Государственная власть как особая разновидность социальной власти кратко

Обновлено: 30.06.2024

10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Власть– это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

Структура власти:

1) субъект(государство, население);

2) объект(на кого распространяется власть);

3) отношенияпо поводу власти;

4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти:

2) привычка к повиновению;

3) убежденность в повиновении;

Источники власти– сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.

Виды власти:

2) государственная власть;

3) политическая власть;

4) экономическая власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть;

7) церковная власть.

Государственная власть– это особая разновидность социальной и политической власти.

Признаки государственной власти:1) публичность– распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8) опора на государственное принуждение;

9) использование системы налогов;

10) деление населения по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится назаконодательную, исполнительную и судебную.

Социальная власть– это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Политическая власть– специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.

11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ

Типология государства– специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства– совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно–экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально–экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно–исторического характера развития государства.

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Цивилизация– это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби).В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают

хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

1) недооценка социально–экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

1) объект– сфера общественных отношений;

2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

Признаки функций государства:

1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;

7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.

При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.

В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Государственная власть есть особая разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Основные черты государственной власти:

Ø Распространяется на все общество

Ø Носит публично-политический характер

Ø Опирается на государственное принуждение

Ø Осуществляется специальными лицами (чиновниками)

Ø Система налогов и займов

Ø Деление населения по территориальному признаку

Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо уяснить, что собой представляет власть вообще как социальное явление. Социальная, или общественная власть выступает неотъемлемым элементом человеческого общества, так как с ее помощью обеспечиваются определенный порядок и стабильность в обществе, организация и регулирование всех основных сфер его жизни и совместной деятельности людей. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности.

В самом общем виде власть может рассматриваться как способность и возможность любой социальной общности (властвующих) оказывать определяющее воздействие на людей (подвластных), навязывать им свою волю с помощью разнообразных средств: принуждения, убеждения, авторитета права, морали, знания и т. д.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти. Так, по субъекту власти разграничивают классовую, групповую, семейную, личную власть неформальных лидеров. По содержанию можно выделить экономическую, политическую, информационную власть. Каждый вид характеризуется способами воздействия на поведение людей.

Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными Собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.

С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. В научной и учебной литературе термины ≪политическая власть≫ и ≪государственная власть≫ довольно часто отождествляются. Принято считать, что государственная власть является политической, исходит от государства и реализуется при его участии. Однако существует и другая точка зрения, сторонники которой выступают за различение этих понятий. Они считают что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, т. е. это власть, осуществляемая не только государством, но и другими институтами политичской системы общества: партиями, общественными организациями и т. д. Политическая власть, таким образом, более многопланова с точки зрения ее полномочий, субъектов и используемых ресурсов. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью.

Государственная власть —это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти.

1. Ей присуще верховенство над всеми другими видами власти внутри страны и независимость, самостоятельность на международной арене. Другими словами, речь идет о суверенности государственной власти.

2. Особенностью государственной власти выступает ее легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей.

3. Государственная власть характеризуется легальностью, означающей законное избрание ее народом и возможность использовать средства принуждения в отношении всего общества.

4. Субъект и объект государственной власти не совпадают, что особенно характерно для классового общества, в котором властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, а подвластными —все остальное население. В условиях демократического общества наблюдаются сближение субъекта и объекта власти, их частичное совпадение. Это проявляется, во-первых, в активном участии каждого гражданина в управлении делами общества и государства, превращающем его в субъекта власти. Во-вторых, высшие государственные органы и должностные лица (субъекты власти), обладая способностью и возможностью навязывать свою волю другим, являются одновременно и объектом власти, так как зависят от народа —основного источника верховной власти.




5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения.

6. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление —целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

7. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.


Убеждение – самое сложное. Принуждение – ограничивает права и свободы личности.


Сущность явления – совокупность черт и свойств, без которых явление теряет своё особенность, своеобразие.

Сущность гос-ва – инструмент общества, общесоциальное + классово-групповая. Одни принуждают других, либо навязывают идеи, игнорируют интересы. Общесоциальная сущность – общие интересы, выживание, прогрессивность общества, т.е. эффективное развитие производительных сил. Необходимо сочетать различные подходы при анализе сущности гос-ва.



Гос-во – разряд людей только управляющих.

Государственная власть есть особая разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Основные черты государственной власти:

Ø Распространяется на все общество

Ø Носит публично-политический характер

Ø Опирается на государственное принуждение

Ø Осуществляется специальными лицами (чиновниками)

Ø Система налогов и займов

Ø Деление населения по территориальному признаку

Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо уяснить, что собой представляет власть вообще как социальное явление. Социальная, или общественная власть выступает неотъемлемым элементом человеческого общества, так как с ее помощью обеспечиваются определенный порядок и стабильность в обществе, организация и регулирование всех основных сфер его жизни и совместной деятельности людей. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности.

В самом общем виде власть может рассматриваться как способность и возможность любой социальной общности (властвующих) оказывать определяющее воздействие на людей (подвластных), навязывать им свою волю с помощью разнообразных средств: принуждения, убеждения, авторитета права, морали, знания и т. д.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти. Так, по субъекту власти разграничивают классовую, групповую, семейную, личную власть неформальных лидеров. По содержанию можно выделить экономическую, политическую, информационную власть. Каждый вид характеризуется способами воздействия на поведение людей.

Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными Собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.

С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. В научной и учебной литературе термины ≪политическая власть≫ и ≪государственная власть≫ довольно часто отождествляются. Принято считать, что государственная власть является политической, исходит от государства и реализуется при его участии. Однако существует и другая точка зрения, сторонники которой выступают за различение этих понятий. Они считают что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, т. е. это власть, осуществляемая не только государством, но и другими институтами политичской системы общества: партиями, общественными организациями и т. д. Политическая власть, таким образом, более многопланова с точки зрения ее полномочий, субъектов и используемых ресурсов. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью.

Государственная власть —это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти.

1. Ей присуще верховенство над всеми другими видами власти внутри страны и независимость, самостоятельность на международной арене. Другими словами, речь идет о суверенности государственной власти.

2. Особенностью государственной власти выступает ее легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей.

3. Государственная власть характеризуется легальностью, означающей законное избрание ее народом и возможность использовать средства принуждения в отношении всего общества.

4. Субъект и объект государственной власти не совпадают, что особенно характерно для классового общества, в котором властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, а подвластными —все остальное население. В условиях демократического общества наблюдаются сближение субъекта и объекта власти, их частичное совпадение. Это проявляется, во-первых, в активном участии каждого гражданина в управлении делами общества и государства, превращающем его в субъекта власти. Во-вторых, высшие государственные органы и должностные лица (субъекты власти), обладая способностью и возможностью навязывать свою волю другим, являются одновременно и объектом власти, так как зависят от народа —основного источника верховной власти.

5. Государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения.

6. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление —целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

7. Государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.


Убеждение – самое сложное. Принуждение – ограничивает права и свободы личности.


Сущность явления – совокупность черт и свойств, без которых явление теряет своё особенность, своеобразие.

Сущность гос-ва – инструмент общества, общесоциальное + классово-групповая. Одни принуждают других, либо навязывают идеи, игнорируют интересы. Общесоциальная сущность – общие интересы, выживание, прогрессивность общества, т.е. эффективное развитие производительных сил. Необходимо сочетать различные подходы при анализе сущности гос-ва.

Конспект лекции: Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Власть в общем представлении – это возможность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или интересах других лиц.

  • 1. явление общественное;
  • 2. является атрибутом общества на всех этапах его развития, так как общество это сложно организованная система и всегда нуждается в координировании;
  • 3. может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. отношения, существующего между людьми;
  • 4. это властеотношения - двусторонние отношения, где один властвующий, а другой подвластный;
  • 5. осуществление власти – интеллектуально-волевой процесс, т.е. те явления, которые исходят от лидера должны быть осознаны подчиненным;
  • 6. власть базируется на силе, и именно наличие силы определяет того субъекта, который властвует;
  • 7. сознательное подчинение является условием власти над данным субъектом в данных конкретных отношениях.

Существует множество классификаций власти, например, на политическую – власть, которая способна выступать средством реализации, защиты интересов больших социальных групп (государственная власть, власть одной социальной группы над другой, власть партийная, власть политических лидеров) и неполитическую (семейная – родительская, супружеская).

От способа организации и властвования: демократическая и недемократическая.

Власть в обществе может быть: легальной и теневой.

Государственная власть – особая разновидность социальной власти, возникающая в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

Государственная власть - органы и должностные лица государства, осуществляющие управление в нем, оказывающие решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей, с помощью различных средств права, авторитета, воли и принуждения.

  • 1. Базой для государственной власти является государство, базируется на государственной силе.
  • 2. Государственная власть – публичная, т.е. осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
  • 3. Обладает суверенитетом, т.е. независимость во вне и верховенность внутри страны.
  • 4. Государственная власть – универсальна, т.е. распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
  • 5. Обладает прерогативой, т.е. исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.
  • 6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Власть как социальная категория - это способность и возможность одних лиц подчинять своей воли других лиц. Это определение позволяет нам выделить характерные черты власти. Власть всегда носит социальный характер и существует внутри общества: вне общества власть существовать не может.

Как социальное явление, власть представляет собой особого рода общественное отношение. Поскольку власть – это отношение, то во власти отношения должно участвовать как минимум 2 субъекта: властвующего и подвластного. Там, где существует 1 субъект власти нет и существовать не может.

Власть, как социальная категория, всегда носит объективно-субъективный характер. Это означает, что способность властвующего подчинять – субъективная часть, а возможность – объективная. Другими словами, способность властвующего подчинять предполагает внутренние способности властвующего, которые позволяют ему навязать свою воли подвластному, а возможность – существование некоторых условий, которые помогают реализовать способность. Для реализации власти необходима и возможность, и способность.

Конечно же, власть в обществе всегда носит волевой характер, т.е. власть – это всегда проявление и отражение воли властвующего, т.е. воля является обязательным непременным элементом власти.

Наряду с волей власть проявляется через силу, т.е. через принуждение. Необходимы для существования власти, как сила, так и воля.

Существуют различные формы власти:

· религиозная (власть Папы Римского);

· семейная власть (власть над своими детьми);

· корпоративная (нетрадиционная) власть;

Государственная власть – особая, уникальная и универсальная разновидность власти. Государственная власть – способность и возможность государства в лице его органов и должностных лиц подчинять своей воли общество и отдельных членов этого общества.

Государственная власть, т.к. является разновидность власть, обладает всеми свойствами как и власть. Однако, государственная власть обладает специфическими свойствами, которые отличают государственную власть от всех других видов социальной власти, делают ее именно государственной:

1) Государственная власть носит универсальный характер, которая проявляется в том, что:

а) государственная власть действует на всей территории государства;

б) государственная власть распространяет свое действие на всех лиц, которые находятся на территории данного государства независимо от гражданства;

в) универсальность государственной власти означает непрерывность её осуществления.

2) Государственная власть носит публичный характер. Это значит, что государственная власть является, с одной стороны, властью выделавшейся из общества, не совпадающая структурно и организационно с этим обществом, но с другой стороны, действующей в интересах этого общества.

3) Государственная власть всегда носит политический характер, т.е. основное назначение государственной власти – это организующее и управляющее воздействие на общество.

Возникает вопрос: как между собой соотносится политическая и государственная власть. В литературе существуют различные подходы к пониманию соотношения политической и государственной власти. Одни авторы говорят о том, что эти понятия самостоятельные и независимые друг от друга, вторые авторы – эти понятия тождественные, третьи авторы – государственная власть шире, чем политическая власть, четвертые – понятие политическая власть является более широким, чем понятие государственной власти.

Правильная точка зрения №4: государственная власть всегда политическая, но не всегда политическая власть – государственная (например: партийная, муниципальная власти и др.).

4) Государственная власть всегда носит легальный характер, т.е. государственная власть всегда законна. Нелегальной государственной власти быть не может.

5) Государственная власть носит легитимный характер, т.е. легитимность государственной власти означает признание государственной власти доверие государственной власти со стороны общества. Для выполнения своих функций государственная власть должна быть признана обществом. Однако в некоторых случаях государственная власть может не иметь доверия со стороны общества – такая власть не может долго продержаться в обществе.

6) Государственная власть всегда обладает монополией на правотворчество,т.е. государственная власть обладает монопольным правом на издание законов, т.е. таких правил поведения, которые будут обязательными для всех членов общества без исключения.

7) Государственная власть обладает монополией на государственное принуждение. Это означает, что только государственная власть может осуществлять принуждение к своей воле в наиболее жестких и последовательных формах.

Традиционно в юридической литературе выделяют 2 властные формы осуществления государственной власти:

1. Убеждение, как метод осуществления государственной власти, предполагает формирование у подвластного осознанной потребности следовать воли властвующего. Существуют различные формы формирования убеждения:

- информационное воздействие;

- целенаправленное воздействие в виде обучения;

- политическая и правовая пропаганда;

2. Принуждение, как метод осуществления государственной власти, предполагает оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего.

Как соотносятся убеждение и принуждение? Первичным является убеждение, т.к. в конечном счете убеждение является более эффективным инструментом воздействия. На первоначальном этапе убеждение может потребовать более высоких затрат, но отдача у убеждения всегда больше, чем у принуждения. Принуждение – проще и дешевле, но, в конечном счете, малоэффективно.

Убеждение приоритетно еще и потом, что, в конечном счете, принуждение тоже работает на убеждение. Общая превенция предполагает, что применяя методы принуждения к одному лицу, мы на его примере предупреждаем других лиц, что так делать нельзя.

Также выделяются другие методы государственной власти:

1) Метод компромисса. Компромисс – достижение взаимного согласия. Метод компромисса предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общезначимого социального результата.

Метод поощрения. Поощрение, т.е. определенное положительное стимулирование, представляется одной из форм убеждения.

Власть– средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками властимогут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть– это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная властьявляется особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность– распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность– этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство– обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива– существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность– соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность– соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы– власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Читайте также: