Тургенев живые мощи краткое содержание анализ

Обновлено: 18.05.2024

История написания

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

Жанр и основная идея

Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

Композиция рассказа

Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

Характеристика героев

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта "Образование".

Литературное направление и жанр

Проблематика

Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.

Основная проблема – долготерпение русского народа.

Сюжет и композиция

Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.

Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь - полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).

Барин-рассказчик

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, - достать ей лекарство от бессонницы.

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

Петр Петрович

Добравшись до места, они обнаружили нежилой чистенький флигелек, где и заночевали. На следующий день погода стояла солнечная и безоблачная.

История написания

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:


  1. События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  2. Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  3. Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.

Сарай

В общем, Петру Петровичу захотел пройтись, по тропинке он дошел до пасеки и там вдруг увидел плетеный сарайчик, куда обычно на зиму убирают ульи. Он открыл дверь и заглянул, потянуло запахом душистых сушеных трав – мяты и мелиссы. В углу стояли подмостки, где виднелась маленькая фигура, прикрытая одеялом.

Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.

Диковинные сны

Когда глаза главного героя окончательно привыкают к темноте, ему удается досконально рассмотреть черты лица женщины. Но сколько он ни пытается, ему не удается разглядеть хотя бы проблески былой красоты.

При этом Лукерья жалуется, что в последнее время плохо спит. Часто она подолгу не может уснуть из-за сильных болей во всем теле. Но когда ей это, наконец, удается, она видит диковинные удивительные сны. Однажды ей привиделось, что она сидит на обочине большой дороги в костюме богомолки или странницы. Мимо нее проходят толпы странников, среди которых ей бросается в глаза одна женщина, которая оказывается на голову выше всех остальных. У нее строгое лицо и заграничное платье. Когда Лукерья спрашивает ее, кто она, та отвечает, что ее смерть.

Узнав это, Лукерья просит поскорее забрать ее с этого света, потому что жизнь ей уже не мила, в ней остались только горести и страдания. Смерть отвечает, что еще не время, она за ней придет только после Петровок (так в народе называется сенокос).

Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.

Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.

Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее помолвили с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого. От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела. Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.

В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.

Композиция рассказа

Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

Полумертвое существо

Лукерья продолжала свой рассказ тем, что вот уже много лет лежит она, летом здесь, в плетушке, а зимой – в предбаннике. Добрые люди ее не забывают. Лукерья рассказала, что сначала ей было томно, но потом она привыкла, и подумала, что ей еще не так уж и плохо, по сравнению с глухими и слепыми инвалидами и бездомными людьми.

Жанр и основная идея

Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

Христос

Она рассказала своему гостю, что иногда поет тихо сама про себя, а иногда читает молитвы, которых тоже немного знает: Отче наш, Богородицу, акафист Всех скорбящих.

Барин хотел было предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. А потом стала рассказывать про свои необычные сны.

Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже.

Характеристика героев

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Женщина-Смерть

Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

Тургенев. Краткие содержания произведений

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бурмистр
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Дворянское гнездо
  • Деревня
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Записки охотника
  • Касьян с Красивой мечи
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Отцы и Дети
  • Отцы и Дети по главам
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Стучит
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Хорь и Калиныч
  • Часы

Барин-рассказчик

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

История написания

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

Писатель Тургенев

  1. События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  2. Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  3. Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.

Жанр и основная идея

Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

Композиция рассказа

Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

Характеристика героев

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

Судьба Лукерьи

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

Читают рассказ Тургенева

В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

Смысл рассказа

Смысл книги

Произведение по литературному направлению принадлежит к реализму и имеет автобиографическую основу, так как главные события развиваются на хуторе Алексеевка — в имении матери автора.

Основная тема произведения — это сила мужества и терпения русского народа, который с большой стойкостью и неимоверным терпением переносит все беды и страдания, выпавшие на его долю. Это удачно раскрывает и эпиграф, взят из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Ее святость проявлялась еще при жизни. Во сне к ней явился сам Христос, назвал ее своей невестой и обещался забрать в рай небесный, где она будет ему петь свои прекрасные песни. И видение ей было: пришли родители и благодарят, что грехи их облегчает, а сама и вовсе их не имеет, так как освобождена от них за свои муки, страдания и сильную веру. А безгрешны — только святые.

Ей, как избранной и достойной чести Господа, извещают время смерти. Ее душу на небе встречают звоном колоколов, которые слышны только ей.

Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и помогает слабым, душой и сердцем предан Богу.

Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.

Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что прошла все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.

В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.

Рассказ заканчивается смертью девушки. Вполне естественно, что такой печальный финал несомненно огорчил бы внимательного читателя, но не в этом случае. Ведь для Лукерьи, постигшей Господнее таинство, смерть – это не только избавление от нечеловеческого мучения и боли. Это прежде всего переход в Небесное Царство, где ее ждет, как свою невесту Христос. Она с нетерпением ждет своей кончины и уходит счастливая.

Лукерья знает, что скоро умрет, и очень рада встрече с барином Петром из ее прошлой здоровой и веселой жизни, но он не узнает в ней прежней красавицы.

Он искренне предлагает помощь бедняге, но девушка ничего не желает. Может только немного опиума, чтобы немного поспать.

Жалеет девушка только о своей утраченной длинной и пышной косе, что в данной ситуации выглядит совсем нелепо.

И только перед его уходом решается попросить, чтобы господин похлопотал перед матушкой об уменьшении подати местным крестьянам. Но он молчит, хотя о лекарстве повторяет, что пришлет.

По видимому, он даже не будет говорить с матерью об этом и вскоре забудет, какое дело богатым до нужд крепостных. Он никогда бы не узнал и о Лукерьи, если бы не дождь, который помешал охоте и не занес его в это глухое селение.

Читайте также: