Школа и педагогическая мысль в древней руси

Обновлено: 02.07.2024

Воспитание и обучение у древних славян, его принципы и применяемые подходы, преподаваемые предметы и науки. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период X–XIII вв. Педагогическая мысль в России к концу XVII в., направления ее исследования.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2012
Размер файла 25,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII века)

Однако это не так, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами. Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Воспитание и обучение у древних славян

Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах - домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. Таким образом, воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-со-словный характер.

Главными средствами воспитания, помимо языческих ритуалов, были произведения устного народного творчества, сохранившие свое педагогическое значение и в последующие эпохи. Так, в сказках и былинах отражался идеал древнерусского воспитания - трудолюбивый, любящий родину и детей человек, способный защитить родную землю и соплеменников от любых врагов. Кодекс нравственного поведения содержался в пословицах, загадки предназначались для умственного воспитания, песни - для эстетического развития.

2. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период X-XIII вв.

Сложившаяся система образования и воспитания в Русском государстве с X до XVIII в. представляет собой целостное культурно-историческое явление. В связи с нашествием татаро-монгольских племен, знаменующим упадок древнерусского просвещения, в истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять два периода: киевский, продолжавшийся с X по XIII в., и московский - с XIV по XVII в.

Значительную роль в развитии образования в киевский период играли монастыри, являвшиеся культурными и образовательными центрами. В монастырях создавались летописи и другие тексты нравственного и религиозного содержания, использовавшиеся в обучении, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки, т.е. приумножалась книжная культура. Надо отметить, что к книге на Руси относились как к величайшей ценности - бережно и с уважением.

3. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

В XIV-XVI вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О. Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем, кто занимал место на государственной службе или в церковной иерархии.

В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI и XVIIстолетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести в 13 - первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города - очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в.

Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности.

4. Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания.

Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв оставался весьма низким. В Новгородской иепархии - одном из главных центров просвещения на Руси - почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества.

Между тем в XVI в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу XVI в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце XVI в., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце XVI в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649 г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже XVII-XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.

Заключение

Церковь, открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ей духовенства, однако, они не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий - дети более или менее зажиточных людей.

Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некоторых семьях и другими знаниями в порядке домашнего обучения. Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в порядке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источниках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.

Список используемой литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 637 с.

3. Пискунов А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2004. - 490 с.

4. Мазалова Марина, Уракова Тамара История педагогики и образования Пособие для сдачи экзамена изд. Высшее образование 2006 г.

5. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7.

Подобные документы

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы в Средние века, а также в период XVII–XIX вв. Развитие теории и практики образования в Западной Европе и США во второй половине XX в. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.

контрольная работа [61,4 K], добавлен 05.01.2015

Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

курсовая работа [88,4 K], добавлен 12.01.2013

Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов. История становления древнерусской народности в Киевский период. Специфика восточнославянской культуры образования Руси. Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья.

реферат [192,5 K], добавлен 21.11.2010

Теология и латынь как основные предметы обучения. Движение за обновление школьного образования. Учреждение экономическо-математической школы в Берлине в 1947 году. Высшее образование XVII-XVIII вв. Тенденции в развитии университетского образования.

презентация [608,6 K], добавлен 22.03.2015

Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

контрольная работа [72,1 K], добавлен 23.03.2015

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

реферат [27,0 K], добавлен 01.07.2011

Спартанская и афинская системы воспитания в Древней Греции. Подготовка в спартанской системе мужественных, дисциплинированных воинов, способных держать в повиновении рабов. Афинская педагогика: воспитание в духе калокагатии. Римская педагогическая мысль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнил: Таргаева НаталияВоспитание, обучение и педагогическая мысль в Древн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнил: Таргаева НаталияВоспитание, обучение и педагогическая мысль в Древн.

Выполнил: Таргаева Наталия
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до ХVIII в.)

План: Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси; Влияние Х.

Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси;
Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций;
Развитие педагогических традиций.

Список литературы:1.Джуринсий А.Н. История педагогики. – М.: Владос,1999.- 43.

Список литературы:
1.Джуринсий А.Н. История педагогики. – М.: Владос,1999.- 432с.
2.История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З.И.–М.: Академия,2008.- 432с.
3.История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А.И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.
4.Константинов Н.А. История педагогики. - М.: Просвещение,1982.-447с.
5.Латышина Д.И. История педагогики.- М.: Форум,1998.- 584с.

Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси

Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси

За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания.

За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.

Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудо.

Труд- основа жизни славян.
Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.

Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших; - главенствующая ро.

Первые нравственные заповеди детства:

-почитание старших;
- главенствующая роль отца;
-уважение к матери;
-осознание сыновнего долга;
-обязанность беречь достоинство;
- быть благодарным людям.

Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций

Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещ.

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни.
Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.

Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих.

Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные.

Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.
Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.

Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учитель был не то.

Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник.
Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.

Развитие педагогических традиций

Развитие педагогических традиций

Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского об.

Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.

В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, кото.

В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение.
С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.

Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё.

Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов.
Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.
В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.

Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы.

Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.

Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: -по всем городам.

Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
-по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;
-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макари.

В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.

Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основ.

С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощ.

С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму.
Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.

Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища.

Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.

Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским.

Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году.
В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.

В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-.

В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу с.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 343 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 281 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2020 564
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Олеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Однако это не так, сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами. Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Воспитание и обучение в Древней Руси

На Руси сформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.

В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения.

С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства. Через христианизацию, связь с Византией Русь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась и собственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время стало обоснование Владимиром Мономахом необходимости соединения образования с жизненными интересами человека.

Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Первые училища – дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде – относятся к 11 веку. В 12-13 веках сформировалась сеть монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам.

На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение пр.), но и искусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

На протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать. На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке - следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского, оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Но именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

В 14-15 веках формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения, во многих городах открывались приходские школы при храмах и монастырях.

В 16 веке постановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей. В организации обучения наметились три ступени: начальная, профессиональная и высшая.

Чему обучались русские в допетровское время?

Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в 17 веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.).

Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.

Очень высок был интерес к истории - историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало.

На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. В 17 веке появились и первые учебники риторики и логики.

О становлении образования в Московском государстве красноречиво свидетельствуют некоторые даты, факты, цифры:

1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличить число начальных школ и училищ для подготовки служителей культа;

1648 г. — боярин Ф.М. Ртищев открыл Греко-латинскую школу при Андреевском монастыре;

1680 г. — открыта правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище);

1687 г. — основана первая в Москве высшая школа — Эллина-греческая академия с преимущественно гуманитарным направлением образования.

Церковь, открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ей духовенства, однако, они не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий - дети более или менее зажиточных людей.

Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некоторых семьях и другими знаниями в порядке домашнего обучения. Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в порядке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источниках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению.

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.

Список используемой литературы

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.

Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 637 с.

Пискунов А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2004. – 490 с.

Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. Сборник статей – М. 1992. – 233 с.

Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. - 2002. - №7.

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.

Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.

Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.

Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.

По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.

Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.

Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.

К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.

В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.

2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),

3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),

4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.

Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на развитие образования в Киевской Руси?

2. Какие образовательные ступени существовали в Киевской Руси? Назовите их;

3. Как и по каким направлениям развивалась образовательная система в Русском государстве в период 14 -17 вв.?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси;

Тема 2. Памятники педагогической литературы Киевской Руси и Русского государства как источник просветительской мысли;

Тема 3. Школа и педагогическая мысль в Московском государстве.

Образование и воспитание в Киевской Руси (10-13 вв.)

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.

Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.

Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.

Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.

По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.

Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.

Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.

К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.

В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.

2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),

3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),

4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.

Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на развитие образования в Киевской Руси?

2. Какие образовательные ступени существовали в Киевской Руси? Назовите их;

3. Как и по каким направлениям развивалась образовательная система в Русском государстве в период 14 -17 вв.?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси;

Тема 2. Памятники педагогической литературы Киевской Руси и Русского государства как источник просветительской мысли;

Тема 3. Школа и педагогическая мысль в Московском государстве.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: