Трудовая деятельность в природе как средство ознакомления с природой детей с овз в доу

Обновлено: 03.07.2024

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.
Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути?
Куда приведет эта река?
Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?
- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам
двигаться вперед в заданном направлении.

Первое весло – деятельность.
Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Второе весло – эмоции.

Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Наглядные методы
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

И мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по ознакомлению детей с природой.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.


Первые годы жизни ребенка полны достижений и одним из них является осознание самого себя, как части семьи, природы. Он начинает осознавать свое место в кругу родных и близких. Раннее детство также является плодотворной почвой для закладки у ребенка основ взаимодействия с окружающим миром: миром вещей, людей, природой. В этот период задачей взрослых является научить ребенка осознавать себя, как часть природы, а природу, как значимую ценность для всех людей, живущих в нашем городе, нашей стране, на нашей планете.

Но и сама природа может выступать средством воспитания. Каменский Я. А. полагал, что, когда ребенок научится взаимодействовать с природой, видеть ее изменения, понимать их сущность и значение, можно будет говорить о природе, как источнике знаний, благодаря которым у ребенка будет гармонично и природосообразно формироваться ум, развиваться чувства, воспитывать волю. [10] Этой же теории придерживался и Ушинский К. Д., он полагал, что все полезное и важное для умственного, физического, психического развития детей имеется в природе. [9] Следует отметить что данный метод воспитания целесообразен как для дошкольников, развивающихся соответственно норме, так и для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Эти идеи продолжили раскрывать в своих научных трудах, посвященных дошкольному воспитанию, такие ученые, как О. Иогансон, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, А. М. Степанова. [3] Педагоги-дошкольники в своей работе по экологическому воспитанию, опираются на методические пособия, разработанные М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко.

Экологическое образование играет центральную роль в воспитании, развитии, и адаптации в социуме детей с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включенные в образовательный процесс детского сада — это особая категория дошкольников, у которых отмечаются разнообразные структуры дефектов, которые могут включать в себя как двигательные, психические, так и речевые нарушения различной степени выраженности. К примеру, дети с детей с ДЦП, в силу ограничения возможности передвижения, речевых и прочих нарушений, не могут овладеть тем объемом знаний и представлений об окружающем мире, который доступен их здоровым сверстникам. А дошкольники с задержкой психического развития — в силу быстрой утомляемости и неустойчивого, рассеянного внимания [7].

Процесс экологического образования и воспитания в инклюзивной группе детского сада очень сложный, потому что требует от воспитателя знания особых методов и приемов работы. Педагог-дошкольник должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОВЗ начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы сопереживать, беречь и заботиться о ней. Вызвать интерес к изучению экологии — одно из условий для развития гармоничной, цельной личности. Именно интерес формирует то, как в дальнейшем будет относится уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его помыслы и действия, как он сумеет занять свою нишу в мире людей. Особенное значение для развития дошкольника с ОВЗ имеет формирование у него представлений о симбиозе человека и природы. Ишюлитова М. В. полагает, что только при практическом взаимодействии с природой, у ребенка может наблюдаться полноценное развитие личности [8]. Это поможет ему поверить в свои возможности, что в будущем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья, почувствовать свою значимость и позволит стать полноценным членом общества [1].

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, экологическое образование, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, детский сад, часть природы.

Оценить 1135 0

Актуальность: Выбранная мною тема является актуальной, поскольку труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются познавательные и волевые усилия. Труд в природе доставляет детям много радости, и непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней .

Проблемой трудового воспитания занимались многие ученые и педагоги:

С.Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой.

В.Г.Нечаева рассматривала основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыла некоторые особенности труда, определила методы руководства трудом дошкольников.

В.И. Логинова разработала методику моделирования трудовых процессов для дошкольников.

В трудах Е.И. Тихеевой, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной и другие доказано, что труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы экологических знаний.

Цель исследования - изучить эффективность труда в природе как средства формирования экологических знаний старших дошкольников.

Мною была выдвинута следующая гипотеза: формирование экологических знаний старших дошкольников будет происходить более эффективно, если в воспитательно-образовательный процесс, включать разнообразные виды труда в природе.

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологических знаний старших дошкольников.

2. Выявить уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников.

3. Разработать систему трудовых мероприятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников.

4. Выявить эффективность разработанной системы в развитии экологических знаний старших дошкольников.

1- знания о мире животных;

2- знания о растительном мире;

3- знания о неживой природе;

4- знания о временах года

Диагностика представляла собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий.

Для углубления, уточнения и систематизации знаний о природе был проведена работа, которая проходила в три этапа. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (10 человек) из МБ ДОУ №278. Целью первого этапа работы с детьми было обогащение познавательного и практического опыта, связанного с трудом и формирование устойчивого интереса к труду в природе.

Для организации труда в природе создали необходимые условия (фото уголка). В уголке природы были подготовлены необходимые материалы, оборудование, инструменты для проведения труда в природе.

С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников.

С. Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.

П.Г. Саморукова. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.

Проводились дидактические игры для расширения представлений детей о трудовых действиях.

Для формирования представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами, использовали различные модели, алгоритмы.

Целью второго этапа, обучающего, стало формирование экологических знаний в процессе труда в природе.

Дети принимали участие в пересадке комнатных растений (совместно с педагогом): подбирали горшки нужного размера, просеивали землю, песок, наливали воду в лейку. Сделали вывод о том, что растения нужно пересаживать.

Проведение НОД носила познавательный характер. Перед поливом и рыхлением приучали детей обследовать растения. Дети выращивали растения из семян (овес, фасоль, перец, томаты), производили посадку лука.

Дети ухаживали за кошкой, кроликом и птицами. Это способствовало формированию знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания, о внешнем строении в способе питания, передвижения, повадках и т. д.

На прогулках дети закрепляли представления о защитных свойствах снега – он закрывает землю, корни деревьев и кустарников, не давая им промерзать.

На третьем этапе работы детям предоставлялась самостоятельность по уходу за объектами уголка природы.

Дети самостоятельно, в соответствии с потребностями обитателей уголка природы, отбирали инструментарий, планировали свою деятельность и распределяли обязанности.

После третьего этапа работы была проведена повторная диагностика, используемая в начале работы. Мы видим сравнительные данные уровней экологических знаний детей в январе и марте. Таким образом, высокий уровень у 20 % (2 детей), средний уровень 50 % (5 детей), низкий уровень 30% (3 детей).

В ходе экспериментальной работы подтверждена гипотеза о том, что формирование экологических знаний старших дошкольников будет происходить более эффективно, если в воспитательно-образовательный процесс, включать разнообразные виды труда в природе.

Разработанный комплекс мероприятий по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста по труду в природе в НОД и в повседневной жизни эффективен.

Проводимая работа по труду в природе эффективна и дает положительные результаты.

Труд в природе доставляет детям много радости, расширяет кругозор, удовольствия и содействует их всестороннему гармоничному развитию.

В процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней.

Развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Автор:Седых Нина Павловна, воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: данный опыт по организации практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ может быть интересен не только педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, но воспитателям дошкольных учреждений для организации проекта "Огород на окне".
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Иногда возникает ощущение, что и дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья.



Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.


Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.



В нашем детском саду обучаются дети с особыми возможностями здоровья.
В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью.



Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Поэтому в нашей группе мы стараемся познакомить дошкольников с явлениями природы, различными видами растений, животных, используя различные формы и методы работы с детьми. Это интегрированные занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, трудовой десант, экологические походы, праздники, дидактические игры, инсценировки.
В работе с детьми при проведении ежедневных прогулок, экскурсий, наблюдений, бесед особый акцент делается на воспитание бережного отношения к окружающей природе.



Воспитатель знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит использовать радость от осознанного взаимодействия с растительном миром который находится рядом, воспитывает потребность в творчестве.



В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, особенно в коррекционной работе. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности растительного мира. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому с приходом весны возникла идея создания огорода на подоконнике, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.





Посадили семена помидора в контейнер. С помощью родителей сшили муляжи овощей, растущих в нашем крае. Изготовили мини-огородик для проращивания семян.
Изготовили формочки в виде геометрических фигур для проращивания кресс салата на подложках.




Посадили лук, для использования зелени в пищу.
Второй этап исследовательский.
Были проведены опыты.
Мы наблюдали за ростом зерен пшеницы, овса, кошачьей травки, находили различия между ними.




Наблюдали за ростом зелени у лука в земле, в воде, в темноте (изменение цвета). Вели наблюдения за ростом корневой системы лука в воде. Находили отличия, наблюдения за ростом лука и чеснока. Наблюдали за проращиванием семян кресс салата в жестяных геометрических формах.
Прорастив семена фасоли и бобов, мы посадили их в прозрачные емкости. После сравнили, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.




В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.
Третьим был эстетический этап.
Мы оформили сказочный дворик с домиком, дорожками, домашними животными.



Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей. Создали огородик из кашпо в виде различных видов овощей.



Сделали грядки из соленого теста с различными овощами и ягодами с огородов Пермского края. Из соленого теста слепили овощи и украсили ими огород.




А рассаду цветом предполагаем, высадить в разбитые в прошлом учебном году клумбы на нашем участке. И будем вести наблюдения за ростом цветов на открытом воздухе.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Родители всегда с радостью откликались на наши просьбы, участвовали в выставках о временах года, о животных, участвовали в создании поделок из природного материала. Ими были изготовлены дидактические игры, в которые наши дети с удовольствием играют. Это летняя полянка, которую надо украсить цветочками, прикрутить середину цветку и позаниматься с мягкой книгой. Все игры эстетически оформлены и очень нравятся нашим детям.
Родители оказывали посильную помощь в организации проекта. Собрали семена, приобрели необходимое оборудование для огорода. Провели дома свой эксперимент, прорастив луковку вместе с ребенком. Результаты опыта мы увидели на родительском собрании. Самое главное, что родители заметили, как их дети изменились. Теперь они с удовольствием ухаживают дома за комнатными цветами. Собираются летом обязательно помогать родителям в саду. Дети знают, что делать с растениями, чтобы они не завяли, чтобы получить хороший урожай. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.


Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. У детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Читайте также: