Туристско экскурсионная деятельность в школе
Обновлено: 02.07.2024
Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа. Она имеет ряд важных задач: патриотическое, эстетическое, культурологическое воспитание. Экскурсионная работа может проходить по следующим направлениям: пешеходные экскурсии (история Москвы, её архитектура); автобусные экскурсии с посещением музеев Москвы, Подмосковья; экскурсии по Подмосковью и древним русским городам России; экскурсии по литературной, искусствоведческой, военно-исторической тематике; экскурсии на производство.
Развивающие экскурсии связаны с общим формированием учащихся. Cначала определяется тема экскурсии. После этого записываются вопросы, которые интересуют ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Например, выбрав экскурсию в Суздаль, ребята узнали, что в городе-заповеднике собраны старые деревянные избушки, древние монастыри и церкви.
У каждого вида экскурсий свои особенности. У автобусных экскурсий обязателен выход из автобуса и осмотр памятников, у музейных — знакомство с материалом, расположенных на стендах, у производственных — демонстрация действующих объектов.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Наша школа проводит много экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли, но и участвуют в мастер-классах, организованных на большинстве предприятий. Дети часто на собственном опыте узнают о специфике определенного производства.
Программу каждой экскурсии ребята обсуждают и готовят. Эти экскурсии — всегда соприкосновение с историей России. Главное не забывать, что вся урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков, историю своей страны.
Например, в День призывника можно посетить 27-ую отдельную мотострелковую бригаду. Она находится в Подмосковье (поселок Мостренген). Здесь можно познакомиться с солдатским бытом и посмотреть показательные выступления роты Почетного караула Военной комендатуры города Москвы, а затем попробовать настоящую солдатскую кашу.
Экспонаты, представленные в музее Боевой Славы войсковой части, отражают героический и славный путь воинского соединения. Учащимся показывают казармы, где представлен в полной мере быт военнослужащих (спальные помещения, учебные классы, комнаты отдыха).
На смотровой площадке представлено оружие и виды боевой техники, находящееся на вооружении. В ходе экскурсии военнослужащие знакомят учащихся с тактико-техническими характеристиками вооружения и военной техники, форменным обмундированием, используемым военнослужащими в различных ситуациях.
Особое впечатление производит показательное выступление группы захвата, где демонстрируется физическая сила и приемы рукопашного боя со стрельбой из автоматов, подрывом взрывпакетов, что создаёт эффект реального боя.
29 августа 1949 год является датой создания Ракетно-ядерного щита России. 30 сентября 2009 года в концертном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе отмечался 60-летний юбилей ядерного щита нашей Родины. Здесь собрались школьники Западного округа и ветераны атомной энергетики, подразделений особого риска, атомного флота, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Очень важно, что наши школьники воочию увидели этих людей, узнали из презентации и выступлений ветеранов об их подвиге — создании Ядерного щита России.
Путешествуя по древним городам России, каждый ученик открывает для себя что-то новое. Экскурсионные маршруты помогают увидеть исторический облик города, его пригородов, познакомиться с уникальными памятниками материальной и духовной культуры народа, приобщат к богатому историческому наследию России.
Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, Подмосковье, Суздаль, учащийся, написание сочинения, ребята, Россия, экскурсионная работа.
Похожие статьи
Большую пользу учащимся приносят также литературные экскурсии по Москве в места, связанные не только с жизнью и творчеством писателей, но и с бытом, нравами старой Москвы, с ее архитектурными памятниками. Мы решили, что проектным продуктом нашей работы должна.
Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной.
В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б)
[3, с. 6]. Методы и виды работ: эвристическая беседа, рассказ педагога, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.
Программа направлена на работу с учащимися 5 классов и рассчитана на 34 часа.
Презентация самостоятельно составленной экскурсии. 3. Литературное Подмосковье в XX веке.
Усадьба в истории русской культуры. Образ усадьбы в художественной культуре России.
О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории
Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся
4) применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.
Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале.
Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях [4, с.70].
И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика.
Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по.
Экскурсия должна быть связана с учебным материалом. Тогда учащиеся приобретут опыт общения вне стен учебного заведения.
Прежде необходимо соблюдение определенных требований: наладить работу самой системы экскурсионной работы в школе, совместить.
Радонежье — край духовности и вдохновения | Статья в журнале.
Программа направлена на работу с учащимися 5 класса в возрасте 10–11 лет и рассчитана на 34 часа в год.
Беседа, лекция, библиотечный урок, защита творческих работ, реальная экскурсия, заочное
Роль Радонежья в истории и культуре Подмосковья и всей России.
Организация профориентационных экскурсий для младших.
Все это определяет специфику профориентационных экскурсий для учащихся начальной школы.
- беседа по содержанию экскурсии, обобщение знаний, полученных на экскурсии (оформление стенда, фотоальбом, рисунки, сочинения, отзывы детей и т. д.)
Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Школьный туризм относится к социальному туризму . осуществляется полностью или частично за счет средств российской Федерации. Субьектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.1. Официальный сайт. Федеральный закон о туризме.
Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Зачастую их интересы совпадают с интересами родителей и тогда возникает семейный туризм - наилучший активный отдых.
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть заинтересовано в школьном туризме. Находясь вдали от дома и родительской опеки, школьник ощущает и понимает значение коллектива, учится принимать решения и нести за них ответственность, чувствует влияние положительных нравственных качеств окружающих людей, оценивает этих людей и сравнивает себя с ними. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время путешествий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, социологии, политологии, приобретаются новые знания. Школьник во время путешествий знакомится с культурой и обычаями разных народов, изучает родной край, пополняет знания в области краеведения.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.
Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.
Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГАМИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.
Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.
В целом, школьник решает во время туристских поездок задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития.
В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики. В то же время современный школьник очень нуждается в таком влиянии. Официальная статистика отмечает, что ученики средних общеобразовательных школ, особенно ученики старших классов, подвержены многочисленным хроническим заболеваниям. В отдельных школах число нездоровых детей доходит до 90%. Объяснений этому факту можно привести множество: низкий уровень доходов населения, неустроенный семейный быт, родительский алкоголизм и наркомания, чрезмерное увлечение компьютерной работой, просмотром телепередач, малоподвижный образ жизни, перегруженность школьников занятиями, низкая культура проведения свободного времени, отсутствие регулярных занятий физической культурой и многое другое. В такой ситуации любые нравственно положительные средства хороши для оздоровления и развития детей.
В связи с этим, представляется несомненно актуальным заполнить досуг детей поездками и путешествиями под присмотром взрослых специалистов с соответствующей культурной и оздоровительной программой.
В современных условиях в нашей стране есть, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Это препятствие представляет собой низкий уровень жизни нашего населения и невозможность выделения средств для путешествий школьников. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше - не один раз.
Все эти особенности возлагают дополнительные трудности на плечи организаторов школьного туризма - они должны весьма точно знать запросы этого сегмента рынка и предлагать только то, что особенно интересно школьникам и, как следствие, будет ими востребовано.
Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.
Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Жизнь учеников не ограничивается только освоением школьной программы, поэтому коллективные поездки с посещением музеев, выставок, различных историко-архитектурных памятников приобретают особое значение. Экскурсионная деятельность является связующей системой всех учебных предметов и направлена, в первую очередь на помощь учебному процессу, на закрепление и развитие полученных знаний на уроках.
Совместные экскурсии знакомят детей с культурным наследием нашей страны, дают возможность расширить их кругозор, приобщиться к общей мировой культуре. На экскурсиях обучающиеся могут не только наблюдать те или иные объекты, ситуации, но и имеют возможность участвовать в них, подражая деятельности взрослых, знакомиться с предметами и явлениями окружающей их жизни.
Помимо познавательной направленности, коллективные поездки способствуют раскрытию лучших человеческих качеств, таких как: дружелюбие, общительность, терпимость; формируют ответственность друг за друга; развивают чувство коллективизма и патриотизма. В поездках вырабатываются такие человеческие качества как выносливость, терпение, самоорганизация, любознательность, коммуникабельность, взаимовыручка. Экскурсии создают благоприятные эмоциональные условия, развивают познавательную деятельность, сплачивают учащихся одним общим делом.
Задачи экскурсионной деятельности:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Повышение их образовательного уровня.
- Повышение культурного уровня учащихся.
- Воспитание патриотических чувств к Отечеству.
- Расширение и развитие общего кругозора учащихся.
- Формирование потребности саморазвития.
Пакет документов на выезд организованной группы обучающихся за пределы Москвы (по территории России)
1.Заявление родителей (согласие на выезд).
2.Список обучающихся и сопровождающих педагогов (по 1 сопровождающий на 10 детей).
3.Приказ о назначении руководителя группы.
4.Медицинский работник обязательно должен быть в группе (ксерокопия диплома о медицинском образовании).
5.Заверенный список выезжающих детей с отметкой врача.
7.Приказ «О проведении инструкции по технике безопасности (приложение с подписью учащихся).
8.Копия лицензии фирмы, организующей выезд группы.
9.Копия договора с туристической фирмой.
10.Нотариально заверенная доверенность от обоих родителей на выезд ребенка(за пределы России).
Читайте также: