Труд как средство подготовки к школе

Обновлено: 04.07.2024

Анализ возможностей трудовой деятельности дошкольников для их эстетического развития: ознакомление с трудом взрослых, содержание и характер выполнения трудовых заданий.

В процессе эстетического воспитания важно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства. Методика ознакомления детей с людьми названных профессий. Соблюдение принципа кварты: создатель, интерпретатор, слушатель, ребенок-исполнитель. Связь между частями кварты: композитор сочинил музыку, интерпретатор ее исполнил, взрослые и дети слушали, ребенок пытается сам сочинять музыку. То же — на примере других видов творческой деятельности. Особое внимание уделяется четвертой части — собственной деятельности дошкольников. Здесь формируется эстетическое отношение к выполнению задания: не просто изобразить что-то, но сделать это красиво; найти наиболее привлекательный вариант поделки из природного материала, бумаги. Воспитатель прививает детям умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучает их оценивать результаты не только по тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие.

Задания в процессе занятия

Сформулируйте связь трудового и эстетического воспитания.

Предложите мини-систему ознакомления детей с человеком творческой профессии в кварте: создатель, интерпретатор, воспринимающий, ребенок-исполнитель.

Обозначьте условия, которые позволяют эстетически воспитывать детей в труде.

Труд как средство подготовки детей к школе

Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.

Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали неспеша, тщательно и аккуратно и т.д.).

Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения.

Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д.

Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха.

Воспитание потребности в каждодневном труде и умения радоваться при получении результатов.

Задания для самостоятельной работы

Составьте перечень дел, которые способен выполнить старший дошкольник самостоятельно или с помощью взрослых.

Придумайте задачи-шутки для детей.

Задачами данного раздела являются:

• развитие трудовых умений детей;

• обогащение представлений детей об окружающем (в процессе труда);

• воспитание потребности и готовности работать "в коллективе;

• умственное воспитание (развитие восприятия, "представлений, понимания действия и способов действия с орудиями труда, приобретение умения планировать трудовую деятельность, предвидеть результаты труда);

• нравственное воспитание и формирование качеств личности (коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формирование положительного отношения v. труду взрослых, стремление оказать ям помощь), активности и самостоятельности;

• физическое воспитание (развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координированных движений и

• речевое развитие (расширение и обогащение словаря ребенка, развитие речевого общения);

• эстетическое воспитание (развитие умения делать не только быстро, правильно, но и красиво).

Трудовое воспитание осуществляется на специальных замятиях и в процессе других видов деятельности; это, прежде всего, труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Учебный план предусматривает осуществление трудового воспитания на фронтальных занятиях, в процессе выполнения режима дня, на прогулке, в семье.

Основными методами трудового обучения в первые два года являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных трудовых операций, совместные действия, действия по образцу и словесной инструкции.

В дальнейшем наряду с показом вводится объяснение, распределение обязанностей и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и его результатов. Для глухих детей важно поощрение, подбадривание в ходе работы, воспитание самоконтроля, самооценки.

Воспитатель на занятиях по труду пользуется развернутой, грамматически правильной речью, поощряет общение детей друг с другом. Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не должны подменяться занятиями по развитию речи.

Вся организация воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении ставит ребенка в такие условия, когда он должен вместе со всеми участвовать в посильном труде по самообслуживанию, в быту, включаться в дежурства. Поэтому каждый раздел программы способствует решению задач трудового воспитания и тем обеспечивает связь раздела "Труд" с программой воспитания и обучение в целом.

Занятия по трудовому воспитанию проводятся со второго года обучения и распределяются следующим образом: на втором году они направлены на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание; на третьем году часть занятий отводится на хозяйственно-бытовой труд; начиная с четвертого года занятия распределяются примерно поровну между всеми видами элементарной трудовой деятельности глухого ребенка.

Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.

Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали неспеша, тщательно и аккуратно и т.д.).

Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения.

Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д.

Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха.

Воспитание потребности в каждодневном труде и умения радоваться при получении результатов.

Задания для самостоятельной работы

Составьте перечень дел, которые способен выполнить старший дошкольник самостоятельно или с помощью взрослых.

Придумайте задачи-шутки для детей.

Литература

1. Воспитание детей в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983.

2. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1987.

3. Сергеева Д. В. Воспитание детей в практике трудовой деятельности. — М., 1987.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, влияет на сознательный выбор профессии.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность – он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки. Традиционно выделяют следующие стороны готовности ребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая.

Целью работы является исследование труда как средства подготовки детей к школе.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

 рассмотреть задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

 исследовать формы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста;

 изучить умственный труд в контексте подготовки детей к школе.

Объектом работы является процесс подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Предметом работы рассматриваются особенности труда как средства подготовки детей к школе.

При изучении темы использовались следующие методы: анализ научно-методической и учебной литературы.

1. Задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребенка-дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.

Труд – основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь .

Значение труда дошкольника состоит в его воспитательном влиянии на ребенка. Не умаляя значение игры в развитии ребенка, крупнейший отечественный психолог Б. Г. Ананьев указывал, что именно простейшее самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности как стержневого личностного качества. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей в интересном, посильном виде деятельности, сближает его со взрослыми.

В дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся планировать,

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте –
Есть ли трудовая деятельность в дошкольном возрасте?
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?

Вложенные файлы: 1 файл

труд как средство нравственного развития.docx

Доклад

Воспитатель МБДОУ детский сад № 8

Заверткина Лиля Энверовна

1. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте –

Есть ли трудовая деятельность в дошкольном возрасте?

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование. К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком.

Оценка. Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат. Результат видят все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда.

2. Виды труда и формы его организации в детском саду и семье – воспитатель

Содержание труда дошкольников включает в себя:

  • самообслуживание,
  • труд в природе,
  • хозяйственно-бытовой,
  • ручной, а также художественный труд.

Анализ современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В последние годы (1990 — 2001) трудовое воспитание дошкольников не является предметом исследования, не включается оно и в программы воспитания и обучения дошкольников, что безусловно вызывает тревогу, так как ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка.

Анализ использования труда в современной практике воспитания дошкольников в детском саду и семье.

Наиболее часто употребляемые виды труда дошкольников, его содержание.

Формы организации труда.

Поручение как наиболее принятая типичная форма организации индивидуального труда детей. Исследование А. Д. Шатовой. Виды трудовых поручений, их содержание, организация проведения, учет, оценка. Поручения в детском саду и семье.

Дежурства как форма организации труда.Исследование З. Н. Борисовой. Современный взгляд на дежурство. Методика ведения дежурств, обучение детей умению совместно дежурить.

Общий, совместный, коллективный труд. Различия в понятиях. Общий труд — это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Формы организации — объединение в подгруппы и индивидуальный труд; занятия проводятся одновременно для всех детей. Совместный труд — труд по подгруппам. В каждой подгруппе — свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. При такой организации не обязательно участие всех детей группы. Коллективный труд может быть и общим, и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат. Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т. е. специально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаимоотношений.

Возможности организации разных форм труда в детском саду и семье. Общее и различия. Доминирующая роль взрослого в семье. Эмоциональная насыщенность совместного труда в семье, ее роль для нравственного развития ребенка. Мера ответственности за качество выполнения трудовых поручений в семье и детском саду. Труд детей в сельской и городской семье.

3. Планирование и учет результатов трудовой деятельности дошкольников –

Значение планирования трудовой деятельности дошкольников для их трудового и нравственного развития.

Принципы планирования: систематичность, участие каждого ребенка, учет индивидуальных интересов, эмоциональная окраска трудовой деятельности, сочетание разных видов труда, сочетание трудовой деятельности с другими видами деятельности детей.

Планирование труда в разных возрастных группах. Обязательность учета и последующего анализа трудовой деятельности.

Методики выявления уровня развития трудовой деятельности и развития ребенка в ней: уровень развития трудовой деятельности изучается по самостоятельности участия детей в каждом компоненте трудовой деятельности, уровень развития ребенка устанавливается по нескольким параметрам: характеру представлений о труде, отношению к труду, интересу к труду, развитию волевых качеств личности.

4. Особенности детского труда –

В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты полноценного труда — мотив, цель, процесс, результат, однако реализуют их дети не самостоятельно, а вместе со взрослыми, от которых зависит, насколько эффективно простейшие трудовые действия ребенка будут наполняться содержанием трудовой деятельности. Ребенок в труде всегда ориентируется на взрослого, подражает ему. Труд в дошкольном возрасте — действенное средство разностороннего, и прежде всего нравственного, воспитания растущего человека.

Педагог, исследующий влияние труда на формирование личности ребенка, разрабатывает и экспериментально проверяет эффективность содержания труда для детей разного дошкольного возраста; разрабатывает средства, методы, формы организации труда дошкольников; изучает процесс становления трудовой деятельности и механизм ее влияния на развитие дошкольников.

Педагог-воспитатель помогает ребенку овладеть трудовой деятельностью: освоить ее структуру, приобрести соответствующие навыки и умения; способствует развитию личности ребенка в труде, влияет на формирование взаимоотношений в детском коллективе.

5. Труд как средство нравственно-волевого воспитания

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.

Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.

Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.

Большое значение для детей имеет трудовая деятельность вместе со взрослыми: малыши легче усваивают характер взаимоотношений и удовлетворяют свою потребность в общении. Полезна для нравственного воспитания совместная деятельность старших и младших по возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.

Экономическое воспитание — новый раздел в воспитании дошкольников. Речь идет о пропедевтической работе с детьми. Экономическое воспитание становится частью трудового и нравственного воспитания. Дети дошкольного возраста могут и должны бережно относиться к природе и к тому, что сделано руками человека, понимать, что труд оплачивается, а заработанные деньги люди тратят, приобретая то, что им необходимо. С детьми проводятся беседы о бюджете семьи, о разумности траты заработанных родителями денег и т. п.

Читайте также: