Трудовая деятельность в младшем школьном возрасте

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье описывается актуальность трудового воспитания младших школьников в современной начальной школе. Перечисляются основные задачи, основы и условия трудового воспитания в современной начальной школе. Рассматриваем несколько педагогических условий трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария. Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его. В первую очень нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе дети ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.


5. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г., Трудовое воспитание советских школьников в 1917-1941 гг. // Социально-педагогический подход в образовании: воплощение наследия А.С. Макаренко в современных социальных проектах: сборник научных трудов Всероссийской с международным участием конференции (г. Екатеринбург 29 марта, 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т; ред. М.В. Богуславский, Т.С. Дорохова. Екатеринбург, 2019. С.12-17.

7. Аллагулов A.M. Особенности педагогического образования в России (конец XIX — начало XX в.) // Историкопедагогическое знание в начале III тысячелетия: материалы Четвертой нац. науч.-практ. конф. М.: АСОУ, 2008. С. 15-17.

9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 14-19.

У современного ребенка повысились интересы и требования. В начальной школе важно не только дать знания счета, чтения и письма. Также необходимо обеспечить младшего школьника новыми умениями – универсальными учебными действиями. Эти умения составляют основу умения учиться, формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию.

В своей статье мы рассматриваем младший школьный возраст, так как в этом возрасте дети легко привязываются к труду, у них проявляется заинтересованность к познаниям, к новому. Труд поможет и поддержит ребенка познать этот мир, найти себя в нем, полноценно и всесторонне развиться, раскрыть свои способности и таланты. В конечном итоге получим трудолюбивого человека, сознательного по отношению к взрослым, стремительного в познаниях.

Перед современным учителем стоит непростая задача – создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Для решения этих проблем учителю нужно обратить внимание на свою работу с детьми, пересмотреть структуру урока, разработать новые методики. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. Также стоить отметить, что на сегодняшний день насчитываются около ста образовательных программ, готовых к использованию.

Цель исследования: рассмотреть актуальность трудового воспитания в современной начальной школе, выявить педагогические условия трудового воспитания в современной начальной школе.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является трудовое воспитание младшего школьника в современной начальной школе.

Метод исследования, теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь мы рассмотрим, что относится к основам содержания трудового воспитания младших школьников:

– первоначальное представление о нравственности в учебной деятельности, ведущая роль в образовании, труд и творчество человека в обществе;

– уважительное отношение у младших школьников к труду и творчеству старших и сверстников;

– первоначальное представление о рабочих профессиях;

– ценностное отношение к учёбе с творческой точки зрения [4].

Знания, заложенные в начальной школе, будут служить основой для дальнейшего обучения.

Таким образом, государственный стандарт нового поколения ставит перед собой главную задачу: обеспечить школьников качественным образованием, начиная с начальных классов. В данное время трудовое воспитание актуально как интегрированное обучение. Если слегка затронуть коррекционную педагогику, то в ней учитываются психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогическая запущенность. Именно для детей с отклонениями или задержкой в развитии трудовая деятельность дается проще, чем учебная. Трудовая деятельность воспитывает в ребенке ответственность, он старается, выполняет все задания, чувствует себя полезным и нужным. Поэтому трудовое воспитание важно для ребенка, так как оно является основным инструментом не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации [5].

Таким образом, можно сказать, что главным фактором воспитания личности в младшем школьном возрасте выступает трудовая деятельность. Трудовой процесс помогает ребенку не только поменять свое представление о себе и об окружающем мире, но и помогает изменить самооценку. Когда ребенок полностью погружается в трудовой процесс, у него меняются взгляды на многое, это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь поднимает авторитет школьника в классе. У ребенка во время трудового процесса развиваются способности, трудовые умения и навыки. А также трудовая деятельность формирует у школьника новые виды мышления. В коллективе ребенок получает новые навыки общения, формы работы, дружеское сотрудничество. Это положительно повлияет на адаптацию ребенка в обществе.

С младшего школьного возраста детей необходимо приучать к работе на пришкольном участке. Также необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности.

Во время поручения задания дети учатся вступать в диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, правильно отвечать на поручения.

На данном образовательном этапе трудовое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, выступает не только пониманием роли в жизни человека, но и в обществе. Также трудовое воспитание имеет целью установку в выборе профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.

Для младшего школьника трудовое воспитание играет большую роль в приобщении к общественно полезному труду. Коллектив может повлиять положительно в трудовом воспитании младшего школьника. Например, совместная работа со старшеклассниками или взрослыми на малыша окажет положительное воздействие.

Рассмотрим несколько педагогических условий организации трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Чтобы получить положительный результат трудового воспитания, нужно его правильно организовать. Мы выделяем в своей работе три условия: четкая организация труда и рабочего места; слаженная работа в детском коллективе; уборка оборудования и инструментария [6].

Первое условие – четкая организация труда и рабочего места, данное условие направлено на нравственную привлекательность, эстетичность трудовых действий. Нужно обратить внимание на то, что в современной начальной школе процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых, учебная нагрузка увеличилась у детей, тем самым у детей повышенная утомляемость. Во-вторых, список детей с различными заболеваниями, как хроническими, так и аллергическими. Таким детям зачастую трудовая деятельность частично или полностью противопоказана. Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности детей во время организации трудовой деятельности, поручения подбирать индивидуально по каждому ребенку, при этом никого нельзя оставлять без работы.

Воспитательный процесс ребенка - это очень ответственный момент, в нем важное место занимает трудовое воспитание, поэтому к нему нужно отнестись серьезно и стоит обратить внимание на все этапы. В трудовом воспитании главное - правильно поставить цель, заинтересовать ребенка, промотивировать его.

В первую очередь нужно подготовить трудовую деятельность, запланировать воспитательный процесс, это и будет подготовительный этап. Данный этап в трудовом воспитании является основой, фундаментом. На подготовительном этапе ученики планируют дальнейшую работу, развивают навыки простого сотрудничества, распределяют обязанности и работы между всем участниками трудового процесса. В младшем школьном возрасте самое время научиться работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, дружно работать в паре. В этом возрасте лучше усваивается совместное планирование работы.

Следующее педагогическое условие основывается на слаженной работе детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. Данное условие определяется тем, что дети самостоятельно выполняют задание, что помогает слаженной работе в коллективе. Главная ответственность возлагается на учителя, он распределяет обязанности и раздает поручения детям. Только учитель является организатором трудовой деятельности в школе, для школьников он выступает авторитетом, развивает активность и инициативность детей.

Третье педагогическое условие – уборка оборудования и инструментария, что является обязательным этапом по окончании работы. Данное условие помогает учителю сформировать у младшего школьника развитие аккуратного и бережного отношения к инструментам, оборудованию. Также у ребенка будет всегда в порядке рабочее место. Обязательно по окончании работы учитель должен подвести итоги, проговорить все плюсы и минусы проделанной работы, благодаря чему был достигнут хороший результат. Можно привлечь к этому и самого ученика, чтобы он сам огласил итоги работы. Таким образом, он научится видеть причину успеха в овладении организационными навыками и неудачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда.

В современное время трудовое воспитание младшего школьника выступает глобальной проблемой общества.

Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей [7].

В своей работе мы выявили уровень сформированности трудовых навыков младшего школьника. Для начала, чтобы дети поняли главное в трудовой деятельности и имели уважительное отношение к труду взрослых, мы поработали над формированием представлений младших школьников о мире профессий [8]. И провели диагностику представлений о труде взрослых.

Мы вступали в диалог с каждым ребенком и беседовали индивидуально про каждую профессию, которую называл он. Просили рассказать, каким оборудованием пользуется его папа, чем занимается его бабушка на работе, что он знает о профессии дедушки.

После индивидуальной беседы с учениками проводилась общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых.

Перечислим критерии, по которым мы оценивали детей по окончании проведенного нами опроса, для выявления уровня сформированности трудовых навыков младшего школьника.

Первый уровень – низкий, от 5 до 7 баллов, на данном уровне ребенок неправильно отвечает на вопросы, большинство профессий он не знает. Затрудняется в ответах об орудиях труда, а если и отвечает, то в основном неверно. Отвечает неохотно, не заинтересован в диалоге о профессиях.

Второй уровень – средний, от 8 до 12 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на вопросы, старается, но иногда допускает ошибки в названиях профессий. Знаком с орудиями труда, но не может объяснить, в каких профессиях что применяется. Заинтересован в диалоге о профессиях.

Третий уровень – высокий, от 13 до 15 баллов, на данном уровне ребенок отвечает на все вопросы правильно, не допускает ошибок в названиях орудий труда. Знает, где работают его родители и чем занимаются на работе его дедушки и бабушки. Охотно вступает в диалог о профессиях.

– 3 ученика (10%) на низком уровне, во время беседы они часто допускали ошибки в ответах на вопросы о профессиях, затруднялись отвечать на поставленные вопросы об орудиях труда, а если и отвечали, то в основном неверно, не проявляли интереса к теме о профессиях;

– 18 учеников (60%) на среднем уровне, во время беседы школьники в основном правильно отвечали на поставленные вопросы, называли несколько профессий, но неуверенно отвечали на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии;

– 9 учеников (30%) на высоком уровне, во время беседы школьники без особого труда отвечали на поставленные вопросы, уверенно называли несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.

Таким образом, можно сказать, что в современное время проблема трудового воспитания подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания общества. Эта проблема имеет особую актуальность в условиях прогрессирующего обновления всех сторон жизни общества, непрерывного образования, активизации человеческой личности. В современной школе задачей учителя является воспитание в детях любви к труду, проявления уважения как к своему труду, так и к труду других людей.

Выводы

Если рассматривать в целом общую систему воспитания младшего школьника в современной начальной школе, то главной частью является трудовое воспитание. Трудовое воспитание актуально не только в современное время, многие авторы рассматривали его и в советское время. Начальная школа выделяет главного субъекта трудового воспитания - это учитель, он может быть не только учителем труда, но и классным руководителем. Классный руководитель проводит с детьми больше всего времени, никто так же, как он, не сможет развить у младшего школьника трудовые навыки. В его руках будущая жизнь современного младшего школьника, развитие нравственных качеств и творчества. Результат труда в начальной школе будет спрашиваться с учителя, так как дети в этом возрасте без взрослой помощи добиться этого не смогут. Учитель (классный руководитель) сможет повлиять на эффективность и результативность трудового воспитания. Таким образом, можно сказать, что задача учителя в первую очередь состоит в том, чтобы взять на себя ответственность как руководителя трудового процесса. Проведенная нами беседа показала, что у детей младшего школьного возраста уровень сформированности трудовых навыков следующий: 3 ученика (10%) на низком уровне; 18 учеников (60%) на среднем уровне; 9 учеников (30%) на высоком уровне.

В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника—это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Дошкольнику, как правило, дают отдельные мелкие поручения: пойти туда - то, принести то - то. Перед ребенком школьного возраста ставятся более сложные задачи. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача—добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Рассказы о труде, экскурсии и наблюдения (например, за тем, как идет строительство дома) вызывают большой интерес у младших школьников, желание отобразить все это в рисунках пли в игре. Хотя они обращают больше внимания на внешнюю сторону труда, в этой деятельности есть воспитательный смысл.

Большое значение для формирования младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что - то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.

Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание.

ВложениеРазмер
tema_2.docx 16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и труд в младшем школьном возрасте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские народные настольные игры в развитии детей младшего школьного возраста

Якутские народные настольные игры в развитии детей младшего школьного возраста Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его р.


Интерактивная Игра - Викторина для детей младшего школьного возраста "Мой любимый город"

Игра проводится в виде викторины. Участвуют две команды. Викторина состоит из 5 раундов,. Вопросы викторины включают в себя задания о городе Энгельсе,его достопримечательностях. Во время музыкаль.

Игра и учение в младшем школьном возрасте

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Тема"Обучение игре "Квадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом"

Тема: " Обучение игре "Кквадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом" ( из опыта работы учителя физической культуры).


Сценарий развлечения в виде игры - путешествия для детей младшего школьного возраста "В поисках сокровищ"

Попадая во временный детский коллектив, ребенок оказывается в совершенно иной среде, в другой системе коммуникативных связей и отношений. Здесь он меняет привычные формы досуга на новые. В данны.


Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста

Современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с.


В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники

Образовательный процесс меняется из года в год, но трудовое воспитание школьников имело место 50 лет назад, имеет место и сейчас. Согласно ФГОС НОО трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Трудовая деятельность — свойственна для младших школьников. Несмотря на это, она имеет много особенностей, учителям следует сотрудничать с родителями учеников и систематически обучать навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н. В. Касаткин, Д. Д. Семенов, Н. И. Пирогов, В. В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Воспитание — это предмет педагогики в области научного познания. Воспитание в начальной школе — это подготовка детей к жизни в обществе, а также это процесс, заключающийся в передаче старшим поколением опыта новому поколению с целью подготовки к трудовой деятельности для обеспечения наиболее успешного развития общества. Педагогика рассматривает воспитание с разных сторон, в широком смысле — это целенаправленный процесс, осуществляющийся педагогами и включающий в себя учебную и внеучебную деятельность.

Педагог Бабанский Ю. К. считает, что труд — это основополагающий элемент современного воспитательного процесса. От природы люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни работают лучше, другие хуже. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они формируются в самого начала существования в социуме. Отсюда следует, что воспитание в человеке трудового качества — это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [2, с. 162].

Известный своими трудами, Лихачев Б. Г. определяет труд как источник материального и духовного богатства человека. Труд — главный критерий престижа, фундамент развития индивида как личности [3, с. 67]. В отечественной педагогике важным является вопрос о влиянии трудовой деятельности на физическое развитие. Согласно наблюдениям, трудовая активность оказывает укрепляющее воздействие, улучшает здоровье, повышает тонус и умственные способности. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок совершенствует интеллект, мышцы, ловкость рук, развивает силу воли. Все эти звенья повышают интерес к учебным занятиям и побуждает к труду.

К. Д. Ушинский писал, что воспитательная функция труда заключается в том, чтобы развить и закрепить у учащихся, в ходе трудового процесса, общественно-ценностные качества личности, нравственно-эстетическое отношение к жизни и труду. Каждый готовится стать членом трудового коллектива. Значение и ценность воспитанника будут зависеть только от его умения трудиться и приносить пользу себе и окружающим. Утилитарно-практическая функция труда направленна на создание духовных или материальных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все имеющиеся материальные богатства созданы созидательным трудом. А отсюда следует, что от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. Когда К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание должно воспитывать человека не для счастья, а подготавливать его к жизненному труду, имел в виду именно это [4, с. 58].

По мнению А. С. Макаренко, воспитание гражданина возможно только с помощью упорного труда. Труд укрепляет характер, а у участников воспитательного процесса формируется психология заинтересовавшегося трудящегося человека. Мы пришли к выводу, что трудовая деятельность младших школьников — это стимуляция к проявлению творческой инициативы, стремления к высоким результатам. Но, также, трудовое воспитание — это специальным образом, организованный педагогический процесс, формирующий у детей знания о практических приемах того или иного труда, умения и навыки в нем. Трудовое воспитание — понятие более широкое по сравнению с трудовым обучением. Однако, выполняя свои специфические роли, эти процессы непосредственно взаимосвязаны и, при успешном их осуществлении, они способствуют формированию трудолюбия у школьников.

Основой методов и приемов, способствующих гармоничному развитию личности, является единство трудового, умственного, идейно-нравственного и физического воспитания. Такой комплексный подход можно увидеть в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского. Он считал, что важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов индивида. Говоря о детской деятельности, В. А. Сухомлинский отмечал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был посильно-напрягающим, нравственно-воспитательным, чтобы от радости, которую труд доставляет, ребенку было интереснее жить и самому учиться. Главное решающее значение должно иметь качество труда: чем серьезнее требования, тем выше качество. Но при этом не нужно использовать в области труда какие-либо поощрения или наказания.

Очень много ценных идей, касающихся проблемы трудового воспитания, содержится в трудах классиков педагогики — Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистенверга, и др. Также различные аспекты трудового воспитания были исследованы П. Р. Артуровым, Н. И. Болдаревым, Н. К. Гончаровым, К. А. Ивановичем, И. С. Марьенко, М. И. Пискуновым, В. А. Сухомлинским, А. А. Шибановым [1, с. 363.].

В современной школе успешное формирование личности возможно лишь при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности. Многие философы и ученые считали труд преобразующей силой, обеспечивающей прогресс в развитии каждой личности отдельно и общества в целом. Трудовой элемент в школьном воспитании выступает как существенная педагогическая тенденция.

Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров говорит, что трудовое воспитание — это не только приобщение ребенка к труду, не только разговоры о любви к труду. Он считает, что труд выполняет воспитательную функцию только тогда, когда он является тем, что, приносит радость и удовлетворение душе, а не просто усилием на уровне тела. Бесполезный труд взывает только отвращение и негодование, поэтому младших школьников стоит приучать к трудовой деятельности нужной и полезной [5, с. 132].

По словам Зоровой О. А. — труд людей, занятых в сфере материального производства, включает в себя многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе благоприятствует подготовке учащихся к жизни и творческому труду. Трудовая подготовка учеников не должна сводиться только к учебным занятиям. Существуют различные технические кружки и секции, в которых, в свободное от учебы время, школьники занимаются моделирование, конструированием и изготовлением каких-либо машин и механизмов. Все эти занятия расширяют кругозор детей, воспитывают в них любовь к труду, формируют творческое мышление, инициативу.

В трудовой деятельности выделяют ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личности; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, которые возникают в процессе труда учащихся начальных классов, способствую реализации процесса социализации личности. В коллективном труде у школьников возникает необходимость состыковывать свои цели с целями коллектива, а также связывать свои усилия с усилиями всех участников совместной деятельности.

В новой технологии трудового воспитания акцент ставится на практическом применении учащимися теоретических знаний. Изменяется структура трудового воспитания. Она становится комплексной, включает в себя представление о технике и технологии, умения решать практические задачи, достижение качественных результатов. Особенно высоко должен оцениваться творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить показатели производства. Творческую активность школьника увеличивают различные смотры, конкурсы, выставки [1, с. 201].

Выделяют следующие формы трудового воспитания:

  1. Индивидуальная форма;
  2. Коллективная форма (производительный и общественно полезный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые учащимся для дальнейшей адаптации);
  3. Групповая форма (утренники и праздники на тему труда) [3, с. 57].

К. Д. Ушинский определил цель воспитания как подготовку к свободному и творческому труду, он понимал, что личный труд каждого человека в конце концов — труд общественный. С давних времен люди уже пытались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен только тогда, когда человек с любовью относится к работе, сознательно видит радость в ней, понимает необходимость и полезность труда. Такое отношение к труду возможно в том случае, когда сложилась глубокая привязанность к трудовому усилию. У людей, которые боятся рабочего пота и ощущения усилий, творческий труд невозможен. Вся польза труда сказывается у человека в психическом, духовном развитии. Труд имеет не только общественно-производственное значение, но также несет большое значение и для личной жизни человека. Люди, у которых все удается, которые многое умеют делать, живут веселее и интереснее [6, с. 129].

Таким образом, путем анализа роли и значения труда в жизни общества, можно прийти к выводу о основополагающей роли труда в истории человеческого общества: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество и государство. Трудовое воспитание является также неотъемлемой частью образовательного процесса в современном мире, т. к. способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, в том числе развития мотивации и способностей детей.

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Эксмо, 2015. — 496 с.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 2003. — 608 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. — М.: Кнорус, 2010. — 744 с.
  4. Лихачев Б. Г. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  5. Невская С. С. Воспитание гражданина в педагогике Макаренко А. С. — М.: Академический проект, 2006. — 976 с.
  6. Салтанов Е. Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. — 2004. — № 4, с. 58.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, трудовое воспитание, труд, воспитание, творческий труд, школьник, образовательный процесс, современная школа, трудовое обучение, трудовой процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

на тему: “Трудовое воспитание младшего школьника”

Студентка Ш-22 группы

Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.

Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

С введением ФГОС НОО произошла перестройка школы, которая потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, нужно изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.

Так, положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда учителя начальных классов нашей школы формируют посредством широкого применения технологии игровой деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности используем сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводить трудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельность помогает школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг); слайд 4, 5

хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений) слайд 6, 7

труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка); слайд 10

ручной труд (изготовление поделок); слайд 14, 15, 17

художественный труд (рисунки). Слайд 18 - 23

К сожалению, в начальных классах отводится мало часов для уроков технологии. Дети очень любят эти уроки, потому что они видят конечный результат своего труда.

Акцент в новых уроках технологии делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Уроки технологии по ФГОС предполагают совместную деятельность родителей и учеников. Часто на уроках учитель лишь рассказывает об изделии, которое дети должны изготовить. А само изделие ученики выполняют дома с родителями. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.

Такие уроки стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:

Темы могут задаваться учителем как на уроке труда – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.

Также в процессе проблемного обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:

В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги нашей школы стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Читайте также: