Темы педагогического проекта учителя начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Педагогический проект посвящён развитию читательской компетенции у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся.

В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной и внеурочной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, праздниках, интеллектуальных соревнованиях.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

2. Обоснование необходимости проекта . Постановка проблемы.

На наш взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже на начальном этапе обучения, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

3. Цели и задачи проекта.

Цель: повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди обучающихся и родителей, формирование метапредметных УУД у младших школьников.

Задачи проекта:

изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;

разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;

разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;

определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;

развить интерес у детей к чтению книг, стимулировать их творчество;

организовать сотрудничество с городской, межпоселенческой и школьной библиотеками;

привлечь к данному проекту родителей обучающихся и другие учреждения дополнительного образования города.

4. Стратегия достижения поставленной цели.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:

- владением техникой чтения;

- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Концепция формирования читательской компетентности обучающихся построена на основе:

- деятельностногоподхода к обучению (Л.С. Выготский);

- идеи учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

- теории ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев);

- общедидактического положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С. Выготский);

- методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.Н. Зайцев);

- технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова).

В результате анализа методической литературы мы выделили этапы формирования читательских интересов:

- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче.

- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

Определили структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:

познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Для определения содержания читательской компетентности мы выделили следующие аспекты:

вычитывание информации из текста;

размышления и оценка прочитанного.

Определив структуру читательской компетентности, ее аспекты и компоненты, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Данные умения мы объединили в две группы:

I группа (формируются в подготовительном и начальном этапах) – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы.

II группа (формируются в основном и заключительном этапах) - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями, с социумом. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно:

подготовительный (1 класс)

начальный (2 класс)

основной (3 класс)

заключительный (4 класс).

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.

1) оценивание результатов читательской деятельности в безотметочном варианте.

2) подбор книг по теме

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок, занятие (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность обучающихся.

Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной занятием целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.

Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать

в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Заключительный этап. Обучающиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно-значимой деятельностью.

Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- детская периодическая печать;

-вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Работа по проекту осуществляется путём применения различных педагогических технологий, развивающих читательскую компетентность у детей во внеурочной деятельности:

1. Технология продуктивного чтения.

2. Технология критического мышления.

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология решения творческих задач.

5. Проектная технология.

6. Игровая технология.

7. Информационно-коммуникационная технология.

8. Здоровьесберегающая технология.

9. Технология обучения в сотрудничестве.

Методы и формы реализации проекта:

анкетирование родителей и учащихся;

отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, творческих альбомов, рекомендательных списков; ведение дневников читателя;

беседы, беседы-"приманки", дискуссии, диспуты по прочитанным произведениям, коллективное чтение, часы "тихого и громкого чтения";

библиотечные уроки в школьной библиотеке и в виртуальном читальном зале школы;

литературные занятия в городской центральной и межпоселенческой библиотеке;

литературные викторины, праздники, игры - квесты и гостиные, вернисажи, состязание чтецов, реклама книги, конкурсы рассказов и сочинений;

постановка спектаклей, сценок, миниатюр;

выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;

организация семейных праздников и творческих работ для всей семьи;

решение проектных задач, проекты;

создание мультфильмов на основе прочитанных или написанных детьми произведений;

печатание в газете "Школьник" МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышева НСО;

ведение портфеля достижений школьника.

Организация разнообразных форм работы с родителями.

Формы работы с родителями:

-коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник, игра); -групповая (тематическая консультация); -индивидуальная (консультация).


При разработке проекта использовались следующие ресурсы:

-временные – проект является долгосрочным;

-информационные - сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его представление в учебном заведении и за его пределами;

-интеллектуальные – владение педагогами проектной методикой, педагогическими технологиями, развивающими читательскую компетентность у детей, групповыми и индивидуальными формами работы ;

-человеческие (кадровые) – подбор и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта, обучающиеся школы;

-материально – технические - мультимедийный кабинет с подключением к сети Интернет, что сделало возможным использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

-читальные залы школьной и городских библиотек;

-виртуальный читальный зал, оснащённый литературой различных жанров отечественных и зарубежных писателей;

-станок для мультипликации, что сделало возможным на основе собственных сочинений детей и полюбившихся произведений различных авторов создавать мультипликационные фильмы.

Инновационный опыт проекта "Тайна волшебной книги" успешно внедряется второй год учителями и педагогами МБОУ СОШ № 9 и другими структурами дополнительного образования г. Куйбышева Новосибирской области:

1. Репиной Еленой Геннадьевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

2. Старковой Мариной Владимировной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

3. Еськиной Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

4. Боровковой Любовью Владимировной, библиотекарем школы МБОУ СОШ № 9

5. Рябцевой Анастасией Сергеевной, педагогом - психологом МБОУ СОШ № 9

6. Шевелёвой Ольгой Владимировной, педагогом- организатором МБОУ СОШ № 9

7. Давлетшина Альфия Акзамовна, главный редактор газеты МБОУ СОШ № 9

8. Белоглазовой Е. Ю., педагогом дополнительного образования станции юных техников

9. Работниками городской детской библиотеки г. Куйбышева

10. Работниками центральной межпоселенческой библиотеки г. Куйбышева

Обучающимися (дети 1-4 классов).

7. Целевая аудитория.

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, педагог - организатор, психолог, работники школьной и городской библиотек), родители (законные представители) и другие структуры дополнительного образования города.

Оценить 8575 0

Темы педагогических проектов 2017-2018 уч.год

выступление на семинаре, педсовет.

открытое мероприятие, семинар

открытое мероприятие на район

изучение методлитературы, подбор практических упражнений, заданий

01.09. 2020г.г. педсовет.

Подбор практических упражнений,

заданий, выступление на семинаре, педсовете

открытый урок, доклады.

открытое мероприятие, семинар

открытый урок. доклады

выступление на семинаре, педсовете.

открытое мероприятие на район, доклады

«Развитие восприятие музыки,

как основы музыкальной

Изучение методлитературы,подбор практических упражнений, заданий

открытое мероприятие на район, педсовет,

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Быстрые ссылки


пригласи друга

Удостоверение

© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей педагогической деятельности – всестороннее развитие

Моя задача, как учителя, - не учить учащегося, а научить его учиться!

Сегодня ученик – не только объект обучения, а в первую очередь –

И нашим с ребятами девизом стала следующая фраза:

Моё педагогическое кредо

Технологии, которые я применяю на уроках

Технологии, которые я применяю на уроках

Формы и методы работы Использование ИКТ Формирование необходимых современному ученику компетенций, будет наиболее эффективным, если в учебно-образовательном процессе использовать информационно-коммуникационные средства - технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные, обладающие колоссальными обучающими ресурсами и принципиально влияющие на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

Формы и методы работы

Использование ИКТ

Игровые технологии

Работа в группах

  • Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы). Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

Метод проектов

Кредо успешного обучения Кредо успешного обучения стало девизом моих учеников в процессе обучения: То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Кредо успешного обучения

Кредо успешного обучения стало девизом моих учеников

в процессе обучения:

  • То, что я слышу, я забываю.
  • То, что я вижу и слышу, я немного помню.
  • То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
  • Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
  • Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Внеклассная работа

Результативность работы Наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства у моих учеников получился насыщенным и интересным. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя значимым, раскрывает свои способности и творческий потенциал.

Результативность работы

Наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства у моих учеников получился насыщенным и интересным. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя значимым, раскрывает свои способности и творческий потенциал.

Участие во всероссийских олимпиадах

Участие во всероссийских олимпиадах

Участие в районной олимпиаде

Участие в районной олимпиаде

Призовые места в районных олимпиадах

Призовые места в районных олимпиадах

Призовые места в районных олимпиадах

Призовые места в районных олимпиадах

Участие в школьных конкурсах

Участие в школьных конкурсах

Участие в школьных конкурсах

Участие в школьных конкурсах

Мои педагогические принципы:

  • Люби детей и будь терпима.
  • Доброта – это золотой ключик, подходящий к любой двери.
  • Что ни делай, – делай это добросовестно.
  • Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
  • Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

К чему я стремлюсь: Если ты будешь педагогом – М удрым А ртистичным С ведущим Т ерпеливым Е динственным Р азносторонним О ткровенным М иролюбивым ты можешь стать-

К чему я стремлюсь:

Если ты будешь педагогом –

А ртистичным

Т ерпеливым

Е динственным

Р азносторонним

О ткровенным

М иролюбивым

ты можешь стать-

1 . Реализация различных методов и технологий на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной

деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

3. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому Детство, я всегда считаю, что необходимо стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на меня, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

Читайте также: