Проект по экспериментированию с водой в доу

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники и родители

Руководитель проекта: старший воспитатель Н.Н. Осипова

Автор проекта: воспитатель Ольга Александровна Арнаутова.

Гипотеза:

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.

Цель проекта:

Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
  • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников
  • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
  • Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
  • Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию
  • Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:

  • Формировать представления о воде, ее состояниях.
  • Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
  • Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)
  • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды

Основные принципы реализации:

При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

В дальнейшем, приобретая навыки экспериментиро­вания, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предло­женного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности.

  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Проблемные вопросы.
  • Обращение к опыту детей.
  • Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

1.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

Виды

деятельности

Взаимодействие с

педагогом в разных видах

деятельности

Взаимодействие

со сверстниками

Работа с родителями

Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.

Оформление экологической газеты

Игры забавы с водой.

Работа с родителями

Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.

Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях –активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Развивающая предметно-пространственная среда

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность детей

1.Картотека опытов, экспериментов

2.Картотека проблемных вопросов

3.Картотека подвижных игр по лексическим темам

4.Презентации созданные педагогом

Работа в уголке экспериментирования, природы

6.Изготовление макетов, поделок из различных материалов

7.Чтение книг, энциклопедий

Итог проекта:

Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.

По доминирующему методу : познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте : участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог.

По количеству участников: старшая подготовительная группа и их родители, воспитатели.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

По продолжительности : краткосрочный.

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема: Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

• Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

• Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

Оборудование: вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость), прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода), сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктельные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Цель : Расширение знаний у детей о воде и ее свойствах, формирование экологической культуры, бережного отношения к воде и водным ресурсам.

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
  • Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
  • Предложить выучить с ребенком стихотворения о воде, снеге
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке.

• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

• У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

• У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

• Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

• Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, открытый НОД, презентация проекта.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются : организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей : появился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы : состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

1 этап: Подготовительный

- изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

Воспитатель : Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Воспитатель : Правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта

Утро (совместная деятельность):

Утро (совместная деятельность):

Утро (совместная деятельность):

По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, творческий.

Возраст : дети подготовительной группы 6-7 лет

Участники проекта : педагог, воспитанники и родители группы.

По продолжительности: долгосрочный – 2 месяца

Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

• Стимулирование у детей интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

• Развитие наблюдательности, любознательности.

Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики.

• Развивается речь детей, обогащается их словарный запас.

Этапы проекта :

Подготовительный, т. е. разработка.

Его цель – самосовершенствование по теме. Формулирование проблемы, подбор материалов и систематизация информации. Его цель – помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.

Практическая часть проекта :

• - активизация деятельности детей и родителей;

• - оформление проекта;

• - реализация проекта в образовательную практику;

• - анализ результатов по реализации проекта;

• - определение дальнейших перспектив;

• - творческий отчёт, оформление выставок и

• создание фото- и видео-презентаций.

«Наша дружная семейка

Собралась не просто так!

Мы хотим экспериментов,

Опыты мы проводили.

Много нового узнали

- беседуем о состоянии воды;

-изучаем её свойства;

-проводим ряд опытов.

Наблюдения и выводы:

Имеет три агрегатных состояния: жидкое, твёрдое (лёд) и парообразное.

Вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

Вода не имеет формы.

В воде хорошо растворяются краски.

В воде есть воздух…


Опыты со льдом

В банку лёд мы опускали,

И за процессом наблюдали.

Куски льда не тонут, а плывут.

Пузырьки тонуть им не дают.


Опыты со снегом… (красим, строим) Дети должны получать посильные к выполнению задания. Индивидуализировать экспериментальную деятельность можно через предоставление выбора материалов для опытов и формы проведения исследования.



Виды занятий по экспериментированию:


Вырезанный и сложенный определённым образом цветок из бумаги на воде расправляет свои лепестки, словно раскрывающийся бутон.

ВЫВОД: На воде бумага расправляется.


Материалы и оборудование:

1. Стеклянная банка -1 л с водой;

2. Лист белой бумаги, на котором нарисованы стрелки в правую сторону.

Результат: ЧЕРЕЗ БАНКУ, НАПОЛНЕННУЮ ВОДОЙ, СТРЕЛКИ МЕНЯЮТ СВОЁ НАПРАВЛЕНИЕ


Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой.

А комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах воды.



Дети по краю салфетки ставят фломастером точки, согласно радужному спектру и опускают этот край салфетки в небольшой объём воды в стакане.


Эффект радуги налицо.


*** Дуем через трубочку в стакан с водой и наблюдаем за пузырьками воздуха;

*** Погружаем бутылочку в ёмкость с водой и видим, как из неё выходят пузырьки…


Роль педагога заключается в руководстве опытом : наблюдении за ходом практической деятельности детей, контролем выполнения последовательности процедуры и соблюдением правил техники безопасности.

Материалы и оборудование:

1. Пластиковые пронумерованные стаканчики – 7 шт.

2. Гуашевые краски (пищевые красители) : красная, жёлтая, синяя.

3. Палочка для размешивания воды.

4. Бумажные полотенца или салфетки.


Это коллективное выполнение демонстрационного опыта – эксперимента (радуга появляется через 2-3 часа)


(проводит семья Стаса Л.)

В стаканчик из - под йогурта налили и заморозили воду, предварительно ко дну стаканчика с помощью пластилина закрепили трубочку- мачту с флажком. Ледяной кораблик опускаем на воду…

ВЫВОД: Кораблик плывёт, значит лёд не тонет.

(Почему не тонет апельсин в кожуре)


(проводит семья Веры С.)


Солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (нет)

- А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить?

Поможет нам в этом опыт с яйцом. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

- А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с пресной (несолёной) водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче научиться плавать.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_1d12ce9c.jpg

Составитель: Любченко Е.А.

пгт. Крапивинский 2018

План деятельности по достижению цели……………………………………. ….7

Результаты реализации проекта…………. …………………………………. 17

Выводы и практическая значимость проекта…………………………………. 18

Используемая литература. 19

hello_html_15133069.jpg

Характеристика проекта

Вид проекта : опытно - экспериментальный, краткосрочный.

3. По характеру контактов: внутри детского сада.

4. По количеству участников: групповой.

5. Участники проекта: педагог, родители и воспитанники.

6. Продолжительность проекта: 2 недели.

7. Срок реализации: февраль.

hello_html_m5e0ec2c.jpg

hello_html_m397108de.jpg

hello_html_mf07d9b8.jpg

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Актуальность

Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания

Не менее важным является вопрос о содержании экспериментирования, т.е. что может и должен увидеть ребенок, с какими объектами и явлениями он должен познакомиться.

hello_html_15133069.jpg

Цели и задачи

Цель. Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Обобщение и расширение знаний и представлений детей о неживой природе – о воде.

образовательные:

познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

учить различать состояния воды: вода - лед - пар - снег;

расширить представления о свойствах воды;

развивающие:

развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать полученные знания;

развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

hello_html_37d6de85.jpg

План деятельности по достижению цели

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

Подбор художественной литературы по теме, энциклопедий, карт, схем.

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

Составление картотеки опытов с водой.

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

hello_html_5b5d1cf0.jpg

hello_html_md0e8d6a.jpg

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта у детей сформируется бережное отношение к объектам окружающего мира, представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях.

Обогатится словарь, повысится наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Ребенок научится ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появится стимул работать и познавать с удовольствием, с желанием, формируется у детей опытно – исследовательский навыков.

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействуя с родителями, делясь опытом педагог пополнит знания родителей в познавательной опытно - экспериментальной деятельности. У них появится интерес к практическим занятиям с ребенком. Это послужит становлению партнерских отношений педагога и родителей.

Взаимодействие с педагогами.

Подготовить методические рекомендации по теме.

Повысится профессиональный уровень в опытно – исследовательской деятельности.

hello_html_15133069.jpg

Содержание проекта

Этапы реализации

Подготовительный этап.

Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта

Пополнить развивающую среду

Подбор художественной литературы по теме

Подбор энциклопедий, карт, схем

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок

Составление картотеки опытов с водой

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Подбор подвижных и речевых игр;

Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

Основной этап.

Чтение художественной литературы о природе, энциклопедий, рассказ бесед на заданную тему.

Рассматривания иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Разгадывание кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок.

Составление конспектов тематических занятий по разным разделам

Заключительный этап.

Подведение итогов работы над проектом.

Создания лепбука о воде.

hello_html_m5e0ec2c.jpg

hello_html_m397108de.jpg

hello_html_mf07d9b8.jpg

Совместная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Чтение художественной литературы о природе, стихи, экологические рассказы, сказки.

Использование фольклорных материалов;

Рассматривание энциклопедии, карт, схем;

Беседы по данной теме.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Составление кроссвордов, ребусов.

Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (метель, снегопад, сосульки, узоры на стеклах, т.д.)

Просмотр фильмов о природе.

Игры – эксперименты, игры – опыты.

Подвижные игры, дидактические игры

Создания лепбука о воде.

Совместная деятельность с родителями

Совместная деятельность с педагогами

Методические рекомендации по данной теме.

Подбор методической литературы.

Тематический план работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Формирование представлений детей о воде и её роли на Земле.

Воспитывать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Речевое развитие

Формировать эмоциональное восприятие и интерес к сказкам, рассказам и стихам; умение отвечать на вопросы по его содержанию.

Физическое развитие

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать мелкую моторику рук.

Художественно-эстетическое развитие

Организация досуга. Развитие и коррекция познавательной деятельности детей. Воспитание интереса к продуктивным видам деятельности.

Познавательное развитие

Наблюдение в живом уголке за влажностью растения.

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть, растворимость). Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде .

Разгадывание загадок, ребусов, чтение поговорок;

Проведение опытов с водой проращивание лука и семян.

Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растений.

Развивать мышление, логику, учить правильно разгадывать загадки и ребусы.

Художественно-эстетическое развитие

Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности, воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.

Физическое развитие

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Познавательное развитие

Настольно – печатные игры,

Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды, дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Познакомить с особенностями пресной и морской воды.

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды .

Речевое развитие

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Работа с родителями

hello_html_m47aabeb0.jpg

hello_html_fd2b036.jpg

Результаты реализации проекта

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам, дети овладели несложными способами экспериментирования с водой, получили знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни. В ходе экспериментально-познавательной деятельности ребенок научился разрешать ситуации посредством проведения опыта и, анализируя, делать вывод.

Улучшилось эмоциональное развитие в целом, ребенок научился умению логически мыслить, самостоятельно делать обобщения. Обогатился словарь, стали более развиты наблюдательность, любознательность, появился интерес к познавательной деятельности, ассоциативному мышлению.

У ребенка появился стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием; у детей сформировалось умение опытно-исследовательских навыков.

hello_html_15619103.jpg

Выводы по проекту

В реализации проекта я поняла, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Я старалась, добиться результата, чтобы дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Надеюсь, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

hello_html_15133069.jpg

Список используемой литературы

4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.

3.3. Продуктивная деятельность.

Приложение 2.
Стихи и сказки о воде.
***
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Тамара Маршалова
***
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Татьяна Жиброва
***
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
***
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Ирис Ревю
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Лев Квитко (Перевод Е. Благининой)

Читайте также: