Теория и практика педагогической науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Действительно, развитие человека и его воспитание таким же образом подчиняется определенным законам, только они несколько иной природы, социальной, точнее сказать, нравственной. Только следуя согласно этим законам и не нарушая их, возможно, воспитать Человека, в полном смысле этого слова. Педагог подобно садовнику должен ясно представлять, какие условия будут способствовать росту, и приносить плоды, а какие будут идти во вред и окажутся гибельными. Значит ли это, что знание этих законов обеспечит педагогу желаемый результат – высоконравственную воспитанную личность? Здесь важно заметить, что готовые знания о теории воспитания не гарантируют успеха.

Ясно одно, обыденные знания, приобретенные на практике, отличаются от теоретических знаний, научно обоснованных, проверенных и доказанных. И здесь мы подошли к вопросам, которые требуют особого разъяснения: В чем различие этих знаний? Какое значение для педагога имеет теория и какое - практика? Что для него и его деятельности важнее, знания или опыт, теория или практика? В каком они должны находиться соотношении?

Педагогика как наука об искусстве общения

Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном опыте. Следовательно, освоить то или иное мастерство, будь то музыка или живопись налагают на человека определенные требования, и здесь на первый план выходят не только его знания, но и его способности, личностные качества, предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Ни в какой другой профессии личностные качества человека не оказывает решающего влияния на его совершенствование, как в педагогике.

Практика педагогики

Связь теории и практики в педагогике

Установлено, что единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон в деятельности людей. Наиболее важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее развития, к застою [3].

Остановимся на характеристике связи между теорией и практикой. Эта связь с практикой может быть прямой, когда обстоятельства вынуждают нас на время прерывать ход теоретического размышления, чтобы получить от практики новые данные и продолжить затем рассуждение на основе этих данных. Физик и химик, биолог и геолог, ученые любой отрасли науки постоянно обращаются в своей деятельности к опыту, с тем, чтобы затем вновь вернуться к теории и развивать ее дальше.

Обращение к практике как основе знаний и критерию истины совершается и в иной форме — как непрерывное адресование к данным практики, сверка каждого этапа рассуждений с фактическим, из практики почерпнутым материалом в самом ходе теоретического мышления. К данному типу связи и относится педагогика [5].

Деятельность может быть представлена как система сформулированных задач, при решении последовательно переходящая одна в другую. Это позволяет говорить о, так называемом, моменте взаимодействия, который возникает между теорией и практикой в сознании человека именно в тех случаях, когда в конкретной деятельности человека происходит слияние знаний и деятельности через постановку задач [5]. Если практик самостоятельно формулирует задачу, используя для ее решения данные науки, то это позволяет ему целенаправленно обращаться к науке за помощью.

Вывод. Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем теоретического просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном опыте, при этом важны внутренние предпосылки: личностные качества, душевные свойства, опыт общения.

Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности.

Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный характер, когда в конкретной деятельности учителя про­исходит слияние знаний и деятельности, и осуществляется в сознании учителя в момент постановки задач педагогической деятельности.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671с.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.М.2002

5. Методологические проблемы развития педагогической науки – М.: Педагогика. - 1985. - 240 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

7. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 3.1957, с. 501

10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., Логос, 1999. – 272 с.

11. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

12. Соловейчик С.Л. Последняя книга. - М.: Первое сент., 1999. - 463 с.

13. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы// Собр. соч., М, 1948.-326с

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576

Вопрос о взаимоотношении педагогической науки и педагоги­ческой практики — один из самых актуальных в современной пе­дагогике, поскольку от его решения зависит результативность педагогической деятельности.

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существен­ные характеристики и взаимосвязи, которые придают практичес­кой педагогической деятельности законосообразный характер. Педагогическая практика, в свою очередь, служит объектом науч­ного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов (от греч. kriterion — средство для суж­дения).

Различия между научной и практической педагогической дея­тельностью приведены в табл. 1.

Сравнительный анализ научной и практической педагогической

Деятельности

Параметр сравнения Научная педагогическая деятельность Практическая педагогическая деятельность
Цель Получить новое знание об образовании как особом феномене и о педагогическом процессе — его характеристиках, закономерностях, способах организации Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника)
Объект Образовательный (педагогический) процесс Ученик (воспитанник); специфика объекта практической педагогической деятельности — в его активности, т.е. он высту­пает одновременно в качестве субъекта
Средства Методы научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические) Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания
Результат Новые знания об усовершенствовании педагогического процесса Становление человека субъектом собственной жизни и деятельности

Связь педагогической науки и педагогической практики можно представить через связь основных типов педагогических знаний:

знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагогической действительности:

а) эмпирические — знания об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать (об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, об особенностях взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе их совместной деятельности, о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов и условий на результаты педагогической деятельности). Для получения такого знания используются, как правило, эмпирические методы исследования;

б) теоретические — знания о существенных связях и закономерностях педагогического процесса (о принципах воспитания функциях обучения, закономерностях формирования того или иного качества). Теоретическое знание не очевидно, оно требует глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными, звучат непривычно для педагогов-практиков и не сразу принимаются педагогами-исследователями, поэтому их осознание и принятие требуют времени и формирования у педагогов установок на понимание и принятие
иной точки зрения;

знания о должном (нормативные знания), т.е. знания о нормах осуществления педагогической деятельности, о том, что и как нужно делать. Именно эти знания непосредственно внедряются Щ педагогическую практику.

Связь между этими типами знаний можно представить в виде своеобразного цикла, где первым звеном является получение эмпирических знаний, которые представляют собой целенаправленное описание системы педагогических фактов, характеризующих то или иное педагогическое явление (например, неуспеваемости школьников). Такое описание представляет собой результат эмпирического исследования педагогической действительности и первичных обобщений.

Следующее звено — получение теоретических знаний. Главное их содержание составляют законы и закономерности педагогическо­го процесса, которые служат объективным его основанием. Чтобы получить теоретическое знание, необходимо проанализировать, систематизировать и обобщить полученный фактический матери­ал п поскольку простое описание не дает оснований для понима­ния сущности того, что происходит в обучении и воспитании, каковы их движущие силы.

Далее необходимо осуществить переход от знаний о сущем к знаниям о должном (нормативным знаниям). Однако невозможно от законов и закономерностей сразу перейти к рекомендациям педагогам, как надо действовать в каждом конкретном случае (про­водить урок, классный час, родительское собрание). Поэтому пе­реход от теоретического знания к нормативному осуществляется на высоком уровне обобщения и представляет собой выражение закономерностей в наиболее общих нормах педагогической дея­тельности — принципах.

Принцип (от лат. prncpum — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В филосо­фии принцип — первоначало, руководящая идея, основное пра­вило поведения. С точки зрения логики принцип — это централь­ное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той об­ласти, из которой данный принцип абстрагирован. Таким обра­зом, принцип может быть охарактеризован с двух сторон — объек­тивной и субъективной.

С объективной стороны важны следующие его харак­теристики: это руководящее требование, предписание, как дей­ствовать для достижения цели, норма деятельности; принцип вы­текает из понимания закономерностей педагогического процесса.

С субъективной стороны принцип — это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенных явлений. Иначе говоря, из существующих принципов воспитания и обучения педагог мо­жет отбирать те, которые наиболее соответствуют его миропони­манию, стилю педагогической деятельности.

Принципы всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга. В рамках разных педагогических концепций и парадигм один и тот же принцип может получать разное значение.

Принципы конкретизируются в правилах и требованиях педагогической деятельности, которые составляют следующий уровень конкретизации нормативного знания и следующее звено в цепочке, связывающей педагогическую науку и практику обра­зования.

От правил и требований осуществляется переход к методической системе, которая включает все описанные выше элементы, но касается определенного участка педагогической действительности и сферы педагогической деятельности (например преподавания географии или организации духовной деятельности детей). Это звено цепочки, соединяющей педагогическую науку и практику образования, уже самым тесным образом связно с практикой, учитывает конкретные особенности осуществления определенного вида практической педагогической деятельности.

Наконец, методическая система конкретизируется в проекте педагогической деятельности. В качестве проекта может выступать образовательная программа, учебник, план-конспект урока, план воспитательной работы на определенный период. Проект представляет собой наибольшую степень конкретизации нормативных знаний. Именно через проект педагогическая наука непосредственно связывается с практикой образования.

Проект воплощается в деятельности педагога-практика, который, реализуя его, совершенствует педагогическую действительность. Эта новая педагогическая действительность вновь становится объектом научного изучения — начинается новый цикля взаимодействия педагогической науки и педагогической практики.

Существуют различные формы взаимодействия педагогической науки и педагогической практики. Одна из них — учебно-научно-педагогические комплексы, которые представляют собой систему, включающую научно-исследовательские и образовательные учреждения. В такой комплект могут входить, например, педагогический университет, научно-исследовательские институты и лаборатории, педагогические колледжи и школы, где проводится опытно-экспериментальная работа и внедряются научные разработки. Еще одна форма взаимодействия педагогической науки и практики— участие педагогов-практиков в научных исследованиях. Взаимодействие науки и практики может осуществляться в рамках экспериментальных педагогических площадок, когда какое-либо образовательное учреждение становится базой для определения эффективности и внедрения новых научных разработок. Можно назвать и такую форму, как повышение квалификации педагогических кадров, имеющую целью ознакомление учителей и воспитателей с новейшими достижениями педагогической науки.

Основой единства педагогической науки и педагогической практики выступает гуманитарный характер педагогического знания, обращенность педагогики к проблемам человека.

Иногда возникает разрыв между педагогической наукой и пе­дагогической практикой. Происходит это в тех случаях, когда про­пущено какое-то из звеньев, связывающих науку и практику. Раз­рыв между наукой и практикой проявляется в двух формах. В первом случае эмпирические факты не подвергаются теоретическому обобщению. Во втором, наоборот, теоретические построения не подвергаются экспериментальной проверке.

В последние годы в педагогической науке утверждаются новые методы исследования педагогической практики, постижения пе­дагогической реальности. Одним из таких методов является диало­гическое понимание. Понимание — универсальная форма освоения Действительности, постижение и реконструкция смыслового со­держания явлений исторической, социально-культурной, а так­же природной реальности. Понимание, в отличие от традицион­ного знания, предполагает определенное отношение к изучае­мому.

Метод диалогического понимания открывает широкие возмож­ности как перед педагогической наукой, так и перед педагогичес­ки практикой, выступая как одно из ненасильственных средств для разрешения разногласий и конфликтов.

Педагогическая практика - это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой - необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности - это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов.

Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки - методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п.

Цель и результат практической работы учителя - обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:
- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п.
- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.
- знания нормативные - о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).

Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук.

В ее структуру входят:

1) общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

2) возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3)коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4) частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

5) история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

6) отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Практическая педагогика – это учебная дисциплина, изучаемая студентами педагогических специальностей и, ориентированная на их подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Как учебная дисциплина, практическая педагогика имеет свою методологию.

Методология практической педагогики представляет собой ориентацию работы педагога на формирование у студентов представления о значимости практической деятельности педагога и ее связи с теоретическими основами педагогики.

Практическая педагогика нацелена на:

  • Формирование представлений о методологии педагогики и ее основах;
  • Изучение специфики методологического знания;
  • Изучение логических основ психолого-педагогического исследования;
  • Формирование знаний в области методологической культуры педагога-практика;
  • Мотивацию студентов к научно-исследовательской работе.

Педагогическая практика занимается исследованием методов и средств, посредством которых организуется образовательная работа, а также научно-исследовательская педагогическая деятельность.

Педагогика как научная область занимается исследованием вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения, разрабатывает принципы и механизмы реализации данных процессов. Что касается педагогической практики, то она занимается исследованием практических сторон педагогической деятельности: организацию обучения и воспитания, исследования, закономерности реализации учебно-воспитательной работы на разных ее стадиях. Педагогическая практика тесно связана с теорией. Без рассмотрения данной связи, невозможно охарактеризовать сущность педагогической деятельности и выявить особенности реализации данного процесса. В этой связи, педагогическая практика, как учебная дисциплина, начинается с изучения вопросов связи теории и практики педагогики.

Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики

Педагогика, как наука отражает состояние образовательной деятельности на конкретном этапе развития общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая практика отражает реальную деятельность педагогов и иных работников системы образования, опору их деятельности на конкретные принципы, механизмы реализации, ее требования к субъектам образования и всем ее участникам, к качеству обучения, к теории и методологии педагогической науки.

Педагогическая теория ориентирована на выдвижение научных основ практической педагогической деятельности. Она связана с выдвижением гипотез развития педагогической науки на текущем этапе развития общества, проверкой научных фактов и формулировкой новых идей, способствующих развитию педагогической науки в целом, совершенствованию ее методологии и практических аспектов деятельности.

При всем различии деятельности, педагогическая наука и педагогическая практика имеют единую ориентацию деятельности и единю функциональную роль: развитие и социализация подрастающего поколения.

Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы педагогической деятельности. Она ориентируется на практику и является источником практического научного знания.

Целостный педагогический процесс реализуется во взаимосвязи теории и практики педагогики.

Эту связь можно отразить следующими положениями:

  1. Теория педагогики выполняет функцию обобщения педагогической практики;
  2. Практическая педагогика занимается использованием научных теорий педагогики в реальной педагогической деятельности;
  3. Практическая педагогика ориентирована на передачу педагогического опыта деятельности;
  4. Педагогическая практика выполняет функцию поддержки т.е. оказания педагогической помощи в текущих обстоятельствах, в данный временной момент, по мере необходимости.

Следует отметить, что педагогическая практика, как и педагогическая теория ориентирована на преобразование педагогической действительности. Они действуют в едином направлении и во взаимосвязи друг с другом. Без педагогической теории невозможно реализовать практическую педагогическую деятельность, а практика не может функционировать без обоснования и научного подтверждения.

Методология практической педагогики

Поскольку, практическая педагогика является частью педагогики и ее отдельной отраслью, то она имеет свою методологию.

Методология педагогической практики является научным разделом, который изучает деятельность воспитателей, учителей, преподавателей, основы ее организации и учебно-воспитательные процессы в целом.

Теория педагогики изучает учебно-воспитательные процессы, а методология педагогической практики исследует основы их организации, занимается разработкой стратегии образовательной деятельности и стратегических основ функционирования всех аспектов обучения и воспитания.

Методология педагогической науки и методология педагогической практики, также, как и сами науки имеют тесную связь и действуют сообща.

Методология педагогической практики является учением об организации практических аспектов педагогической деятельности, реализуемой, как целостными образовательными системами, так и отдельными педагогами.

Любой педагог начинает свою профессиональную деятельность, выполнение практических действий в системе образования с изучения методологии педагогики: педагогической науки и педагогической практики.

Методология практической педагогической деятельности имеет следующую структуру:

Читайте также: