Тридцатилетняя война план урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Развитие умений учащихся

Основные понятия и термины

Источники информации: школьные и внешкольные

Комментарии к технологической карте

Урок начинается с беседы, цель которой — обобщить знания учащихся об английских революциях и создании в стране парламентской монархии. Для беседы могут быть использованы вопросы домашнего задания, в том числе и из рабочей тетради, а также вопросы, помещенные в учебнике в конце темы.

Для проверки знаний может быть использовано тестирование:

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Протекторат Кромвеля был установлен:

в) Оливер Кромвель;

г) Вильгельм Оранский.

1.3. Законченный парламентский режим — это:

а) существование в стране конституции;

б) существование политических партий;

в) ответственность правительства перед парламентом.

2. Согласны ли вы со следующим утверждением?

2.1. Аграрная революция в Англии — это передача земли крестьянам (да, нет).

2.2. Диггеры — это разрушители машин (да, нет).

2.3. В 1707 г. парламент узаконил унию между Англией и Шотландией, и государство стало называться Великобританией (да, нет).

1649 г.
1660 г.
1640—1653 гг.
1649 г.
1688 г.
1660 г.
1649—1651 гг.

После подведения итогов изученного учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и познавательными заданиями (по выбору).

Города пострадали меньше, у них были крепкие стены, но если вражеской армии удавалось захватить город, он подвергался полному разграблению.

Изучение вопроса об условиях и значении Вестфальского мира может быть организовано как самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой, результатом которой будет составление в тетради плана этого вопроса.

Для иллюстрации обстановки, в которой происходило окончание войны, можно привести следующий текст:

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путники — беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен. И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть! (Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1999.— С. 343—344).

Длительная и дорогостоящая война является бременем для нации. Она развязана в интересах тех людей, которые получают солидные доходы от войны. Эта война обогащает ростовщиков и банкиров и ведет английский народ к нищете и полному разорению. Надо немедленно покончить с этой войной!

В последней части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения выбранных ими познавательных и проблемных заданий. Они отмечают, что Тридцатилетняя война, начавшись как религиозная, превратилась в средство для решения политических проблем — правящая в Священной Римской империи германской нации династия Габсбургов стремилась установить свой контроль над возможно большей частью европейской территории, а другие монархи пытались этого не допустить; что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что новая система международных отношений, установленных Вестфальским миром,— это система, основанная на равновесии сил, вызванном ослаблением Габсбургов и усилением Франции Людовика XIV.

Указанные в технологической карте иллюстрации помогут составить визуальное представление о людях этой эпохи. Для определения объема домашнего задания следует использовать также вопросы, данные в заключении к главе.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ карточки.doc

джентри- новое дворянство в Англии.

Пуритане-последователи кальвинизма в Англии.

Кальвинизм- одно из течений в католической церкви.

Абсолютизм- форма правления, когда власть находится в руках одного монарха.

Соотнести события и даты:

1641 Битва у Нейзби (4)

Январь 1642 Начало гражданской войны (3)

14 июня 1645 Начало революции(1)

Соотнести события и даты:

Май 1649 Правление Карла 1 Стюарта (4)

30 января 1649 Гражданская война(3)

1642-1648 Провозглашение Англии республикой (1)

1625-1649 казнь короля Карла 1 Стюарта (2)

Напишите основные причины революции:

1. стремление к единоличному правлению.

2. поддержка старой цеховой системы.

5.сближение с Испанией и Францией.

6.Огромный размах казнокрадства и взяточничества.

Выбранный для просмотра документ международные отношения в 16-18 вв.ppt

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНЯ В XVI-XVIII ВВ. ЖДЕМ ВАС!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНЯ В XVI-XVIII ВВ. ЖДЕМ ВАС!

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНЯ В XVI-XVIII ВВ. ЖДЕМ ВАС!

План урока: 1.Причины международных конфликтов. 2.Тридцатилетняя война. 3.Вес.

План урока: 1.Причины международных конфликтов. 2.Тридцатилетняя война. 3.Вестфальский мир. 4.Крупнейшие войны XVIIIв. в Европе. ЖДЕМ ВАС!

1. Причины международных конфликтов Две различные точки зрения на видение буд.

1. Причины международных конфликтов Две различные точки зрения на видение будущего Западной Европы; Раскол церкви на католиков и протестантов; Борьба за колонии, рынки и за господство на морских торговых путях. ЖДЕМ ВАС!

Шведский король Густав Адольф II. В Германию вторглись шведы и в 1632 г. Густ.

Шведский король Густав Адольф II. В Германию вторглись шведы и в 1632 г. Густав Адольф II разбил католиков, но сам погиб. ЖДЕМ ВАС!

Кардинал Ришелье Вскоре в войну вмешалась Франция. Ришелье оказал немецким кн.

Кардинал Ришелье Вскоре в войну вмешалась Франция. Ришелье оказал немецким князьям финансовую помощь. ЖДЕМ ВАС!

24 октября 1648 г. был подписан Вестфальский мир. 3.Вестфальский мир. ЖДЕМ ВАС!

24 октября 1648 г. был подписан Вестфальский мир. 3.Вестфальский мир. ЖДЕМ ВАС!

Он заложил основы международных отношений в Европе. Католики и протестанты бы.

По окончании войны самыми могущественными государствами стали Швеция и Франци.

По окончании войны самыми могущественными государствами стали Швеция и Франция. Французскому королю подражали все европейские монархи. Версаль стал образцом дворцово-паркового зодчества. Людовик XIV осматривает Версаль ЖДЕМ ВАС!

4.Крупнейшие войны 18 века в Европе Международные отношения в 18 в. Были очен.

4.Крупнейшие войны 18 века в Европе Международные отношения в 18 в. Были очень запутанны и противоречивы. Пруссия, возглавляемая Фридрихом II Великим начала захватнические войны. В ходе борьбы за австрийское наследство Фридрих захватил Силезию и стремился подчинить Саксонию, Чехию, часть Польши. Он полагал что ослабшая Франция не станет мешать. Англия в этот период стала могущественной морской державой. Фридрих II– Король Пруссии. ЖДЕМ ВАС!

Людовик XIV. Гравюра 17 в. ЖДЕМ ВАС!

Людовик XIV. Гравюра 17 в. ЖДЕМ ВАС!

1701-1714- Война за испанское наследство; 1700-1721- Северная война; 1740-174.

Выбранный для просмотра документ план урока.doc

7 класс. Новое время.

Тема: Международные отношения в 16-18 веках.

Тип урока : комбинированный.

Образовательная: рассмотреть ход Тридцатилетней войны, охарактеризовать систему международных отношений в Европе 18в.

Развивающая: Развить умение учеников работать с картой.

Воспитательная: Показать детям необходимость компромисса в любых ситуациях и к чему может привести его ненахождение.

Оборудование: учебник для 7 класса по истории нового времени В.А. Ведюшкин, Д.Ю.Бовыкин, карточки четырех вариантов, презентация по новой теме.

Ход урока. Приветствие класса.

2.проверка домашнего задания.

Предлагается решить 4 варианта карточек.

джентри- новое дворянство в Англии.

Пуритане-последователи кальвинизма в Англии.

Кальвинизм- одно из течений в католической церкви.

Абсолютизм- форма правления, когда власть находится в руках одного монарха.

Соотнести события и даты:

1641 Битва у Нейзби (4)

Январь 1642 Начало гражданской войны (3)

14 июня 1645 Начало революции(1)

Соотнести события и даты:

Май 1649 Правление Карла 1 Стюарта (4)

30 января 1649 Гражданская война(3)

1642-1648 Провозглашение Англии республикой (1)

1625-1649 казнь короля Карла 1 Стюарта (2)

Напишите основные причины революции:

1. стремление к единоличному правлению.

2. поддержка старой цеховой системы.

5.сближение с Испанией и Францией.

6.Огромный размах казнокрадства и взяточничества.

Решают исторические задачи

3.объяснение нового материала

1.Причины международных конфликтов.

4.Крупнейшие войны XVIII в. в Европе.

1. Причины международных конфликтов:

Две различные точки зрения на видение будущего Западной Европы:

1)Единая империя, во главе которой стоит католический император, а все государства- члены империи являются его вассалами;

Скажите, а кто такие вассалы?

2)Англия и Франция считали, что в Европе должны существовать самостоятельные государства.

Раскол церкви на католиков и протестантов;

Борьба за колонии, рынки и за господство на морских торговых путях.

2. Тридцатилетняя война.

В начале 18 века императором Священной Римской империи стал Фердинанд 2 Габсбург.

Тридцатилетняя война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами.

На стороне католиков сражались Австрия, германские католические князья и Испания.

На стороне протестантов: германские протестантские князья, Дания и Швеция, а так же Франция и Россия.

Поводом к войне послужило событие 1618 года- чешские дворяне выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников.

Чехия была превращена в австрийскую провинцию Богемию, где стали распоряжаться иезуиты.

А кто такие иезуиты?

Победа Габсбургов вызвала тревогу Англии, Франции и Голландии.

На помощь католикам приходит Альбрехт фон Валленштейн. Он предложил создать армию из 50 тысяч человек без особых расходов для казны, и император с радостью согласился.

Армия состояла из наемников. Его система состояла в том, что армия должна сама себя содержать путем ограбления населения иной местности, где она находится. И император узаконил разбой солдат на покоренных территориях.

В 1626 г. Императорские войска разгромили датчан и заняли территорию северогерманских государств.

В 1630- в войну вступила Швеция.

Ее король- Густав 2 Адольф был страстный лютеранин.

А кто такие лютеране?

Он захотел ослабить позицию католицизма, а так же захватить Балтийское море. Помощь ему оказывали Франция и Россия.

В 1632 Густав 2 Адольф погиб в сражении у Лютцена.

В 1635 Людовик 13 (Фр.) объявляет войну Испании. Кардинал Ришилье послал в Германию французские войска. Германия подверглась страшному опустошению и к 1648 новый император Фернанд 2 пошел на заключение мира.

3. Вестфальский мир.

Франция получила Эльзас. Швеции была выплачена контрибуция. Была признана независимость Голландии от Испании.

Заключение Вестфальского мира положило конец вражде католиков и протестантов.

4. Вестфальский мир создавал множество конфликтов, которые были связаны с борьбой за колонии и династические интересы.

1701-1714- Война за испанское наследство.

В 1700 корона Испании перешла внуку Людовика 14 герцогу Филиппу Анжуйскому. Европейские страны, боясь усиления Франции, начали войну, которая привела к ее разорению.

Филипп в итоге отказался от прав на французскую корону.

Одновременно на северо-восточной Европе шла Северная война (1700-1721).

Кто принимал участие в этой войне?

1756-1763- Семилетняя война.

В итоге войны европейские границы не изменились, а Англия получила французские владения в Индии и Северной Америке (Канада и Луизиана).

Вывод: к 18 веку большие изменения произошли в международных отношениях.

Тридцатилетняя война завершила целую эпоху. Покончено было с религиозными войнами, в Европе почти на столетие создалось равновесие сил, которое держалось на усилении Франции Людовика 14 и ослаблении Габсбургов.

Задачи урока: 1) раскрыть суть и причины международных конфликтов; 2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное; 3)Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому стран Европы.

Тип урока: комбинированный урок Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Понимать причины Тридцатилетней войны , ход, итоги. Показать, что Тридцатилетняя война была общеевропейской войной.

Метапредметные

Регулятивные: Р1 .целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10 . принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные: П1 .давать определение понятиям; П2 .устанавливать причинно-следственные связи

П5 .учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:К1 .задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; К2 .адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3 .формулировать собственное мнение и аргументировать его; К4 .аргументировать свою точку зрения;

К7 .уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3 .позитивная моральная самооценка;

Л6 .ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8 .уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Орг момент: проверка готовности учащихся к уроку.

Фронтальный опрос класса по д/з § 10 :

1)Последователей кальвинизма во Франции называли ( гугеноты ) 2)Годы гугенотских войн? 1562-1594

3)С чего начались гугенотские войны? С нападения католиков на гугенотов. 4) Известное кровавое событие эпохи гугенотских войн. Варфоломеевская ночь 5) Вождь гугенотов, который перешел в католичество и короновался в 1594г. Генрих Бурбон - короновался Генрих IV .1594-1610. 6) Сколько жизней унесли гугенотские войны? Ок.1 млн. чел 7) Государство, которое вмешивалось во внутренние дела Франции. Испания 8) Как называется документ, который узаконил сосуществование двух религий. В каком году он принят? Нантский эдикт в 1598.

9) В чем заслуга герцога де Сюлли , заведовавшего государственными финансами? Экон-я политика, которая позволила поднять Францию из руин.

10) В начале 17 века во Франции положено начало мировому лидерству в какой области? В производстве предметов роскоши.

Актуализация полученных знаний: необходимо вспомнить и ответить на некоторые вопросы стр 103 № 1,2, ответы можете найти на стр. 24-25.

1.Итоги итальянских войн? Борьба европ стран за богатство итальянских городов. Италия разорена.

2.Почему Испания стала ведущей державой Западной Европы? Единая после Реконкисты. Приток богатств из колоний.

Выход на тему урока, постановка проблемы.

- Как вы думаете, все ли страны Европы были довольны усилением Испании? (предполагаемые ответы: нет, так как были страны, которые тоже претендовали на господство.)

Сегодня поговорим о международных отношениях в конце XVI- начале XVII в.; Тридцатилетней войне. Рассмотрим причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами; рассмотрим причины, ход и результаты Тридцатилетней войны, итоги Вестфальского мира.

Знакомство с новым материалом. Причины международных конфликтов: 1. Религиозное столкновение католиков и протестантов; 2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях) 3.Столкновения интересов. Например, преобладание Испании вступало в противоречие с Англией, Францией, Нидерландов. Это приводит к захвату колоний Испании, Португалии в Ост-Индии и Америке.

Решение пробле

Стр 103-106 Прочтите и назовите очаги международных конфликтов.

1)Юго-Восточная Европа, где европейские государства противостояли Османской империи. Противники турок-Австрия и Венеция.

2)Восточная Прибалтика. Борьба за Ливонское наследство: Россия, Швеция, Дания.

1.Начало 30-ей войны. Заполнение таблицы в тетрадях.

Причины и предпосылки

Религиозное противостояние между католиками и протестантами. Сближение между австрийскими и испанскими Габсбургами, становилось опасным для других государств Европы. Угроза Франции. Угроза над Голландией. В Северной Италии сталкивались интересы Франции, Испании, Португалия мечтала о восстановлении независимости от Испании.

На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания

Протестанты: Дания- лютеране, Швеция- лютеране, Франция –кальвинисты и Россия (православные)

2) датский (1624-1629); 3)шведский (1630-1635); франко-шведский (1635-1648).стр 105-111 читают военные действия.

Театр в-х действий

Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Нидерландов, Дании.

Во главе шведов-король Густав II Адольф

Ни одна из сторон не добилась успеха. Истощение сил. Был заключен Вестфальский мир 24 октября 1648г

Итоги: Вестфальского мира:

1) Франция закрепляла за собой крепости: Мец, Туль и Верден, получила Эльзас и несколько городов на Рейне; 2) Швеция - получала германские территории на берегах Балтийского и Северных морей; 3)получила независимость Голландия от Испании;4) Германия потеряла не менее 1/3 своего населения, разорена, политическая раздробленность,решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь(лютеранская); 6) Испания выбыла из числа ведущих стран Европы и мира; 7) Ведущая роль в Европе перешла от Габсбургов к французским Бурбонам. 8) Швеция утвердилась в положении сильнейшего государства на Балтике и одного из влиятельных государств Европы.

Вопросы по содержанию параграфа.

что вы узнали и какой вывод к теме урока можете сделать?

Документ стр 114.

§11 стр 103 читать. Отметить на контурной карте территориальные изменения по Вестфальскому миру.

Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся.

ВложениеРазмер
scenariy_uroka_zagumennova_d.a.doc 68.5 КБ
zagumennovda.ppt 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Изучение тем международных отношений, связанных с военными действиями и заключенными мирными договорами, воспринимаются обучающимися с определенными трудностями: трудностями запоминания самих боевых действий, а также территориальных изменений после окончания военных конфликтов. Этим продиктован выбор темы конкурсной работы.

Методические материалы разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по истории. Учебник: Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII век. М., Русское слово, 2011г.

В разработке урока использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает постановку проблему занятия собственно обучающимися и решения этой проблемы в рамках самостоятельной работы. Причем в ходе решения задач ребятам приходится высказывать и отстаивать свою точку зрения, что так же повышает значимость их персональной работы на уроке, полученного знания.

Сценарий урока предполагает смену учебной деятельности, чередование самостоятельной деятельности обучающихся и восприятия информации от учителя, что соответствует психологическим особенностям и потребностям указанного возраста (7 класс).

Дополнительные технические средства: мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Учебное занятие проводилось в первом полугодии 2012/2013 учебного года в 7 А и 7 Б классах МОУ лицея № 2. Занятие предполагает его использование среди обучающихся, подготовленных к самостоятельной работе с текстом учебника и исторической картой. Обучающиеся должны уметь читать историческую карту, правильно использовать легенду исторической карты.

По окончании урока обучающийся должен:

- называть причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках;

- знать события Итальянских войн;

- называть причины и знать ход Тридцатилетней войны;

- называть последствия Тридцатилетней войны и ее значение.

- извлекать информацию из текста параграфа и исторической карты;

- систематизировать информацию, представляя ее в виде таблицы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ставить цель и достигать результат;

- аргументировать свое мнение;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Материалы и оборудование:

Изучение нового материала

1.Карта Европы в начале XVI века.

Это две карты показывают развитие Европы на протяжении полутора столетий. Возникает вопрос, почему они произошли. Что послужило причиной таких изменений. Как вы считаете?

Хорошо. Тогда, на ваш взгляд, каков будет главный вопрос сегодняшнего урока? Какова цель нашего сегодняшнего урока? (постановка проблемы) .

Главный вопрос записывается на доске.

2.Причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках.

Мы с вами уже изучили историю отдельных государств в XVI веке, рассмотрели некоторые стороны их взаимодействия. И, возвращаясь, к главному нашему вопросу, вернее, к вашему ответу на причины изменения карты Европы, нам предстоит ответить на вопрос, почему же возникали войны в XVI-XVII веках.

Давайте попробуем ответить на вопрос, в чем же были причины войн и конфликтов XVI-XVII веков. (постановка проблемы) .

Ответы обучающихся записываются на доске.

3. Итальянские войны 1494-1559 гг.

Итак, первыми крупными конфликтами в начале XVI века стали Итальянские войны 1494-1559 гг.

Давайте вместе проследим по карте события Итальянских войн. Слайд № 3.

Главной причиной Итальянских войн стало стремление расширить территории отдельных итальянских княжеств.

В 1494 году Франция, претендовавшая на престол в Неаполетанском королевстве, вторглась в Флоренцию и заняла Неаполь. В войну против Франции вступили Испания и Австрия, Венеция, которые изгнали французов.

В 1499 году Франция вторглась в Милан, захватив его, Ломбардия перешла под власть Франции. Франция и Испания вторглись в Неаполь, который перешел под власть Испании. Папы Римские отвоевали соседние провинции, где было создано крупное Папское государство. В 1510 году Папского государство захватило часть североитальянских владений Венеции. В 1513 году Милан перешел под протекторат Швейцарии. В 1517 году Франция и Венеция поделили Северную Италию. В итоге Итальянских войн Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии.

Я предлагаю вам самостоятельно посмотреть основные события Тридцатилетней войны и зафиксировать ход войны в таблице (организация самостоятельной работы обучающийся) .

По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат.

5. Вестфальский мир 1648 года.

Итак, мы с вами определились, что в 1648 году Тридцатилетняя война завершилась подписанием Вестфальского мира. Давайте снова обратимся к исторической карте и посмотрим, какие территориальные изменения произошли после ее окончания (организация самостоятельной работы обучающихся) .

По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат. Результат показывают по карте.

Исходя из результатов Тридцатилетней войны, давайте сделаем вывод о ее итогах и значении для стран Европы.

Есть. Изменения в размерах государств (территориальные изменения).

Войны между государствами, переход территорий от одних государств к другим, возникновение новых государств.

Обучающиеся формулируют цель: Выяснить причины территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значение. (решение проблемы)

Причины международных конфликтов XVI-XVII веков:

1.Создание крупных национальных государств (Франция, Испания, Англия).

3.Религиозный вопрос: католичество (Габсбургская империя, Франция) – протестантизм (Англия, Дания, Швеция, Германские княжества).

4.Создание новых государств (Нидерланды). (решение проблемы)

Причины конфликтов записываются в тетрадь.

Запись в тетради:

Итальянские войны 1494-1559гг. Результат: Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии, Папское государство стало сильным и влиятельным.

Читайте также: