Темы инновационных проектов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Комлева Ольга Егоровна

Населенный пункт: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Варламово

Цель: «Формирование нравственно - патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края – малой родины

СОДЕРЖАНИЕ

Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

Срок реализации инновационного проекта

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости

Ключевые задачи инновационного проекта

Основная идея предлагаемого инновационного проекта

Актуальность инновационного проекта

Новизна инновационного проекта

Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации

Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта

План реализации инновационного проекта

Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта

Кадровое обеспечение инновационного проекта

Нормативное обеспечение инновационного проекта

Финансовое обеспечение инновационного проекта

Техническое обеспечение инновационного проекта

Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику

Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

Основные реализованные проекты за последние 3 года

Список использованных источников

Приложение. Примерное календарно-тематическое планирование по реализации инновационного проекта

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

1. Сведения об инновационном проекте дошкольной образовательной организации

1.1. Наименование инновационного проекта дошкольной образовательной организации

1.2. Срок реализации инновационного проекта: 2021 -2024 гг.

1.3. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта, обоснование его значимости в Челябинской области и Российской федерации.

Цель: обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края.

1.4. Ключевые задачи инновационного проекта:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.5. Основная идея предлагаемого инновационного проекта.

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно - образовательного процесса.

1.6. Актуальность инновационного проекта

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций.

Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

1.7. Новизна инновационного проекта

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка.

В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

2) реализация инновационного проекта в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного края, формировать чувства патриотизма, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре.

Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности.

И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Мы выбрали за основу формирования нравственно-патриотических чувств метод проектной деятельности.

Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.

Результаты инновационного проекта способствуют:

- обобщению и распространению опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

- обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по психолого-педагогическим проблемам познавательного развития детей;

- активному многофункциональному взаимодействию с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона.

1.8. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:

Ф.И.О. Фадеева Лилия Владимировна

Образование: высшее педагогическое

Квалификационная категория: высшая

Адрес персональной электронной почты: [email protected]

Контактный телефон: 8 (35168) 41-2-23

1.9. Ожидаемые результаты и эффекты инновационного проекта.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию.

Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения.

Результатом освоения проекта является обеспечение социально - воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены, исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

- расширение и углубление знаний об истории родного села, края, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

1.10. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.

Работа ДОУ строится в соответствии с

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);

В своей деятельности коллектив реализует основные направления дошкольного образования:

- Сохранение системы дошкольного образования.

- Улучшение здоровьесберегательной деятельности.

- Обновление содержания образования согласно ФГОС.

- Воспитание жизнеспособной личности.

Учебно-познавательная деятельность организована в соответствии с реализуемыми программами:

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Особенности организации образовательного процесса

• образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;

• процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;

•содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;

• образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений.

Формы организации воспитательно - образовательного процесса:

- Занятия по интересам

- Экскурсии в природу

Развивающая среда ДОУ строится согласно ФГОС и служит:

- удовлетворению биологических, социальных и личностных потребностей детей;

- охране физического и психического здоровья детей;

- позволяет ребёнку безопасно, свободно передвигаться по группе, дет. саду,

иметь свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для занятий изо, конструктивной, подвижной деятельности.

- провоцирует ребенка к познавательной деятельности.

При создании игровых центров учитывается полоролевое различие детей.

Педагогический коллектив ДОУ – активный участник сельских, районных и областных мероприятий.

  1. г., Хардина Н.В. – 2 место, 2016 г., Фокина А.Н. – 3 место, 2018 г., муз. руководитель Орлова Ю.С.- 1 место, 2019 г.).

2 педагога МДОУ награждены Почётной Грамотой МОиН Российской Федерации, 4 педагога имеют Грамоту МОиН Челябинской области.

Организовано участие педагогов в районных и Всероссийских дистанционных конкурсах, где они занимают призовые места.

С 2008 года детский сад работает по единой методической теме:

Работа с педагогическими кадрами.

Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

1.Увеличение количества педагогов высшей (6 человек – 66,7 %) и первой квалификационных категорий (3 человека – 33,3 %).

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах - 88,7%.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях – 74,6%.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ.

Работа с детьми. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знания об истории села, края, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям сельской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

Работа с родителями. Повышение компетентности родителей и установление партнерских отношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно - развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально - дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

Взаимодействие с социумом с. Варламово

1. Сотрудничество с Варламовской детской школой искусств по темам проекта.

2. Участие в совместных праздниках с МОУ СОШ им. Л.Н. Сейфуллиной.

Уровень открытости информации о реализации проект

1. Использование сайта МДОУ №17.

2. Выступления на семинарах и конференциях.

3. Проведение семинаров, мастер – классов. 4. Публикации статей в СМИ.

5. Размещение информации в группе во ВКонтакте.

1.12. Текущее ресурсное обеспечение инновационного проекта:

1.12.1. Кадровое обеспечение инновационного проекта.

Ф.И.О. специалиста дошкольной образовательной организации.

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации.

Наименование проектов, выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 лет.

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации-заявителя.

Фадеева Лилия Владимировна

Заведующий МДОУ высшее педагогическое,

Комлева Ольга Егоровна

Сбор и обработка теоретического материала.

Председатель творческой группы

Плешкова Наталья Аманджоловна

Анализ учебных материалов и дидактических пособий.

Член творческой группы

Орлова Юлия Сергеевна

Музыкальный руководитель высшее,

Исполнитель проекта Проведение тематических праздников и литературно-музыкальных композиций.

Член творческой группы

Юртеева Елена Викторовна

Исполнитель проекта Мониторинг образовательного процесса.

Абдулхаирова Оксана Николаевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Хардина Надежда Васильевна

Исполнитель проекта Проведение цикла познавательных занятий

Фокина Анна Николаевна

Секретарь творческой группы

Барыкова Дарья Сергеевна

1.12.2. Нормативное обеспечение инновационного проекта

Цели, задачи, предмет и виды деятельности. Основные характеристики организации образовательного процесса.

Участники образовательного процесса. Управление учреждением.

Реорганизация, изменение типа и ликвидация учреждения.

Порядок внесения изменений в устав учреждение.

Право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.

Паспорт программы. Информационная справка. Проблемно-ориентированный анализ. Концепция и разработка стратегии развития ДОУ.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технологии исследовательской деятельности;

• развивающие технологии;

• коррекционные технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

• они могут знакомить с культурой здоровья;

• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

• они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

• трудовые поручения, действия.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до " Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. " С введением Федерального.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: