Тестовые системы как основа проверки грамотности школьников при изучении физики в школе

Обновлено: 02.07.2024

Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя — выделяет лидирующего и конкурентноспособного человека.

У этого человека хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышление, он обладает знаниями. И он является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотности, помогает естественно-научная грамотность при изучении физики.

Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций. Об этих методах и приемах пойдет речь в статье.

Тестирование является одним из методов систематического контроля, быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений учащихся. Использование тестового метода для определения знаний ценно тем, что полученные результаты позволяют дать достаточно точную количественную оценку уровня знаний. Тесты представляют собой систему заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний, степень развития умений и навыков обучаемых. Сейчас в продаже имеются самые разнообразные тесты к различным учебникам. Но у многих, как мне кажется, имеется общий недостаток: все они рассчитаны на сильных и средних учащихся. А что же делать слабым? Слабые умственные способности, определённое отставание в усвоении материала, а иногда и нежелание учиться не позволяют таким учащимся идти в ногу с другими. Но если заинтересовать слабого ученика, давать посильные задания, от него тоже можно добиться определённых результатов. Для этого мной были разработаны тесты для учащихся среднего и слабого уровня развития.

ВложениеРазмер
razrabotka_testovoy_sistemy.docx 15.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

Потылицина Е.А., учитель физики и математики высшей категории МОБУООШ № 22 п.Зорька Новокубанского района Краснодарского края

Тестирование является одним из методов систематического контроля, быстрым и эффективным средством проверки знаний и умений учащихся. Использование тестового метода для определения знаний ценно тем, что полученные результаты позволяют дать достаточно точную количественную оценку уровня знаний. Тесты представляют собой систему заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний, степень развития умений и навыков обучаемых.

Предметные тесты отличаются простотой выполнения, позволяют учитывать индивидуальные особенности детей при обучении, оперативно корректировать учебный процесс, экономить время, отводимое на опрос и контроль, разнообразить процесс обучения и т.п. С помощью тестирования учитель может своевременно обнаружить пробелы в усвоении той или иной темы, чтобы в дальнейшем продумать виды работ для восполнения этих пробелов в знаниях учащихся. Кроме того, тесты помогают и учащимся осуществлять определённый самоконтроль своих знаний в процессе изучения материала, а также способствуют развитию вычислительных навыков у учащихся. Тестирование отличается от привычного контроля тем, что к заданию готовится эталон, с которым сравнивают ответ учащегося. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учеником содержания обучения, эта степень характеризуется коэффициентом усвоения, определяемым отношением числа операций теста, выполненных учеником правильно, к общему числу операций в тесте.

В ходе учебного процесса тест выполняет многие функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую и др., но ключевой является контролирующая функция.

Сейчас в продаже имеются самые разнообразные тесты к различным учебникам. Но у многих, как мне кажется, имеется общий недостаток: все они рассчитаны на сильных и средних учащихся. А что же делать слабым? Слабые умственные способности, определённое отставание в усвоении материала, а иногда и нежелание учиться не позволяют таким учащимся идти в ногу с другими. Но если заинтересовать слабого ученика, давать посильные задания, от него тоже можно добиться определённых результатов. Для этого мной были разработаны тесты для учащихся среднего и слабого уровня развития.

- основной текст задания содержит не более 7-8 слов;

- каждый текст выражает одну мысль;

- формулировка не содержит двусмысленностей;

- задания краткие, чёткие, легко читаемые;

- правильные ответы располагаются в случайном порядке;

- ответы не содержат подсказки.

Привожу пример тестового задания по физике в 8 классе:

Тест №1. Тепловые явления.

№1. Отчего зависит температура тела?

а) от скорости движения молекул

б) от агрегатного состояния вещества

в) от вида молекул

№2. Какое превращение энергии происходит при падении шара?

а) потенциальная в кинетическую

б) кинетическая в потенциальную

б) кинетическая во внутреннюю

№3. Назовите способы осуществления теплопередачи.

а) совершение механической работы

б) теплопроводность, конвекция, излучение

№4. Какое тело имеет наибольшую теплопроводность?

в) металлический стержень

№5.Как называется перенос энергии струями жидкости или газа?

№6. Тела какого цвета хуже поглощают излучение?

№7. От чего зависит количество теплоты при теплопередаче?

а) от рода вещества, от массы и изменения температуры тела

б) от массы и рода вещества

в) от изменения температуры тела

№8. Какова формула расчёта энергии сгорания топлива?

а) Q = с m ( t 2 - t 1 )

№9. Какова единица удельной теплоты сгорания топлива?

Тесты должны включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и достаточно полно охватывать материал проверяемой темы, но обязательно должны быть посильны слабым учащимся. Тестовые задания, о которых идёт речь, отражают содержание школьных учебников и учитывают объём часов, отводимый на изучение физики.

Вместе с тем не надо забывать, что тесты не могут быть единственной формой контроля. Они предполагают также и традиционные формы проверки результатов обучения, поскольку при всех положительных моментах метод тестирования имеет и некоторые недостатки. Это, в первую очередь, большая вероятность угадывания правильного ответа, невозможность проследить процесс выполнения задания, логику рассуждений и др. Именно поэтому в тесты не был включён итоговый контроль знаний учащихся. Предполагается, что итоговый контроль будет проходить в традиционной форме.

Применение тестирования является делом творческим, требующим поиска и больших затрат труда, но это компенсируется тем, что систематическое тестирование, несомненно, способствует повышению качества процесса обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "тестовый контроль на уроках физики"

Тестовый контрольна уроках физики. Методика использования тестов на уроках физики.Положительные и отрицательные стороны применения этой методической разработки. Даны 17 тестов .


Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ.


разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"

Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме.


Методическая разработка "Графические задачи на уроках физики"

Материалы разработки могут быть использованы на уроках, интегрированных уроках. Работа содержит разные приёмы работы с графиками, приведены примером некоторые из них.



Применение тестовых технологий на уроках физики

В статье рассматриваются основные аспекты применения тестовых технологий в основной и старшей школах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система тестового контроля на уроках физики

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей.

(Д. Пойа)
В настоящее время педагогический контроль в школах совмещает как традиционные, так и новые формы контроля. Традиционные формы контроля хорошо известны учителям и учащимся. Они имеют достаточно большую методическую базу, удобны в организационном плане, обеспечивают удобную обратную связь. Но наряду с определенными достоинствами традиционных форм контроля их недостатки при работе по индивидуальным учебным планам становятся все более ощутимыми.

Традиционные формы контроля не соответствуют современным технологиям обучения в условиях вариативности образовательных программ, эффективность их снижается за счет субъективизма и несопоставимости результатов. Оценки, выставляемые учителем по пятибалльной системе, не дают количественной характеристики ответа учащегося и не позволяют дифференцировать учащихся по уровню подготовки. Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения.

Многие учителя могут самостоятельно составлять небольшие диагностические задания в виде тестов для осуществления быстрой обратной связи, с целью отслеживания качества усвоения учебного материала, индивидуального темпа продвижения ученика по усвоению нового знания. Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий, учитель сможет сформировать у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению.

Однако, существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например: составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке физики. Общая идея составления тестов, найти ошибку в рассуждениях.

По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отразить основное содержание предмета. Комбинации тестовых заданий различных трудностей должны обеспечить равносложность различных вариантов тестов. Дифференцирующие силы используемых тестовых заданий, в свою очередь, должны обеспечивать надежную дифференциацию уровня подготовленности различных учащихся.

Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний.

Поэтому трудно переоценить значение тестовых работ учащихся для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться.

Метод тестов имеет ряд важных достоинств: Оперативность - сбор информации в относительно короткие сроки, проверка знаний за короткий промежуток времени (закрепление материала в конце урока). Прицельность - получение информации об определённых качествах личности, о сформированности определённого круга знаний (усвоение новой темы), умений, навыков. Практичность - результаты тестирования объективно предопределяют варианты выбора средств дальнейшего практического воздействия, если это образовательный, предметный тест, то его результат показывает учителю, какой материал испытуемым учащимся не усвоен, где предстоит ещё работать. 4. Тесты и оценка знаний Несомненно, предметный тест должен быть программно валидным, т.е. отражать обязательные требования к знаниям и умениям учащихся на обязательном минимуме по данному предмету.

Тестирование может быть вводным, перед началом изучения темы. Главная цель вводного тестирования - выявить имеющиеся знания учащихся и использовать их для лучшего усвоения новой темы. Тесты используются и для первичного закрепления знаний при изучении нового материала. Немаловажную роль играют тесты, особенно в старших классах, для самоконтроля и самопроверки учащихся.

Хотелось бы отметить целесообразность тестовых заданий в процессе обработки теоретического материала, поскольку простой фронтальный опрос правил, свойств и теорем, считаю недостаточно эффективным способом проверки теоретических знаний учеников. Тесты оживляют процесс обучения, а простота, краткость условий заданий и однозначность ответа на них не отталкивают учащихся, к тому же тестовые задания позволяют проверить большой объём изучаемого материала, экономя время, затрачиваемое на опрос.
Использование тестов на уроках физики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения. Использование этой технологии позволяет проводить коррекционную работу прямо на уроке или задавать дополнительные задания учащимся по вопросам, с которыми они не справились при написании теста.

- тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала;
- проверка результатов тестирования занимает меньше времени по сравнению с другими видами контроля;
- ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования;

Оценить 696 0

Тестовые технологии на уроках физики

Волкова Зоя Алексеевна

Учитель физики и математики

МБОУ Вельяминовская СОШ

им. Л.С.Филина

Карачевского района

Брянской области

Тестовые технологии на уроках физики

оптимизация учебной нагрузки учащихся за счет эффективных методов обучения;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения при обеспечении государственных образовательных стандартов с учетом постоянного роста информации.

Существенной и обязательной частью процесса обучения – контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений.

Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности ученика:

выявление объема освоенного содержания предмета (стандарта);

выявление уровня освоения содержания предмета;

выявление уровня освоения проверяемой деятельности;

выявление уровня обладания компетентностями (компетенциями).

Анализ структуры занятости по видам экономической деятельности населения в Брянской области показал, что область имеет ярко выраженную потребность в подготовке технических кадров.

Поэтому в нашей области была разработана концепция развития естественно-математического и технологического образования. Программа направлена на популяризацию системы естественно – математического и технологического образования и стремление преодолеть наметившуюся устойчивую тенденцию снижения интереса обучающихся к соответствующему сегменту научных знаний.

Технические специальности все больше привлекают ребят, все больше ребят выбирают после 9 и 11 класса экзамен по физике. Возникает вопрос как качественно подготовить учащихся к экзамену. Ответ напрашивается сам собой – для итоговой аттестации за год в 7,8 и 10 классах использовать форму вариантов ОГЭ и ЕГЭ. До недавнего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая три — четыре задачи и качественные вопросы. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении – располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем, этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям, предъявленным к итоговому контролю знаний. А именно:

объем проверочных знаний не велик. Анализ контрольных работ по механике показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала. Две – три задачи или вопроса не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителя много времени;

низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;

абсолютно неудовлетворительная объективность оценок знаний.

За последнее время поиски объективных количественных измерительных знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний. Можно отметить следующие особенности тестов:

относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

непосредственная фиксация результатов;

возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

удобство математической обработки;

наличие установленных стандартных норм.

Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний приняты ОГЭ – Основной государственный экзамен в 9 классе и ЕГЭ – Единый Государственный Экзамен в 11 классе, которые построены в виде тестов. Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний.

ОГЭ и ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки.

В настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использовании специальной системы, состоящей из большого количества заданий – тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.

Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты – специальные задания для изучения индивидуально психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и другие). Тесты применяются также для исследования малых групп, в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.

Тест (от английского слова test – проверка знаний) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Главная функция проверки – это контролирующая функция, которая заключается в контроле знаний и умений школьников, его роль - определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания.

тестирование в образовании призвано оперативно и беспристрастно выявлять глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков.

Поэтому оно в состоянии решить одну из самых сложных задач воспитания ─ сформировать потребность и умения самоанализа и самоконтроля, что является фундаментом индивидуализации и гуманизации образования, ориентирования учащихся на самообразование.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она естественно вписывается в современные педагогические концепции.

Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их.

Основные требования к заданиям тестов – они должны:

принадлежать к одной теме или дисциплине;

быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);

взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;

форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;

термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;

последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;

задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Многие требования не выполняются в готовых тестах, поэтому можно создавать их самим с помощью специальных программ. Наиболее часто в практике учителя используются следующие:

Конструктор школьных сайтов

Возможности этих программ неодинаковы.

Программа Exele есть на любом ПК, где установлен MicrosoftOffice . С помощью нее можно самостоятельно создавать тесты по любому предмету, но это довольно трудоемкий процесс. Если с помощью Exele создать шаблоны, далее при создании тестовых заданий достаточно будет только изменять вопросы и ответы. Также положительным является то, что программа выставляет оценку учащимся.

Программа TEST не требует установки на компьютер. В комплект включены тест, создатель тестов и авторские примеры. Включена возможность создания тестов по различным темам, с указанием время на тест и на каждый вопрос. Результаты можно представить в различном виде.

Таким образом, применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции заданий.

Многократно было показано, что задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения.

Известный в педагогической литературе задачный подход к организации учебного процесса может быть существенно модифицирован посредством реконструкции самих задач, а также применением заданий в тестовой форме, что помогает повысить уровень технологизации учебного процесса, делать задачи понятнее, создавать параллельные и облегчённые варианты одной и той же задачи.

Мониторинг учебного процесса эффективнее однократного тестирования. Результаты мониторинга лучше некачественных оценок ЕГЭ, проистекающих из-за метрических ошибок, заложенных в его конструкцию. В самых лучших КИМах ЕГЭ качество измерения слабых выпускников школ и сильных абитуриентов вузов хуже оценок средних выпускников школ. Таким образом, легко сделать вывод о несправедливости и необъективности КИМов и ЕГЭ в целом, вызванных конструктивными дефектами этих по-своему оригинальных методов.

Преимущества тестового контроля:

тест позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности;

удобство математической обработки;

являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;

способствуют объективности оценок, независящих от субъективных установок лица, проверяющего исследование;

обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых;

Любой тест строится из тестовых заданий, форм представления которых достаточно, но не так уж много. Познакомимся с самой распространенной типологией.

Рис. 1 Виды тестовых заданий

Задания закрытого типа включают в себя:

введение (описание ситуации);

Задания открытого типа предполагают, что учащиеся записывают ответ в свободной форме, стремясь сделать его более полным и правильным, если это задание с развернутым ответом. Если это задание с кратким ответом, то учащиеся записывают ответ в требуемой форме (в необходимых единицах измерения, выполнить необходимое округление или записать слово).

Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний – М: Исследовательский центр, 1994.

Цель данного пособия - привлечь внимание учителей и учащихся к новому и интересному виду практических заданий в формате PISA , помочь им применить уже полученные знания в курсе физики, развить логическое мышление, дать занимательный материал для урочной и внеурочной деятельности.

Задания в формате PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т.е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и извлечь из него необходимую информацию;

оценить уровень предметных знаний и умений;

оценить уровень развития общеучебных умений и навыков;

оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;

формировать познавательный интерес через развитие исследовательской компетенции

Полученные при решении заданий умения позволят учащимся научиться видеть проблему, которую можно решить с помощью естественнонаучных методов, и получить выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.

Для удобства использования пособия задания систематизированы в соответствии с программой курса физики основной школы, ко всем заданиям приведены ответы.

Глава I . Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

Естественнонаучная грамотностьопределяется как основная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способностьчеловекаприменятьестественнонаучныезнанияиумениявреальныхжизненныхситуациях,втомчислевслучаяхобсужденияобщественнозначимых вопросов, связанных с практическими применениями достиженийестественных наук.

Существенную роль в оценке качества российского образования играютмеждународные сравнительные исследования, результаты которых позволяютвыявитьособенностиподготовкироссийскихшкольниковпосравнениюсошкольникамидругихстранвчастиовладенияважнымиипризнаннымина международномуровне компетенциями. Результаты15-летнихроссийскихшкольниковвмеждународномисследовании PISA-2015 свидетельствуют о среднем невысоком уровнеестественнонаучной грамотности учащихся. Но даже больше, чем невысокое место России в рейтингестран,настораживаеттотфакт,чтоэтирезультатынедемонстрируютникакогопрогрессанапротяжениивсехцикловисследованияPISA,начинаяс2000года,вотличие,например,отматематическойичитательскойграмотности.

Таким образом, перед российским образованием стоит задачаповышения уровня естественнонаучной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизациисодержанияиметодов обучениявобластиестественнонаучногообразования.Необходимостьрешенияэтойзадачивытекаеттакжеизмайских(2018 г.) указов Президента Российской Федерации, согласно которым нашастранак2024г.должнавойтивдесяткуведущихстранмира,лидирующихпокачествуобщегообразования.

1.1 Общая характеристика естественнонаучной грамотности и заданий по ее оцениванию

Оценивание естественнонаучной грамотности учащихся в исследовании PISA основывается на следующем определении этого понятия:

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующихкомпетенций: научно объяснятьявления; понимать особенности естественнонаучногоисследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Изприведенного вышеопределениявытекаюттребованиякзаданиямпооцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненныхситуациях.Именнотакиезадания,объединенныевтематическиеблоки,составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданийвключает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. Приэтомкаждоеиззаданийклассифицируетсяпоследующим категориям :

познавательный уровень (или степень трудности) задания.

1.2 Компетенции и умения, характеризующие естественнонаучную грамотность

Каждая из трех компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлен вопрос задания. Эти умения можно рассматривать как базовый набор действий, которые способен выполнять научно грамотный человек. Ниже я приведу детализацию тех компетенций, которые оцениваются в исследованииPISA.

Компетенция: научное объяснение явлений – распознавание, выдвижение и оценка объяснений для природных и техногенных явлений, что включает способности:

Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучныезнания;

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

Сделать и подтвердить соответствующиепрогнозы;

Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества.

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования - описание и оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов, что включает способности:

Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучнойработе;

Различать вопросы, которые возможно естественнонаучноисследовать;

Предложить способ научного исследования данноговопроса;

Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данноговопроса;

Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверностьобъяснений.

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов - анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов, что включает способности:

Преобразовать одну форму представления данных вдругую;

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;

Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на другихсоображениях;

Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет,журналы)

1.3 Типы научного знания для заданий по формированию естественнонаучной грамотности

Каждая из компетенций, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания трех следующих типов:

Содержательное знание - знание научного содержания, относящегося к к физическимсистемам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной(география,геология, астрономия).

Процедурное знание - знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательскихпроцедур.

Эпистемологическое знание - знание о том, как наши научные представлениястановятся следствием нашего понимания возможностей научных методов исследования,их обоснования,атакжесмыслатакихпонятий, кактеория,гипотезаинаблюдение.


Полный текст материала Пособие "Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: