Исследовательская деятельность в начальной школе самообразование

Обновлено: 06.07.2024

Тема по самообразованию

Учителя начальных классов

Мисербулатовой Индиры Марвановны

- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- исследовать актуальность проблемы;

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

- исследовать результативность применения метода проектов;

- использовать метод проектов в классно- урочной деятельности;

- внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

Главной целью внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Особую роль играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при подходе - человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть ещё и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

- сформировать умение отстаивать свои права;

- развивать способность к созидательной деятельности;

- воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию ), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.

Считаю, что одним из современных средств формирования ключевых компетентностей является метод проект. Этот метод мене реализует деятельностный подход к обучению, по сколько обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещается во многих работах современных учёных. По мнению А.В.Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности ), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап . Апробация и внедрение.

С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.

Памятка для родителей

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- отслеживают выполнение плана;

- помогают предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации;

- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика воспитательный маршрут. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей ( во время работы над проектом ) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представим по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов ( успеваемость, уровень обучения, уровень воспитанности ).

Отличие текстовых заданий в том, что они организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Результаты выполнений заданий были проанализированы и обобщены.

Познавательная активность .

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны её результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ново - Савиновского района г. Казани

План самообразования

учителя начальных классов

Галиуллина Наталья Ивановна

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности и включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

разработка учебных, дидактических материалов.

изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме;

развитие творческих способностей;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

исследование актуальности проблемы в рамках школы;

изучение теоретических основ новой технологии;

выявление наиболее приемлемых форм введения метода проектов;

ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

исследование результативности применения метода проектов;

использование метода проектов в классно-урочной деятельности.

Актуальность

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;

повышение качества преподаваемых предметов;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

изучение и внедрение современных образовательных технологий

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

применение проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, что будет способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, публикации статьи по теме самообразования, выступления на родительских собраниях, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение соответствующей литературы.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Определение этапов работы.

Определение целей и задач темы.

Составление плана работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Участие в школьных семинарах, МО, педсоветах

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Выступления на педагогических советах, МО.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Защита проектов учащимися на школьном уровне.

Оформление результатов работы.

Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Выступление на родительском собрании.

Публикация печатных работ в изданиях для учителей.

Распространение опыта работы

Анализ проделанной работы по проблеме.

Представление опыта и публикация статьи в сборнике научно – практической конференции Развивающего обучения

Публикация печатных работ в изданиях для учителей.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных ов, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти и знаний, и где их искать?

Курсы повышения квалификации

Семинары и конференции

Видео, аудио информация на различных носителях

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

Список использованной литературы:

1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010г.

2.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.

5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010

6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004

7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. – М., 2010

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования учителя начальных классов Гореловой А.А., на тему: "Исследовательская деятельность при обучении учащихся начальных классов".

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2018 - 2021 г.

Ф.И.О. учителя: Горелова Анна Александровна

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

использование технологии исследовательской деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;

формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

повышение качества преподаваемых предметов;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, проведение открытого урока.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Содержание работы

Практическая деятельность

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Определение целей и задач темы. Разработка системы

мер, направленных на решение проблемы.

для учителей начальных классов.

Работа в группе учителей по теме

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса. Корректировка работы.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Подведение итогов. Оформление результатов работы.

Участие в работе районного МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Участие в работе школьного сайта. Консультативная помощь учителям и учащимся.

Распространение опыта работы

Участие в конкурсах. Публикации на сайтах.

Карта индивидуального профессионального развития (КИПР)

Основания для разработки программы

Образовательная программа школы;

Самодиагностика уровня квалификации педагога

Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога

Приобретение учителем новых педагогических знаний;

изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;

участие учителя в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;

обобщение и распространение своего педагогического опыта

Срок реализации программы

Основные разделы программы

Информационная справка об авторе программы самообразования.

Цепь и задачи программы.

Направления, содержание и формы реализации программы.

План реализации программы.

2. Информационная справка об авторе программы саморазвития

Фамилия, имя, отчество учителя: Горелова Анна Александровна

Дата рождения: 26.03.1980 год

Место работы: МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

Сведения об образовании:

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Стаж педагогической работы: 9 лет

Стаж работы в данном образовательном учреждении: 3 года

3. Самодиагностика уровня квалификации педагога.

Вопросы самодиагностики

Знакомы ли Вы с современными воспитательными технологиями?

Знаете ли Вы, как составляется портфолио педагога?

Участвуете ли Вы в профессиональных вебинарах?

Знакомы ли Вам практические приемы формирования коммуникативных УУД учащихся на уроке?

Знакомы ли Вам практические приемы формирования регулятивных УУД учащихся на уроке?

Знаете ли Вы как грамотно составить педагогический проект, организовать педагогическое исследование?

Знакомы ли Вам практические приемы формирования познавательных УУД учащихся на уроке?

Знаете ли Вы историю возникновения изучаемой Вами технологии, проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике

Умеете ли Вы организовать работу учащихся по написанию исследовательской работы?

Были ли у Вас публикации в прошедшем учебном году?

Имеется ли у Вас портфолио?

Имелись ли у Вас выступления перед коллегами с целью обобщения своего педагогического опыта?

Проводились ли Вами открытые уроки, мастер-классы?

Можете ли Вы назвать две-три фамилии учащихся, с которыми у Вас осуществляется систематическая работа по подготовке к олимпиадам, обучению исследовательской деятельности.

Умеете ли Вы анализировать уроки своих коллег и вскрывать недостатки, осуществлять самоанализ урока.

Участвуете ли Вы в разработке рабочих программ, написанию образовательной программы

Разрабатываете ли Вы новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

Знания и умения в области ИКТ

Используете ли Вы в своей работе ЭОРы и ЦОРы?

Есть ли у вас электронный почтовый ящик?

Имеется ли у Вас своя страничка, свой сайт или блок? Используете ли Вы возможности этих ресурсов в своей работе?

Имеется ли у Вас электронное портфолио?

Ведется ли Вами электронный журнал?

Умеете ли Вы пользоваться электронными базами данных?

Умеете ли Вы создавать презентации в Power Point или в других программах?

От 0 до 30 – у Вас впереди много работы

От 31 до 50 – все не так плохо, но есть над чем поработать.

От 51 до 80 – Вы серьезно относитесь к своей работе.

От 81 до 100 – Вы профессионал. Помогайте молодым коллегам.

4. Обоснование программы

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны. Саморазвитие педагога – обязательная составляющая современного образования, показатель субъективности учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования. Творческое саморазвитие направлено на активизацию внутренних личностных ресурсов учителя с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая их на новый уровень функционирования.

Для разработки программы профессионального саморазвития необходимо выполнить три условия:

используя результаты самоанализа и диагностики, наметить направления повышения своего профессионального уровня;

активизировать свою деятельность по повышению профессиональной компетентности, согласно разработанному плану. Проанализировать достигнутые результаты.

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование - средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности - важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Становление профессионализма - процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.

Модель организации процесса творческого саморазвития учителя можно представить в виде схемы, где в основу положена индивидуальная траектория педагога, что дает возможность реализовать путь его дальнейшего профессионального роста и самообразования, самосовершенствования, саморазвития и самореализации.

Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Актуальность:

Теоретические основы технологии учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Практическая основа технологии учебных проектов

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

Разработка проекта

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

II этап: Сбор и обработка информации

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием у ченической самостоятельности);

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы;

анализ разнообразной информации;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

V этап: Подготовка к защите проекта

( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Банк проектов

"Поговорка – цветочек, пословица - ягодка"

"Я хочу, чтобы мой город был чистым!"

"Культура и традиции Первомайского района"

"В этих сказках всюду счастье"

Опытно-экспериментальная работа

Обобщение и представление опыта работы на ШМО учителей начальных классов;

Ожидаемые результаты

повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Использованная литература

Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М. Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: