затруднения у выпускников начальной школы вызвало
основных единиц измерения времени и соотношения между
ними (час – минута, минута – секунда).
226. Вырази:
1)В часах: 2 сут., 10 сут. 12 ч, 120 мин;
2) В сутках: 48 ч, 72 ч, 96 ч, 2 недели;
Задание 5 выявляет умение исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры.
Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра
прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и
Пункт 2 задания связан с построением геометрических
фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника
Учащиеся вычислили площадь и периметр прямоугольника,
но вызвало затруднение выполнить построение заданных (квадрата,
прямоугольника) с заданными измерениями
Заданий с формулировкой представленной в диагностической
Задания на построение геометрических фигур
площади, периметра прямоугольника (квадрата),
неизвестных сторон фигуры рассматриваются в теме:
Далее в разделах для повторения «Что узнали. Чему
Наиболее трудными оказались задания 9 и 11, которые
демонстрируют овладение основами логического и
Задание 9 связано с интерпретацией информации
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-
Подобные нестандартные задания, повышенной
только в разделах
Задание 10 выявляет овладение основами
пространственного воображения. Оно предполагает описание
взаимного расположения предметов в пространстве
Анализ учебников по математике показал, что учащиеся не
смогут выполнить задания на описание взаимного
расположения предметов в пространстве и на плоскости, т.к.
в разделе «Материал для расширения и углубления
1. В учебнике системно и логично представлены основные теоретические разделы, при их изучении соблюдается необходимая постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
2. В некоторых разделах задания учебника одноплановые,
не разработана система непрерывного повторения.
включают задания подобные заданиям во Всероссийских
Проверочных работах, но не в желаемом объёме.
4. Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к Всероссийской Проверочной Работе (ВПР) и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.
Уханова Екатерина Юрьевна
Погорелая Елена Дмитриевна
Коростель Кристина Ивановна
Федеральный перечень на 2017-2018 учебный год
Учебник включен в Федеральный перечень
Структура учебника и нумерация
Вопросы для самоконтроля
Упражнения для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы
Соответствие содержания задач целям воспитания
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
• развитие пространственного воображения;
• развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
• развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний;
• формирование критичности мышления;
• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Задания для устной работы. Задачи повышенной сложности
Изложение содержания учебного материала (Иллюстрации)
Красочность Интерес, занимательные
Наличие материала для внеклассной работы
Реализация межпредметных связей
-75%
Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:
Класс.
Нахождение суммы двух чисел.
М1Мч1. Стр.49
После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88
- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?
Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.
- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.
Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
На двух множествах:
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
На двух множествах:
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?
- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?
- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?
- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?
- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?
Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
М1М ч.2. стр. 30
- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?
Класс
Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?
- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?
Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?
- М2М ч.1. стр. 30
Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.
- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?
Деление по содержанию.
- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?
- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?
Деление на равные части.
М2М ч.2. стр. 60
- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?
- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?
Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:
Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.
Класс
Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?
- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?
Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
М3М ч.1. стр. 38
- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?
- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?
Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному
- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.
- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.
Нахождение делителя по известным делимому и частному
Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.
Класс
Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?
Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?
Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?
- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?
Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?
- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:
- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;
- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);
- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах.
Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:
Класс.
Нахождение суммы двух чисел.
М1Мч1. Стр.49
После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88
- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?
Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.
- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.
Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
На двух множествах:
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
На двух множествах:
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?
- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?
- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?
- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?
- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?
Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
М1М ч.2. стр. 30
- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?
Класс
Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?
- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?
Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?
- М2М ч.1. стр. 30
Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.
- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?
Деление по содержанию.
- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?
- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?
Деление на равные части.
М2М ч.2. стр. 60
- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?
- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?
Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:
Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.
Класс
Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?
- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?
Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
М3М ч.1. стр. 38
- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?
- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?
Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному
- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.
- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.
Нахождение делителя по известным делимому и частному
Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.
Класс
Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?
Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?
Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?
- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?
Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?
- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:
- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;
- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);
- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах.
Читайте также: