Что это за листья карточки 1 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 916 0

Шибанова Юлия Геннадьевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остается игровая деятельность. Игра заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся, с ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Поэтому данный урок спроектирован в форме сюжетно-ролевой игры. В основе игры - популярный мультипликационный сериал "Лунтик и его друзья". Каждая серия мультфильма построена на какой-либо проблемной ситуации, которая может встретиться ребенку в жизни. За внешней простотой и детской наивностью сюжета скрываются вполне серьезные темы. Главный персонаж мультфильма - необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Лунтик с помощью своих друзей и взрослых познает мир и учится правильно вести себя с окружающими. Друзья полюбили Лунтика за его добрый нрав, отзывчивость и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. В серии "Желтый лист" Лунтик напуган изменениями в природе: "Листик упал и стал желтого цвета! Что случилось с листом, почему они падают с деревьев? Почему так происходит?". Игровой сюжет урока заключается в том, что дети, выступая в роли друзей Лунтика, помогают ему определить последовательность событий в природе, выявить причинно-следственные связи. Роли дети определяют сами, соотнося свои личностные качества с характером определенного героя. Учителю отводится роль добродушной бабушки пчелы Капы - самой мудрой и доброй пчелки на свете. По замыслу создателей, она гостеприимная хозяйка, всегда готова прийти на помощь, подбодрить, поддержать и успокоить. Тем самым педагог является организатором, координатором и консультантом на уроке.

Интерес к изучаемому материалу на уроке поддерживается яркой мультимедийной компьютерной презентацией, которая делает урок увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Использованы и другие презентационные материалы: репродукции картин, карточки, природный материал листья различных пород деревьев, мультфильм "Лунтик. Желтый лист . 183 серия", игрушка "Лунтик", цифровой микроскоп.

На уроке были предусмотрены следующие формы контроля и оценки результатов обучающихся: в ербальное оценивание, взаимооценивание, самооценивание (критериальное, рефлексивное), внешняя оценка работы команд и работы игроков внутри команды ( внутренняя оценка игроков команды ). В конце игры преподаватель подводит итоги по командам, сообщает оценки команд и игроков и награждает победителя (лучшую команду и игрока).

Что это за листья?

Урок первичного предъявления новых знаний

1.Научить наблюдать признаки осени.

2. Познакомить детей со строением листа, разнообразием листовых пластин;

3. Научить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать УУД:

Личностные:Внимательно и бережно относиться к природе, принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, делать выводы; находить закономерность, составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Знать признаки осени. Уметь наблюдать признаки осени.

Уметь определять строение листа, разнообразие листовых пластин;

Уметь определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям;

сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Личностные:Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, делать выводы; находить закономерность, составлять ответы на вопросы.(Познавательные УУД).

Основные понятия

Признаки осени; Строение листа, разнообразие листовых пластин;

Определение породы деревьев по листьям; Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков; Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.

Материал для исследовательской практики: цифровой микроскоп, листья разных пород деревьев;

листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки; иллюстрации с изображением деревьев.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Основная часть (технологическая карта урока)

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Орг.момент

Приветствуют гостя, друг друга.

Организует эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?

- Повернулись, всем улыбнулись, настроились на работу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, (КоммуникативныеУУД)

II . Актуализация знаний и постановка проблемы

Рассказывают о листике, о Лунтике, дают характеристики персонажам мультфильма, выбирают роли.

Формулируют тему урока

Формулируют задачи урока

По ответам детей вывешивает карточки- с героями мультфильма

Выбирает наиболее правильную и общую формулировку

По ответам детей вывешивает задачи урока.

Сегодня на урок к нам пришел гость, вы узнаете этого героя, когда отгадаете загадку:

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты-

Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.

Этот зверь совсем нестрашный -
Дружелюбен, честен, ласков.
Как зовут тебя мохнатик?
(Лунтик)

Урок сегодня необычный урок.

Урок - игра с героями мультфильма "Лунтик и его друзья".

В роли друзей будем мы с вами.

В конце урока мы с Лунтиком выберем победителя игры, лучшую команду и игрока.

-Кто любит смотреть сериал "Лунтик и его друзья"?

-Чем привлекает? Дайте характеристику героев. Кто из друзей Лунтика нравится вам больше и почему?

-Какую роль вы предложите учителю? Почему?

-Прежде чем объявить тему урока, я загадаю вам загадки, которые подготовил наш гость.

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

- Почему листья названы золотыми монетками?

- А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный: кто может перечислить деревья, которые растут около школы, которые мы видели во время экскурсии?

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Обоснуйте свой ответ.

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Наблюдать, рассуждать, делать выводы, открывать знания).

1. Знать признаки осени.

2. Уметь определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям;

3. Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Отгадывать загадки по существенным признакам.

Уметь находить закономерность

(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других

(Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III . Постановка проблемы

Дети рассматривают репродукции картин, высказывают свои предположения

- Какой период осени изобразил Левитан на этой картине?

- Какие краски использовал художник?

- Можно ли определить в картине какое время дня изобразил художник?

- Как вы это определили?

- Какое состояние природы изображено?

- Как вы назвали бы эту картину?

Обоснуйте свой ответ.

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины

Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свою версию на основе работы с репродукцией.

-Давайте и мы споём песенку “опавших листиков”. В парке тихо-тихо, лишь листочки падая и кружась, поют свою песенку: ш-ш-ш. Поют тихо-тихо, переговариваясь: ш-ш-ш. А упавшие листочки шуршат гораздо громче: шу-шу-шу. Листья были разные: багряные и красные, желтые и коричневые, маленькие и большие. Когда ветерок дул сильнее, листья шуршали так: шух-шух-шух. Но вот налетел сильный ветер (вдох через нос, сильный выдох - через рот) и стал перемешивать листочки (вдох-выдох), дуть на них вот так: ш-ш-шух, ш-ш-шух. Закружились листочки в танце.

Что напугало Лунтика? Какие изменения в природе отражены? Какой основной вопрос звучит в мультфильме?

Уметь выделять главное

IY . Совместное открытие новых знаний.

Работа в парах.

Высказывают свои мысли, подчеркивают правильные ответы.

Работают в парах

Взаимно оценивают друг друга.

Учитель подводит детей к выводу:

Главное, опадают листья (листопад), становится холоднее,

птицы улетают на юг, день становится короче, животные готовятся к спячке, первые заморозки, природа засыпает.

У вас на столе лежат карточки.

-Я предлагаю поработать в паре. Выберите из предложенных утверждений, те которые относятся к времени года – осень. Обоснуйте свой ответ.

Насекомые готовятся к спячке

Птицы прилетают с юга

Солнце поднимается всё выше

День становится короче

Птицы улетают на юг

Животные готовятся к спячке

-Назовите другие признаки осени.

Мы выполнили первую задачу урока, научились определять признаки осени в природе.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

(Коммуникативные УУД).

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

(Познавательные УУД).

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Y .Исследовательская практика работа с цифровым микроскопом

(определение вида листовой пластинки)

Работа в группах

Распределяют обязанности в зависимости от выбранной роли.

Делают выводы на основе наблюдений

Отчитывается старший в группе (играющий роль взрослого)

Анализирует работу в группах

- Лунтик и его друзья принесли на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

- Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?

- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Прежде чем начать работу, распределите обязанности. Вспомним правила работы в группе.

Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

Каждый ученик уважает мнение оппонента.

Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.

“Красавец” - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.

- Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь?

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)

- Отгадайте следующую загадку. О каком дереве идет речь?

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый

Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён)

-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке?

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит… (Ива)

Вывод: - Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали. Как называется явление в природе, когда опадают листья с деревьев (листопад).

- Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”?

Исследовательская практика работа с цифровым микроскопом(определение вида листовой пластинки)

(Один из учеников выходит к доске и показывает, строение листа. Остальные дети выполняют задание за партами)

- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная

- Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

На основе наблюдений делать выводы.

(Познавательные УУД):

Уметь делать выводы в результате совместной работы

(Коммуникативные УУД):

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Доносить свою позицию до других

Учиться выполнять различные роли в группе.

-ЛичностныеУУД:Внимательно и бережно относиться к природе

YII . Самостоятельное применение новых знаний.

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы учителя, работают в рабочих тетрадях

Анализирует работу в группах

Работа в учебнике и тетрадях.

1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите фотографии на с.28

- Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?

Отметьте фишками. Посчитайте, сколько на рисунке листьев клена, березы, осины. Подумайте, чем эти листья различаются (размерами, формой, а осенью еще и цветом.

Вывод: По листьям можно определить деревья.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.

Уметь группировать объекты по заданному признаку

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).

Уметь делать выводы в результате совместной работы

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других

(Коммуникативные УУД).

Личностные УУД

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

VII . Рефлексия.

Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока.

Награждает победителя, лучшую команду (фото Лунтика)

Подведем итоги нашей работы и вы оцените свои достижения на уроке:

если вы считаете, что выполнили 1 задачу урока (Знать признаки осени), закрасьте 1 листок дерева березы,

- второй листок рябины, соответствует 2 и 3 задаче урока (Знать строение листа и уметь определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям). Если считаете, что справились, закрасьте его.

- Если у вас хорошее настроение, закрасьте в желтый цвет 3 листочек дуба, а если плохое - закрасьте его в коричневый.

- Оцените свою работу на уроке: отлично - красный, хорошо - оранжевый, плохо - в коричневый, раскрасьте 4 листик клена.

- Если считаете, что те знания, которые вы получили на уроке, вы сможете применить в жизни, раскрасьте 5 листочек осины и 6 листочек ивы в любимый цвет.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД) регулятивные:

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Список использованной литературы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е. С. Савинов). - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.

Плешаков, А. А..Крючкова Е.А. Окружающий мир учебник для 1 класса начальной школы в 2 ч. – Просвещение, 2014.

Плешаков, А. А..Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 1 класса._М.: Просвещение, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373, изменен 18 декабря 2012 г )

Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд.. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наиболее распространенные породы деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.

ВложениеРазмер
Урок по окружающему миру, 1 класс 59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 11. Что это за листья? Урок-игра.

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наиболее распространенные породы деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.

I. Организационный момент

II Актуализация знаний

  1. Беседа
  • О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (О растениях на клумбе.)
  • О каких новых растениях на клумбе вы узнали дома? (Ответы детей.)
  • Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают вам разгадать кроссворд.

(Учитель прикрепляет на доску плакат с кроссвордом или заранее вычерчивает его на доске.)

1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус.)

2. Этот цветок называют звездой. (Астра.)

3. Это растение является лекарственным. (Календула.)

7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? (Фиалка.)

  • На какие две группы можно разделить все растения? (Те, которые растут на клумбе, и те, которые растут на подоконниках.)
  • Назовите растения, которые растут на подоконнике. (Ответы детей.)
  • Назовите растения, которые украшают наши сады, парки, улицы. (Ответы детей.)
  • Кто может прочитать слово по вертикали в выделенном столбце,? (Красота.)
  • Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? (Ответы детей.)

Цветы - это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, то стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят.

III. Самоопределение к деятельности

- Муравьишка принес для вас загадки. Отгадайте их.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Сели на косицы. (Береза.)

Золотые монетки. (Осенние листья.)

  • Почему листья названы золотыми монетками? (Листья осенью ярко-желтые, они играют и переливаются на солнце. Листья очень красивые.)
  • Кто самый внимательный и может перечислить деревья, которые растут около школы? (Ответы детей.)

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О деревьях.)

- Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Что это за листья ?)

Прочитайте учебную задачу урока.

IV. Работа по теме урока

(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.)

  • Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру.)
  • Можете ли вы сказать, с каких деревьев данные листья? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунки на с. 28.

  • Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)
  • Чем отличаются эти листья? (Окраской.)
  • Сколько на рисунке листьев березы? (Пять.)
  • Что вы можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы детей.)
  • Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)
  • Чем они отличаются? (Окраской.)
  • Какого еще цвета могут быть листья осины осенью? (Красного.)
  • Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы нашли во время прогулки? Отметьте их фишками.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

(Каждая группа получает листья с деревьев, растущих на пришкольном участке.)

  • Ребята, а можно ли по листу узнать дерево? Как это сделать?
  • Листья, которые лежат у вас на столах, собраны с нашего пришкольного участка. Попробуйте с помощью этих листьев определить, какие деревья растут возле школы.

2. Работа по учебнику

  • Рассмотрите фотографии на с. 29.
  • Вы узнали эти листья? С каких они деревьев? Обсудите этот вопрос в парах. Если вы не сможете назвать какие-то из этих листьев, обратитесь к атласу-определителю.

(Самопроверка по учебнику (с. 89).)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

  • Какие листья на деревьях бывают летом? А осенью?
  • Выполните задание.

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о тех деревьях, с листьями которых учащиеся познакомились на уроке: о березе (с. 6), дубе (с. 20), липе (с. 36) и т. д. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией об одном из деревьев. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о деревьях.)

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 29. в рамке.)

(Учащиеся достают нужный знак из конверта и объясняют, почему именно этот знак выбрали.)

VIII. Подведение итогов урока

  • Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
  • Понравилось ли вам работать в группах?
  • Какое задание показалось самым интересным?

- Что было трудно выполнить? Как вы думаете, почему?

Рекомендации для занятий дома

2. Узнать с помощью атласа-определителя или спросить взрослых, какие деревья растут во дворе дома.

Береза Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага!

Дуб Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами — огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен Клен — желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен очищает воздух, поглощая различные вредные вещества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой демонстрационный материал к урокам в начальной школе. Педагоги могут использовать данный ресурс для организации соответствующих этапов на уроках окружающего мира. Детям будет интересно изучать тему, просматривая содержание разработки в классе. Использование слайдов на уроке позволит любому ученику рассмотреть листья в мельчайших подробностях. Наполнение презентации направлено на развитие у школьников наблюдательности, внимательности, умения находить отличия и выделять ключевые признаки, особенности.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы;

  • познакомить детей со строением листа, разнообразием листовых пластин;
  • учить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;
  • развивать познавательный интерес, речь обучающихся, обогащать словарный запас;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение выражать свои мысли, рассуждать.
  • воспитывать наблюдательность и умение слушать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • учащиеся научатся определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям;
  • сравнивать и группировать листья по различным признакам.
  • Листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки;
  • Иллюстрации с изображением деревьев;
  • Компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
  • Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков;
  • Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?

- Повернулись, всем улыбнулись, настроились на работу.

II. Актуализация знаний.

- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

- На какие две группы можно разделить все растения?

Назовите растения, которые растут на подоконнике.

Назовите растения, которые украшают наши сады, парки.

III. Самоопределение к деятельности.

- Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки. Отгадайте их.

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья) (Слайд 2)

- Почему листья названы золотыми монетками?

- А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный: кто может перечислить деревья, которые растут около школы, которые мы видели во время экскурсии?

- О чём мы будем говорить на уроке?(Слайд 3)

-Давайте споём песенку “опавших листиков”. В парке тихо-тихо, лишь листочки падая и кружась, поют свою песенку: ш-ш-ш. Поют тихо-тихо, переговариваясь: ш-ш-ш. А упавшие листочки шуршат гораздо громче: шу-шу-шу. Листья были разные: багряные и красные, желтые и коричневые, маленькие и большие. Когда ветерок дул сильнее, листья шуршали так: шух-шух-шух. Но вот налетел сильный ветер (вдох через нос, сильный выдох - через рот) и стал перемешивать листочки (вдох-выдох), дуть на них вот так: ш-ш-шух, ш-ш-шух. Закружились листочки в танце.

IV. Работа по теме урока.

1. Практическая работа.

(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные уч-ся во прогулки).

- Муравьишка Вопросик принёс на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

- Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?

- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки. (Слайд 4)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.

“Красавец” - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.

- Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 5)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)

- Отгадайте следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 6)

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый

Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён)

-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Слайд 7)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)

- Послушайте и отгадайте ещё загадку. (Слайд 8)

Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан)

- Следующая загадка. (Слайд 9)

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)

- А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд 10)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

- Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.

- (Слайд 11) Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)

- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная

- (Слайд 12)Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки (Слайд 13, 14)

ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

V. Работа в учебнике и тетрадях.

1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите фотографии на с.29.

- Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.

- Оцените свои достижения на уроке:

  • Я узнал.
  • Я повторил.
  • Я запомнил.

- Что запомнилось больше всего? У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев, чтобы подольше сохранить эту красоту? Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята нашего класса из осенних листьев. Помните, что собирать нужно только опавшие листья, так как, срываю листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.

Читайте также: