Теория и методика продуктивных видов деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Определение сущности педагогического рисунка и характеристика его значения. Ознакомление с видами занятий по изобразительной деятельности. Исследование и анализ основных методов оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.05.2016
Размер файла 39,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

1.3 Методические приёмы обучения лепки младших школьников

2.1 Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке

2.2 Развитие основных музыкальных способностей на уроке музыки

2.3 Составление теоритической и музыкальной викторины

Список использованных источников

Методика обучения продуктивным видам деятельности как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:

- материальных затрат на приобретение материалов и принадлежностей для практических занятий;

- накопление определенных теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты;

- приобретение графических умений и навыков;

- умение написания конспектов уроков;

- внимание, усидчивости, аккуратности.

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

На базе дополнительного непрерывного образования и в экспериментальных дошкольных учреждениях создаются образовательные программы раннего развития, включающие в себя как общедидактические, так и новые формы организации детского изобразительного творчества.

- формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);

- развитие основных психических процессов;

- удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

- формирование и совершенствование технических умений и навыков;

- развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

- развитие эмоциональной сферы.

Важной задачей данного курса является осмысление детьми того, что любой труд технологичен и необходимости овладения технологией любой деятельности.

Занятия планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- учет ведущей деятельности дошкольников;

- связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному игровому персонажу;

- любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями - мышатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком). С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;

- противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);

- учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);

- способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;

- появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю необходимым сделать пояснение.

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий - это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры. педагогический изобразительный урок

Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;

2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;

5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае - одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем.

ВложениеРазмер
metody_obucheniya_delyat_po_dominiruyushchim_sredstvam_na_slovesnye.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Затем их группируют, а эта группировка зависит от существенных дидактических задач на:

1. методы приобретения новых знаний;

2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в которой за основные принципы берется характер учебно-познавательной деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого материала. Данная классификация охватывает пять способов:

1. объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

3. проблемного изложения;

4. частично-поисковый (либо эвристический);

Указанные способы разбивают на две группы:

1. репродуктивную (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности;

2. продуктивную (4 и 5 способы) различаются тем, что учащийся добывает субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности.

Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Либо информационно-рецептивный метод - отображает деятельность педагога и воспитанника. Он состоит в том, что обучающий сообщает предоставленные сведения различными способами, а обучаемые воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти данные сведения. Педагог сообщает информацию путем устных слов (рассказ, лекция, объяснение), печатных слов (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практических показов способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые в этот мо мент слушают, смотрят, манипулируют объектами и сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее бережливых методов передачи обобщенного и классифицированного опыта человечества.

Репродуктивный метод . Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создастся деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности. Педагог поручает задачи, а обучающийся их решает - разрешают похожие задачи, составляют планы и т.д. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу. Определено, что изучение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы данные слова встретились приблизительно 20 раз в течение назначенного времени. Одним словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.

Рассмотренные методы обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения . Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. При решении проблем выделяют четыре главных стадии:

1. основание проблемной ситуации;

2. разбор проблемного обстоятельства, формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных задач;

3. решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок;

4. проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор - острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор - неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

Анализ проблемной ситуации - значительная стадия независимой познавательной деятельности. На данной стадии происходит определение того, что знакомо и незнакомо, связь между ними, характер неведомого и его отношение к известному. Все это дает разрешение сформулировать проблему и изобразить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача имеет различия от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что надлежит установить. Верная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это достаточно весомое вложение в решение проблемы. Не случайно говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее нужно последовательно работать с каждой проблемной задачей по-отдельности. Выдвигаются догадки и гипотезы о вероятном решении проблемной задачи. Из большого числа предположений и гипотез выдвигаются несколько хорошо аргументированных предположений. После этого проблемные задачи решаются с помощью последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сравнение цели, условий задачи и обретенного итога. Значительный смысл имеет разбор всего пути проблемного поиска. Нужно возвратиться обратно и снова взглянуть, есть ли другие более четкие и ясные формулировки проблемы, более рациональные методы ее решения. Также существенным является проведением анализа ошибок и осмысление сути и причины неверных гипотез и догадок. Это позволяет проверить верность решения определенной проблемы и обрести ценный осмысленный опыт и знания, - все это есть главным приобретением обучаемого.

Обучение благодаря продуктивному способу называют проблемным обучением. В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

1. учит думать логично, научно и творчески;

2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4. делает учебный материал более доказательным;

5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6. способствует превращению знаний в убеждения;

7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8. формирует и развивает познавательные интересы;

9. формирует творческую личность.

Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Данный учебный материал надлежит доставлять репродуктивными способами. Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении неосуществимо. Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного метода обучения в начальной школе

Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа.

Выступление на III региональной научно-практической конференции по теме:"Использование активных методов обучения в начальной школе при внедрении ФГОС"


Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро.


Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование интерактивного учебного оборудо.


Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Выступление на заседании РМО "Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО".


Материал может быть использован для подготовки к выступлению на заседании МО, семинаре.

Формирование продуктивной деятельности с младшем школьном возрасте без сомнения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

На современном этапе реконструкции образования все больше отмечается значимость проблемы повышения качества образования. Это можно отнести как к содержанию, целям образования, так и к методам и формам обучения, направленным на формирование личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, к самореализации. Данная точка зрения является актуальной задачей современной педагогики. Приоритетом для российского образования является обеспечение современного качества образования. При этом, важно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в целом. Это и будет, на мой взгляд, рациональной организацией процесса обучения [1,17].

Современная образовательная политика дает возможность выбора учебных программ, организаций, учебно-методических комплектов, обновления информационной нагрузки разного рода требуют от учащихся умения рационально располагать своими интеллектуальными, временными ресурсами, разумно строить учебную деятельность. В последствии этих изменений необходим переход к продуктивному образованию.

Данная проблема в педагогической практике является сложной. Это связано с недостаточной теоретической подготовкой педагогов к решению данной проблемы. Результат исследования работы учителей в плане формирования продуктивной деятельности показывает, что у большей части учителей низкий уровень знаний и умений, связанных с изучением и формированием продуктивной деятельности учащихся.

Требования современного, российского образования к педагогу и ученикам ведут к огромным энергетическим и умственным затратам. Следовательно, перед школой стоит проблема, обеспечить характер образования, который будет гарантировать выпускнику социальную устойчивость, способствовать применять свои знания и опыт в самостоятельной жизни. Современное образование считает важным обеспечить формирование продуктивных видов деятельности. Сформировать личность, готовую к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Одним из способов решения сложившейся проблемы является гуманность образовательного процесса, направленная на формирование у учащихся продуктивных видов деятельности. Создателем гуманной педагогики в науке является Ш.А.Амонашвили. Под гуманностью он подразумевает уважение к личности каждого школьника.

Состояние проблемы формирования продуктивной деятельности младших школьников в практике работы, нельзя читать удовлетворенным. Поэтому, современные образовательные организации призваны к созданию необходимых психолого-педагогических условий для личностного развития каждого ребенка.

Использование продуктивной деятельности в образовании приводит, в конечном счете, к самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Современная теория и практика начинают строить дидактику на ином (личностном) понимании продуктивной деятельности, которая должна быть доступна каждому школьнику. Если учащийся добивается успеха в школе, то и в жизни он добьется успехов.

Продуктивная деятельность играет важную роль и в развитии личности школьника. Она формирует жизненный опыт, новые взаимоотношения в социуме, развивает учебную мотивацию и определяет самооценку учащегося.

В педагогической науке процессы формирования продуктивной деятельности были раскрыты в работах (М.А.Балабан, М.И.Башмакова, И.Бем, З.И.Калмыкова, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, И.П.Подласый, А.В.Хуторской и др.). Подробно изучены педагогические условия организации формирования продуктивной деятельности учащихся (Г.Н.Мирошникова); продуктивное учение как модель демократизации учебного процесса (Н.Б.Крылова) и др.

Формировать продуктивные виды деятельности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. [3]

Исследованием этого вопроса занимались многие известные психологи, такие как: Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Р.С.Немов, Е.И.Рогов, они углубили теорию формирования продуктивной, творческой, деятельности. Научно обосновали процесс решения задач субъективно-творческого характера, обосновали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. [3]

По мнению Л.С.Выготского, литературное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста.

Проблема формирования продуктивных видов деятельности лежит на стыке обучения, воспитания и развития личности и является важнейшим аспектом современного образования. Необходимо обозначить, какие психолого-педагогические условия поспособствуют эффективному формированию у младших школьников продуктивной деятельности на уроках литературного чтения.

В работе С.В.Кульневич выделены условия, благоприятствующие развитию творчества детей. «Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

Для эффективного процесса формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения, на мой взгляд, следует вооружить детей необходимым объемом знаний по предмету, а также необходимыми приемами деятельности. Далее, сформировать у младших школьников необходимые способы действий. Необходимо разработать и реализовать комплекс задач, субъективно-творческого характера.

Одним из способов формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения является сочинение басни. Басня способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес и учащихся к предмету и мотивацию. [3]

Выделить, на втором этапе, существенные признаки басни. Такие признаки, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Находим вместе с детьми мораль в пословицах и поговорках. Не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе). [5, 170]

На третьем этапе придумывание героев басни. В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди).

Определяем архетипы персонажей. Выбирая героев, подумаем о том, какими чертами характерами отличаются они от природы.
Сюжет басни, это четвертый этап работы. Описываем конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.
На пятом этапе составляем полный текст басни и название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

Прочитаем басню от начала до конца, и убедимся, что все части согласуются друг с другом. Это будет шестой этап работы над составлением басни учащимися.

Также способом формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения является сочинение волшебной сказки. С целью обучения детей самостоятельному сочинению сказки, мы выделим, вместе с детьми, признаки сказки. Отметим, чем же сказка отличается от других произведений художественной литературы.

Исследователь Д.Ю.Соколов предлагает схематически представить модель сказочного мира следующим образом:

Таким образом, внедрение в практику умения самостоятельно работать над составлением художественных произведений способствует эффективному формированию продуктивных видов деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Данное умение обусловлено требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к реализации системно-деятельностного подхода при обучении, развитии и воспитании младших школьников. При этом, включение продуктивной деятельности на уроках закономерно способствует развитию учебной мотивации и умению учиться.

Учебное пособие по МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной учебной дисциплины, рассматриваются возможности в общем развитии и воспитании детей. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального.В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной учебной дисциплины, рассматриваются возможности в общем развитии и воспитании детей. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального.

Читайте также: