Теория естественного права и историческая школа права сравнительный анализ

Обновлено: 07.07.2024

10 лет на рынке написания работ на заказ!!

В 20-х годах XIX столетия П.Дегай публикациями в журналах старался ознакомить русскую общественность и молодых московских юристов с современными спорами двух школ права в Германии — школы исторической и школы философской (естественно-правовой), что имело крайне важные последствия для развития законоведения России. Анализ возникновения и развития идей исторической школы права был дан в работе П.И.Новгородцева "Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба" (1896 г.). Данный труд — результат докторской диссертации Павла Ивановича.

Предшественником исторической школы права в ХVIII веке явилась Геттингенская школа. Значительное влияние на зарождение геттингенской школы оказали учения Лейбница и Монтескье. Определенный вклад в развитие этой школы внести работы Пюттера, Густова Гуго и Юстаса Мезера. Связь исторической школы права с философскими учениями и влиянием идей романтической школы (Шеллинга, Канта, Гегеля, Гердера) нашла свое последующее отражение в учениях Савиньи.

Вопросы философской интерпретации права, споры исторического и философского направлений в конце XVIII века отразились в учении Тибо, его проекте кодификации гражданского права и отношений к местным особенностям в праве и к историческому прошлому.

Философские основы исторической школы права были изложены в учениях Савиньи и Пухты. По признанию "ученого мира", они являются наиболее выдающимися

представителями исторической школы права. Общая характеристика исторической философии Савиньи включает: а) теорию органического развития права; б) роль законодательства; в) национальный характер права; г) определение положительного права.

В свою очередь стержень учения Пухты составляют: а) теория преобразования; б) воззрения на положительное право.

Свои взгляды К.Ф. Савиньи изложил в книге "Право владения" в 1803 году, обратив на себя внимание ученых всего мира.

К.Ф. Савиньи утверждал, что всякое право возникает из обычаев, затем обрабатывается учеными правоведами, следует из общего убеждения народа, а не из произвола законодателя. Тем самым он отрицал положительную роль законодателя, ставя под сомнение полезность государственного вмешательства в жизнь народа. "Право само вырабатывается, — отмечал К.Ф. Савиньи, — в народном духе и для своего отрицания оно имеет свой орган — обычное право. Закон может лишь стеснять естественный ход развития права. Законодатель лучше всего выполнит свою задачу, если ограничиться санкционированием норм уже выработанных народным сознанием".

В качестве субъекта права Савиньи рассматривает "народ", а не отдельно взятого человека, как это имело место в сложившейся традиции. Согласно истории, частное право уже имеет свой определенный характер, особенный для каждого народа, подобно его языку, нравам и государственному устройству. Право каждого народа есть его историческое наследие, писал он, от которого нельзя отказаться по произволу. Право создается во времени объективным процессом исторической жизни народа, а не субъективным произволом людей.

Таким образом, К. Савиньи предлагал уйти вглубь истории, изучить прошлое жизни народа, прежде, чем считать себя признанным к реформе права.

В этом направлении Савиньи и действовал, посвятив свои исследования специально изучению римского права в историческом и догматическом отношении. "Что же касается философского обоснования новой доктрины, то, -по мнению П.И. Новгородцева, — он предоставил это своим последователям. Сам он не был приверженцем определенной философской системы и мало интересовался философскими вопросами". Краеугольным камнем стал вопрос: если развитие государственной жизни ведет к постепенному вытеснению обычного права, то не должны ли исключать его совершенно законодательным нормы в сложившихся и развитых государствах? Обратив на это особое внимание, историческая школа права отдавала предпочтение обычному праву, так как находила в праве вообще выражение юридических убеждений народа. "Школа эта, — по мысли Н. Зверева, — находила в обычае многие преимущества перед законом: вернее отражение духа народа, как наилучшее средство для удовлетворения потребностей, отсутствие произвола, всегда возможных в законодательным работах, доступность пониманию масс и, наконец, то уважение, с каким относится к нему народ.

По мнению Пухты, обычное право есть первоначальная, естественная форма права, возникающая самостоятельно, и с известной необходимостью. Оно лежит в народном духе, материальных и исторических условиях народной жизни, и образуется постепенно и незамечено посредствам постоянного и однообразного приложения известного воззрения или действия к одним и тем же отношениям.

Следует полагать, что обычное право есть форма права самостоятельная, подобно закону, олицетворяющая в себе юридическую свободу народа, и долженствующая существовать и на высших ступенях государственного развития, и что действие обычного права может обнаруживаться в дополнении, толковании и даже отмене законов.

Поскольку историческая школа была ориентирована на источник права и оставляла за рамками своих исследований идею должного в праве, то в последующее время она подвергается критике. Первые серьезные возражения были сделаны "историческими" юристами со стороны гегелевской школы. Затем появились критические замечания Ганса, Унтергольцнера, Мюленбруха, Кирульфа и Гарума. Значительной критике была подвергнута теория народного убеждения, как источника положительного характера права со стороны таких ученых, как Шталь, Рейнгольд Штид и Брус, которые указывали на важность внешнего применения права и двойственность взгляда на обычное право у позднейших юристов.

Редакцию взглядов Савиньи и Пухты на происхождение права произвел Иеринг. В ней просматривается отречение от идеи непроизвольного происхождения права из народного духа, окончательный разрыв с исторической теорией Савиньи и критика органического воззрения. В своих взглядах на законодательство, отношение к обычному праву, на прогресс в праве Иеринг критикует идею о национальном происхождении права. Своеобразное направление у Иеринга имеют телеологические воззрения и теория общественного утилитаризма, и его отношение к естественному праву. Телеологические воззрения у него приходят на смену органической теории. Право, по его учению, не организм и не механизм, а продукт сознательной цели, преследуемой людьми. "Особенность Иеринга, — отмечает Новгородцев, — состоит в том, что он понимал цель не в качестве внутреннего начала развития, а в смысле изменчивого продукта внешних обстоятельств".

Отношение к праву: признание личного творчества, интуиция универсальных начал, философские интересы и прогрессивные стремления, все это сближало Иеринга со старой концепцией естественного права, законные тенденции которого он и сам склонен был иногда указывать.

По мнению П.И. Новгородцева, характеристика взглядов Иеринга вполне согласуется с основными положениями естественного права. Историзм служит у него опорой для прогрессивных устремлений, вместо того, чтобы быть знаменем охранительных начал как у Савиньи. Таким образом, в недрах самой исторической школы возникло учение, возродившее основные элементы того направления, на критике которого она формировалась и развивалась.

Дальнейшее преобразование взглядов Савиньи и Пухты на положительное право нашло отражение в новых теориях Адиксена и Цительмана (1872 г.). Появились новые взгляды на обычное право и в трудах Рюмелина и Шуппе, Дернбурга и Гельдера (1855 г.). Философия положительного права нашла свою дальнейшую разработку в воззрениях Меркеля и Бергбома.

В пользу преобразований философии права Меркель высказался впервые еще в 1874 году. Основное утверждение Меркеля состоит в том, что философия права должна иметь предметом своего изучения тот же самый положительный материал, что и юриспруденция. Задача философии вообще заключается не в том, чтобы противопоставлять миру свои построения, а в том, чтобы понимать существующие, как они есть. Поэтому, философия права должна заниматься правом, действительно — существующим. Обобщение конечных выводов, доставляемых специальными юридическими науками, вот ее настоящая задача. Она должна стать общей частью положительной юриспруденции.

В 1892 году вышел первый том философско-юридических исследований К. Бергбома под названием "Юриспруденция и философия права" на немецком языке. Содержание этой работы, главным образом, составляло критику естественного права. По мнению Бергбома. Савиньи и Пухта не дали настоящей исторической теории. Их допущения, — что сознание народа заключает в себе действительное право, что закон и обычай служат лишь средствами распознания права, независимо от них возникающего, что наука является правообразующей силой, — представляет собой явное нарушение исторического принципа, который должен находиться в строгом соответствии с действительностью.

Важнейшие понятия юриспруденции о праве и его источников не получили у них надлежащих определений, способных вместить в себя всякое право и всякое право образования, какими бы путями не шла история, — хотя бы даже путями глубочайших правонарушений, узурпации и революции. Наконец, выводя право из народного сознания, а вместе с тем допуская значение известных положительных норм исключительно в силу формальных условий, они вступили в противоречия сами с собой. Выход из этих затруднений, утверждает Бергбом, заключается в различии формы и содержания права. Только этим способом и можно установить истинный исторический принцип. Вопрос о происхождении права разбивается при этом на два отдельных вопроса. Для К. Бергбома учение Савиньи, Пухты и их последователей есть не что иное, как "анонимное естественное право", т.к. источником права) по учению исторической школы является национальный дух, — правосознание народа.

Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескьё, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть неправовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом.

В рамках данной теории фактически отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В Новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно- правовым принципам.

В то же время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. То есть право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич, Градовский).

Идеи исторической школы права были направлены против рационализма естественно-правовой доктрины.

Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

История права насчитывает тысячелетия, ведь всегда нужен был инструмент для оценки поступков, наказаний за противоправные действия. Поиски правды породили суд. Государство и право являются неотъемлемыми частями друг друга. Для общего понимания посмотрим на таблицу:

Теория происхождения

Рассмотрим теории по мере их возникновения.

Теологическая

В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основа теологической теории – Бог. Он дал нормы, которых стоит придерживаться, в обратном случае предполагалось воздаяние по делам и небесная кара. Передается закон посредством пророка и религиозной литературы. Интересный момент – подобное отношение к возникновению права наблюдалось задолго до средневековья в Древнем Египте, где фараоны были ставленниками богов и исполняли их волю.

Историческая

Родоначальником исторической теории возникновения права был Савиньи в XIX веке. Главная характеристика – право создается народом в процессе его развития. Главное отличие, что носителем права и законодателем является население, а не государство.

Естественно-правовая

Окончательно сформирована в начале XVIII века Гоббсом, Локком. Также последователем данной теории был Радищев. Здесь разведены понятия право и закон. Основное отличие – закон создается государством, а право дается каждому человеку при рождении.

Для различения ввели названия:

  • естественное право – происходит от природы, дается каждому человеку и не нуждается в государственном регулировании;
  • позитивное (писаное) право – собрание законов, созданных государством, но не противоречащих естественному праву.

Недостаток естественно-правовой теории заключается в отсутствии экономических причин создания права.

Патриархальная

Древнейшая теория, родоначальником которой считают Аристотеля. Она основана на принятии правителя страны как главы семьи. Цель – послушание и выполнение законов, для обеспечения порядка и стабильности государства, как родовой общины.

Марксистская

В конце XIX века возникла теория, родоначальниками которой стали Маркс и Энгельс. Согласно данной версии, право появилось вместе с государством и является его неотъемлемой частью, подчиняясь правящему классу.

Правящий класс по теории марксизма – пролетариат, а буржуазный класс является пережитком прошлого. Внедрение права и законов носят принуждающий характер, допускающий применение силы к угнетенному классу.

Классовая

Классический вариант марксистской теории - классовая теория определяет право как совокупность обеспеченных правительством юридических правил, отражающих узаконенную государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, право используется и создается в интересах правящего класса.

Является одним из течений учения Маркса и Энгельса.

Договорная

Считается, что данная теория была основана в V-IV вв. до нашей эры, и базируется на таких понятиях как договоренность, достигнутая благодаря разумной воле общества. Целью является обеспечение свободы и взаимных интересов народа.

Регулятивная

Создана в древние времена с целью установить порядок раздела территории между племенами, условия пользования водоемами и развивалось вместе с обществом. По мере возникновения новых порядков в жизни человека, прогрессировало и право регламентирующее повседневный уклад.

Феноменологическая

Основоположником был Эдмунд Гуссель, теория является разновидностью естественной теории. Суть учения основана на эйдосах – сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы.

Примирительная

Зародилась в начале XX века под руководством Гарольда Бермана. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название – примирительное право.

Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права.

Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений.

Ирригационная

Теория права, основанная Карлом Августом Виттфогелем в начале ХХ века. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек – ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага.

Патримониальная

Была основана и приобрела популярность после французской революции в начале XVIII века. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю. Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями.

Органическая

Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Гуманистическая

Появилась в середине ХХ века под руководством философа Алексеева. Основой теории является принятие неотъемлемых прав человека. Самое важное в данном учении – свобода, как основа развития общества.

Алексеев определил уровни развития позитивного права:

  • право сильного;
  • кулачное право;
  • право власти;
  • право гражданского общества;
  • высшая ступень.

Материалистическая

Еще одна теория взявшая свое начало в трудах Маркса. Но на этот раз последователи сосредоточились на материальных благах и их равномерном распределении между всем населением. Если классовая теория базируется на принадлежности права определенному классу, то материалистическая направлена на справедливое разделение полученных материальных результатов.

Экзистенциалистическая

Была основана в начале ХХ века Мартином Хайдеггером и утверждает изменчивость и динамичность права. Судя по данному учению, правовой основой не может быть мертвое механическое тело юридического права.

Реалистическая

Является противоположностью исторической теории. Теория основана Рудольфом Иерингом в XIX веке. По его мнению, теория права развивается в зависимости от внешних факторов, а именно интересов людей.

Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека.

Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю.

Современные теории происхождения права

Современной науке ближе эволюционистские принципы образования и развития права. Но, несмотря на это, по поводу происхождения ведутся горячие споры. Непонятно в какой момент устои жизни первобытного общества сформировались в право и где границы понятий права и государства.

Также остается открытым вопрос о том, какое влияние оказало право на распадающуюся религию. Общественный порядок, формировавшийся под влиянием морали, проистекающей из божественных норм, несомненно, имеет отношение к праву. Поэтому полностью разделить эти два понятия не получается до сих пор.

Читайте также: