Типология личности как результат процесса социализации кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности 2. Социально-психологические характеристики личности 3. Социально-психологические типологии личности 4. Содержание процесса социализации 5. Стадии процесса социализации 6. Социализация и адаптация

Проблема личности в социальной психологии

Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:

1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;

2) объясняет механизмы социализации личности;

3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;

4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.

Психоаналитические теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:

Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).

В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).

К. Юнга придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.

По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.

Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.

Теория установки Д. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.

18. Социально-психологические характеристики личности

Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни.

Система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить пять групп потребностей, расположенных в виде пирамиды:

1) физиологические потребности (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности) – лежат в основании пирамиды;

2) потребности в надежности (потребности в защите от физических и психологических опасностей, уверенность в удовлетворении в будущем физиологических потребностей);

3) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);

4) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);

5) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности) – находятся на вершине пирамиды.

Цивилизованность личности – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры. Эта характеристика описывает личность как члена мирового сообщества, владеющего достижениями современной культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, следующей моральным и правовым нормам и установкам, цивилизованным принципам жизни.

Гражданственность личности – это характеристика личности как члена общества, которому не равнодушна судьба Родины, ее народа, который знает и уважает его историю, традиции, культуру, считает себя его частью, соблюдает и уважает его нормы морали и права и др.

Групповая интегрированность личности предполагает идентификацию своей личности с конкретной общностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них. Групповая интегрированность должна сочетаться с гражданственностью.

Коммуникативность личности – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности.

Социальная активность личности – социально-психологическая характеристика, согласно которой личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя.

Самореализованность личности – уровень фактической реализованности психологических возможностей личности, их развитость, которая проявляется в возможностях достижения успеха в жизни.

19. Социально-психологические типологии личности

Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.

Типология включает три уровня:

1) низкий уровень:

а) рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;

б) аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;

в) активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);

2) средний уровень:

а) непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));

б) практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);

3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.

Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.

Выделяется шесть основных типов:

1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;

2) экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;

3) эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;

4) социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;

5) политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;

6) религиозный человек – основным считает высшие ценности души.

Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:

1) личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;

2) личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;

3) личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;

4) личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.

20. Содержание процесса социализации

Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Параметры социализации:

1) содержание процесса социализации:

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

3) источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

21. Стадии процесса социализации

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

22. Социализация и адаптация

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации:

б) ролевая ориентация;

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.

Социальный тип личности выступает результатом сложного сплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей. В социологии популярно несколько вариантов типологии личности. Так, Вебером основой типизации была принята специфика социального действия, а конкретнее – степень его рациональности. Маркс рассматривал формационную и классовую принадлежность индивида. Э. Фром – социальный тип личности в качестве господствующего типа характера, то есть как форму связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер является формой связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер дает возможность наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и чувствоваться себя безопасным и защищенным.

При анализе человеческой истории, Фром выделял следующие типы социального характера:

  • рецептивный, или пассивный;
  • эксплуататорский;
  • накопительский;
  • рыночный.

В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:

  • традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое;
  • идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях;
  • фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни;
  • реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину и самоконтроль;
  • гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.

Типологии личности

Личностная активность и отношение к социальной действительности – основа типологии личности. При этом разработка единственного, наиболее адекватного типа личности не представляется возможным. В связи с этим выделяют несколько типологий личности. Например, возможно критически и некритически относиться к социальной реальности, а в связи с этим выстраивается модель собственного поведения.

Некритические конформистский тип – человек-прагматик, активно достигающий поставленных целей, следуя принципу: максимум пользы, минимум неудобства. Еще один вариант данного типа личности – эскейпизм, то есть сознательное избегание общества. Такой человек социально пассивен, нейтрально относится к моральным и политическим ценностям, стремится максимально ограничить общественные связи.

На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности:

  • нигилист;
  • реакционер;
  • реформатор;
  • революционер.

Нигилисту характерно пренебрежительное отношение к ежедневным делам и ситуациям, оценка их с точки зрения или идеализированного будущего, или прошлого. В связи с этим он внутренне готов быть тотально разрушенным для построения нового порядка, который должен осчастливить все человечество.

Реакционер цель и мотив своей деятельности видит в стремлении сохранять или возрождать патриархальные ценности, препятствуя различным новациям.

Революционер стремится преобразовать бытие, но сначала разрушает его. Профессиональным революционерам свойственная высокая ответственность, постоянная мобилизация, высокая организованность и героизм.

Реформатор – тип личностной ориентации на реализм при оценивании ситуации и цели, а также средств ее преобразования. Он характеризуется склонностью к компромиссам, решительности и ответственности за выполнение поставленных целей.

Р. Дарендорф – известный представитель конфликтологического направления в социологии, выделял следующие типы человеческой личности:

  • человек трудящийся – личность, наделенная важной общественной функцией;
  • человек массовый – современный потребитель, то есть личность, сформированная под воздействием масс;
  • человек универсальный – занимается разными видами деятельности, способный заниматься всевозможным занятием;
  • человек, зависимый от государства.

Д. Рисменом, социологом из США была разработана своя концепция одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывает информационно-социальные стереотипы и формирует упрощенные схемы черно-белого взгляда на проблемы.

В современном обществе на людей смотрят как на одномерных, воспринимающих происходящее через примитивные альтернативы и противоречия, то есть личностями, с упрощенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

В соответствии с этой моделью основными чертами современного человека считают:

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии выделяются модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Также в современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопо-слушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

    ;
  • сверстники; ; ; ;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Читайте также: