Тренинг как форма работы с родителями в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, прищепки, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, доски магнитные.

V.Каким вы хотите видеть вашего ребенка?
Воспитатель: А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:
- послушный;
- хорошо ест;
- умеет сам одеваться; ит.д.
Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание.
Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитывать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске.
- чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами;
- - приучался к порядку, дисциплине;
- иметь возможность его чему-то научить;
- чтобы он умел соблюдать режим;

- не конфликтовать со сверстниками;
- был управляемым и пр.
При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

VI.Анализ методов воспитания
Воспитатель: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):
- шлепают;
- лишают развлечений, сладкого, подарков;
- используют окрики;
- читают нотации;
- стараются объяснить, уговорить;
- переключают внимание;
- обижаются;
- используют игровые приемы и т.д.
Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие? Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря , не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?
( В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка)положительный выход из ситуации, ребенок
- не испытывает унижение, обиды, страха, не теряет контакт с взрослым;
- получает положительные образцы действий;
- проявляет собственную инициативу;
- сохраняет положительное самоощущение и пр.

Наказания происходят потому, что__________________________________
Мне приходится наказывать ребенка, когда___________________________
Какие наказания применяли по отношению к вам родители в детстве
(нужное подчеркните):
пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаком, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на колени на крупу, не разговаривали, лишали удовольствий, другие__________________________
Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? _______________________________________________________
Какие наказания вы реально применяете по отношению к своему ребенку? _________________________________________________________________
Кто, с вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье ваших родителей? __________________________________________________________________
В вашей семье?___________________________________________________
Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?______________
Повысить на него голос?___________________________________________
За что, в какой ситуации вы можете ударить ребенка? __________________
Что раздражает вас в вашем ребенке?_________________________________
В жене (муже)?____________________________________________________
В себе самом?___________________________________________________
Пол родителя, заполнившего анкету__________________________________
Большое спасибо!

XI. Пирамида любви. (из наших с вами рук)
- Я люблю своего малыша за то, что… (здоровый, смелый, красивый)
- Вы чувствуете тепло ваших рук?
- Вам приятно это состояние?
- Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что все мы любимы и любим сами.

Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.

Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но , как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад- это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы- педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться, и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.

Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся- семья.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих детей.

Большая часть семей своих детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Для решения возникшей проблемы передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Целью моей работы является:

- поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

Это тематические часы;

- дни открытых дверей;

- творческие конкурсы и выставки;

- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини- тренингов.

Хочу привести в качестве примера один из таких мини- тренингов, целью которого является :

- повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми.

Этот мини- тренинг может стать частью родительского собрания.

Мини- тренинг с родителями.

(Воспитатель обращается к родителям)

- Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.

Его цель- создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.

Также это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

- У кого есть сын;

( зависит от состава семей)

- Чей ребёнок имеет голубые глаза;

- А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;

- Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;

- У кого дети любят бананы;

- Чей ребёнок любит мыть посуду;

- Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

- Может быть кто- то хотел быть поваром;

- Мечтал стать педагогом;

- Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.

Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.

2.Очень часто получается так, что с работы мы - родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.

Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.

Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?

3.От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.

Цель: стимулирование родителей на употребление ласковых слов в обращении с детьми.

Возьмите карточку с цифрой. Встаньте в круг.

Каждый из вас, если знает ласковое обращение к ребёнку, быстро, как на аукционе, поднимает карточку и получает право на ответ.

( воспитатель, как на аукционе торопит участников)

Победитель встаёт в центр круга, остальные участники говорят добрые пожелания победителю. Победитель получает сладкий приз ( например чупа- чупс).

Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:

- Какой ваш ребёнок.

- Мой ребёнок любит ( тоже 3ответа)

- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…

- Что я ожидаю от своего ребёнка?

Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:

- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.

Словами мудрого поэта я хочу сказать:

Ваши дети- это не Ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли посредством Вас, но не от Вас.

И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать им кров их телам, но не душам,

Потому что души живут в завтрашнем доме,

Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремиться сделать их такими , как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается в завтрашнем дне.

Что бы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам памятку , которая поможет Вам в воспитании ваших детей.

Памятка для родителей.

9 заповедей для родителей.

1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности , он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Некоторые советы при воспитании:

1. Не ждите, что ребёнок будет таким, как Вы хотите.

Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда.

5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.

Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Помните!

Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил , диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление родителей с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.

Задачи:

Образовательная.

Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая.

Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная.

Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Предварительная работа:

Каждодневная работа воспитателя.

Взаимосвязь с родителями.

Индивидуальная работа с родителями.

Виды работы:

Приветствие и игровые упражнения.

Ответы на вопросы.

Решение педагогических ситуаций.

Работа на перспективу.

Кадровый ресурс:

Воспитатели группы, психолог

Оборудование:

Мяч, раздаточный материал с текстом для упражнения, шариковые ручки и листы,

1. Воспитатель приветствует и озвучивает тему тренинга

Воспитатель обобщает ответы родителей.

Коллективно, в кругу. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.

Задание: мы по очереди будем перебрасывать друг другу мяч и тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.

Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения.

Коллективно, в кругу, мы с вами единый механизм печатной машинки.

Задание: воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.

Воспитатель проводит мини лекторий о понятии толерантность.

Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

Психолог предлагает разрешить конфликтную ситуацию.

Ситуация №1 “Конфликт опасен, если он не разрешим”

- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему?

Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих “Оторвали мишке лапу” или “Зайку бросила хозяйка”.

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Когда на человека, в данном случае на ребенка “сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается “затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести “сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Игра психолога с родителями.

Психолог: «Какие ассоциации у вас появляются, когда я говорю: “Произошел конфликт”?

Запишите 4 слова, связанные с этим понятием, и составьте предложения.

Слова: ссора, обида, наказание, огорчение.

Ситуация № 2. “Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”

Паша (с радостью):

- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе):

- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает):

Папа (отталкивает Пашу):

- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?

Ответы родителей: ударил ребенка, оскорбил, не сдержал слово. Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.

Объяснение с позиции толерантности:

Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.

Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

Вывод: в каждой семье есть общие интересы, которые сплачивают семью.

Как итог воспитатели оформляют табличку :

Любимое занятие – _________.

В завершении тренинга психолог читает притчу:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни любой хорошей семьи.

И подумав добавил:

Дальнейшая деятельность: продолжать работу по ознакомлению родителей и детей с понятиями толерантности, познакомить с вопросами эффективного ведения переговоров, способами выхода из конфликтов в процессе воспитания детей.

Информационный ресурс:

Лекционный материал по программе: толерантность и разрешение конфликтов. ( У. ноябрь 2004)

“Быть родителями стало труднее” О. А. Пинт, подписная научно-популярная серия.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.

Время проведения: 1 час 30 минут.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Далее ведущий задает вопросы:

- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: Какие формы взаимодействия с родителями вы можете назвать? – Ответы участников.

Ведущий предлагает разбиться на 2 команды. Обе выписывают формы взаимодействия. Затем каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ (см. также таблицу 1).

Таблица 1
Дополнительная информация для ведущего

Инновационные (нетрадиционные) формы (виды)
взаимодействия с родителями

Консультации с применением мультимедийной установки

Презентация детского сада

Праздники для родителей

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

Создание персональных сайтов

Ведущий делает вывод: Повышение воспитателями родительской компетентности возможно через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Формы взаимодействия остаются прежними, но их содержание должно быть связано с теми возрастными проблемами в каждой группе, с которыми мы работаем каждый день и которые проходит каждый родитель, воспитывая своего ребенка. Для решения этих проблем и существуют родительские собрания. Именно через такие формы взаимодействия воспитатели и родители могут выстроить эффективную ВЗАИМОПОМОЩЬ.

Такие нетрадиционные формы взаимодействия как, например ДОСУГОВЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ можно реализовывать через традиционные формы, например – РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.

- ранний возраст (до 3 лет),

- средний возраст (от 3 до 5 лет),

РАННИЙ ВОЗРАСТ до 3 лет

  • Агрессивное поведение
  • Детско-материнские отношения
  • Страхи
  • Проблемы адаптации
  • Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 3-5 лет

  • Проблемы общения со сверстниками
  • Конфликт в детско-материнских отношениях
  • Сибс-конфликты
  • Вербальная агрессия
  • Патологические привычки
  • Проблемы адаптации
  • Воспитание не соответствует полу ребенка

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-7 лет

  • Страхи
  • Жестокость в детско-родительских отношениях
  • Психологические защиты
  • Дисгармония в семейных отношениях
  • Нарушения во взаимоотношениях педагогов ДОУ и воспитанников
  • Проблемы наказаний и поощрений

Ведущий: Таким образом, через родительские собрания, решая актуальные возрастные проблемы детей, мы можем привлечь родителей к активным формам взаимодействия. В какой форме будут проходить эти собрания – выбирать вам, но это должны быть нетрадиционные формы: круглые столы, родительские встречи, тренинги для родителей с привлечением других специалистов ДОУ: психолога, логопеда, музыкального руководителя или инструктора по физической культуре.

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг.

Ведущий: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Такое упражнение можно проводить с родителями, начиная родительское собрание.

Мини-лекция

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).

Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.

Образцы карточек с именами даны в приложении №1.

Ведущий: В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка, но в положительном ключе.

Ведущий делает вывод: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Мини-лекция

Ведущий: Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

От воспитателя требуется умение слушать!

Что такое активное слушание?

Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание – это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Кроме того, любая беседа – это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание – способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника означает:

  • Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  • Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

Ведущий раздает участникам по 2 карточки с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести, при этом, стараясь использовать при произнесении фразы правила (приемы) эффективного общения. Участники по очереди выполняют упражнение в парах. Карточки с различными интонациями в приложении №2.

Ведущий: Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. От того, каким образом мы будем сообщать родителю информацию о его ребенке, и какие фразы использовать в своей речи, зависит, успешность отношений взаимодоверия.

Ведущий: я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по листку с фразами, одинаковыми для обеих групп (см. Приложение №3). Вам задача: найти в предложенном перечне:

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами, зачитывает каждая группа свой вариант. Затем Ведущий может прокомментировать некоторые фразы, например:

Мини-лекция

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:

1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,

2) переходить к неприятным моментам,

3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,

4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Ведущий последовательно открывает на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:

- Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).

- Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саша может успевать на занятиях со всеми, но ему для этого требуется чуть больше времени).

- Коля не умеет договариваться с ребятами, часто конфликтует. (Вариант ответа:С помощью взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами).

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

  • Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
  • Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
  • Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Затем ведущий предлагает участникам придумать свои ответы.

Перечень различных ситуаций представлен в приложении №4.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Участники выписывают критерии подбирая начало каждого на необходимую букву словосочетания, которые им запомнились, пригодятся, обобщают полученные знания, приобретенные навыки.

При необходимости ведущий помогает. Критерии выписываются в столбик на доске.

В конце ведущий раздает воспитателям памятки (см. приложение №5).

Читайте также: