Можно ли на сегодняшний день ввести должность тьютора в штатное расписание школы

Обновлено: 04.07.2024

Приказ о введении новой должности в штатное расписание – обязательный для заполнения документ при введении новой рабочей единицы (или нескольких).

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

ШР является одной из форм защиты прав работников от произвольного увольнения. Оно документально закрепляет структуру предприятия, определяет перечень должностей и окладов сотрудников. Зачастую в развивающемся коллективе возникает необходимость создания новой рабочей единицы, не предусмотренной штатными документами. Для этого руководителем выносится приказ о введении в устоявшийся кадровый состав нового рабочего места.

Порядок вынесения приказа

Необходимость внесения изменений в структуру компании может возникнуть:

  • в результате введения нового направления деятельности;
  • при привлечении новых специалистов из-за модернизации производства;
  • ввиду сокращения должностей;
  • в связи с повышением или понижением окладов и т.д.

Трудовое законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований для срока и порядка внесения изменений в структуру компании. Поэтому данные вопросы отводятся на усмотрение руководителя. Если в организации необходимо создать новый отдел или иное структурное подразделение, то целесообразно поменять само штатное расписание. Если нужно добавить новую штатную единицу, вполне достаточно изменить кадровое расписание путем издания соответствующего документа.

Приказ о введении новой должности может быть разработан по распоряжению руководителя организации:

  • кадровой службой;
  • юристами;
  • секретарем.

При разработке такого приказа необходимо:

  1. Провести анализ общей информации:
    • о должностных обязанностях;
    • об оптимальных временных затратах;
    • о часовых нормах, предусмотренных для соответствующего типа труда.
  2. Решить вопрос о допустимых часовых объемах работы (ставка, 0,5 или 0,25 ставки или менее) для нового сотрудника.
  3. Разработать проект должностной инструкции.
  4. Подготовить предложение на имя руководства об увеличении штата. Оно может быть направлено от имени:
    • начальника кадрового подразделения;
    • начальника отдела, в который предлагается новая единица.
  5. Разработать форму приказа.

В служебной записке приводятся все данные статистики, которые удалось получить в обоснование оптимальности учреждения новых должностей.

Если новая структурная единица вводится в отдел компании, служебную записку должен подписывать начальник соответствующего отдела.

Служебная записка о необходимости введения нового рабочего места составляется начальником (или специалистом) отдела кадров:

  • если новое должностное лицо будет подчиняться руководителю;
  • если работник не будет иметь отношения ни к одному структурному подразделению.

К служебной записке в качестве приложения прикладывают приказ о введении новой штатной единице и подробную инструкцию с описанием обязанностей нового работника. После утверждения работодателем предложений, изложенных в докладной записке, им подписывается приказ о введении новой должности в штатное расписание.

Структура приказа

Трудовое законодательство не содержит утвержденной формы документа о введении в штат новой должности. На основании анализа требований к кадровой документации можно сделать вывод, что в приказе следует указать:

приказ о введении новой должности в штатное расписание образец

Документ должен быть подписан руководителем или уполномоченным на то заместителем. Подписанный бланк передается в отдел кадров, а его копии – в бухгалтерскую службу и отделы, в которых будут работать данные специалисты.

Возможные ошибки

Важно! Поэтому новая штатная единица должна быть введена до момента обнародования вакансии в средствах массовой информации и тем более до момента фактического допуска лиц на работу.

Также кадровые работники зачастую избегают введения отдельных изменений в должностную структуру предприятия. В этом случае каждое новое повышение оклада, сокращение или введение рабочей единицы приводит к утверждению нового штатного расписания. Однако данный документ является основой всей кадровой структуры предприятия и не должен переиздаваться из-за незначительных корректировок. Менять штатное расписание целесообразно только в случае массовых кадровых перестановок.

Сроки хранения приказа

Согласно разделу 8, части 8.1 документы, подтверждающие необходимость привлечения новых работников, должны храниться у работодателей в течение 5 лет.

Более длительные сроки предусмотрены для хранения первичных документов об изменении окладов или введении новых ставок, которые должны сохраняться в течение 75 лет, если сами приказы о данных изменениях утеряны.

Для обеспечения прав работников на пенсионные и социальные выплаты кадровую документацию необходимо хранить в течение всего периода деятельности предприятия (но не более 75 лет). Если работодатель прекращает свою деятельность раньше, все кадровые документы целесообразно передавать в территориальные подразделения государственных архивов.

Таким образом, введение новой структурной единицы в штат работодателя имеет нюансы, которыми нельзя пренебрегать, так как это приведет к нарушению интересов сторон трудового договора или потенциальных работников.

Новая структура федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся, обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей школе. Для реализации этих задач необходима позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает учащегося по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает использовать образовательные ресурсы для индивидуальных потребностей за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция педагога, она отличается от позиции учителя, психолога или классного руководителя. Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся, работа классный руководитель направлена на коллектив класса.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)– это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Сейчас в российских школах появилась возможность ввести новую штатную единицу педагога-тьютора. В июне 2008 года в Минздравсоцразвитии утвердили эту должность – теперь она может финансироваться из муниципальных средств, а также может быть занесена в трудовую книжку. Томск стал одним из первых городов, где освоили тьюторскую практику в инновационных школах, начали готовить профессиональных тьюторов в структурах повышения квалификации.

Опыт нормативного оформления тьюторской работы в общеобразовательной школе и проектные варианты возможного оформления тьюторской работы в рамках модернизации образования и новой системы оплаты труда

Какие задачипоявляются в управлении школой, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение?

Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, требуют организации тьюторской поддержки детских действий. Воплощение этих ценностей вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение по образцу и алгоритму, трансляцию норм, исполнительскую позицию учащихся. Основная задача управленцев образовательного учреждения, ориентированного на индивидуализацию и тьюторское сопровождение, –

создать систему работы школы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов - тьюторов с процессами нормативного оформления нового, с работой на образовательные результаты, с анализом и планированием.

В этом случае задачами управления в школе являются:

Ø создание условий для тьюторских проектов;

Ø организация пространства общения, анализа и рефлексии тьюторами своей работы;

Ø оформление функционала тьютора.

Эти задачи могут быть решены в деятельности школы через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы, создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов, поддержку временных проектных групп тьюторов.

Следующим шагом разворачивания тьюторства в школе станет нормативное оформление тьюторской работы, изменение в учебном процессе, создание Положений о мероприятиях в поддержку индивидуализации. Эти задачи решаемы, если внести изменения в Устав образовательного учреждения, создать должностные обязанности тьютора, разработать программы работы, графики, внести изменения в учебный план, создав условия для индивидуализации, разработать Положения о таких мероприятиях, которые позволят учащимся разных школьных ступеней проявлять инициативу в реализации своих образовательных интересов. И, наконец, необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора.

Для этого можно использовать разные варианты финансового оформления работы тьютора в зависимости от тех моделей тьюторской деятельности, которые выбраны образовательным учреждением. Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторству; во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание школы; в-третьих, внести нагрузку педагога тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ); в-четвертых, разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества работы в ситуации НСОТ.

В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:

Ø тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключения трудового договора или заключения Договора о возмездном оказании образовательной услуги;

Ø тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

Ø тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами о повышении квалификации по тематике индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению;

Ø для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в совещательный орган – методическое объединение тьюторов, руководство методического объединения тьюторов осуществляет организатор тьюторской услуги;

Ø методическое объединение тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар;

Ø деятельность тьютора по сопровождению ИОП на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами школьных положений: Положения о безотметочном оценивании в начальной школе, Положения о проектной деятельности в основной школе, Положения о творческих экзаменах в основной школе, Положения о предпрофильной подготовке, Положения о предпрофильной подготовке в старшей школе и другими;

Ø документация тьютора: программа сопровождения ИОП подопечного (учащегося), график оказания услуги для своей тьюторской группы, табель посещаемости детей, анализ реализации программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных и их семей;

Введение тьюторства в штатное расписание школы

В таком случае необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты. Например, установить два уровня оплаты в зависимости от квалификации и продолжительности работы в данной должности, установить продолжительность рабочего времени (по нашему опыту Томска от 10 до 18 часов в неделю).

Права учителя: ответы на вопросы

Права учителя: ответы на вопросы

Права учителя: ответы на вопросы запись закреплена

В КАКИХ СЛУЧАЯХ И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ШКОЛЫ ВВОДИТСЯ СТАВКА ТЬЮТОРА

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

👉🏻

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

👉🏻

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

Должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

❗

Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

❗

Ассистент (помощник) оказывает ученикам с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности

Новая структура федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Для реализации этого становится необходимой позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает использовать для индивидуальных потребностей образовательные ресурсы за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция педагога, она отличается от позиции учителя, психолога или классного руководителя.

Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся, работа классного руководителя направлена на коллектив класса.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Томск стал одним из первых городов, где освоили тьюторскую практику в инновационных школах, начали готовить профессиональных тьюторов в структурах повышения квалификации.

Ниже мы отразим и существующий опыт нормативного оформления тьюторской работы в общеобразовательной школе, и проектные варианты возможного оформления в рамках модернизации образования и новой системы оплаты труда.

Содержание тьюторской деятельности

Что такое тьюторская деятельность? Это деятельность, направленная на создание условий для становления субъектной позиции учащегося (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения); на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего обучения, организует опыт построения программ образования.

Что непосредственно делает тьютор? Организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию подростков и их конфликтную компетентность, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую виды деятельности: выбор темы, роли, ответственности, продукта. Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

Каков результат тьюторской работы? Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет: анализировать эффективность своих проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, и продуктивность переходов от пробного действия к результативному; осуществлять рефлексию своего образовательного движения.


Тьюторство как платная дополнительная образовательная услуга

Для оформления тьюторства как платной дополнительной образовательной услуги в школе должны быть следуюшие документы:

– описание услуги в уставе школы;
– положение о тьюторском сопровождении индивидуальных образовательных программ в ОУ;
– программы тьюторской работы;
– должностные обязанности тьютора;
– договор с родителями;
– график работы тьютора;
– аналитические материалы, отражающие результаты тьюторской деятельности.

Предлагаем вариант описания услуги по личностно ориентированному (тьюторскому) сопровождению индивидуальных образовательных программ в уставе школы 1 :


Какие задачи появляются в управлении школой, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение?

Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, требуют тьюторской поддержки детских действий. Однако при этом воплощение новых подходов вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение по образцу и алгоритму, исполнительскую позицию учащихся.

Поэтому основная задача управленческой команды ОУ, ориентированного на индивидуализацию и тьюторское сопровождение, – создать систему работы школы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов-тьюторов с работой на образовательные результаты, анализом и планированием.

Основные задачи управления в школе:

создание условий для тьюторских проектов;

организация пространства общения, анализа и рефлексии тьюторами своей работы;

оформление функционала тьютора.

Они могут быть решены в деятельности ОУ через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы, создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов.

Следующим шагом развития тьюторской работы должно стать ее нормативное оформление. Эти задачи решаемы, если внести изменения в устав ОУ, создать должностные обязанности тьютора, разработать программы работы, графики, внести изменения в учебный план, используя школьный компонент для создания условий индивидуализации, разработав положения о мероприятиях в поддержку индивидуализации, которые позволят учащимся разных школьных ступеней проявлять инициативу в реализации своих образовательных интересов.

И, наконец, необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора.

Для этого можно использовать разные варианты финансового оформления работы такого специалиста в зависимости от тех моделей тьюторской деятельности, которые выбраны ОУ.

Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторству. Во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание школы. В-третьих, внести нагрузку педагога-тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ). В-четвертых, разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества в той же ситуации НСОТ.

В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом 2 :

тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключение трудового договора или заключение договора о возмездном оказании образовательной услуги;

тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с положением об организации тьюторской работы в школе и договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами о повышении квалификации по тематике индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению;

для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в совещательный орган – методическое объединение (МО) тьюторов. Руководство МО осуществляет организатор тьюторской услуги;

МО тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар;

деятельность тьютора по сопровождению ИОП на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами школьных положений: положения о безотметочном оценивании в начальной школе, положения о проектной деятельности в подростковой школе, положения о творческих экзаменах в подростковой школе, положения о предпрофильной подготовке, положения о предпрофильной подготовке в старшей школе и др.;

документация тьютора: программа сопровождения ИОП подопечного (учащегося), график оказания услуги для своей тьюторской группы, табель посещаемости детей, анализ реализации программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных и их семей;

Введение тьюторства в штатное расписание школы

Другие способы организации работы по индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению ИОП в школе и оплаты из бюджетных средств при НСОТ

Если концепция ОУ включает задачи индивидуализации на всех ступенях школы, то могут быть два варианта организации тьюторской деятельности и ее оплаты.

Это может быть вариант выделения определенного количества часов на тьюторскую работу по сопровождению индивидуальных траекторий учащихся из внеаудиторной части фонда оплаты труда.

Если же эффективность индивидуализации связывается с тем, что все педагоги школы реализуют тьюторскую позицию каждый на своем месте – учителя как предметные тьюторы, классные руководители и администрация как сопровождающие новую деятельность подопечных (и учащихся, и педагогов), – то тьюторскую работу можно регламентировать и оплачивать из фонда стимулирующих доплат фонда оплаты труда. Тогда нужно разработать показатели качества тьюторской работы, систему самоанализа результатов работы тьютора и систему экспертной оценки качества. На основе этого оценивать результаты и эффекты тьюторской работы в баллах и устанавливать ежемесячные премии педагогам, реализующим тьюторскую позицию.

Читайте также: