Проектная деятельность в школе готовые проекты 10 класс по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Выполнили: ученицы 10 класса
Пчёлкина Юлия и Завражнова Валерия
Руководитель: Перковская Ольга Владимировна - учитель биологии
Введение
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) – это молекула, присутствующая в клетках всех живых организмов - бактерий, растений, животных. ДНК несет генетическую информацию, которая наследуется, то есть передается от родителей к потомкам. ДНК определяет все физические признаки и особенности человека: цвет волос, глаз и кожи; рост; черты лица; группу крови и бесчисленное множество других. Наша ДНК является комбинацией ДНК нашего отца (из его сперматозоидов) и нашей матери (из ее яйцеклетки) сформировавшейся после оплодотворения. ДНК – нечто абстрактное и недоступное взгляду. Так мы представляем ДНК после её изучения по программе курса биологии.
Мы слышали, что любая выделенная из клеток ДНК выглядит одинаково, но все равно здорово посмотреть на собственную ДНК, осознавая, что это то, что делает нас живым и уникальным. Так определилась цель нашего исследования.

Цель исследования: выделение собственной ДНК и её сохранение.

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать информационные источники по данному вопросу;
2. Съездить в г. Томск для выполнения данной работы;
3. Познакомиться с технологией выделения ДНК;
4. Выделить собственную ДНК и переместить в сосуд для хранения;
5. Убедиться в том, что ДНК вполне реальна и осязаема;
6. Познакомить со своей работой учащихся в ходе изучения молекулярной биологии.

Гипотеза исследования: мы предположили, что если разрушить оболочку клеток, а затем ядра то ДНК должна будет находиться в сосуде, где будет содержимое клеток.

Объект исследования: ДНК

1. Приборы и материалы

СОДЕРЖАНИЕ НАБОРА ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ДНК
Компоненты в составе набора
Буфер для лизиса
Сухая протеаза и соль
15 мл пробирки
Разноцветные микропробирки
Стерильные пипетки в индивидуальной упаковке
Необходимые дополнительные принадлежности
91% изопропанол или 95% этанол
Водяная баня с термометром (рисунок 1.1.)
Стакан или штатив чтобы поместить 15 мл пробирки в водяную баню
Стакан для слива
Штативы для микроцентрифужных пробирок
Контейнер со льдом
Фломастеры
2. История открытия ДНК
Более шестидесяти лет назад было сделано замечательное научное открытие. 25 апреля 1953 года была опубликована статья о том, как устроена самая загадочная молекула – молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты. Сокращенно её называют ДНК. Эта молекула встречается во всех живых клетках всех живых организмов. Обнаружили ее ученые более ста лет назад. Но тогда никто не знал, как эта молекула устроена и какую роль играет в жизни живых существ.

Окончательно разгадать тайну удалось английскому физику Френсису Крику и американскому биологу Джеймсу Уотсону.
Их открытие было очень важным. И не только для биологов, которые узнали наконец, как устроена молекула, управляющая всеми свойствами живого организма.
Одно из крупнейших открытий человечества было сделано так, что совершенно невозможно сказать, какой науке это открытие принадлежит, – так тесно слились в нем химия, физика и биология. Этот сплав наук и есть самая яркая черта открытия Крика и Уотсона.
Ученых давно интересовала тайна главного свойства всех живых организмов – размножение. Почему дети – идет ли речь о людях, медведях, вирусах – похожи на своих родителей, бабушек и дедушек? Для того, чтобы открыть тайну, биологи исследовали самые разные организмы.

И ученые выяснили, что за сходство детей и родителей отвечают особые частицы живой клетки – хромосомы. Они похожи на маленькие палочки. Небольшие участки палочки-хромосомы назвали генами. Генов очень много, и каждый отвечает за какой-нибудь признак будущего организма. Если говорить о человеке, то один ген определяет цвет глаз, другой – форму носа. Но из чего состоит ген и как он устроен, этого ученые не знали. Правда, было уже известно: в хромосомах содержится ДНК и ДНК имеет какое-то отношение к генам.

Разгадать тайну гена хотели разные ученые: каждый смотрел на эту тайну с точки зрения своей науки. Но чтобы узнать, как устроен ген, маленькая частица ДНК, надо было узнать, как устроена и из чего состоит сама молекула.
Химики, которые исследуют химический состав веществ, изучали химический состав молекулы ДНК. Физики стали просвечивать ДНК рентгеновскими лучами, как обычно они просвечивают кристаллы, чтобы узнать, как эти кристаллы устроены.

И выяснили, что ДНК похожа на спираль.
Биологи интересовались загадкой гена, конечно, больше всех. И Уотсон решил заняться проблемой гена. Для того, чтобы поучиться у передовых биохимиков и побольше узнать о природе гена, он отправился из Америки в Европу.
В то время Уотсон и Крик еще не знали друг друга. Уотсон, проработав некоторое время в Европе, никак существенно не продвинулся в выяснении природы гена.
Но на одной из научных конференций он узнал, что физики изучают строение молекулы ДНК с помощью своих, физических методов. Узнав это, Уотсон понял, что тайну гена ему помогут раскрыть физики, и отправился в Англию, где устроился работать в физическую лабораторию, в которой исследовали биологические молекулы. Здесь-то и произошла встреча Уотсона и Крика.
Крик вовсе не интересовался биологией. До тех пор, пока ему на глаза не попалась книжка известного физика Шредингера "Что такое жизнь с точки зрения физики?".
В этой книжке автор высказал предположение, что хромосома похожа на кристалл. Шредингер заметил, что "размножение" генов напоминает рост кристалла, и предложил ученым считать ген кристаллом. Это предложение заинтересовало Крика и других физиков. Вот почему.
Кристалл – очень простое по структуре физическое тело: в нем все время повторяется одна и та же группа атомов. А устройство гена считали очень сложным, раз их так много и все они разные. Если гены состоят из вещества ДНК, а молекула ДНК устроена так же, как кристалл, то получается: она одновременно и сложная и простая. Как же так?
Уотсон и Крик понимали: физики и биологи слишком мало знают о молекуле ДНК. Правда, кое-что было известно о ДНК химикам.

Химики знали, что в состав молекулы ДНК входят четыре химических соединения: аденин, тимин, гуанин и цитозин. Их обозначили по первым буквам – А, Т, Г, Ц. Причем аденина было столько же, сколько тимина, а гуанина – сколько цитозина. Почему? Этого химики понять не могли.
Они догадывались: это как-то связано со структурой молекулы. Но как, не знали. Химикам помог биолог Уотсон.
Уотсон привык к тому, что в живой природе многое встречается парами: пара глаз, пара рук, пара ног, существуют, например, два пола: мужской и женский. Ему казалось, что и молекула ДНК может состоять из двух цепочек. Но если ДНК похожа на спираль, как выяснили физики при помощи рентгена, то как в этой спирали две цепочки держатся друг за друга? Уотсон предположил, что при помощи А, Г, Ц и Т, которые, как руки, протянуты друг к другу. Вырезав из картона контуры этих химических соединений, Уотсон долго прикладывал их то так, то эдак, пока вдруг не увидел: аденин прекрасно соединяется с тимином, а гуанин с цитозином.
Уотсон рассказал об этом Крику. Тот быстро сообразил, как должна выглядеть двойная спираль на самом деле – в пространстве, а не на рисунке.
Оба ученых начали строить модель ДНК.
Как это – "строить"? А вот как. Из молекулярного конструктора, который напоминает детский конструктор-игрушку. В молекулярном конструкторе деталями служат шарики-атомы, которые пристегиваются друг к другу кнопочками в том порядке, в каком расположены атомы в веществе.
Молекулярный конструктор придумал другой ученый – химик Полинг. Он строил модели молекул белков и выяснил, что в них обязательно должны быть участки, похожие на спирали. Очень скоро это подтвердили физики той лаборатории, где работал Крик. Важная биологическая проблема была решена теоретическим путем.
Способ Полинга так понравился Крику, что он предложил Уотсону построить модель ДНК при помощи молекулярного конструктора. Вот так была создана модель знаменитой Двойной спирали ДНК, которую вы можете увидеть на рисунке.
И что замечательно: из-за того, что А в одной цепи может "склеиваться" только с Т в другой, а Г – только с Ц, автоматически выполняется "химическое" правило, по которому количество А равно количеству Т, а количество Г равно количеству Ц. Но самое о главное, что, глядя на Двойную спираль ДНК, сразу понятно, как решить загадку размножения генов. Достаточно "размотать" косичку ДНК, и каждая цепочка сможет достроить на себе новую так, чтобы А склеивалось с Т, а Г – с Ц: был один ген – стало два. Из-за того, что размеры пар А-Т и Г-Ц одинаковы, молекула ДНК по структуре в самом деле напоминает кристалл, как предполагали физики.
И в то же время этот "кристалл" может содержать самые разные сочетания А, Т, Ц, Г, и поэтому все гены разные.
Решение проблемы гена Уотсоном и Криком привело к тому, что буквально за 2–3 года сформировалась целая новая область естествознания, которую назвали молекулярной биологией. Часто ее называют физико-химической биологией.

4. Выделение ДНК в лаборатории города Томска
Суть работы.
Мы можем увидеть ДНК, если возьмем много клеток, вскроем их, и соберем ДНК изо всех клеток вместе. Представьте себе молекулы ДНК как длинные белые нитки. Если нити висят в воздухе вдоль всей комнаты, их сложно увидеть, но если собрать все нитки в моток на полу, он будет виден очень хорошо. В этой лабораторной работе с помощью детергента и ферментов, ваши ученики вскроют клетки, собранные со внутренней поверхности щек и высвободят из них ДНК. Затем добавляется соль и холодный спирт, которые заставляют ДНК выпасть в осадок в виде достаточно большой, заметной глазу массы.
Начинаем работу с того, что осторожно пожевываем внутренние поверхности щек; при этом с них слущиваются эпителиальные клетки. Затем полощем рот водой и сплевываем ее в пробирку, чтобы собрать клетки. К воде, содержащей клетки, добавляется буферный раствор для лизиса, содержащий детергент (моющее средство), разрушающий фосфолипидные мембраны клеток и высвобождающий ДНК. Буферный раствор обладает свойством поддерживать определенный pH, чтобы ДНК оставалась стабильной.

Сбор и лизис клеток
Чтобы собрать достаточное количество эпителиальных клеток со слизистой наших щек, мы должны осторожно жевать внутренние части своего рта в течение 30 секунд, и потом прополоскать рот небольшим количеством воды. Для успеха работы важно собрать нужное количество клеток, поэтому удостоверились в том, что мы достаточно долго жевали свои щеки.




Выводы
Выделение ДНК это первый шаг во многих биотехнологических процедурах: клонировании и картировании генов, секвенировании ДНК. Почти любой анализ ДНК подразумевает, что она должна быть выделена из клеток или тканей. С помощью этой работы мы получили представление о том, как просто можно выделить ДНК для использования в современных научных экспериментах.
1. В ходе работы мы изучили Интернет источники по открытию и выделению ДНК;
2. Съездили в г. Томск для проведения работы по выделению ДНК;
3. Познакомились с технологией по выделению ДНК;
4. Выделили собственную ДНК и переместить в сосуд для хранения;
5. Познакомить со своей работой нам ещё предстоит своих соклассников.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Распространение гриппа с точки зрения физики


В учебной исследовательской работе по биологии "Распространение гриппа с точки зрения физики" автор дает общую характеристику заболеваний ОРВИ и гриппа, а также выясняет характер их распространения и осложнений.

Проект "Проблема распространения ВИЧ–инфекции"


В ученической исследовательской работе по биологии "Проблема распространения ВИЧ–инфекции" представлена в полном объеме информация о вирусе иммунодефицита человека, перечислены симптомы данного заболевания, его опасности для носителя и окружающих его людей.

Брекет – системы: показания для установки, виды и уход


В ученической исследовательской работе по биологии "Брекет – системы: показания для установки, виды, особенности и уход" рассмотрены теоретические сведения о брекет-системах, история их появления и показания к использованию. В работе приводится характеристика всех видов брекет-систем.

Проект по биологии на тему "ГМО в нашей жизни"


В ученической исследовательской работе по биологии "ГМО в нашей жизни" рассматривается теоретическая информация о том, что такое ГМО и откуда оно к нам пришло. Автор проекта детально изучил мнения сторонников и противников генно-модифицированных продуктов и пришел к собственному выводу по данному вопросу.

Экологический паспорт парков города Бугуруслан


В ученической исследовательской работе по биологии "Экологический паспорт парков города Бугуруслан" автор изучает общую характеристику парков города Бугуруслан, углубляется в тему значения парков в экологии города, а также исследует экологическое состояние парков.


В ученической исследовательской работе по биологии "Волосы – показатель красоты и здоровья человека" автор изучает строение человеческого волоса и факторы, влияющие на состояние волос человека, описывает признаки здоровых волос.

Исследование популяции копытных животных в Качугском районе


В исследовательской работе по биологии на тему "Исследование популяции копытных животных на территории Качугского района" автором проекта представлено изучение понятия "популяция" и рассмотрение основных популяций копытных животных в северных областях России.

Влияние движущих сил на эволюцию человека


Трансплантология - проблемы и перспективы


Данная исследовательская работа по биологии на тему "Трансплантология - проблемы и перспективы" ученика 10 класса школы посвящена изучению теории трансплантологии, ее проблем и перспектив развития в России, изучить этико-правовые принципы трансплантологии.

Плесень в квартире


Мини-проект "Влияние запахов на человека"


Ученический мини-проект по биологии "Влияние запахов на человека" предлагает краткий обзор теоретической информации об обонятельной системе человека и особенностях восприятия нами разных запахов.

Проект "Пищевые добавки"


В индивидуальном исследовательском проекте по биологии на тему "Пищевые добавки" учащийся 10 класса рассматривает какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека. В результате работы над проектом автор определяет, что пищевые добавки отрицательно влияют на организм и здоровье человека.

Антивакцинаторство или медицинское диссиденство


В исследовательском проекте по биологии на тему "Антивакцинаторство или медицинское диссиденство" выясняется, откуда взялись прививки, что собой представляют вакцины в прошлого и современные медикаменты, и почему так популярны отказы от прививок.

Данная проблема является актуальной, но не достаточно изученной. В связи с этим мне хочется разобраться в значимости изучения немецкого языка в мире, в России, в нашей республике и конкретно в Алагирском районе.Сейчас немецкий язык изучается со второго класса. Во многих школах республики немецкий язык изучается как второй иностранный, но не в нашем районе. И я решила выяснить, какой процент учеников изучают немецкий язык, в соотношении с английским.

Представленная разработка демонстрирует приёмы и способы выполнения авторских панно, с использованием текстильных материалов с быстрым визуальным эффектом.

Работа состоит из двух частей - текстовой и инфографики. Была создана для метапредметной олимпиады "Не прервется связь поколений" в 2020 году, получив статус "Победитель". Посвящена героическому трудовому подвигу подростков в тылу во время Великой Отечественной войны.

Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, в канавах, на окраине села, на стадионе, около домов, у магазинов, по берегу реки можно увидеть горы мусора. Это никак не красит нашу природу. Огромные горы лежалого мусора- это реальная угроза здоровью жителей. Я решила узнать, что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора? Оказывается, в нашем селе организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов – очень актуальная проблема. Так возникла тема исследования.

В работе рассматривается понятие агрессии, роль агрессии в жизни человека, приводятся результаты исследования проявлений агрессии в подростковом возрасте.

Растительный организм - очень сложная система, в которой постоянно происходят различные биохимические и физиологические процессы. На скорость протекания данных процессов влияют стимуляторы роста и развития растений. Проблема заключается в том, что не изучена эффективность стимуляторов роста веществ на личном опыте, и они продаются по разной цене и некоторые стоят очень дорого. Какой лучше? Тема является актуальной для многих людей, поэтому мы решили раскрыть её в нашей проектной работе. Для изучения данной проблемы необходимо провести исследования.

Исследование правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV для того, чтобы выяснить чье правление было более кровавым.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 329 материалов








5817378 5742567 5699053 5681743 5661707 5645957 5629176 5574720 5572337 5542270 5542208 5499542 5499496 5447002 5446957 5446950 5409980 5404858 5394322 5338525

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: