Теория взаимной помощи как фактора эволюции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Взаимная помощь как фактор эволюции ( Взаимная помощь: фактор эволюции ) является тестом на Петр Кропоткин , опубликованном во время его изгнания в Лондоне в 1902. Первая французская версия была опубликована Hachette четыре года спустя (1906).

Помощь также термин политической экономии , что означает экономическую концепцию обмен обратных и добровольных ресурсы и услуги в интересах всех.

Резюме

Содержание

В практике взаимопомощи, которая восходит к самым ранним истокам эволюции, мы находим положительный и определенный источник наших этических концепций: мы можем утверждать, что для нравственного прогресса человека главным фактором была взаимопомощь, а не взаимопомощь. борьба.

Кавычки

- Пьер Кропоткин. Взаимная помощь, фактор эволюции (1902 г.), Введение.

«В животном мире мы увидели, что подавляющее большинство видов живет в обществе и что в ассоциации они находят лучшее оружие в борьбе за выживание: конечно, и в основном в дарвиновском смысле, это не вопрос не просто борьба за средства к существованию, но борьба с природными условиями, неблагоприятными для вида. Виды животных, у которых индивидуальная борьба сведена к минимуму и где практика взаимопомощи достигла своего наибольшего развития, неизменно более многочисленна, более процветающая и более открытая для прогресса. Достигнутая в этом случае взаимная защита, возможность достижения золотого века и накопления опыта, высочайшее интеллектуальное развитие и положительная эволюция социальных привычек обеспечивают сохранение видов, их расширение и будущее развитие. Асоциальные виды, напротив, обречены на вымирание. "

- Пьер Кропоткин. Взаимопомощь, фактор эволюции (1902 г.), заключение.

Библиография

Находясь в эмиграции, П.А. Кропоткин публикует в Лондоне книгу: Mutual Aid, a Factor of Evolution / Взаимопомощь как фактор эволюции.

История книги такова:

Кооперация, утверждал Кропоткин, хорошо видна в мире животных. Лошади и олени объединяются для совместной защиты от врагов, волки и львы собираются для охоты, пчёлы и муравьи сотрудничают самым разнообразным образом. […] Кропоткин к тому же утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так ещё до возникновения государства.

Почему западные исследователи так много писали именно о конкуренции? По мнению П.А. Кропоткина, они обычно путешествуют в тропиках, где наблюдают перенаселение и острую борьбу за существование; русские же чаще ездят в малонаселённую Сибирь, где в суровых условиях люди помогают друг другу…


Взаимопомощь у животных как внутри вида, так и между другими (правда, в меньшей степени) хорошо прослеживается на множестве примеров: стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников. Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте. Общественные насекомые: муравьи, пчёлы, термиты совместно строят жилище, добывают корм, защищаются от врагов, воспитывают потомство. Грифы и орланы-белохвосты гнездятся поблизости друг от друга, а о находках падали, которой они питаются, сообщают друг другу и собираются вокруг трупа огромными стаями. У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно.

Громадную роль, которую играет взаимная помощь и взаимная поддержка в эволюции животного мира мы рассмотрели, теперь нам предстоит бросить взгляд на роль, которую те же факторы играли в эволюции человечества.

С помощью этих упражнений подростки учились и развивали следующие навыки и умения:

– доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику,

– сотрудничать и действовать сообща,

– разрешать конфликтные ситуации.

Одной из важных психолого-педагогических задач являлось то, чтобы научить ребят, как строить отношения в коллективе и противостоять давлению, как понять другого человека в ходе разговора, как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

C:\Users\Teacher\Desktop\Андросов фото\DSC_0009.JPG

Подводя итоги и обобщая результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что в природе среди растений и животных борьба и взаимопомощь слиты воедино: борьба рождает взаимопомощь, взаимопомощь становится орудием борьбы. В этом и состоит своеобразная диалектика природы.

Взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй.

  1. Гринин Л. Е., Марков А. В., Коротаев А. В. Макроэволюция в живой природе. — М.: Либроком, 2013, 248с
  2. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. — М.: Самообразование, 2011, 256с
  3. Кропоткин П. А. Взаимопомощь среди животных и людей. — Минск: БелЭн, 2006, 320с

Основные термины (генерируются автоматически): взаимопомощь, взаимная помощь, школьный коллектив, Развитие сплоченности, время выполнения заданий, борьба, друг.

Биография Петра Алексеевича Кропоткина в википедии.

Кропоткин.jpg

Отрывок из предисловия издателя

2. Взаимная помощь у животных (продолжение)
Перелёт птиц. • Сообщества для исследования. • Осенние сообщества. • Млекопитающие: малое число видов необщительных. • Охотничьи сообщества волков и т. д. • Сообщества грызунов; обезьян. • Взаимная помощь в борьбе за жизнь. Аргументация Дарвина для доказательства борьбы за жизнь в пределах вида. Естественные препятствия чрезмерному размножению. • Предполагаемое уничтожение промежуточных звеньев. • Устранение соперничества в Природе.

3. Взаимная помощь среди дикарей
Предполагаемая война каждого против всех. • Родовое происхождение человеческого общества. • Позднее появление отдельной семьи. • Бушмены и Готтентоты. • Австралийцы, Папуасы. • Эскимосы, Алеуты. • Черты жизни дикарей, с затруднением принимаемые европейцами. • Понятие о справедливости у Даяков. • Обычное право.

4. Взаимная помощь среди варваров
Великие переселения. • Возникшая необходимость новой организации. • Деревенская община. • Общинная работа. • Судебная процедура. • Междуродовое право. • Пояснения, заимствованные из теперешней жизни. • Буряты. • Кабилы. • Кавказские горцы. • Африканские племена.

5. Взаимная помощь в средневековом городе
Рост власти в варварском обществе. • Рабство в деревнях. • Восстание укреплённых городов: их освобождение; их партии. • Гильдии. • Двойственное происхождение свободного средневекового города. • Его автономная юрисдикция и самоуправление. • Почётное положение, занятое трудом. • Торговля, производимая гильдиями и городом.

6. Взаимная помощь в средневековом городе (продолжение)
Сходства и различия между средневековыми государствами. • Ремесленные гильдии: атрибуты государства в каждой из них. • Отношение города к крестьянам; попытки освободить их. • Феодальные владельцы. • Результаты, достигнутые средневековым городом: в области искусств, в области образования. • Причины упадка.

7. Взаимная помощь в современном обществе
Народные возмущения в начале государственного периода. Институции взаимной помощи в настоящее время. • Деревенская община: её борьба против государства, стремящегося её уничтожить. • Обычаи, сохранившиеся со времени периода деревенской общины и сохранившиеся в деревнях по настоящее время. • Швейцария, Франция, Германия, Россия.

8. Взаимная помощь в современном обществе (продолжение)
Рост рабочих союзов после разрушения гильдий государством. • Их борьба. • Взаимная помощь при стачках. • Кооперация. • Свободные ассоциации для различных целей. • Самопожертвование. • Бесчисленные общества для объединённых действий со всевозможными целями. • Взаимная помощь среди беднейшего населения городов. • Личная помощь.

Максим

Введение от автора

Две отличительные черты в животной жизни Восточной Сибири и Северной Маньчжурии особенно поразили меня во время путешествий, совершенных мною в молодости в этих частях Восточной Азии. Меня поразила, с одной стороны, необыкновенная суровость борьбы за существование, которую большинству животных видов приходится вести здесь против безжалостной природы, а также вымирание громаднейшего количества их особей, случающееся периодически в силу естественных причин, — вследствие чего получается необыкновенная скудость жизни и малонаселенность на площади обширных территорий, где я производил свои исследования.

Другой особенностью было то, что даже в тех немногих отдельных пунктах, где животная жизнь являлась в изобилии, я не находил, — хотя и тщательно искал ее следов, — той ожесточенной борьбы за средства существования среди животных, принадлежащих к одному и тому же виду , которую большинство дарвинистов (хотя не всегда сам Дарвин) рассматривали, как преобладающую характерную черту борьбы за жизнь, и как главный фактор эволюции.

Ужасные метели, проносящиеся над северной частью Азии в конце зимы, и гололедица, часто следующая за метелью; морозы и бураны, которые каждый год возвращаются в первой половине мая, когда деревья уже в полном цвету, а жизнь насекомых уже в разгаре; ранние заморозки и, по временам, глубокие снега выпадающие уже в июле и августе, даже в луговых степях Западной Сибири, и внезапно уничтожающие мириады насекомых, а также и вторые выводки птиц; проливные дожди — результат муссонов, выпадающие в августе, в более умеренных областях Амура и Уссури, и продолжающиеся целые недели, вследствие чего в низменностях Амура и Сунгари происходят наводнения в таких размерах, какие известны только в Америке, да в восточной Азии, а на высоком плоскогорье обращаются в болота громаднейшие пространства, равные по размерам целым европейским государствам, и, наконец, глубокие снега, выпадающие иногда в начале октября, вследствие чего обширная территория, равная пространством Франции или Германии, делается совершенно необитаемой для жвачных животных, которые и гибнут тогда тысячами.

С другой стороны, где бы мне ни приходилось видеть изобильную кипучую животную жизнь, — как напр., на озерах, весною, где десятки видов птиц и миллионы особей соединяются для вывода потомства, или же в многочисленных колониях грызунов, или во время перелета птиц, который совершался тогда в чисто американских размерах вдоль долины Уссури, или же во время одного громадного переселения косуль, которое мне пришлось наблюдать на Амуре и во время, которого десятки тысяч этих умных животных убегали с огромной территории, спасаясь от выпавших глубоких снегов, и собирались большими стадами с целью пересечь Амур в наиболее узком месте, в Малом Хингане, — во всех этих сценах животной жизни, проходивших перед моими глазами, я видел взаимную помощь и взаимную поддержку, доведенные до таких размеров, что невольно приходилось задуматься над громадным значением, которое они должны иметь для поддержания существования каждого вида, его сохранения в экономии природы и его будущего развития.

Наконец, мне пришлось наблюдать среди полудикого рогатого скота и лошадей в Забайкалье, и повсеместно среди белок и диких животных вообще, что когда животным приходилось бороться с недостатком пищи, вследствие одной из вышеуказанных причин, то вся та часть данного вида, которую постигло это несчастье, выходит из выдержанного ею испытания с таким сильным ущербом энергии и здоровья, что никакая прогрессивная эволюция видов не может быть основана на подобных периодах острого соревнования.

Но — свести общительность животных к любви и симпатии , значит сузить ее всеобщность и ее значение, — точно так же, как людская этика, основанная на любви и личной симпатии, ведет лишь к сужению понятия о нравственном чувстве в целом. Я вовсе не руковожусь любовью к хозяину данного дома, — которого я часто совершенно не знаю, — когда увидав его дом в огне, я схватываю ведро с водой и бегу к его дому, хотя бы нисколько не боялся за свой: мною руководит более широкое, хотя и более неопределенное чувство, вернее инстинкт, общечеловеческой солидарности, т. е. круговой поруки между всеми людьми, и общежительности. То же самое наблюдается и среди животных. Не любовь, и даже не симпатия (понимаемые в истинном значении этих слов), побуждают стадо жвачных или лошадей образовать круг, с целью защиты от нападения волков; вовсе не любовь заставляет волков соединяться в своры для охоты, точно также не любовь заставляет ягнят или котят предаваться играм, и не любовь сводит вместе осенние выводки птиц, которые проводят вместе целые дни и почти всю осень; и наконец нельзя приписать ни любви, ни личной симпатии то обстоятельство, что многие тысячи косуль, разбросанных по территории, пространством равняющейся Франции, собираются в десятки отдельных стад, которые все направляются к известному пункту, с целью переплыть там реку. Во всех этих случаях главную роль играет чувство несравненно более широкое, чем любовь или личная симпатия, — здесь выступает инстинкт общительности, который медленно развивался среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, с самых ранних ее стадий и который научил в равной степени животных и людей сознавать ту силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку, и сознавать удовольствия, которые можно найти в общественной жизни.

Подвергнув обсуждению важность Взаимной Помощи среди различных классов животных, я, очевидно, обязан был обсудить важность того же фактора в развитии человека. Это было тем более необходимо, что имеются эволюционисты, готовые допустить важность Взаимной Помощи среди животных, но, вместе с тем, подобно Герберту Спенсеру, отрицающие ее по отношению к человеку. Для первобытного человека, — утверждают они, — война каждого против всех была преобладающим законом жизни. Насколько это утверждение, которое чересчур охотно повторяют без надлежащей проверки со времен Гоббса, совпадает с тем, что нам известно относительно ранних фаз человеческого развития, я постарался разобрать в настоящей книге, в главах, посвященных жизни дикарей и варваров.

Бромлей, Кент. 1902.
Приготовляя русское издание этой книги, я тщательно пересмотрел и исправил весь текст и сделал некоторые добавления.

Читайте также: