Трудовая деятельность внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств детей.

Правильное отношение к труду у ребёнка можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности,

добросовестного отношения к общественному труду.

Цель программы: сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.

Задачи программы:
-укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
-формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков;
- воспитание правовой культуры;
-формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать и уметь:
-владеть элементарными навыками самообслуживания;
-поддерживать чистоту и порядок в классе;
-правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять её ремонт;
-выполнять работу по обслуживающему труду;
-ухаживать за комнатными растениями и растениями на школьной клумбе

Трудовое направление


п / п

Наименование темы

Воспитатель

Трудовой час: уборка урожая, сбор семян.
Цель: формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Трудовой час: уборка спальной комнаты.
Цель: формировать практические навыки сухой и влажной уборки помещений.

"Кем быть, каким быть?"
Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии

Цель: познакомить с правилами чистки мягкой мебели, книжных полок, столов.

Трудовой час: чистка мягкой мебели.
Цель: формировать практические навыки чистки мягкой мебели с помощью различных средств.

Познакомить с различными моющими средствами, предназначенными для ручной стирки.

Трудовой час: стирка различных предметов одежды.
Цель: закрепление навыка ручной стирки одежды различными моющими средствами.

Мелкий ремонт одежды.
Цель: формировать навык выполнения мелкого ремонта одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку.

Трудовой час: подготовить школьную одежду на следующую учебную неделю.
Цель: закрепление навыка ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт.

Сервировка стола.
Цель: Учить детей правильно сервировать стол.

Цель: воспитывать уважение к людям труда

Высадка рассады цветов
Цель: учить детей высаживать рассаду в грунт

Озеленение пришкольного участка.
Цель: прививать навык высадки рассады на пришкольном участке.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации ФГОС НОО. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Цель и задачи внеурочной деятельности придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Во внeурочной деятельности обучающая функция выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеурочной деятельности заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеурочной деятельности имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника. Развивающая функция внеурочной деятельности заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.

Цель, задачи, функции внеурочной деятельности влияют на отбор ее содержания. Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр. Организация внеурочной деятельности по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе, об окружающем его мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма. Желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

Трудовое воспитание во внеурочной деятельности есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно – полезного труда.Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность, ответственность.

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен. Анализ состояния теории и практики трудового воспитания школьников на современном этапе свидетельствует, что в стране созданы предпосылки к тому, чтобы каждое новое поколение поднималось на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки. Труд приучает младшего школьника к самообладанию, прилежанию, обдуманному употреблению времени, самодисциплине, формирует у него разнообразные навыки, умения. Человек, не обладающий трудолюбием, не сможет преодолеть ни одного препятствия, он всегда будет терпеть поражения в жизни, подводить других людей, срывать выполнение важных заданий. Бездеятельность ведет к ржавчине души. Воспитывать у младших школьников готовность к труду – это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, формировать способность актуализировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности на благо общества.

Трудовая (профессиональная) деятельность младших школьников во внеурочное время должна развивать у них привычку и любовь к труду, должна дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание.Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для младших школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. М.: Университет, 2009. 88 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работаю воспитателем в школе-интернате в старшей группе. Это дети 13-18 лет, родители которых ведут кочевой образ жизни. Поэтому дети находятся в интернате с сентября по июнь месяц.

Целью своей педагогической деятельности я считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей школьников средствами современных занятий по трудовому обучению и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу

использование на практике современных педагогических технологий;

создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей школьников;

осуществление мониторинга развития компетентной личности школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы;

обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на занятиях во внеурочной деятельности (профессионализм воспитателя, учебно-методический комплект, учебный кабинет).

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

Мной была разработана программа по внеурочной деятельности "Трудовое воспитание". В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности воспитанников, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Программа по внеурочной деятельности

Возраст детей 13-18 лет (7-11 классы).

«Умный, образованный, культурный человек

В.А.Сухомлинский



Подготовил: Кучковская Л.А.,

воспитатель старшей группы

Пояснительная записка

Трудовое воспитание - процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, формирования потребности в труде.

Основными формами трудового воспитания являются: урок, субботники, организация дежурств, экскурсии на предприятия, беседы, и так далее.

Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому, умственному и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека.

Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.

Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности рассматривается в качестве главного средства введения детей в систему социалистических общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности.

Система трудового воспитания учащихся должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией, к социальному выбору. Первый квартал начинающего года всегда является проблемным в погоде. Обильные снегопады затрудняют подъезд и подход к ОУ. Снегоуборочный транспорт не успевает во время чистить дороги и тротуары. Для нашего учебного заведения эта проблема не исключение.

В период, когда появляется большое количество снега, очень важно произвести его своевременную уборку особенно на территории школы. Если промедлить с данным вопросом, то выпавший снег превратится в наст, а затем уже и в лед. Такие образования не только способны придать территории неприглядный внешний вид, но и быть небезопасным. Именно поэтому уборка территории школы от снега, должна производиться с точной регулярностью и качеством. Таким образом, тема актуальна и способствует формированию сплочения коллектива, средством коррекции нравственных качеств личности, средством выработки практических умений и навыков.

Поэтому трудовое воспитание важнейшая составная часть образования и воспитания подрастающего поколения.

Цель программы:

Развития трудовых умений и навыков.

Передачи учащимся трудового опыта, и расширение кругозора в мире профессий.

Формирование потребности в труде.

Задачи программы:

Привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе.

Развитие индивидуальных интересов в мире профессий и наклонностей в различных видах трудовой деятельности.

Формирование трудовых умений и навыков, овладение техникой безопасности при выполнении различных видов работ.

Формирование профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям.

Основные принципы программы:

Активность, доступность, системность, природосообразность.

Ожидаемые результаты:

Уважение и готовность к труду.

Культура, безопасность и дисциплина труда.

Инициатива и творчество в труде.

Получение удовольствия от проделанной работы.

Программа делиться на 4 этапа:

1 этап - Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека.

2 этап – Знакомство учащихся с трудом взрослых.

3 этап – Общественно полезная деятельность.

4 этап – Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.

Содержание программы

1 этап - Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека.

Главной целью является: приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.

Компоненты содержания

Формирование привычки к труду.

Доводить начатое дело до конца.

Формирование и закрепление умений и навыков, таких качества, как сноровка, трудовая смекалка.

Бережное отношение к трудовому инвентарю.

Научиться ценить результат своего и чужого труда.

Знакомство и соблюдение техники безопасности.

Профессиональная ориентация учащихся.

Формы осуществления содержания

Беседы, классные часы.

Организация дежурства в столовой, корпусе.

Инструктажи по технике безопасности перед работой.

2 этап – Знакомство учащихся с трудом взрослых.

Цель: ознакомлению детей с трудовой деятельностью взрослых для расширения кругозора в мире профессий.

Компоненты содержания

Знакомство с различными профессиями

Ознакомление детей с видами труда, близкими их опыту: школой, предприятиями обслуживания населения (почтой, магазином, аптекой и др.). В дальнейшем детей можно познакомить с предприятиями промышленности и сельского хозяйства.

Сформировать определенные взгляды и убеждения к физическому, интеллектуальному труду.

Формы осуществления содержания

Беседы, классные часы.

Чтение книг, просмотр фильмов

3 этап – Общественно полезная деятельность.

Компоненты содержания

Ремонт учебных пособий, книг.

Бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю группы, школы.

Озеленение группы, класса, пришкольного участка.

Формы осуществления содержания

Уход за одеждой, поддержание порядка и чистоты в группе, и школе.

Беседы и классные часы.

4 этап – Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.

Цель: воспитание сознательной дисциплины учащихся – это результат системы воспитания.

Компоненты содержания

Правила поведения в труде, техника безопасности.

Работа в коллективе.

Дисциплина – это безопасность.

Культура поведения – это начало к сознательной дисциплине.

Повышение мотивации учащихся к труду и дисциплине.

Формы осуществления содержания

Инструктаж по технике безопасности, беседы, классные часы – разъяснение смысла правил.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Организация внеурочной деятельности
в начальной школе

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Организация внеурочной деятельности

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • · соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • · опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • · опора на ценности воспитательной системы школы.
  • · свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

  • собственные ресурсы школы ( педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);
  • привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, работающие на базе школы);
  • педагогические работники,имеющие соответствующую квалификацию.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Спортивно – оздоровительная деятельность:

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Рекомендуются следующие формы:

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр

Учреждения дополнительного образования детей, спорта

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции, кружки

Школьные оздоровительные лагеря

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

Художественно-эстетическая деятельность:

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Вторая половина учебного дня

посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре,

художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

инсценирование сюжетов из истории,

диалоги на темы,

чтение и просмотр красочных познавательных программ,

компьютерные игры (специально отобранные специалистом),

игра на инструменте,

прослушивание музыкальных произведений и т.д

Учреждения дополнительного образования детей, культуры

Школьные оздоровительные лагеря

Научно – познавательная деятельность:

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Вторая половина учебного дня

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения

Школьные оздоровительные лагеря

Военно – патриотическая деятельность :

Военно - патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Военно – патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности:

Вторая половина учебного дня

Военно – историческая подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др.

Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно – познавательные: встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов военно – патриотической направленности.

Волонтёрская деятельность: шефство.

Церемониальные: смотры, месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.

Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций

Школьные оздоровительные лагеря

Общественно – полезная деятельность:

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно – полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе.

Следовательно, при создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО нового поколения, где общественно – полезная деятельность младших школьников является одним из приоритетных направлений.

Вторая половина учебного дня

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций

Школьные оздоровительные лагеря

Проектная деятельность :

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к младшему школьнику предъявляются определённые требования.

В организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Читайте также: