Проектная деятельность в школе статья в журнале

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассматривается система учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм, созданный в школе, позволяет каждому ученику освоить важные этапы проектирования, создать свой неповторимый продукт.

ВложениеРазмер
statya.docx 33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

г.Козельск Козельского района Калужской области по организации проектной деятельности

Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной деятельности обучающихся, которая направлена на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.

Каждая школа формирует свою систему учебно-методического сопровождения проектной деятельности учащихся. Такая система была создана и у нас. Составление этой системы началось с разработки и внедрения внутришкольных нормативных документов, которые должны были обеспечить стабильное развитие данного направления образовательного процесса. В школе была создана рабочая группа, которая провела предварительную работу по исследованию отношения к проектам, изучила опыт работы учителей. Рабочей группой был разработан пакет внутришкольных документов, который обеспечивает на сегодняшний момент управленческо-методическое сопровождение проектной деятельности учащихся в нашей школе. Сюда вошли такие документы как:

1) Положение о проектной деятельности учащихся МКОУ ООШ №2, г.Козельск;

2) Циклограмма управления проектной деятельностью учащихся;

3) Положение об индивидуальном проекте учащихся.

4) Положение о защите проекта ( защита внутри класса)

Кроме того, согласно Положению о проектной деятельности приказом директора утверждаются список учителей – консультантов, которые сопровождают учебные проекты учащихся, состав проектных комиссий при защите проектов внутри класса, состав проектной комиссии для общешкольной конференции.

Повышению профессиональной компетентности педагогов, конечно, способствовала и курсовая подготовка. Многие учителя школы прошли обучение на курсах по активным методам обучения, приемы которых эффективно можно использовать при осуществлении проектов, по новым технологиям, в числе которых рассматривалась и технология проектной деятельности.

Важное место занимает и распространение педагогического опыта в профессиональном сообществе (выступление на школьных районных заседаниях, освещение своего опыта в рамках предметных ассоциаций, в интернете). Кроме того, любое сопровождение учебного проекта превращается для педагога в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит также повышение профессиональной компетентности педагогов. Не случайно многие учителя при аттестации в комиссию предоставляют в качестве педагогического продукта педагогический проект.

Компетентный учитель формирует учебно-познавательную компетентность учащихся. На этом этапе нам важно было создать дидактические рекомендации учащимся, которые будут разрабатывать собственные проекты, и внедрить их в образовательный процесс.

Вовлечение в проектную деятельность младших школьников начинается с 1 класса. В первом классе работа над проектом в полном объеме невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии учителя проводят подготовительный этап, в который включают творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные представления своих работ, которые постепенно начинают отражать умение учащихся выделять главное, анализировать, рассуждать, давать оценку. Во втором классе расширяются рамки работы над проектом и появляются уже такие вид деятельности как сбор информации по плану, систематизация собранного материала. К 3-4 классу совершенствуется форма презентации. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать.

Из года в год учителями начальных классов отрабатывается алгоритм выполнения проектной деятельности учащихся. С этой целью учителя создает памятки к каждому проекту. Есть памятки общие, но по необходимости создаются и индивидуальные памятки, учитывающие особенности того или иного ребенка.

На второй ступени обучения продолжается работа по развитию навыков проектной деятельности. В начале учебного года учащиеся основной школы имеют возможность выбора направления проектной работы, руководителя проекта. Их выбор зависит в первую очередь от сферы собственных интересов. Как правило, этот выбор совпадает с расширением диапазона учебно-познавательных интересов в школе.

Начинается работа с личностного осознания учащимися выбранной проблемы, определения ее актуальности. Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют цели и задачи проекта, планируют результат, определяют образ будущего продукта. На этом этапе учитель может скорректировать цели и задачи, поставленные учеником, помогает определиться с продуктом. Главное, чтобы идеи исходили от самого ученика.

Важным этапом при реализации проектной деятельности является планирование. Учитель может познакомить ученика с различными вариантами планов, предложить источники для сбора информации, помочь освоить ученику способы сбора информации. Роль учителя на этом этапе в основном консультирующая.

Самым сложным этапом для учащихся является аналитический этап, так как не у всех сформировано умение анализировать отобранную информацию и систематизировать ее, сопоставлять результат анализа с планируемыми результатами, видеть причины несоответствий. Учитель, наблюдая за деятельностью учащегося, должен косвенно направлять процесс анализа.

На заключительном этапе ученик оформляет проектную папку. Это позволяет ему осмыслить свою деятельность, понять логику своего пути при работе над проектом. В материалах проектной папки есть вопросы для самоанализа: что сделал? каков положительный эффект выполненного проекта? что не получилось? Учитель – консультант должен составить отзыв по проектной работе.

Особо хочется остановиться на продуктах проектов учащихся. Фантазия детей безгранична! Творческий подход при создании продуктов позволяет учащимся выйти за рамки выбранного учебного предмета. Например, при создании макета египетских пирамид (проект по истории) учащийся использовал компетенции в области технологии, изобразительного искусства, математики.

Годовые проекты – это не единственный опыт проектной деятельности для учащихся нашей школы. В рамках учебных предметов реализуются интересные парные или групповые мини-проекты.

Проектно-исследовательская деятельность в школе успешно развивается с каждым годом и дает не только увеличение численности участников процесса, количества выполненных работ, но и растет их качество, нравственное, социальное и образовательное значение, совершенствуется актуальность и значимость поставленных проблем, глубина и серьезность исследования. Форма проектных работ также проходит постоянный процесс совершенствования и соответствия современным мультимедийным стандартам.

На мой взгляд, сложившаяся система проектно-исследовательской деятельности в нашей школе способствует повышению мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности школьников. Проектно-исследовательская деятельность помогает нам готовить выпускников, способных быть социально ответственными, конструктивно сотрудничать с другими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно добывать новые знания. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием каждого учащегося. И с этим опытом ученик пойдет в жизнь.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации. саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди новых педагогических технологий, в которых существует возможность для реализации рефлексии, выделяется проектная деятельность.








научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе





















Проектная деятельность в начальной школе

Аннотация: На сегодняшний день каждый педагог задает себе вопрос: как научить детей тому, что помогло бы им в дальнейшей жизни. Чтобы стать успешным человеком, ему просто нужно развиваться, уметь достигать поставленных целей и корректировать свои действия если это необходимо. Я, считаю, что именно проектная деятельность помогает достичь всего этого.

Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа, проект, обучающиеся, ФГОС.

На сегодняшний день главной задачей в школы является создание всех необходимых условий для развития ребенка. Среди различных направлений педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление - это важная идея проектирования.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого школьного предмета и может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он способствует осуществлению принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Проектирование в начальном звене дает возможность более широко включить все виды деятельности учеников, так как содержит в себе познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывая все стороны жизни детей в школе и дома.

По продолжительности проекты могут быть:

  • Мини – проекты, они могут решаться в один урок.
  • Краткосрочные проекты потребуют около 5 уроков. Уроки используются для контроля деятельности обучающихся, так как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовка презентации выполняется вне уроков.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение проходит совместно с педагогом.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Этот вид проекта выполняется во внеурочное время от начала до конца.

Так же проекты можно различать по количественному составу: индивидуальные, парные и групповые проекты.

  • Исследовательский. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, должно быть обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Творческий. Участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию.
  • Практико-ориентированный. В этих проектах виден четко обозначенный с самого начала результат работы обучающихся, который может быть использоваться в дальнейшем. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности ребят с распределенными обязанностями и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Информационный проект. Этот вид проекта, с самого начала направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Результатом работы может являться реферат, доклад и т.д.

Этапы проектной деятельности:

  • Мотивационный. Учитель объясняет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой на весь период проекта. Ученики обсуждают, предлагают свои идеи.
  • Планирующий – подготовительный. Обсуждается тема и цели проекта, формулируются задачи, продумывается план действий, обсуждаются способы совместной деятельности, сначала с помощью учителя, потом самостоятельное выполнение проекта.
  • Информационно – операционный. Ученики собирают материал, работают с различной литературой, непосредственно выполняют проект. Учитель только наблюдает, поддерживает, сам является информационным источником.
  • Рефлексивно – оценочный. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В ряде случаев в проектировании на вид продукта сразу указывает тема проекта. Возможны различные продукты проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентацией учебного проекта может быть: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Памятка начинающему исследователю:

В работе с проектами от учителя требуется не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у учеников интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на в жизни. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами ребята, а какие разрешимы только через совместное сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта в работе с проектами.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды продукта проектной деятельности, которые были бы посильны возрасту обучающихся. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться самими детьми.

Проектирование позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые задачи, выявить деловые ка­чества учеников.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь друг другу, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Хорошая проведённая работа в начальной школе, поможет обучающимся не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Авторы: Патрушева Татьяна Сергеевна, Бородина Оксана Анатольевна
Должность: учителя нчальной школы
Учебное заведение: БМАОУ СОШ № 9
Населённый пункт: г.Берёзовский, Свердловской области
Наименование материала: статья и методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Составители:

Бородина Оксана Анатольевна

Патрушева Татьяна Сергеевна

ФГОС. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в

интересным, разнообразным и современным. В то же время через проектную

прописанные в Стандарте.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Первые

попытки осуществлять свою проектную деятельность дети уже могут в 1-2 классе,

но не в полном объёме самостоятельно, поэтому целесообразней применение

метода начинать в 3-4 классах.

Образовательный

завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем). В

обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы

осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан

на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных

предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание

основ творческого потенциала обучающихся.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

познавательной деятельности школьников на результат, который получается при

решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а

проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях

философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Основные требования к проекту.

систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – «это относительно

компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и

учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному

проекту – совершенно особые.

социально значимой

исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с

определения вида продукта и формы презентации.

проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов,

сроков и ответственных.

участникам проектной группы.

является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего

То есть проект – это “пять П”:

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все

рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы

самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса,

школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного

пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики

России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его

способность решить поставленную проблему.

Исследовательский

проект по структуре напоминает подлинно научное

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач

исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,

современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический

Информационный

объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой

Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной

среды класса или школы.

Тв о рч е с к и й

п р о е к т предполагает

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи,

декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических

персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до

конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)

можно выделить два типа проектов.

1 ) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей

знания и деятельности.

2 ) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное

время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного

презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не

менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется

особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных

конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчет исследовательской экспедиции.

межпредметной проектной задачи на уроке русского языка.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Правило правописания

частицы не с глаголами

– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать

– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения

устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Формулирование проблемы

Постановка проблемы

Что на уроке нам нужно выяснить?

К какой части речи относится?

Как пишется не с глаголами?

Поиск решения

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных)

следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это

слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица

- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный

смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила

поведения. Почему это происходит?

- Как решить эту проблему?

- Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила

поведения в школе.

- Сформулируйте цель нашей работы

Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения

- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?

Найти информацию по данной теме

Составить памятку, используя частицу не.

- Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?

- Работать будем на ноутбуках. Обратите внимание на инструкцию при

Инструкция для творческой работы в парах

Создайте на рабочем столе документ Microsoft

Word, назовите его

"Задание", укажите фамилии.

В папке "Обмен" найдите папку "К уроку русского языка", откройте

Выберите тему, соответствующую номеру вашего ноутбука:

ST - 1 Правила поведения во время урока

ST - 2 Правила поведения во время перемены

ST - 3 Общие правила поведения в школе

ST - 4 Правила посещения школы обучающимися

ST - 5 Правила поведения в столовой

ST - 6 Правила посещения внеклассных мероприятий

ST - 7 Правила поведения на территории проведения мероприятия

ST - 8 Требования к внешнему виду и стилю одежды.

Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;

Правила можно выделить цветом, увеличить шрифт

Подписать работу: "Работу выполнили:"

Поднять руки, сообщив о готовности.

Проверка результатов работы на экране доски.

Подведение итога работы

Оцените свою работу:

Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …

Работа над проектом показала, что …

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Как оцениваете свою работу?

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои

возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои

силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый

результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой

характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и

значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,

позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по

нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из

этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и

форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между

собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы

другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в

Список литературы.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,

2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. //

Нач.школа. – 2005. - №6.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного

образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –

условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в

начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

8. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы

дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

10. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании

школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы.

Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.:

Читайте также: