Традиционная семья как институт формирования российской идентичности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников.

ВложениеРазмер
bogomyagkova_tema_roditelskogo_sobraniya.docx 25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Богомягкова Наталья Юрьевна

МБОУ"Средняя общеобразовательная школа № 8"

учитель начальных классов

Тема родительского собрания:

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Цель: формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников.

1. Формировать у родителей гражданско – правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего воспитать граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами.

2. Показать родителям роль семьи в гражданском воспитании, помочь профилактике негативных тенденций в сознании и поведении детей.

3. Выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского воспитания.

4. Познакомить с нормативной базой по гражданскому воспитанию, с формой и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач гражданского воспитания.

Форма проведения: лекция

Вопросы для обсуждения: нужно ли говорить с ребенком о патриотизме; обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся; на что нужно обращать внимание родителям, воспитывая в ребенке патриотизм; объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей.

-общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

-самоназвание гражданской общности;

− общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

-общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная − на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

-переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.). В семье же закладываются основы нравственности личности.

Но все–таки если система образования формирует гражданина России, − как быть с идентичностью другого порядка? Ведь человек так или иначе является русским, украинцем, татарином, якутом. Этот фактор со временем потеряет свое значение? Нет. Современные нации не являются монокультурными, многообразие не исчезает. Мир в этом смысле усложняется. Когда–то казалось, что пройдет еще лет 50–100, и вместо 4 тысяч языков останется лишь 400, во всех государствах пройдет ассимиляция. Но этого не произошло. Проекты ассимиляции, попытки создания монокультурной нации не удались ни в одной стране мира, в том числе в США, где эта идея была возведена в официальную концепцию.

Представление программы внеурочной деятельности.

В результате представления программы родители должны высказать свое мнение о том, что они принимают данную программу, вносят коррективы. Подведение итогов.

Сегодня были озвучены пути решения: патриотическое, духовно– нравственное воспитание тесно связано с формированием гражданской идентичности ребёнка. В качестве базовых ценностей при формировании гражданской идентичности школьника следует отметить следующие:

Это Вера – как приоритет духовного начала над материальным, идеал самопожертвования, верность высшей правде, вечно нравственным нормам. Это Родина – как приоритет стратегического государственного общественного интереса над частным, личным интересом. Это Свобода, в связке с личной нравственной ответственностью перед государством и перед обществом. Свобода как утверждение прав личного достоинства человека и как развитие гражданского общества.

Нам необходимо выработать определённое решение. Решение:

2. Руководствоваться в воспитании детей показателями сформированности гражданской идентичности на основе требований ФГОС к личностному развитию детей.

3. Акцентировать внимание в воспитании детей на основе национально– культурных традиций многонационального российского общества.

(Далее родителям вручаются памятки)

Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:

-осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

-готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, − национальных культур и религий;

-толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие; осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

− установка на владение универсальными способами познания мира.

Итак, давайте подведем итоги. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей. Школа обладает достаточно серьезным ресурсом для решения ключевых задач развития, воспитания и социализации личности, проведения совместной работы по формированию гражданской идентичности. Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах. Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Чтобы достигнуть определенного результата, мы должны объединить усилия семьи и школы.

Памятка для родителей

1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Развивать самостоятельность и личную ответственность у детей за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально– нравственную отзывчивость, сопереживание чувствам других людей.

6. Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином:

1. Не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными местами своей Родины.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные за- ведения в подростковом возрасте и в юности.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, про- славивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

1. Андрюшков А.А. Формирование социокультурной идентичности в средней общеобразовательной школе / Диагностика образовательной успешности / под ред. О.И. Глазуновой. М.,2007.

2. Асмолов А.Г., О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В. Левит. Учебно–методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичностиличности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы. М. 2012.

3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1–4 классы. М.: Вако, 2007

vyjujg.JPG

Цель настоящего доклада – показать значение защиты семьи и традиционных семейных ценностей как фактора национальной безопасности России и предложить конкретные меры в данном направлении, содействующие цивилизационному и демографическому развитию России.

В рамках настоящего доклада мы придерживаемся следующего понимания основных используемых терминов:

Семья – союз людей, объединённых близкими кровнородственными связями, духовно-мировоззренческой и бытовой общностью, основанный на браке мужчины и женщины и совместном воспитании ими детей[1].

Брак – союз мужчины и женщины, заключённый в соответствии с принятыми в обществе правовыми нормами и традициями, основанный на добровольности, взаимной любви и уважении, предполагающий рождение и совместное воспитание детей[2].

Семейная политика – система целей, задач и мер в рамках деятельности органов государственной власти и других заинтересованных сторон, направленная на укрепление и защиту семьи[3].

Традиционные семейные ценности – совокупность нравственных принципов, культурных (в т. ч. религиозных) традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнью семьи[4].

Национальная безопасность – способность государства и общества обеспечивать защиту и поддержание своих жизненных ценностей и интересов[5].

Cостояние института семьи напрямую связано со способностью общества к собственному воспроизводству, с качеством передачи от поколения к поколению того социокультурного опыта, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможно представить существование страны и сохранение её цивилизационной идентичности. Иными словами, состояние семьи является одним из фундаментальных факторов национальной безопасности[6].

На наш взгляд, состояние семьи в Российской Федерации в стратегической перспективе представляется угрожающим с точки зрения национальной безопасности, в связи с чем необходимы системные государственные меры по изменению сложившегося положения.

Семья и современные демографические вызовы

Рисунок 1. Семья – основа цивилизации


В семье человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности (в том числе гражданско-политические), становится личностью, благодаря чему впоследствии и может занять свою социальную нишу: стать учёным, военным, рабочим, земледельцем или представителем сотен других профессий и призваний. От здоровья семьи (социального, физического, духовного) зависит состояние общества в целом, в связи с чем как процветание, так и кризис семьи неизбежно отражается во всех ключевых сферах жизнедеятельности: экономической, оборонной и прочих.

Ситуация усугубляется тем, что Россия продолжает находиться в состоянии неопределённости в выборе пути своего развития: с одной стороны, всё более акцентированно в контексте изменившейся за 2014-2015 годы геополитической ситуации на высоком уровне звучат тезисы о России как самостоятельной цивилизации, с другой стороны, влиятельные силы внутри и вовне страны видят Россию только в качестве неотъемлемой части Запада.

Эта неопределённость носит системный характер и влияет на все сферы общественной жизни, включая семейно-демографическую. При этом именно демографический вызов в XXI веке является наиболее серьёзным для России[12], как в количественном отношении (с точки зрения общей численности населения и его доли в мире), так и в культурно-историческом (сохранится ли цивилизационная идентичность России в условиях депопуляции государствообразующего русского народа и мощного миграционного притока?).

Согласно среднему варианту прогноза, сделанного Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, население России за XXI век снизится до 117 млн. чел., т. е. на 20% по сравнению с 2000 годом. При этом его доля в мировом населении снизится до 1% (по сравнению с 4% в середине XX в. и 2% в 2015 г.).

Рисунок 2. Численность населения России и его доля в мировом населении


Источник: ООН (средний прогноз)[13], расчёты автора

При этом другие ключевые геополитические игроки – США, Китай и Индия – по-прежнему будут входить в четвёрку крупнейших по населению стран мира, а, значит, ещё более серьёзное демографическое превосходство над Россией.


Источник: ООН (средний прогноз)[16], расчёты автора

Следует отметить, что некоторые демографы делают ещё более пессимистические прогнозы для России, чем ООН. Так, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. И. Антонов считает, что к концу XXI века население России может сократиться до 40 млн. человек [17] .

Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, население России в 2030 году немного увеличится по сравнению с 2015 г. и составит почти 148 млн. чел. Однако этот результат будет обеспечен за счёт почти 5-миллионного миграционного прироста в 2016-2030 годах, который будет перекрывать всё возрастающую естественную убыль населения.

Рисунок 3. Компоненты изменения численности населения России


Источник: Росстат[18], расчёты автора

Рисунок 4. Коэффициент демографической нагрузки и численность российской молодёжи


Источник: Росстат, Росмолодёжь, расчёты автора

Современные тенденции, а также прогнозы ООН и Росстата свидетельствуют о том, что в XXI веке российская семья не выполняет свою основную социально-демографическую функцию по воспроизводству новых поколений. При этом представители молодёжи (социальной группы с наибольшим репродуктивным потенциалом) выросли в условиях сложных общественных трансформаций 1990-х и 2000-х годов и господства массовой культуры с её потребительскими и антисемейными установками.

Всё это делает задачу по восстановлению устойчивого естественного демографического роста в России чрезвычайно трудной, хотя и решаемой.

Кризис семьи в России

Кризис семьи выявляется на основе анализа комплекса наиболее репрезентативных показателей, включая количество семей, браков и разводов, абортов, внебрачных деторождений и т. д.

Количество семей (точнее, семейных ячеек) в России с 2002 и 2010 год (по данным переписей населения) уменьшилось на 2%: с 41,7 млн. до 40,7 млн.[23]Средний размер семейной ячейки в России составляет 2,7 (грубо говоря, 3 человека), что не позволяет воспроизводить семейный образ жизни как таковой.


Источник: Росстат, расчёты автора

Что касается количества разводов, то сегодня оно составляет более половины от числа браков. Фактически новой нормой становится заключение в течение жизни двух и более браков, тогда как превращается из нормы в пережиток прошлого.

Рисунок 4. Статистика браков и разводов в России


Источник: Росстат, расчёты автора

Ещё одна тенденция, свидетельствующая о кризисе семьи, – значительный рост внебрачных деторождений. Формируется, опять-таки, новая норма, когда рождение и воспитание детей перестаёт восприниматься как исключительный атрибут семьи в её традиционном смысле.

Описанными тенденциями и показателями не объемлется весь круг проблем, связанных с семьёй и семейными ценностями в современной России. Отдельно можно упомянуть вопросы, связанные с абортами и сиротством, ведь распространённость данных явлений имеет прямое отношение к состоянию семьи.

На наш взгляд, преодоление кризиса семьи в России невозможно без выявления его подлинных причин, что, в свою очередь, требует определённого взгляда, подхода к такому анализу.

Традиционные семейные ценности в цивилизационном измерении

Кризис семьи обусловлен утратой обществом и отдельным человеком смысла семейной жизни – тех ценностей, которые мотивируют на создание и сохранение семьи. Ошибочно, на наш взгляд, видеть причиной кризиса семьи только материальные факторы: они могут усугубить или снизить кризисные явления, но не служат их главной причиной[33].

Что же следует относить к семейным ценностям?

Традиционные семейные ценности России сформировались, прежде всего, благодаря принятию при великом князе Владимире православия. Христианское понимание брака и семьи на протяжении почти тысячелетия было основополагающим для России, обеспечив сохранение, а также качественный и количественный рост нашей цивилизации. Гонения на православие, в свою очередь, привели к вытеснению христианского понимания брака атеистическим, формально-юридическим.

Социолог и демограф И. И. Белобородов выделил следующие традиционные семейные ценности России: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, семьецентризм (престиж семьи), общественное одобрение брака (через официальную регистрацию, согласие родителей и венчание), ранняя брачность, многопоколенность, иерархичность, нерушимость брака, многодетность[34]. Эти ценности исторически составляли основу брачно-семейной культуры народов России, прежде всего государствообразующего и наиболее многочисленного русского народа.

Эти ценности нашли выражение и закрепление во многих исторических памятниках, наиболее примечательным из которых является сборник

На наш взгляд, семейственность естественным образом способствует развитию созидательной национальной философии.

Сопоставив традиционные семейные ценности с актуальным состоянием, вызванным их утратой, и альтернативными ценностями, можно выявить последствия семейного кризиса.

Таблица 3. Традиционные семейные ценности российского общества и последствия их разрушения

традиционная семья

Традиционная семья с ее неповторимым микроклиматом и внутрисемейными отношениями, оказывает сильное влияние на формирование личности человека и его мировоззрение. От крепкой семьи и преемственности поколений, зависит успешное развитие любого общества, его стабильное положение.

Особенности традиционного брака

особенности традиционного брака

Семьи с традиционными семейно-брачными отношениями, чтят и помнят историю рода, гордятся достижениями родственников, передают детям свою культуру. В крепкой традиционной семье за основу взяты принципы родственной любви и устойчивости нравственных и духовных интересов.

Отец считается посредником между своей семьей и социумом, его главная задача привить детям навыки самостоятельной жизни. Только благодаря ему создается благополучие всех остальных.

традиционная семья

Для современной традиционной семьи нехарактерно наличие большого числа поколений живущих под одной крышей. Чаще всего взрослых людей двое. Это мужчина и женщина, оформившие официальный союз и воспитывающие детей. Все обязанности подразделяются на мужские и женские. Муж самостоятельно принимает решения, и может не учитывать мнения остальных.

Во многих странах, патриархат, на протяжении тысячелетий являлся единственной формой отношений в семье, причем такое положение было характерно не только для самых низших сословий, но и для знати.

Современная традиционная семья

Отдельные признаки традиционных отношений, построенных на принципах патриархата, можно заметить во многих семейных образованиях. Например, в гражданском браке, между однополыми партнерами, в семьях с большой внутренней свободой, но с доверием и уважением друг к другу.

Признаки, по которым можно определить традиционную семью:

  1. Глава семьи — мужчина, он же является добытчиком и по своему желанию распределяет все блага, распоряжается семейным бюджетом. Отвечает за достаток в семье и осуществляет все необходимые платежи.
  2. Мужчина заботится о наличие жилья, обдумывает и принимает надлежащие меры безопасности для всех членов семьи.
  3. Женщина ведет домашнее хозяйство, ухаживает за детьми, контролирует их учебу, осуществляет воспитание, поддерживает репутацию мужа.
  4. Женщина не должна совершать покупки или отправляться куда-то, не спросив перед этим разрешения у своего мужа.
  5. Без согласия мужа жена не может выбрать работу, решить продолжать ей карьеру или стать домохозяйкой.

Для традиционной патриархальной семьи характерна выраженная авторитарная направленность. Поэтому такой тип взаимоотношений приемлем не для всех молодых женщин. Одни получили хорошее образование и мечтают об удачной карьере, а другие сами обладают лидерскими качествами и надеются, что у обоих супругов будут равные права.

Виды традиционных семей

виды традиционных семей

Традиционные браки можно рассматривать как с положительных, так и отрицательных сторон. Если в них налажено взаимопонимание, существует полное доверие между всеми членами семьи, и даже к самым маленьким детям все относятся с уважением, то стабильность и уверенность в будущем сохранится надолго.

Существует два основных типа традиционных союзов:

Многое в традиционных семьях зависит от личностных качеств мужчин, которые их возглавляют. Они должны иметь большую силу духа, быть мудрыми, справедливыми, а порой и дипломатичными. На них возлагается большая ответственность.

Преимущества и недостатки традиционного брака

преимущества и недостатки современной семьи

В развитых странах семей с жесткими патриархальными устоями не так уж много.

Но лучшие стороны традиционного союза до сих пор привлекают молодоженов, которые стремятся создать стабильную семейную жизнь:

  • мужчина проявляет свои организаторские и лидерские качества;
  • женщина сосредотачивается на воспитании детей и уделяет внимание всем членам семьи;
  • мужчина не только обеспечивает семью финансово, но и защищает от возможных нападок, поддерживает, служит надежной опорой в трудных ситуациях.

Однако есть и ряд негативных моментов:

  • жена не может реализовать себя в профессиональной сфере;
  • разделение обязанностей между супругами иногда оказывается неравноценным;
  • муж может манипулировать женой;
  • в случае развода женщина остается без каких-либо средств, так как сразу не сможет овладеть профессией, чтобы обеспечить себе достойное существование.

Постоянное развитие общества ведет к трансформации представлений о семье. Устои, которые раньше считались незыблемыми, уже изменились. Грани между традиционными семьями и другими видами отношений начинают стираться.

Как устроена традиционная семья в Индии — видео

Традиционная семья как фундаментальная основа российской цивилизационной общности - http://www.kdm26.ru/

Организаторы мероприятия – Всемирный Русский Народный Собор, Правительство Ставропольского края, Ставропольская и Невинномысская Епархия, Северо-Кавказский федеральный университет и администрация г. Ставрополя.

Цель IV форума: выступить в качестве площадки для широкого и представительного обсуждения проблем сохранения и развития ценностного потенциала семьи для укрепления стабильности и безопасности общества и государства, ее основополагающей роли в воспитании ответственной и нравственной личности в динамично изменяющемся мире.

Участниками форума станут более трех сотен представителей науки, образования, искусства, культуры; духовные, общественные и политические деятели Российской Федерации. В программе Форума запланированы пленарные заседания, работа четырёх секций.

Форум неслучайно проводится именно в СКФО. Семейные ценности имеют непреходящее значение для народов Кавказа, представляя собой фундамент воспитания подрастающих поколений. Наряду с признанием особой роли семьи в формировании цивилизационной идентичности россиян, на секции будут обсуждаться тревожные тенденции в области семейных отношений: высокая доля разводов, рост числа неполных семей, неготовность молодых родителей к браку и воспитанию, причины непозитивного родительства в различных типах семей, поддержка престарелых родителей и ухода за ними.

В результате работы секции планируется выработать предложения, направленные на укрепление семьи, на поддержание ее авторитета в обществе, на то, чтобы главным в семейных отношениях стало воспроизводство духовных ценностей, сохранение исторической преемственности. В результате диалога будут выработаны новые подходы в укреплении воспитательного потенциала семьи.

Темами для разговора станут не только вопросы развития семейной политики и воспитания. Участники секции обсудят кризисные моменты в сохранении традиционной модели семьи, которые возникли как ответ на цивилизационные разломы в обществе. Будет проанализирована причинно-следственная связь между кризисом семьи, как социального института, и глобальными проблемами развития современной цивилизации. Как отмечает руководитель секции, заведующая кафедрой социальной философии и этнологии СКФУ Светлана Иванова, задача научного сообщества состоит в том, чтобы транслировать подрастающим поколениям именно традиционную модель семьи, которая лежит в основе российского государства, в основе сплоченности российского народа.

По итогам обсуждения будет подготовлен доклад Форума, который, наряду с другими материалами Форума будет адресован Президенту России, Правительству России Федеральному Собранию, средствам массовой информации, широкой общественности.

С уважением, управление по информации и связям с общественностью

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: