Тенденции развития профессионального педагогического образования кратко

Обновлено: 03.07.2024

В наше время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.

Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.

Интегративность образования. В интеграционном процессе возникло множество проблем, по которым идут дискуссии: 1)проблемы, связанные с определением удельного веса или доли научно-технической информации в учебных программах сферы обязательного и специального образования, а также с методами комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обучения и др.; 2) проблемы, связанные с экономикой, - этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степени привязывается к экономике, все больше внимания уделяется вопросам занятости, и в особенности потребностям работодателей. Имеющийся опыт должен трансформироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще отсутствует единая федеральная концепция непрерывного образования.

Стандартизация образования.Стандартизация профессионального образования требует учета специфической цели и задач каждого уровня образования.

Разработка стандарта профессионального образования позволяет: 1)установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала; 2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений; 3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования; 4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

Демократизация образованияозначает его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

В процессе демократизации системы образования среда обучения за пределами традиционных форм образования меняется, меняются и нетрадиционные формы, которые пока еще слабо развиты (неформальное, возобновляемое образование). С профессиональной точки зрения, для этого нужно разработать диверсифицированные программы, которые могли бы способствовать созданию локальных систем образования, обеспечив эффективность процесса децентрализации системы образования, что означает углубление ее демократизации. Расширение перечня выполняемых услуг (диверсификация) - объективный процесс, способствующий выживанию учебных заведений (расширение реестра услуг учебного характера, обеспечение трудоустройства преподавателей и др.).

Параллельно процессу демократизации развивается такая тенденция развития системы образования, как плюрализация. К характерным признакам плюрализации системы образования относят: децентрализацию системы образования; создание негосударственных учебных заведений; открытие конфессиональных учебных заведений; введение двуязычного обучения; расширение способов приобретения знаний; создание региональных и национальных учебных заведений; разработка и введение в учебные программы предметов гуманитарного цикла с многокультурностью содержания; введение системы предметов по выбору; формирование глобального мышления; углубление национального самопознания как первоосновы плюралистического мировосприятия.




В сфере образования эти две тенденции воздействуют на его правовой статус, организацию, структуру, содержание образования, учебный процесс (формы и методы обучения).

В условиях многокультурности страны дальнейшее развитие демократизации и плюрализации образования будет способствовать возрождению культурных традиций, специфично синтезированных в ходе исторического развития, воспитывать поколение людей с новым мировоззрением.

В наше время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.

Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.

Интегративность образования. В интеграционном процессе возникло множество проблем, по которым идут дискуссии: 1)проблемы, связанные с определением удельного веса или доли научно-технической информации в учебных программах сферы обязательного и специального образования, а также с методами комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обучения и др.; 2) проблемы, связанные с экономикой, - этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степени привязывается к экономике, все больше внимания уделяется вопросам занятости, и в особенности потребностям работодателей. Имеющийся опыт должен трансформироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще отсутствует единая федеральная концепция непрерывного образования.

Стандартизация образования.Стандартизация профессионального образования требует учета специфической цели и задач каждого уровня образования.

Разработка стандарта профессионального образования позволяет: 1)установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала; 2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений; 3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования; 4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

Демократизация образованияозначает его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

В процессе демократизации системы образования среда обучения за пределами традиционных форм образования меняется, меняются и нетрадиционные формы, которые пока еще слабо развиты (неформальное, возобновляемое образование). С профессиональной точки зрения, для этого нужно разработать диверсифицированные программы, которые могли бы способствовать созданию локальных систем образования, обеспечив эффективность процесса децентрализации системы образования, что означает углубление ее демократизации. Расширение перечня выполняемых услуг (диверсификация) - объективный процесс, способствующий выживанию учебных заведений (расширение реестра услуг учебного характера, обеспечение трудоустройства преподавателей и др.).

Параллельно процессу демократизации развивается такая тенденция развития системы образования, как плюрализация. К характерным признакам плюрализации системы образования относят: децентрализацию системы образования; создание негосударственных учебных заведений; открытие конфессиональных учебных заведений; введение двуязычного обучения; расширение способов приобретения знаний; создание региональных и национальных учебных заведений; разработка и введение в учебные программы предметов гуманитарного цикла с многокультурностью содержания; введение системы предметов по выбору; формирование глобального мышления; углубление национального самопознания как первоосновы плюралистического мировосприятия.

В сфере образования эти две тенденции воздействуют на его правовой статус, организацию, структуру, содержание образования, учебный процесс (формы и методы обучения).

В условиях многокультурности страны дальнейшее развитие демократизации и плюрализации образования будет способствовать возрождению культурных традиций, специфично синтезированных в ходе исторического развития, воспитывать поколение людей с новым мировоззрением.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития современного педагогического образования, определяются особенности и перспективы его функционирования в современном обществе, выстраиваются возможные направления проектирования содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.

Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы развития современного педагогического образования, определяются особенности и перспективы его функционирования в современном обществе, выстраиваются возможные направления проектирования содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.Ключевые слова:педагог, педагогической образование, педагогическая компетентность, профессиональная подготовка.

Современные вызовы, определяющие вектор развития образовательной системы, сфокусировали научную мысль на идее непрерывности профессионального образования. Такая направленность образовательной системы в целом обусловлена самой сущностью непрерывности, которая способна детерминировать поступательное движение инновационных процессов внутри нее. При этом современный этап развития общества инициирует перемены в образовательной сфере, которым свойственны такие особенности, как взаимосвязь, устойчивость и способность к ускорению. Эти перемены изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Таким образом, практически для любого специалиста, и в особенности для педагога, непрерывное профессиональное образование и самообразование становится фактором поддержания необходимой квалификации, компетентности и, как следствие, конкурентоспособности. Однако если на теоретическом уровне непрерывное образование достаточно обосновано, то практики реализации его идей в современных социокультурных условиях еще не сформированы. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать и систематизировать его закономерности с позиции историко-генетической взаимосвязи и обусловленности относительно традиционной системы образования. А также принципы реализации.


3. Полякова М.А. Средневековые школы: вариации, базовые признаки, перспективы // История зарубежного образования и педагогики. 2017. № 3. С. 137–151.

4. Дорожкин Е.М., Ломовцева Н.В. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 59–64.

5. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи – век учись: непрерывное образование в России / Под ред. И.А. Коршунова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 312 с.

6. Pepin L. The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: How lifelong learning became a strategic objective. European Journal of Education. 2007. Vol. 42. No. 1. Р. 121–132.

7. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. М., 2004. 167 с.

8. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 79–83.

9. Мосина О.А., Матайс А.С. Геронтообразование в контексте парадигмы непрерывного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5–3. С. 109–111.

10. Мосина О.А., Шрам В.П. Педагогические аспекты социального сопровождения геронтов: ретроспективный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 2 (238). С. 64–68.

Феномен непрерывного профессионального образования является малоизученным и весьма актуальным в социально-педагогическом научном дискурсе. Как социально-педагогическая система, для нашей страны непрерывное образование открывает новые горизонты и в сфере углубления и расширения педагогической концепции, так и в области педагогической практики.

Проведенный исторический экскурс позволил увидеть, что практики непрерывного образования также имеют достаточно продолжительную историю. К ним можно отнести цеховые школы, начавшие свою деятельность в Европе в XIII в. Ведущий лейтмотив деятельности данных школ – передача производственного опыта от старшего поколения к младшему. Однако обогащение опыта старых мастеров новыми идеями также нельзя исключать (например, Вероккьо и Леонардо). Такие исследователи, как Г.В. Осипов и М.М. Садриев, связывают появление подобных школ и традиций с активным развитием социальной и производственной сфер [2]. Как утверждает М.А. Полякова, средневековые университеты продолжили традиции цеховых школ, взяв за образец их корпоративные объединения – землячества [3].

Выявленные позиции позволяют утверждать, что непрерывное образование как научная идея в различных ее трактовках существует достаточно давно, при этом практики его реализации возникли относительно недавно (Е.М. Дорожкин, М.Е. Ломовцева) [4].

Цель исследования – теоретическое исследование становления системы непрерывного образования и определение тенденций развития отечественной практики непрерывного профессионального образования педагогов.

Материалы и методы исследования

Основной массив информации, исследуемый авторами данной работы, представлен отечественной и зарубежной нормативно-правовой документацией, касающейся организации системы непрерывного образования. Также в работе представлены результаты вторичного анализа работ российских и зарубежных исследователей по заявленной проблеме. В данной статье на теоретическом уровне уточняется структура и закономерности развития системы непрерывного образования, ее историко-генетическая взаимосвязь и обусловленность относительно традиционной системы образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Концепция непрерывного образования является ответом на актуальные вызовы современности, обусловленные динамичным реформированием науки и производства. Социальное напряжение, развивающееся в обществе, связано с тем, что работоспособное население испытывает дефицит инновационных знаний и навыков, не успевая в повседневных заботах за цифровой, культурной, нормативно-правовой и пр. модернизацией. Такая нехватка знаниевых ресурсов, умений и навыков возникает из-за того, что для взрослого населения программы быстрого освоения новых видов грамотности в настоящее время являются недостаточно доступными.

Данная концепция принята и реализуется практически во всех странах мира. Статистические данные, доступные для нашего обзора, демонстрируют наличие неравномерности охвата системой непрерывного образования количества населения различных стран. На передовых позициях, что вполне естественно, находятся экономически развитые страны, такие как Швеция, Австрия, Швейцария и пр. Там непрерывным образованием охвачено от шестидесяти до семидесяти процентов населения. Страны бывшего социалистического лагеря находятся на невысоких позициях – от пятнадцати до двадцати пяти процентов населения – Греция, Польша, Болгария, Литва и пр. Самые низкие показатели на сегодняшний день имеет восточноазиатский регион – порядка пяти процентов населения [6].

Безусловно, направления развития непрерывного образования, ведущие тенденции и содержание данного процесса в определяющей степени зависят от текущей государственной образовательной политики. При этом обращение к мировому опыту реализации системы непрерывного профессионального образования обусловлено процессами мировой глобализации и интеграции, в которых Россия играет значительную роль. Образовательные технологии стремительно развиваются и реализуются в образовательной среде, объем новых знаний неукоснительно растет, сокращается время превращения знаний в инновации. Появляются новое научное знание и новая школа. В силу специфики цели данного исследования, в представленной статье сделан акцент на непрерывном педагогическом образовании.

Итак, первая тенденция, характерная для таких стран, как Великобритания, Германия, Португалия, Словения и пр., связана с тем, что переподготовка рассматривается как профессиональная обязанность педагогов, однако к исполнению она не всегда обязательна. Погружение в систему непрерывного профессионального образования происходит в том случае, если педагог стремится к карьерному росту или росту заработной платы в виде надбавок, то есть ставка сделана на саморазвитие.

Вторая тенденция связана с инициативой служб государственного управления, которые требуют постоянного профессионального развития педагогов в связи с современными реформами, запущенными в сфере образования (Австралия, Америка, Япония и пр.).

Третья тенденция касается совершенствования системы непрерывного образования как фактора профессионального развития педагогов. Оценке экспертов подвергаются результативность системы образования, причины и условия их повышения и/или стабилизации (Нидерланды, Новая Зеландия и др.).

В целом непрерывное профессиональное образование является средством, используя которое педагог поддерживает, расширяет и углубляет свои знания, умения и навыки, а также развивает личностные качества, востребованные в трудовой деятельности. Оно носит системный характер: определяются цели развития, критерии и результаты их достижения, устанавливается план-график образовательного процесса.

Социально-педагогические исследования групп населения старших возрастов показывают, что тенденция получения образования с целью профессионального роста и / или собственного развития (удовлетворения познавательного интереса) становится осознанным мотивом учения на протяжении всей жизни. Так, исследования Л.И. Ермаковой, Н.Г. Калинниковой, О.А. Мосиной, Н.И. Никитиной и др. показывают, что современная цифровизация образования открывает новые возможности для обучения взрослого населения востребованным на рынке труда навыкам и компетенциям, делает сферу образования достаточно свободной и общедоступной [8–10].

Анализируя ситуацию развития данного вида образования (впрочем, как и дополнительного и постдипломного), можно утверждать, что оно развивается, не имея методологической основы, хотя условные ориентиры, безусловно, имеются. Явно прослеживается уход от узкой специализации в область междисциплинарных концептов в образовании. Приоритеты на рынке труда отдаются специалистам широкого профиля и с высокой степенью адаптации и мобильности. Непрерывность делает систему образования открытой для всех слоев и возрастных категорий населения.

Проблемность ситуации усугубляется тем, что наличные возможности учреждений образования, включенные в систему непрерывного образования, не в состоянии обеспечить доступ к образовательным программам всем желающим. Это связано как с ограниченностью инфраструктуры, так и с дефицитом материально-технического обеспечения учебных заведений.

Кроме того, доступ для всех желающих также невозможен в связи с тем, что любая программа переобучения или повышения квалификации предполагает наличие квалификационных требований к обучающимся. Следовательно, система высшего образования, а в отдельных случаях и среднего, априори закрыта для всех желающих и может предоставить места для обучающихся только избирательно.

Таким образом, можно утверждать, что изучаемая система образования не является полноценной: преемственность, логика – нарушены, что обусловливает бессистемность модернизационных процессов в данной области. Особо явственен разрыв между стратегическими ориентирами непрерывного образования и тактикой его реализации.

В частности, можно с уверенностью утверждать, что сложилось противоречие между провозглашаемыми положениями гуманистической парадигмы образования и сложившимся рыночным подходом к управлению образованием, в том числе к определению критериев его эффективности. Так, нередко критерии определяются, исходя из экономических потребностей и интересов, что вызывает фактическое игнорирование подлинных целей образования – развитие творческого потенциала обучающихся.

По нашему мнению, ведущим вектором предстоящей модернизации должно стать единение теоретических и практических аспектов реформирования изучаемой системы образования. Декларации со страниц бумажных носителей должны перерасти в стратегию и компенсировать рассогласованность внутри системы.

Полученные выводы позволили сформулировать ряд закономерностей развития систем непрерывного образования:

– взаимосвязь направленности профессионального обучения и смысложизненных ориентаций субъекта образования;

– детерминация внешнего социального запроса и внутренних факторов образовательного учреждения;

– переход от внешнего управления к самоорганизации и самоуправлению субъектами образования.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что непрерывное педагогическое образование находится в настоящее время на передовых позициях исследуемой системы и может являться детерминантом дальнейших реформ. Подтверждением данному утверждению являются данные свидетельствующие о том, что именно в системе образования выстроена причинно-следственная связь между получением дополнительного образования и повышением уровня заработной платы или карьерным ростом; самообразование является неотъемлемой частью педагогической профессии и присутствует в профессиональной жизни каждого специалиста; педагогические работники находятся на вторых позициях, после финансистов по участию в онлайн-курсах повышения квалификации и переподготовки.

Самой сущностью оно гарантирует движение к модернизации практически всех социальных сфер. Это объясняется тем, что педагог, выходя на профессиональную стезю, готовит и обучает специалистов различного профиля, востребованных во всех сферах экономики.

По сути он сам выступает в качестве источника реформ:

– создает систему конкурентоспособных специалистов, отвечающих принципам преемственности и инновационности образовательно-профессиональных программ педагогического образования;

– формирует личность компетентного профессионала, способного адекватно решать поставленные перед ним задачи;

– развивает потребности личности в постоянном профессиональном совершенствовании с целью реализации высококачественной педагогической деятельности.

Кроме того, современный педагог должен быть готов к саморазвитию и реализации творческого потенциала, высокой профессиональной мобильности, готовности отстаивать свою позицию и быть критичным к своим поступкам. Наличие желания саморазвития, самосовершенствования и стремление к его реализации у педагога мотивируют обучающихся к формированию и развитию аналогичных качеств, стимулируют мотивацию учения.

Вышесказанное обусловлено требованиям современной российской экономики, которой нужны сотрудники и специалисты, способные к креативной, инновационно-изобретательской деятельности.

Таким образом, принципы гуманизации и направленности на креативность личности переходят от бывшего ученика в сферу его производственно-экономической деятельности. Следовательно, педагог в современном мире может иметь фундаментальное образование, но оно не будет востребовано, если сам педагог не будет развиваться в соответствии с современными общественными вызовами. Кроме того, педагогу необходимо уметь оценивать значение поступающих вызовов, разрабатывать их мониторинговые и оценочные механизмы и критерии, а также развивать и реализовывать востребованные программы обучения и использовать все доступные технологии и средства коммуникации.

Заключение

Так, педагог, отправляющийся на курсы повышения квалификации, уже имеет определенный опыт работы, во время занятий он получает определенный блок новой информации, которую он должен будет реализовать в практической деятельности. Такой порядок должен предполагать изменения, обновление, обогащение, профессионального развития под влиянием обучения. Соблюдая выявленную последовательность, современный педагог может не только реализоваться в профессии, но и удовлетворить потребность в самообразовании: научиться использовать новые средства коммуникации с целью решения актуальных проблем и поиска необходимой информации.

Считаем важным отметить, что данная сфера образования сможет развиваться динамично в том случае, если будет отвечать уровню востребованности образовательных услуг и использовать не только инструменты государственной поддержки, но и разрабатывать вариативные образовательные маршруты, соответствующие актуальным общественным запросам.


Профессия педагога одна из самых древних в мире. Человечество во все времена нуждалось в передаче накопленного опыта от поколения к поколению. Со временем процесс передачи опыта стал приобретать обучающий характер, что привело к возникновению такой профессии как преподаватель. С развитием человеческого общества профессия преподавателя увеличивает свою социальную значимость.

В современном обществе профессия педагога остается одной из самых востребованных и значимых. Однако она не ценится по достоинству. Поэтому необходимо определить перспективы развития педагогической профессии в условиях современного становления мира.

Данная политика направлена на организацию деятельности государства по совершенствованию образовательной системы в соответствии с достижениями научно-технического прогресса и современными параметрами социально-экономического развития, а также всестороннего обеспечения образовательных учреждений в интересах повышения уровня образованности и профессиональной компетентности населения страны, обеспечения национальной безопасности[5].

В этих документах представлены приоритетные направления развития российского образования до 2025 года, которые включают в себя предоставление качественного образования, отвечающего потребностям личности, общества, и государства в целом.

Для реализации представленных законопроектов образовательная политика выступает в роли общественного договора между субъектами образования.

Общественный договор представлен в виде социального заказа, под которым следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены образовательному учреждению любыми социальными субъектами [4].

Социальными заказчиками выступают государство и общество. Общество, как заказчик, затрагивает практически все сферы деятельности человека. Если рассмотреть подробно, родители обучающихся и сами обучающееся – одни из самых главных потребителей социального заказа. Однако, представители регионов, учебных заведений и различных организаций, могут выступать в роли заказчиков, тем самым подготавливая определенный контингент обучающихся для реализации поставленных задач развития отдельных регионов или государства в целом.

Деятельность, направленная на развитие педагогической профессии, обусловлена развитием техники и компьютеризацией современного общества. Иными словами, внешняя среда выступает источником ресурсов, необходимых для развития и преобразования образовательной деятельности.

В 21 веке с ростом благосостояния общества все чаще повышаются требования к педагогу и его деятельности. Все чаще педагогу приходится сталкиваться с техническим оснащением в его профессиональной деятельности. Использование современных гаджетов значительно упрощает работу преподавателя, вызывает интерес у обучающихся, однако не все преподаватели способны в полной мере освоить современную технику. Этот факт является проблемой современных преподавателей, но в то же время открывает большие перспективы развития педагогической профессии, что расширяет границы ее деятельности.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели третьего тысячелетия – высокие требования к личности педагога. Педагог должен не только обладать необходимыми профессиональными компетенциями, но и быть разносторонне развитой творческой личностью, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала преподавателя. В этом случае преподаватель занимается не просто преподаванием, он развивает обучающихся, помогает адаптироваться к их предметной деятельности, находит и развивает творческий потенциал. Последнее время все больше внимания получают одаренные обучающиеся[1].

Однако личностное ориентирование педагога играет большую роль в развитии педагогической профессии. Современное образование позволяет молодым педагогам найти свое место в педагогической деятельности не только в рамках полученной специальности. Педагоги, закончившие педагогическое высшее учебное заведение, способны работать в учреждениях разного типа. Эта возможность обусловлена дифференцированной подготовкой будущих специалистов. В некоторых случаях, молодым специалистам необходимо лишь пройти курсы повышения квалификации.

Выполнение поставленных задач еще не завершено, но результаты в системе оплаты труда все же есть. Так же труд педагога оценивается по следующим критериям: образование, стаж работы, достижения в профессиональной деятельности, качество работы. Все это делает педагогическую профессию значимой и востребованной для самого преподавателя, так как признание обществом важности его деятельности, является одним из главных критериев оценивания его деятельности.

Представленные перспективы развития педагогической профессии позволяют сделать вывод, что профессия педагога была и остается одной из самых важных и востребованных в России и мировом сообществе. Опираясь на опыт развития образования, используя новые технологии, меняются не только требования к педагогу, но и сам педагог способен измениться и повысить уровень своего мастерства. Повышение статуса преподавателя, является одной из приоритетных задач государства. Качественное и доступное образование – это залог социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация и рост культуры общества.

Список используемой литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.

Читайте также: