Список литературы по театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования Хабаровского края

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Николаевский-на-Амуре педагогический колледж КМНС

(филиал Хабаровского педагогического колледжа)

Театрализованная деятельность как средство развития музыкальных , речевых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации

Николаевск-на-Амуре

Составитель В.И.Новикова

преподаватель музыкальных дисциплин

Николаевского- на- Амуре педагогического колледжа КМНС

Предметно-цикловая комиссия лингвистических дисциплин

2.Комплексные программы …………………………………………….9

3.Специализированные (парцельные) программы…………………..11

4. Дополнительные программы………………………………………………15

5. Театрализованные игры …………………………………………………. 20

Пальчиковые игры.. ……………..27

8. Театрализованные представления и досуги………………………

Театрализованные игры в Детском саду являются одним из средств воспитания дошкольников. Дети учатся познавать прекрасное через театр, знакомятся с различными литературными произведениями (это могут быть сказки, как народные, так и авторские, потешки, прибаутки, считалочки и т.д.) у них расширяется кругозор. Театральное действие проходит через зрительное и слуховое восприятие, ребята, как правило, чутко воспринимают все действия, происходящие на сцене, сопереживают сказочным персонажам. В этом помогает и художественное слово и музыка, выразительное исполнение ролей, соответствующие декорации, костюмы, необходимая атрибутика.

Дети по своей природе – артисты, не зря Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей. Ребята с удовольствием принимают участие в спектаклях, проявляют заинтересованность, зачастую собственную выдумку, изобразительность, даже предлагают или советуют друг другу, как нужно выразить ту или иную эмоцию на лице, как передать в жесте или движении характерную особенность героя.

Работая над спектаклем, у ребёнка развивается речь, обогащаются речевые и песенные интонации, вырабатывается умение двигаться по сцене, передавать движением, голосом, мимикой то или иное настроение, развивается музыкальность.

Участие детей в спектаклях способствует раскрепощению и самовыражению ребёнка.

Совместная работа взрослых и детей способствует преодолению барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможности для самовыражения.

В последние годы получили развитие два вида программ:

Основные, в свою очередь, подразделя­ются на:

специализиро­ванные (парциальные, или локальные).

Каждая общеразвивающая программа включает основные направления развития воспитан­ника:

информационное и др.;

Содействует формированию культурных потребностей и культуры ребенка-до­ школьника, его различных способностей:

Содействует становлению со­ циально значимых социально-культурных видов деятельности :

музыкальной и др.

В комплексных программах одним из центральных направ­лений в развитии детей является художественно-эстетическое вос­питание , где особое место занимают театрализованная деятель­ность в образование ребенка. Данные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и музыкальным руководителям детских образовательных учреждений.

КОМПЛЕКСНЫЕ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ) ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . Комплексные программы — это программы, включающие все ос­ новные направления воспитательно-образовательной работы до­ школьных образовательных учреждений, одно из направлений кото­ рых — художественно-творческое развитие детей раннего и дош­кольного возраста. Его цели и задачи органично интегрируются с общими задачами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образуя целостную систему образовательного процесса.

1.Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста

Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, АН. Давидчук, Т.Г. Казакова, И А Лыкова, С Л. Новосёлова, Л.Ф. Обу­ хова, Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, ЛА Парамонова, ВА Петрова, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, НА Рыжова, ЕА Сагай- дачная, КВ. Тарасова, Т.В. Тарунтаева, ЕА Тимофеева и др. Под редакцией Я .А. Парамоновой.

В разделе изложены задачи по использованию театрализованных игр во всех возрастных группах в виде пожеланий воспитателю

2. Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторы: А.В. Антонова, Н.Е. Веракса, В.В. Гербова, О.В. Дыбина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, В.Я. Лысова, Г.М. Лямина, Э.Я. Сте- паненкова, С.Н. Теплюк.

Под редакцией : М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Автор ы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, СЮ. Мещерякова. Из детства — в отрочество:

4.Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет

Авторы: Т.Н. Доронова, Л А. Голубева, НА. Гордова, Т.И. Гризик, ЗА. Гриценко, ЕА. Дубровская, Т.И. Ерофеева, В А. Недоспасова, ЕА. Петрова, Е.Р. Петрова, Н.В. Полтавцева, Л.Е. Тимощук, Н.М. Шафран.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ (ПАРЦИАЛЬНЫЕ) ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специализированные программы, как правило, имеют одно несколько направлений деятельности: художественно-эстетическое, познавательное, здоровьесохраняющее и здоровьеукрепляющее, нрав ственное и т.д. Большинство из данных программ имеют музыкаль но-эстетическую направленность или раздел в программе.

Авторы : Л.В. Куцакова, СИ. Мерзлякова.

создавать психолого-педагогические условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

приобщать детей к театральной культуре;

обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной других видов культурно-досуговой деятельности в педагогическом процессе;

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектакле участием дошкольников, родителей, сотрудников, организация выступления ребят старших групп перед младшими и пр.)

2.Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания под редакцией О. В. Гончаровой.

Коллектив авторов считает, что важнейшая задача дошкольно­го образования — сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик; развивать способ­ность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоциональ­но-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять са­мого себя от окружающей действительности.

В соответствии со сказанным, они полагают важным строить всю педагогическую работу по художественно-эстетическому вос­питанию, исходя из понимания педагогом самобытности дошколь­ного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеоб­разия. Поэтому на первый план выдвигается художественно-эсте­тическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой пол­нее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Авторы считают, что такой деятельностью для дошкольника становится прежде всего театрализованная, поскольку:

основывается на театральном искусстве, являющемся син­тетическим (объединяющим все виды искусства: художе­ ственное слово, музыку, пластику, декоративно-художествен­ ное оформление и т.п.). Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически;

близка игре — наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми игра­ми имеет общую основу, являясь одним из видов творчес­ких игр.

Авторы акцептируют положения о том, что театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсо­рики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, вни­мания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигатель­ных и т.д.).

Программа разработана с учетом новейших технологий, опи­санных в современной психолого-педагогической литературе по данной проблематике.

Цель : формировать художественно-эстетическое развитие лич­ности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начиная с 1996 г., в дошкольных образовательных учреждениях стали организовываться студии дополнительного образования детей. Они создаются на основе запроса родителей, детских интересов и потребностей, возможностей ДОУ. Работа студий направлена на рас­ ширение и углубление знаний детей в той или иной области музы­кального искусства.Работа студий музыкально-эстетической и художественной на­правленности осуществляется на основе дополнительных образо­вательных программ, приведенных ниже.

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного и младшего школьного возраста . Автор И. Лепихова.

Цель: всесторонне развивать личность ребенка через театрали­зованную деятельность.

Цель данного пособия — оказать помощь будущим воспитателям ДОУ в расширении воз­ можностей выбора программ по художественно-эстетическому вос­ питанию детей. В нем сделан краткий обзор содержания разнооб­разных по своей направленности программ по театрализованной деятельности: комплексных, парциальных и дополнительных (элек­ тивных). Хотелось вызвать ин­терес и желание найти интересную программу и подробнее познакомиться с содержанием, наиболее полно соответствующей имеющемуся практическому опыту.

Немаловажно и то, что будущему педагогу предлагается использовать ин­новационные технологии, а методический материал при необхо­димости перерабатывать, проявляя творчество и мастерство.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ С КУКЛАМИ

С первых дней жизни ребенок стремится к общению с близки­ми людьми. Чтобы общение ста­ло интересным, познаватель­ным и развивающим, мы пред­лагаем Вам использовать для этой цели кукольный театр. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверен ность в себе. Для того чтобы пре­ вратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Первое знакомство детей с те атральной куклой - в годовалом возрасте. Малыши смотрят кукольное представление в исполнении старших дошкольников, воспитателей, родителей. Для этой цели подойдут:

театраль­ные куклы пальчикового театра;

театра картинок на фланелеграф; ,

перчаточного театра, театра рукавичек;

Для того чтобы пробудить у ма лышей интерес к театрально-иг ровой деятельности, необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю. Продолжительность занятий 10-15 минут . Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения ма­ териала.

Предлагаются в театральные занятия этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять куклами различных систем. Большой практический материал (кукольные спектакли, театрализованные игры) помогут педагогам и родителям в увлекательной форме провести ут­ренники, досуги, развлечения, семейные праздники дома и в детском саду.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Вторая группа раннего возраста

Цель. Привить интерес к теат­ рально-игровой деятельности. Познакомить с куклами настоль­ ного театра. Побуждать детей со­ средоточивать свое внимание на игрушке, театральной кукле.

Реквизит. Куклы настольно­ го театра: петушок, кошечка, со­бачка и другие игрушки для сво­ бодной пляски.

Ход занятия

Педагог приводит детей в театральную студию. Вместе с детьми рассматривает кукол, называя каждую игрушку. Пред лагает детям погладить кошеч ку, собачку, петушка. Просит де тей показать, где у петушка гре­ бешок, у кошечки ушки, у собач­ ки хвостик

Педагог поет детям песни, одновременно демонстрируя одноименные игрушки:

После исполнения каждой песенки побуждает детей к звукоподражанию (мяу-мяу гав-гав, ку-ка-ре-ку).

В грамзаписи звучит русская народная плясовая мело­дия. Дети выбирают любую мягкую игрушку и танцуют по показу взрослого. Педагог предлагает попрощаться с игрушками. Дети уходят в группо­вую комнату.

Цель. Вызывать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении педагога. Познакомить детей с игрушками пальчикового театра.

Ход занятия .

Цель. Вызывать желание принимать участие в театрально-игровой деятельности. Развивать мелкую моторику рук, устанавливать тесную связь между речевой функцией и дви­гательной. Познакомить с теат­ром картинок (фланелеграфом).Развивать умение кон­центрировать внимание на кук­лах пальчикового театра. По­буждать детей участвовать в шу­мовом оркестре, используя музыкальные шарманки.

Реквизит. Фланелеграф, картинки для фланелеграфа; декорации и куклы пальчикового театра: мышка, лягушка, курица, корова, медведь. музыкальные шарманки.

Ход занятия

1-й куплет - хлопает в ладо­ши;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля.

Хлопали в ладошки,

О тдохнем немножко. Да!

Раным-рано поутру

русская народная потешка

Педагог выкладывает кар­тинку с пастушком, играю­щим на дудочке.

Выкладывает картинку с коровками на лугу

Педагог просит детей пока­зать на фланелеграфе, где пас­тушок, где коровки. Изобразить ручками, как пастушок играет на дудочке, как коровки танцу­ют под песенку пастушка.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

24. Список используемой литературы


Список литературы
для педагогов и родителей


Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Актуальность опыта работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Например, использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Проблема.

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театральной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

-определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;

-разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние работы по развитию речи детей комбинированной группы.

2. Изучить литературу по данной проблеме.

4. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.

5. Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Практическая значимость.

Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Ожидаемые результаты:

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применят, грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Работая с детьми комбинированной группы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно не только развивать речь дошкольников, но и создавать условия для более успешной социализации ребёнка в современном мире. Поэтому в своей работе я широко стала использовать театрализованную деятельность. На что направлена театрализованная деятельность?

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.



Список использованной литературы.


гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным,

просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и

многообразии этого мира, как G интересно можно жить в нем? Как научить

ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как

воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть,

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном

воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения

педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,

игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи

ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных

событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность

глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра

прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе,

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей

формируется уважительное от ношение друг к другу. Они познают радость,

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт,

раскованность, лег кое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть

творческими личностями, способными к восприятию новиз ны, умению

импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества,

который бы смело, м ог входить в соврем енную ситуацию, умел владеть

проблемой творчески, без предварительной подготовки, им ел мужество

пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры имеют огромное знач ение в жизни ребёнка. Они в

полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает

освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в

которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды,

причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия

посторонних слушателей. К эт ому важно приучить ещё в раннем детстве,

поскольку нередко бывает, что л юди с бог атым духовным содержанием , с

выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теря ются в

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке

только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В

этом огромную помощь может оказать театр в детском саду . Театрализованные

игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в

спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы

заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным

развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над

выразительностью реплик персонажей, собственных высказ ываний незаметно

активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её

интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша

перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником

развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к

духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что

театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют

его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем,

выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся

образцами для подраж ания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут

оказывать позитивное влияние на детей через д етский спектакль .

Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Обязателен просмотр илл юстраций в детских книгах или просто картинок,

подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой,

движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь

вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При

двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять

точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений

используются, как упражнение, постепенно задания усложняются. Перед

воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том,

что чувствует малыш, на что направлены его переж ивания, насколько они глубоки

и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для

него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о

ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается

Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к

театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных

театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для

детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо

использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей

помогает и м лучше и б ыстрее ад аптироваться в детском саду, всесторонне

развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все

они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет

общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность

каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им

хочется приходить. В работе с малышам и мы используем маленькие этюды,

обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на

звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике,

навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений.

Читайте также: