Анализ учебника по математике 1 класс школа россии моро

Обновлено: 03.07.2024

Рабочая программа по математике 1 класс создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по математике М.И. Моро, Бантовой и др.

Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю.

Распределение часов в течение учебного года

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч.

М.: Просвещение, 2010.

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Дидактические средства для учащихся

М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь по математике для 1 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2011- 2ч.

3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2008.

Материалы для проведения проверочных работ

1. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: Дрофа, 2008.

2. Волкова С.И. Проверочные работы по математике 1 кл

М. Просвещение 2010г

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 1 класса направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Основные содержательные линии

Курс предполагает формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечают не только содержание, но и система расположения разделов в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходств и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучения связанных между собой понятий, действий, задач сближению во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей учебного материала и создает хорошие условия совершенствования формируемых ЗУН.

При изучении сложения и вычитания в пределах 10 обучающиеся знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.

Особого внимания заслуживает рассмотрение правил о порядке арифметических действий. Здесь они усваивают, что действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо.

Важнейшей особенностью изучения математики в 1 классе является то, что рассматриваемые понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

К общему умению работы над задачей относится умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задач. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся составные задачи небольшой сложности, направленные на разъяснения рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий.

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).

Задание 3 поверяет умение решать арифметическим

способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи,

связанные с повседневной жизнью.

В задании 6 проверяется умение работать с таблицами,

схемами, графиками, диаграммами, анализировать и

Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых

Задание 8 проверяет умение решать текстовые задачи

в три-четыре действия. При этом в задании необходимо

выполнить действия, связанные с использованием

основных единиц измерения величин (длина, вес).

Затруднения у выпускников начальной школы вызвало

основных единиц измерения времени и соотношения между

ними (час – минута, минута – секунда).

226. Вырази:

1)В часах: 2 сут., 10 сут. 12 ч, 120 мин;

2) В сутках: 48 ч, 72 ч, 96 ч, 2 недели;

Задание 5 выявляет умение исследовать, распознавать и

изображать геометрические фигуры.

Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра

прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и

Пункт 2 задания связан с построением геометрических

фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,

прямоугольник) с помощью линейки, угольника

Учащиеся вычислили площадь и периметр прямоугольника,

но вызвало затруднение выполнить построение заданных (квадрата,

прямоугольника) с заданными измерениями

Заданий с формулировкой представленной в диагностической

Задания на построение геометрических фигур

площади, периметра прямоугольника (квадрата),

неизвестных сторон фигуры рассматриваются в теме:

Далее в разделах для повторения «Что узнали. Чему

Наиболее трудными оказались задания 9 и 11, которые

демонстрируют овладение основами логического и

Задание 9 связано с интерпретацией информации

(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и

Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-

Подобные нестандартные задания, повышенной

только в разделах

Задание 10 выявляет овладение основами

пространственного воображения. Оно предполагает описание

взаимного расположения предметов в пространстве

Анализ учебников по математике показал, что учащиеся не

смогут выполнить задания на описание взаимного

расположения предметов в пространстве и на плоскости, т.к.

в разделе «Материал для расширения и углубления

Вывод 1. В учебнике системно и логично представлены основные теоретические разделы, при их изучении соблюдается необходимая постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. 2. В некоторых разделах задания учебника одноплановые, не разработана система непрерывного повторения.

1. В учебнике системно и логично представлены основные теоретические разделы, при их изучении соблюдается необходимая постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

2. В некоторых разделах задания учебника одноплановые,

не разработана система непрерывного повторения.

включают задания подобные заданиям во Всероссийских

Проверочных работах, но не в желаемом объёме.

4. Учителю необходимо дополнительно подбирать материал для подготовки к Всероссийской Проверочной Работе (ВПР) и самостоятельно выстраивать свою методическую работу в данном направлении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уханова Екатерина Юрьевна

Погорелая Елена Дмитриевна

Коростель Кристина Ивановна

Федеральный перечень на 2017-2018 учебный год Учебник включен в Федеральный перечень

Федеральный перечень на 2017-2018 учебный год

Учебник включен в Федеральный перечень

Структура учебника и нумерация

Структура учебника и нумерация

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Упражнения для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы

Упражнения для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы

Соответствие содержания задач целям воспитания • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира; • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; • развитие пространственного воображения; • развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; • формирование умения вести поиск информации и работать с ней; • развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний; • формирование критичности мышления; • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Соответствие содержания задач целям воспитания

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

• развитие пространственного воображения;

• развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

• развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний;

• формирование критичности мышления;

• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Задания для устной работы. Задачи повышенной сложности

Задания для устной работы. Задачи повышенной сложности

Изложение содержания учебного материала (Иллюстрации) Красочность Интерес, занимательные Простота

Изложение содержания учебного материала (Иллюстрации)

Красочность Интерес, занимательные

Наличие материала для внеклассной работы

Наличие материала для внеклассной работы

Реализация межпредметных связей

Реализация межпредметных связей


-75%

Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:

Класс.

Нахождение суммы двух чисел.


М1Мч1. Стр.49


После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88

- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?

Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.

- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?


На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.

Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).


На одном множестве:


На двух множествах:


- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?


Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

На одном множестве:



На двух множествах:


- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?

- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?

- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?

- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?

- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?

- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?

Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.


Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.


М1М ч.2. стр. 30

- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?

Класс

Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?

- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?

Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?


- М2М ч.1. стр. 30

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.

- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?

Деление по содержанию.

- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?

- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?

Деление на равные части.


М2М ч.2. стр. 60

- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?

- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?

Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:


Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.


Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.




Класс

Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:


- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?

- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:


М3М ч.1. стр. 38

- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?

- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:


Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?

Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному

- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.

- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.

Нахождение делителя по известным делимому и частному

Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.


Класс

Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?

Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?

Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?

- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?

Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?

- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:

- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;

- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);

- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах.

Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:

Класс.

Нахождение суммы двух чисел.


М1Мч1. Стр.49


После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88

- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?

Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.

- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?


На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.

Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).


На одном множестве:


На двух множествах:


- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?


Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

На одном множестве:



На двух множествах:


- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?

- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?

- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?

- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?

- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?

- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?

Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.


Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.


М1М ч.2. стр. 30

- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?

Класс

Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?

- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?

Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?


- М2М ч.1. стр. 30

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.

- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?

Деление по содержанию.

- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?

- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?

Деление на равные части.


М2М ч.2. стр. 60

- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?

- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?

Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:


Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.


Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.

Класс

Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:


- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?

- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:


М3М ч.1. стр. 38

- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?

- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:


Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?

Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному

- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.

- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.

Нахождение делителя по известным делимому и частному

Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.


Класс

Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?

Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?

Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?

- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?

Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?

- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:

- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;

- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);

- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах.

Читайте также: