Чем отличаются требования к организации учебного процесса в обычной и малокомплектной сельской школе

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила учитель начальных классов

Иванова Ирина Ивановна

Целью моего доклада является рассмотрение особенностей работы в малокомплектной школе в условиях ФГОС.

Малокомплектная начальная школа в силу своих специфических особенностей требуе т особых подходов к обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от обычных школ. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Малокомплектная школа отличается:

небольшим количеством учеников

отсутствием параллельных классов

неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе

наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов

здесь работают один или два учителя

малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше; может отсутствовать один или два класса;

У нас в микрорайоне Звероферма в школе обучаются 10 учеников. В первом классе 6 обучающихся, второй класс отсутствует, в третьем и четвертом по 2 ученика.

В малокомплектной школе есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает мне прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими. Школа с небольшим количеством учеников напоминает большую семью. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают.

Исследования показывают, что малые классы обладают и неоспоримыми преимуществами во влиянии на учащихся, на их образование:

- они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей, их спокойствия и безопасности;

- влияние учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит, достигает поставленной цели, а потому и эффективно;

- знание условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям при обучении и воспитании;

- эти классы располагают благоприятными условиями - в них есть уникальная возможность научить каждого ребенка работе с различными источниками информации;

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности:

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее половины) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей.

2. Внимание учителя распределяется между двумя, тремя классами.

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом.

4. Учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение, устный опрос и т.д.

Дети должны научиться:

— сосредоточиваться на выполнении задания;

— не слушать объяснений учителя для другого класса;

— не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;

— не слушать ответы учеников другого класса;

— моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

А для особо одаренных детей — это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5—2 года.

Однако при имеющихся трудностях можно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

В малых классах почти отсутствуют потери времени на разного рода

организационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах

порой занимают до 5 минут времени урока. В таких классах легко создать

условия для продуктивной учебной деятельности.

В классе, состоящем из небольшого числа учащихся, каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведет к возрастанию эмоциональной нагрузки. Открывающиеся возможности усиления контроля, опроса учащихся ведут к еще большему возрастанию ее. Ведь сложившаяся ситуация характерна для всех учебных предметов.

В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически на каждом из уроков. И чем меньше учеников, тем жестче контроль. В этом проявляется опасность сверхконтроля, что ведет к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверхконтроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.

Организация самостоятельной работы школьника

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Самостоятельная работа является одним из самых важных направлений в работе учителя. Поэтому на формирование умений такой работы необходимо обращать огромное внимание. Организация самостоятельной работы школьника должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

1) развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности при обучении, т. е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;

2) учить учащихся самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Однако самостоятельное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой и компьютером – основным источником информации – как показывает опыт, протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной работы.

Самостоятельное добывание знаний является занятием более интересным, чем получение заранее запланированной информации. Даже выполнение простого доклада может превратиться для ученика в настоящую исследовательскую работу, при самостоятельной работе с материалом каждый ученик выберет для себя именно тот объем информации, который он в состоянии освоить, и который необходим ему для дальнейшей учебы. К тому же каждый ученик предпочитает работать на уроке и дома в своем собственном ритме. И эффективность работы в огромной степени зависит от того, успевает ученик осваивать материал или нет.

При самостоятельной же работе каждый из учеников работает именно в том ритме, который отвечает его индивидуальным особенностям. К тому же с помощью применения самостоятельных проверочных работ на уроке можно эффективно оценивать качество знаний учеников.

Подобный метод помогает избежать списывания, а также выявить качество усвоения учебного материала на каждом этапе его выполнения. Да и вообще, если ученик в достаточной мере овладел методами и способами самостоятельной работы, то он может самостоятельно изучать учебный материал.

Однако для достижения подобного уровня овладения навыками самостоятельной работы должен выполняться ряд условий. Например, задания, предлагаемые школьникам для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, к которой ученики должны стремиться при выполнении самостоятельной работы, и вызывать у них интерес.

Последнее должно достигаться новизной материала или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий, созданием мотивации.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё отводится около 20% урока. Поэтому необходимо научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, начала знакомить детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, по аналогии, например, нарисуй столько кружков, сколько мячиков, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и другими материалами.

При организации самостоятельной работы руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно: самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям, развивать логическое мышление, должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными по форме и содержанию. При её организации следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться, а также иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами невозможно постоянно контролировать ход выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому приходится подготавливать к уроку много дополнительного материала (карточек, заданий, кроссвордов), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе – изучение учебников. В 3-4 классах оно дополняется ознакомлением учеников с информацией, изложенной в других источниках. При этом ученик должен сам определить цель, выделить неизвестное, поставить вопросы, на которые нужно ответить. При устной работе с учебником полезны памятки. Кроме того, в связи с современными требованиями ФГОС сами учебники содержат дополнительные страницы с памятками, которые окажут помощь в классной и в домашней самостоятельной работе. Знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий.

Для учеников 1—4-х классов доступны и посильны следующие виды самостоятельной работы:

— подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками, таблицами и т. п.);

— самостоятельное изучение нового материала, аналогичного ранее усвоенному, проводимое по детальной инструкции;

— упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;

— разнообразные тренировочные упражнения;

— контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.

Письменные самостоятельные задания необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Важно избегать монотонных, скучных заданий, перегружающих один из каналов восприятия. Это требование относится не только к самостоятельным работам. Длительность самостоятельных работ обусловливается многими причинами. Прежде всего — объемом и сложностью задания. Оно может быть и небольшим, но если ученики только начали работу с новым материалом, то потребуется больше времени на его выполнение. Увеличивают длительность также: 1) низкий уровень овладения техникой выполнения заданий; 2) недостаточная подготовленность учеников к восприятию нового материала; 3) нерациональное сочетание умственных и практических действий.

Длительность самостоятельной работы зависит также от работоспособности учеников, объема их внимания, темпа чтения и письма, степени овладения учебными умениями и навыками.

Выполнение самостоятельной работы имеет огромный потенциал, что вызвано большой эффективностью данного вида работы. Если ученик научится самостоятельно получать новые знания, используя при этом различного вида источники, обновлять их, применять на практике при решении различных практических, лабораторных работ, самостоятельно анализировать собственные знания и знания одноклассников, то дальнейший процесс обучения для него будет достаточно упрощен.

Основу самостоятельной работы составляют упражнения. Значительное количество выполненных упражнений — преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы. Не имея времени на подробное объяснение материала, учитель вынужден предлагать ученикам осваивать его самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети из начальной малокомплектной школы самостоятельные работы выполняют лучше учеников полных классов.

Самостоятельные работы можно успешно использовать и для усвоения новых знаний. При этом хорошо развиваются познавательные способности детей, а главное — успешно формируются навыки самообразования. Следовательно, если сформировать устойчивый навык безошибочного чтения и понимания прочитанного, то будут хорошие шансы успешно одолеть программу и даже сэкономить немного времени на другие занятия.

В настоящее время необходимой основой для реализации требований стандартов второго поколения в сельской школе должно стать активное использование современных технических средств (компьютеров с возможностью подключения к сети интернет, медиа-средств и др.). Современные комплекты учебников обеспечены электронными пособиями по предметам, которые рассчитаны на самостоятельную работу младших школьников. Это один из важнейших путей для обогащения опыта учащихся, расширения круга их социальных контактов, повышения общей информированности о процессах, происходящих в стране и в мире.

В условиях работы с двумя-тремя классами у учителя особенно остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Поэтому сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты важны для эффективности урока.

Если один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой — при непосредственном участии педагога, то потерь времени удается избежать. Задания нужно готовить заранее, на отдельных листочках каждому ученику. Перед началом урока задания раздаются по партам. Очень часто задания дифференцированы, т. е. составлены отдельно для сильных, средних и слабых учеников. Это позволяет решать еще одну проблему — повышать качество знаний, умений. При малой наполняемости классов задания будут персональными: на каждом задании пишется имя ученика. Выполненная работа возвращается учителю.

Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее для всего класса задание записывается на одной половине доски (или отдельной доске). Тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость.

Урок в начальной малокомплектной школе — основная форма учебно-воспитательного процесса. Он подчиняется общим требованиям к уроку, но имеет и специфические.

В структуре урока выделяются : 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. Сочетание словесных и наглядных методов помогает избежать нерациональных потерь времени и получить максимальную эффективность обучения и воспитания в конкретных условиях.

Но подчеркнем, что высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и этому необходимо учить. Педагог целенаправленно работает над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей следующим образом:
- меня учат (1 класс);
- учусь сам (2 класс);
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
Реализация такой схемы возможна в условиях разновозрастных групп, но для этого учитель должен изменять гибко свою позицию в работе с детьми разных классов.

Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение допустимо только на общих для всех уроках. Выход был найден, и часто интересные для всех видеоматериалы, фильмы показывают после уроков.

Эффективность педагогического процесса в малокомплектной школе значительно повышается, если осуществляется интеграция средств урочной и внеурочной деятельности учащихся. В результате рождаются новые педагогические средства, что предполагает следующее:
- создание условий для разностороннего развития детей;
- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную);
- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;
- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;
- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;
- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;
- интегрирование образовательного процесса в социальную среду.
Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в малокомплектной школе позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересный досуг.

И в заключение, можно отметить, что в сельской малокомплектной школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС. Но отмечу, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих проблем, так и связанных с реализацией ФГОС, поскольку начальная школа как первая ступень общего образования в России имеет фундаментальное значение, как в становлении личности конкретного человека, так и в сохранении и развитии государства

URL: (Дата обращения: 04.04.2018) 6.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа:

Гриценко М.В., Мусс Г.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 05.04.2018)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] — Режим доступа. Номер материала: ДВ-522018

В России около 3000 малокомплектных школ. На всех не хватает — в некоторых селах их никогда не было или недавно закрыли. Разбираемся, зачем нужны малокомплектные школы, как работают и нужно ли их спасать.

Что такое малокомплектная школа?

Малокомплектной называют школу без параллельных классов: как правило в ней учится до 30-40 учеников, иногда и меньше.

Располагаются в небольших населенных пунктах и спасают ребят от долгих поездок в райцентр. В некоторых малокомплектных школах может учиться всего 9 ребят, они занимаются вместе по всем предметам. Учителей в малокомплектных школах мало, как правило, не больше пяти. Они ведут сразу несколько предметов и совмещают должности: один учитель может быть и библиотекарем, и сторожем. Бывают одно-, двух- и трехкомплектные школы в зависимости от количества учителей, работающих с детьми.

По каким нормам они работают?

Педагоги в малокомплектных школах получают зарплату вне зависимости от количества учеников. Но для этого школу должны признать малокомплектной. Это право отдано региональным властям. Они должны разработать критерии для присвоения статуса малокомплектной школы и присвоить его или нет. Как правило, в регионах действует три критерия — отдаленность от других школ, численность учеников, транспортная доступность. Если до школы можно добраться, а до других школ нет, если учеников в ней не больше 40 и есть учителя, то школа может получить особый статус и нормальное финансирование. Если этого не происходит, иногда за школу вступается село — проводят митинги, пишут жалобы в прокуратуру.

Даже если статус получен, педагог может зарабатывать меньше средней зарплаты в регионе. Потому что в малокомплектной школе он может работать только на ставку — классов мало, мало и детей. Но если он ведет несколько предметов, то, скорее всего, зарплата будет на уровне региона.

С 2016 года в 45 регионах действуют программы по возвращению учителей в сельские и малокомплектные школы. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, даже выделяют субсидии на покупку жилья. Но о результатах этих программ говорить пока рано.

Что делать, если ее закрывают?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малокомплектная школа – это школа с небольшой наполняемостью классов, расположены они в основном в сельской местности. Этот термин применим к малочисленным школам начального общего образования, если в них до 15 человек.

Малокомплектную школу отличает от остальных то, что:

- нет параллельных классов;

- классы-комплекты или вообще отсутствие отдельных классов;

- одновременно обучаются под руководством одного учителя два, три, а иногда и четыре класса;

- обучение носит индивидуальный или личностно-ориентированный характер;

- увеличение затрат на одного ученика.

Специфическая особенность урока в малокомплектной начальной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя-тремя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину или втрое меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени в силу необходимости отводит самостоятельной работе учащихся. Учителю ежедневно приходится готовить и проводить не менее восьми уроков по разным предметам, а на каждом уроке так распределять время, чтобы успеть объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы, проверить её результаты, оценить знания учащихся. Планируя работу в классе комплекте…, необходимо выделять больше времени на работу учителя с детьми, изучающими новый материал, а также с классом, где выше трудность изучаемого или повторяемого материала. В том случае, если учитель работает однокомплектной школе, целесообразно увеличить количество переходов от класса к классу внутри комплекта. В противном случае учащиеся выпускного класса почти весь урок будут заниматься самостоятельно, что недопустимо.

В связи с этим в сельской малокомплектной школе наиболее востребованными подходами к организации образовательного процесса становятся:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- самостоятельная деятельность учащихся за счёт развития их универсальных умений и навыков;

- развивающие технологии обучения.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством трудностей, которые связаны в первую очередь с небольшим количеством учеников. Мотивация учеников сельских школ не так высока; познавательные интересы развиты слабо; невысокий образовательный и культурный уровень сельской семьи; не всегда есть возможность добраться до районных дополнительных образовательных центров из-за отдалённости. Это ставит учителям задачу находить более эффективные методы организации учебного процесса.

Однако малая наполняемость классов имеет и положительные моменты, педагогу нужно их правильно использовать в своей работе. Таким образом, в такой школе легче осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся; личностно-ориентированный подход в обучении; учебная деятельность может носить практический характер.

Ряд условий для более эффективной организации учебного процесса:

- удобно соединять классы в комплект (основываться надо на умении учеников работать самостоятельно);

- правильно составлять расписание уроков (существует два подхода – разнопредметный и однопредметный; педагогическая практика показывает, что второй вариант рациональней: учителю нет необходимости перехода от одного предмета к другому, он применяет близкие понятия, есть возможность объединить младших и старших учеников для совместной работы, преемственность в обучении);

- формировать у детей положительную учебную мотивацию;

- выбор методов обучения и правильное их применение;

- взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения (учитель должен видеть и быть готовым помочь и тому классу, с которым работает и тому который в этот момент занимается самостоятельно;

- правильная организация самостоятельной работы учащихся;

- структура урока имеет два чётко выделенных звена: работа под руководством учителя и самостоятельная деятельность учащихся;

- учить детей самоконтролю.

Хочется добавить, что неотъемлемой частью успешности образовательного процесса является:

- сложность программы (сейчас учитель вправе сам выбирать УМК, по которому он будет работать);

- уровень подготовленности учеников;

- уровень квалификации педагога.

Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Главная задача учителя начальных классов умело использовать в своей деятельности эти специфические особенности для того, чтобы каждый ученик мог получить возможность приобрести универсальные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Подборка наиболее важных документов по запросу Малокомплектные образовательные организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Малокомплектные образовательные организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в признании незаконным бездействия директора школы, выразившегося в непринятии мер по организации медицинского кабинета в образовательном учреждении, суд в порядке пункта 15 части 3 статьи 28, частей 1, 3 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что школа является малокомплектной общеобразовательной организацией, поскольку расположена в сельской местности, оборудование медицинского кабинета не предусмотрено, а все имеющиеся в школе помещения задействованы в образовательном процессе, при этом согласно договору на оказание медицинских услуг работники больницы закреплены за школой и осуществляют оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, что соответствует действующему законодательству, является правильным, целесообразным и в полной мере обеспечивает охрану их здоровья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 10.04.2019 по делу N 33-3269/2019
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства об образовании, здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что руководством общеобразовательного учреждения обязанность по оборудованию медицинского кабинета в здании школы не исполнена.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Удовлетворяя исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края, суд первой инстанции исходил из того, что положения СанПиН 2.3.2.2821-10, допускающие осуществление медицинского обслуживания обучающихся в малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, на ФАП и амбулаториях, не исключают обязанность общеобразовательного учреждения предоставить помещение для оборудования медицинского кабинета, предназначенного для оказания экстренной медицинской помощи обучающимся. При этом суд пришел к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении в соответствии с бюджетным законодательством и Уставом МКОУ "Верх-Пайвинская СОШ" возложена на администрацию Баевского района.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Малокомплектные образовательные организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Право на образование и его реализация лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 1) Статья 7 названного Закона регламентирует изучение и преподавание языков коренных малочисленных народов Севера. На законодательном уровне установлено, что Республика Саха (Якутия) обеспечивает: условия для преподавания и изучения родных языков в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных и иных образовательных организациях; работу малокомплектных образовательных организаций в местах производственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; подготовку специалистов для осуществления образовательного процесса на языках коренных малочисленных народов Севера; информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработку базовых учебных планов и программ; условия для создания письменности на родном языке коренных малочисленных народов Севера, не имеющих своей письменности.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) 4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает финансовые гарантии для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы. Для таких образовательных организаций нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Данное правило имеет огромную значимость в силу того, что в сельских населенных пунктах состав населения - а именно количество обучающихся детей - может быть невелико, и от данного фактора не должна зависеть заработная плата преподавателя, в противном случае будут созданы условия снижения стремления занимать должности педагогических работников в провинции.

Нормативные акты: Малокомплектные образовательные организации

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.12.2021)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях), готовность которых к обеспечению горячим питанием 100 процентов обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, не подтверждена территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по состоянию на дату, указанную в подпункте "б" настоящего пункта, организации горячего питания 100 процентов обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, за счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), а также наличие утвержденного актом субъекта Российской Федерации плана-графика устранения обстоятельств и факторов, препятствующих обеспечению горячим питанием 100 процентов обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, включающего в том числе мероприятия по организации горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в малокомплектных государственных и муниципальных образовательных организациях.

Читайте также: