Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих кратко

Обновлено: 03.07.2024

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанной с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие; возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Все большее и большее сокращение сфер изолированной деятельности лиц с нарушением зрения и расширение связей между различными формами деятельности в современном обществе, включение их в систему активности мирового сообщества потребовало расширения предмета тифлопсихологии, не ограничиваясь изучением отдельной личности и ее особенностей, а включение ее связей и взаимоотношений в семье, Отношение к незрячему со стороны общества, конкретных людей и организаций.

Выделение и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже Валентином Гаюи в1784 г.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А. А. Крогиуса, В. С. Сверлова, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, N. Barraga, T. Cutsforth, M. Gottesman, Y. Hatwell, M. Tobin и др.

Однако ряд авторов, особенно слепых, отрицает существование тифлопсихологии (П. Биллей, Ф. И. Шоев), основываясь на общих психологических закономерностях, свойственных как зрячим, так и слепым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тифлопсихология, как наука о закономерностях психического развития лиц с глубокими нарушениями зрения.

Тифлопсихология - это самостоятельная отрасль психологической науки. А.Г. Литвак называет предметом тифлопсихологии психику лиц с глубокими нарушениями зрения. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности ее проявлений, на закономерности формирования психических функций и личностных особенностей влиянию нарушения зрения, которые маскируют и искажают ход развития.

Изучение механизмов компенсации слепоты и слабовидения;

Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушениями зрения;

Разработка психологических основ коррекционно-педагогической работы с людьми с нарушениями зрения;

Разработка психологических основ интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

Тифлопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: лабораторный и естественный эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, социометрия.

Впервые в дефектологии марксистская интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате социальную ненормальность поведения. Наиболее существенным для тифлопсихологии явилось положение Л.С. Выготского о дивергенции (расхождении) культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления на основе создания и использования обходных путей культурного развития в процессе обучения и воспитания. Большое значение для тифлопсихологии имела также выдвинутая Выготским теория соотношения созревания и развития, согласно которой “натуральные” формы психических функций связаны с созреванием, а “культурные” - с развитием, овладением ребенком человеческой культурой. Основой компенсации дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей (например, применения рельефно точечною шрифта при обучении письму и чтению).

Профессор А.Г.Литвак разрабатывает теоретические основы тифлопсихологии, теорию компенсации зрительного дефекта и его последствий, раскрывает особенности реабилитации поздноослепших.

В современной России также написан целый ряд фундаментальных работ которые определяют развитие тифлопсихологии среди них:

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением.

Проективные методы исследования личности.

Впервые для обозначения определенной группы методов понятие проекции стало использоваться Л. Франком (1939). В основе проективного исследования личности лежат три принципа.

1. Исследование направленно на уникальное в структуре личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Отличительные признаки проективных методик:

• неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

• деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностики значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;

• проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию в отдельности, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Характерными особенностями проективных методов являются и три отличия их интерпретации:

1) отсутствие фиксированной однозначной шкалы нормативов при оценке результатов;

2) многозначность каждого отдельного показателя, и необходимость сведения всех показателей в единую психологически осмысленную структуру;

3) опора на понятие проекции, обозначающее факт привнесенности в любую психическую деятельность собственных личностных особенностей.

В настоящее время существует целый ряд классификаций, отражающих многообразие проективных методик. Остановим свое внимание на классификации Л. Франка. С точки зрения автора можно выделить восемь видов проективных методик.

1. Конституитивные методики — структурирование, оформление стимулов придания им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков).

2. Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира).

3. Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуаций (тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

4. Катартические методики — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра).

6. Импрессивные методики — предпочтение одних стимулов другим, обусловившее их отбор как наиболее желательных (тест Люшера).

7. Аддитивные методики — завершение предложения, рассказа, истории (метод незаконченных предложений, ассоциативный тест Юнга).

8. Рефрактивные методики — непреднамеренные изменения (нарушения) в устной или письменной речи (графические пробы).

1. Метод цветовых выборов - тест М. Люшера

Методика основана на субъективном предпочтении цветных стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г. Тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Тест Люшера состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. В оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветных квадратов и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Данные о валидности и надежности неоднозначны. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две - пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора.

2. Фрустрационный тест С. Розенцвейга (адаптирован в НИИ им. В. М. Бехтерева)

3. Тест руки (HAND-TEST)

Предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей. Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанной с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие; возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Все большее и большее сокращение сфер изолированной деятельности лиц с нарушением зрения и расширение связей между различными формами деятельности в современном обществе, включение их в систему активности мирового сообщества потребовало расширения предмета тифлопсихологии, не ограничиваясь изучением отдельной личности и ее особенностей, а включение ее связей и взаимоотношений в семье, Отношение к незрячему со стороны общества, конкретных людей и организаций.

Выделение и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже Валентином Гаюи в1784 г.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А. А. Крогиуса, В. С. Сверлова, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, N. Barraga, T. Cutsforth, M. Gottesman, Y. Hatwell, M. Tobin и др.

Однако ряд авторов, особенно слепых, отрицает существование тифлопсихологии (П. Биллей, Ф. И. Шоев), основываясь на общих психологических закономерностях, свойственных как зрячим, так и слепым.

Читайте также: