Теория научной деятельности высшей школы нирс

Обновлено: 03.07.2024

1. Научно-исследовательская работа студентов включена в процесс подготовки специалиста. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса. Она имеет целью обучение выпускников методам ведения научных исследований; организации научно-исследовательской работы, а также выработки у них навыков самостоятельного оформления результатов исследований в виде отчета, статьи, заявки на предполагаемое изобретение и др., публичных выступлений.

2. К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.

3. Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя.

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ВУЗа, а также сотрудники научно-исследовательских организаций и аспиранты. Тему работы обычно предлагает руководитель. Чаще всего это научное направление, которое уже ведётся на кафедре. Иногда студент приходит со своей идеей; если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование. Нередко научная работа перерастает в магистерскую или кандидатскую диссертацию.

4. Обычно, на младших курсах обучения в ВУЗе руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших - помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

5. Формы НИРС на кафедре условно разделены на две категории:

· формы НИРС, включенной в учебный процесс (в курсовых и дипломных проектах; при выполнении лабораторных работ; на практиках; при подготовке рефератов на заданную тему);

· формы НИРС, выполняемой во внеучебное время (участие в выполнении договоров о творческом содружестве с организациями и предприятиями, индивидуальная работа на кафедре).

Основная цель НИРС заключается в том, что будущий специалист должен:

ЗНАТЬ: теорию и практику научных исследований к избранной отрасли знаний (профессии),

УМЕТЬ: раскрыть сущность проблемной ситуации, сформулировать предмет, цель и задачи исследования;

ВЛАДЕТЬ: методикой системного научного исследования применительно к профессии.

Принципы организации НИРС:

1. Сочетание обязательных и добровольных научных работ студентов;

2. Наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов;

3. Максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной поддержке кафедр и факультетов;

4. Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР "большой" науки и в практические нужды вуза.

Формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе:

· работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;

· привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам;

· участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях;

· участие в олимпиадах разного уровня;

· участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества;

· участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу;

1. Научно-исследовательская работа студентов включена в процесс подготовки специалиста. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса. Она имеет целью обучение выпускников методам ведения научных исследований; организации научно-исследовательской работы, а также выработки у них навыков самостоятельного оформления результатов исследований в виде отчета, статьи, заявки на предполагаемое изобретение и др., публичных выступлений.

2. К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.




3. Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя.

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ВУЗа, а также сотрудники научно-исследовательских организаций и аспиранты. Тему работы обычно предлагает руководитель. Чаще всего это научное направление, которое уже ведётся на кафедре. Иногда студент приходит со своей идеей; если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование. Нередко научная работа перерастает в магистерскую или кандидатскую диссертацию.

4. Обычно, на младших курсах обучения в ВУЗе руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших - помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

5. Формы НИРС на кафедре условно разделены на две категории:

· формы НИРС, включенной в учебный процесс (в курсовых и дипломных проектах; при выполнении лабораторных работ; на практиках; при подготовке рефератов на заданную тему);

· формы НИРС, выполняемой во внеучебное время (участие в выполнении договоров о творческом содружестве с организациями и предприятиями, индивидуальная работа на кафедре).

Основная цель НИРС заключается в том, что будущий специалист должен:

ЗНАТЬ: теорию и практику научных исследований к избранной отрасли знаний (профессии),

УМЕТЬ: раскрыть сущность проблемной ситуации, сформулировать предмет, цель и задачи исследования;

ВЛАДЕТЬ: методикой системного научного исследования применительно к профессии.

Принципы организации НИРС:

1. Сочетание обязательных и добровольных научных работ студентов;

2. Наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов;

3. Максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной поддержке кафедр и факультетов;

4. Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР "большой" науки и в практические нужды вуза.

Формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе:

· работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;

· привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам;

· участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях;

· участие в олимпиадах разного уровня;

· участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества;

· участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу;

Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.

Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.


Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР . Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.


Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что в последние годы научно-исследовательская работа студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, поэтому у значительной части студентов за время обучения не сформированы умения исследовательской деятельности. В то же время, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. В этой связи назрела необходимость разработки системы научно-исследовательской работы в вузе на основе обучения творческому подходу к практическому использованию полученных образовательных, научных и технических знаний.

Рассматриваемая проблема не является новой. Организации исследовательской деятельности студентов в вузе и ее методическому обеспечению посвящены работы Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Бабурова, М. А. Байдан, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И.Загвязинского, C. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.

В рамках этого направления обсуждается и проблема формирования исследовательских умений (Д.Б. Богоявленская, Е.Г. Бушканец, Н.Е. Варламова, В.П. Кваша, О.И. Митрош, А.И. Цесник).

  1. процесс формирования качеств, навыков, умений научно- исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с уче­том особенностей вуза, факультета и специализации (с какой целью и что формируется);
  2. систему методов, форм и средств формирования данных качеств, на­выков, умений (как и через что формировать);
  3. систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС (кто формирует и у кого формируется, какого взаимодействия формирующего и форми­рующихся);
  • эффективность массового охвата студентов НИР;
  • эффективность воздействия НИРС на развитие творческих способ­ностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества;
  • эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку;
  • эффективность воздействия субъекта на объект процесса формиро­вания качеств, навыков, умений НИР;
  • эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества.
  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; мето­дики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование уме­ния ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор мето­дов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студен­та, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и ор­ганизации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельно­сти, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изу­чаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мыш­ления, умения действовать в стандартных и нестандартных си­туациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к позна­нию), развитие способностей (познавательных, коммуникатив­ных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяю­щейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирова­ния, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспита­ние профессионального призвания, профессиональной этики.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, научно-исследовательская работа, высшее профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа студентов, привлечение студентов, процесс формирования качеств, работа, студент, учебное время.

Научно-исследовательская работа студентов: что это такое и как она организована

Учеба в вузе имеет свои особенности. Помимо посещения лекций и сдачи сессий, студенты многих специальностей в обязательном порядке должны заниматься научно-исследовательской работой. В этой статье расскажем, что это такое.

Научно-исследовательская работа студентов

Практически каждый студент сталкивается с научно-исследовательской работой. Что же это такое?

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – неотъемлемая и важная часть учебного процесса, направленная на формирование готовности к применению полученных знаний на практике.

Но отвлечемся от определений. Самыми простыми и распространенными примерами научно-исследовательской работы студента являются рефераты, курсовые и диплом.

Кстати, в нашем блоге вы можете найти подробные статьи о написании и оформлении этих и других видов работ.

Зачем студентам заниматься научно-исследовательской работой?

Многим занятие исследовательской работой может казаться скучным, но этот процесс имеет вполне определенные цели. Выполняя даже самую маленькую научную работу, студенты учатся:

  • самостоятельно работать со специальной литературой;
  • работать с различной аппаратурой;
  • применять знания на практике.

В любом случае, НИРС полезна всем. Даже если вы не планируете работать по специальности, научная работа в вузе просто развивает аналитическое мышление и подход к решению комплексных задач.

Формы организации научно-исследовательской работы студентов

Помимо вышеупомянутых курсовых и дипломных работ, к научной работе студентов можно отнести:

  1. Семинары.
  2. Научные конференции.
  3. Лабораторные работы.
  4. Написание научных статей.
  5. Прохождение практики на предприятии.
  6. Участие в олимпиадах.
  7. Участие в научных кружках по интересам.

Началом научно-исследовательской деятельности студента можно считать самый первый реферат. Главное начать, а потом дело пойдет. Как правило, на младших курсах научная работа студентов не доставляет особых хлопот, а по-настоящему серьезная игра начинается при написании практической части диплома.

Какой бы студенческой работой вы не занимались, профессиональный сервис для учащихся всегда готов оказать помощь тем, кому она нужна.

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Читайте также: