Как влияет окружающая среда на главного героя преступление и наказание кратко

Обновлено: 30.06.2024

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал.

В произведениях Ф. М. Достоевского очень мало авторских монологов, голос писателя стоит далеко не на первом плане, и при всем многообразии идей, отраженных в его романах, нет ни одной, которую можно четко определить как авторскую. Поэтому нельзя сказать, что в произведениях Федора Михайловича формулируется и отстаивается какая-то определенная авторская позиция, это не романы с идеей, а, скорее, романы об идее и ее влиянии на человека.

Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно. Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие.

В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской. Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей. По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.

Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге - политические преступники, уголовники, воры и убийцы. Этот факт очень важно учитывать, говоря об анализе романа "Преступление и наказание", потому что именно там, вдали от дома на каторге Достоевский самым тщательным образом изучал и исследовал судьбы этих людей. И не только их истории жизни интересовали Фёдора Достоевского , но и мотивы, толкнувшие того или иного человека совершить преступление.

Какие же важные выводы сделал Достоевский? Эти умозаключения нам очень помогут в анализе романа "Преступление и наказание" и раскрытии образа Раскольникова. Оказывается, чаще всего преступники в то время действовали, движимые недовольством социального положения людей в России. Действительно, о равенстве говорить было нельзя, крестьянам отменили крепостное право, и многие из них, если не большинство, оказались за гранью нищеты. Чем же могли заниматься такие озлобленные бедные люди? Кажется, вывод напрашивается сам собой - крестьяне пьянствовали, шли на крайность и, уезжая жить в город, кормили себя и свои семьи тем, что грабили и убивали.

Делая анализ романа "Преступление и наказание", становится понятно, что Фёдор Достоевский предложил свое виденье, как можно решить эту глобальную проблему в России. Кто-то подумает, что речь идет о революционном движении и свержении самодержавия, однако писатель видел другое развитие - необходимо совершенствование духовной жизни народа путем внедрения в массы христианской морали. По сути, именно христианские принципы могли повлиять на сердце человека и перестроить его ум и душу. Однако причина роста преступности была не только в ужасном финансовом состоянии народа, важной составляющей этого роста стали также новые философии.

Анализ Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Поскольку Родион Раскольников - это главный образ романа "Преступление и наказание", поговорим о нем, в конце концов даже краткий анализ "Преступления и наказания" был бы невозможен без обсуждения этого персонажа, то есть образа Раскольникова.

Итак, Родион Раскольников действительно был беден, но решится на убийство старухи-ростовщицы его побудила не только нищета, а главным образом идейные соображения. Его теория состояла в том, что каждый человек относится к одной из двух категорий - "обыкновенные люди" и "необыкновенные люди".

По мнению Раскольникова к первой категории, то есть обыкновенным людям, имеют отношение те, кто живет в согласии с общественными устоями, подчиняются закону, не нарушают порядков и ничего не хотят менять - такая серая масса. А вот вторая категория людей действительно необыкновенная - они нарушают закон, пытаются изменить ход истории и даже распоряжаются чужими жизнями. Если первые - это серая масса, то с необыкновенными людьми все обстоит иначе, потому что такой человек силен, смел и не течет по течению, на таких людях, пожалуй, и держится свет.

Образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание"


Надо отметить, что особенно ярко образ Родиона Раскольникова раскрывается в тот момент, когда он решает посмотреть, в какую группу людей входит он сам, и поэтому убивает старуху. Раскольников, несомненно, весьма талантлив, умен и вместе с тем горд, однако его мечтания и стремления к лучшей жизни остаются лишь в его голове - бедность мешает воплотить их.

Нищета преследует Раскольникова повсюду - его сестра выходит замуж совсем не за того из-за нищеты, отец Сонечки (Мармеладов), титулярный советник, попавший под сокращение, становится алкоголиком и окончательно опускается, а сама Сонечка Мармеладова вынуждена была стать проституткой. Вот в каких обстоятельствах формируется образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Другие детали анализа романа

Раскольников рассуждал так, что убитое сильной личностью ничтожество не оказалось никому полезным, однако помогло стать другим счастливыми. И в этом смысле Раскольников не считал свое преступное деяние грехом. Убивая старуху-ростовщицу, Раскольников хотел взять ее деньги, чтобы помочь другим. В конце концов старуха нажилась на чужих бедах, так почему не взять нажитое таким мерзким путем и не отдать бедным, которые нуждаются? Да, делая анализ романа "Преступление и наказание", невольно задумываешься об этих проблемах.

Но образ Раскольникова раскрывается еще глубже, когда после совершения преступления главный герой романа осознает жуткие вещи - он стал убийцей, кровь на его руках мешает даже заключить в объятия своих близких, а совесть гложет его. Тут Раскольников понимает, что у Сонечки Мармеладовой положение ничуть не лучше, чем у него, однако она не позволила своему сердцу ожесточиться и озлобиться на людей, зато она сохранила веру в Бога. Примечательно, что именно Сонечке, от которой Раскольников ожидал сочувствия и помощи, он первой рассказал о своем преступлении.

Анализ "Преступления и наказания" - выводы

Услышал ли Родион Раскольников от Сонечки то, что хотел услышать? Соня посоветовала ему раскаяться и открыть свою душу людям, однако Раскольников сделал по-другому: он сознался в преступлении правоохранителям и в итоге был сослан отбывать наказание на каторге. Оба эти персонажи Достоевского - Раскольников и Соня Мармеладова погубили свою душу, но только Сонечкой руководили глубокие нравственные убеждения, а Родионом идея.

Но что меняется в Раскольникове пока он отбывает наказание? Соня способствует тому, что он духовно возрождается и его моральные устои преобразуются.

Фёдор Достоевский раскрывает в своем романе, что счастье в жизни человека возможно лишь, если человек следует христианским принципам, имеет веру в Бога и творит добро. Именно это наполнит жизнь смыслом, а вовсе не борьба за власть и жестокосердие.

Вы прочитали краткий анализ романа "Преступление и наказание" и узнали об образе Раскольникова. Можете также ознакомиться с кратким содержанием "Преступление и наказание" . Несомненно, вам понравятся и лучшие цитаты из романа.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главный герой этого произведения - Родион Раскольников - бедный студент Петербургского

Университета, который был вынужден бросить учебу из-за того, что у него не хватало денег, из-за нервного и физического истощения. С Раскольниковым мы встречаемся на первых же страницах романа. Мы видим, в каких ужасных условиях живет главный герой: он беден, у него нет приличной одежды, его комната похожа больше на шкаф, чем на жилище человека, у него нет даже денег на то, чтобы заплатить хозяйке за жилье, и он вынужден от нее скрываться. Вокруг себя Родион Раскольников видит бедность, человеческое страдание, смерть. Он задает себе вопрос, почему одни люди, типа Лужина и Свидригайлова, живут в роскоши, а другие, которые гораздо лучше, нравственнее первых, типа Сонечки и Катерины Ивановны, должны умирать от голода и нищеты.

Реформы произошедшие в шестидесятых годах были очень крупным переворотом в государственной жизни. Общество освободилось от феодальных отношений, которые изжили себя, кроме этого началось резкое расслоение в обществе. Эти последствия реформ сказались в городах больших размеров особенно! Одни начали стремительно богатеть и подниматься вверх, иные же были в том положении, которое очень близко к отчаянию. Основы нравственности ставшие традиционными резко пошатнулись, для нового времени, где много несправедливости и страданий они уже непригодные.

Нравственная ориентация потерялась, добро и зло уже не такое как раньше, их всеобщность утратилась. Берет старт эпоха где правят деньги, индивидуализм и всем все дозволено. Достоевскому очень важно было понять, к чему может привести нигилизм нравственности у человека и какие последствия от этого для общества. Именно этой теме Федор Михайлович посвятил свой роман. Родион Раскольников не просто так пошел на убийство, в этом следует искать не только корни в личности, а и в обществе. Затея убийства появилась у человека гордого, одиногого и восприимчивого к страданиям других людей. Студента задавила бедность, поэтому ему приходится искать выход благодаря которому он быстренько забудет, что такое унизительная нищета.

Сразу скажу, что Родион очень далек от эгоизма, для него не стоит прежде всего цель вывода себя из нищеты, он хочет помочь и другим людям. У главного героя произведения Достоевского есть стремление к справедливости в обществе, что является довольно характерной чертой, в то время. То, что все в обществе ненормально понимали многие люди с разными взглядами. Что касается взглядов Родиона, то они неотделяются от его личности. В голове простого студента не стали бы появлятся такие дикие планы, если бы не ужасная бедность. Ему пришлось встать над законами жизни, а это могут лишь немногие. Стать выше всего мира и обрести настоящую свободу, так размышляет главный герой, когда занимается подготовкой к убийству.

Другие эссе на произведения этого автора (Достоевский Ф.М.):

Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении.

Как общество влияет на человека? (итоговое сочинение)

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей.

Влияние идеи на человека по роману федора достоевского преступление и наказание

Сонечка - это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения.

Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья.
В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось.

Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.


Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.

Как социум влияет на решения человека сочинение преступление и наказание

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание.

В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.
Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством. Роль снов в произведении Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем. Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.

К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем увидеть его и в произведениях , и , воспевали этот город и поэты Серебряного века: А. Блок, А.Ахматова. Но Петербург Достоевского — это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев.

Подобное описание города, и именно акцент на жару неслучаен. Этот мотив жары призван воссоздать атмосферу, в которой созревает бредовая теория Раскольникова, готовится убийство старухи — процентщицы.

Облик города дополняется описанием жилищ героев. Стоит обратить внимание и на такую деталь — постоянное присутствие в описаниях желтого цвета. В комнате Раскольникова грязные желтые обои, само лицо во время его болезни становится желтым. В комнате Сони — желтоватые обои, в квартире старухи-процентщицы мебель желтого цвета, картины в желтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку, на Петровском острове ярко-желтые домики

Жилище героев — это продолжение петербургских улиц, героям и в собственном жилище не найти душевного отдохновения. Неслучайно Пульхерия Александровна сразу интуитивно почувствовала связь между странной комнатой сына и его странным состоянием. Да и какое может быть состояние в такой обстановке?

Все эти описания позволяют сделать вывод о том, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемого пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек, его давит и в густой толпе, и в трактире, и в каморках. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Неслучайно это происходит, когда Раскольников идет на убийство. Несомненна связь Петербурга с преступлением героя: в другом, прекрасном Петербурге вряд ли в сознании молодого человека возникла бы такая чудовищная теория. Это еще раз доказывает, как окружающая обстановка — город, пейзаж, жилище, люди — могут разрушить все хорошее, что есть в человеке, задавить его своим могуществом.

Цель. Показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России. Проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.

1. История создания романа.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

История создания романа.

2. Составление схемы.

«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?

(Роза Люксембург)




3. Объяснение проводится в такой последовательности:

1866год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.

Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?

4. Петербург Достоевского.

Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.

Топография

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.

Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова.

- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?

Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца

- В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?

- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?

- Как влияет окружающая среда на главного героя?

- Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?

- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?

В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.

III. Домашнее задание.

С.85-87 ученик Литература Ю.В.Лебедев

-Составить конспект.

Срок с 14.04 до 17.04

14.04

Группа 4

Литература

Цель. Показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России. Проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.

1. История создания романа.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

История создания романа.

2. Составление схемы.

«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?

(Роза Люксембург)

3. Объяснение проводится в такой последовательности:

1866год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.

Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?

4. Петербург Достоевского.

Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.

Топография

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.

Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова.

- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?

Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца

- В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?

- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?

- Как влияет окружающая среда на главного героя?

- Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?

- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?

В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.

Читайте также: