Почему театр существуя уже более 2000 лет не теряет в наши дни своей актуальности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока ____музыка 8 класс____________________ дата _______________________________________

Цель развитие личности учащихся на основе усвоения предметных и универсальных учебных действий

Создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей. Обобщение знаний о музыкально-театральном искусстве, как неотъемлемой части духовно-нравственного развития общества.

Задачи урока:

-Организация деятельности учащихся для знакомства с новыми произведениями, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкально-театральному произведению.

-Развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти.

-Пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, способствующему потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

-приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности классного помещения;

-организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке музыки.

- Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

-Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу, сыграю,

Всё, что смогу - спою.

- О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

Подготовка класса к работе

(Определение отсутствующих, приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе).

-Читают эпиграф урока.

-Знакомятся с темой урока.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний

(постановка проблемы)

- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

- Кто из вас любит театр? Часто ли вы туда ходите? (ответы детей).

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.

- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства.

- Назовите их (дети перечисляют сами):

  • сценическое действие,
  • литература,
  • музыка,
  • изобразительное искусство (костюмы, декорации),
  • возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д

-Слушают информацию представленную учителем.

-Активно погружаются в тем.

-Отвечают на вопросы, активизируя имевшиеся ранее знания.

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с

целью выделения признаков

-повторение ранее изученного материала;

регулятивные:

-адекватное восприятие оценки учителя.

.коммуникативные:

- взаимодействуют с учителем во время опроса.

познавательные:

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

3.Постановка цели урока

-Какова будет цель нашей учебной деятельности на уроке?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

логические: формулирование проблемы

4. Изучение нового материала

- Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.

- Какой характер носит эта музыка? В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.

- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.

- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии. На ближайших следующих уроках нам предстоит более подробно остановиться на этом и некоторых других спектаклях, музыка к которым вошла в золотой фонд мировой классики.

Искусств - это именно то, что можно назвать настоящим богатством. Это то, что делает нас людьми, возвышает наши души и ведет нас к пониманию смысла жизни. И не удивительно, что даже в современном мире, где внимание большинства людей захватили фильмы, сериалы и интернет, искусство продолжает жить и быть по-прежнему актуальным. Одним из таких вестников, которые несут искусство в массы, стал театр. Если сравнивать посещаемость театров сегодня с теми временами, когда не было альтернативных видов развлечения, т конечно количество снизилось. Но количество, как нам известно, никак не относится к понятию "качества".

Сегодня театр посещает довольно большой процент людей, но это именно те, для кого театр несет особенное значение. Это настоящие зрители, ценители данного вида искусства. Сегодня театр стал чем-то особенным, престижным и список лучших театров с интересными премьерами всегда интересует настоящих почитателей театрального искусства. Стоит отметить, что на сайте Биржа Билетов вы можете купить билет в театр не выходя из дома.

Не стоит лукавить и нужно честно признать, что с развитием кинематографа театральное искусство на какой-то период потерял свою актуальность, но не исчезло. Сегодня, когда все насытились фильмами, и даже не смотря на расширения возможностей этого направления, театр стал занимать особенное место в душе человека.

Театр для душевного отдыха, покоя, для заряда эмоциями и переживаниями. Многие актеры, которые успешно снимаются в кино, не перестают играть свои роли и в театре, чем прекрасно поддерживают жизнь такого удивительного разностороннего изысканного направления в искусстве.

Сегодня театры немного видоизменились, они стали более адаптированными к современности. На сценах начали появляться не просто удивительные и сложные декорации, но и целые лазерные шоу, 3Д изображения позволяющие усилить эффект от представления. На афишах все чаще стали появляться не только глубокие и сложные представления, но и легкие, несмышленые постановки для любого уровня восприятия. Театр возрождается и делает невероятные успехи в современности. Это искусство поистине будет жить вечно, постоянно примеряя на себя новые облики требуемые зрителем.

Актуальность театра в современном обществе

Искусство- это самое прекрасное и дорогое, что нам подарила жизнь. Для него не существует временных рамок и преград. Искусство навсегда остается актуальным для своего зрителя.

Театр имеет многовековую историю, но несмотря на это, он неподвластен времени. Напротив, сегодня посещение театра является очень значимым культурным мероприятием. Ценители искусства всегда жаждут чего-то нового, и именно театр может удовлетворить потребности даже самого искушенного зрителя.

Несмотря на это, путь театра к зрителю тернист даже в современном мире. Сейчас существует огромное множество видов носителей информации, которые крадут у театра его зрителей. Это телевидение, интернет и так далее. Естественно они не становятся достойной заменой театру, но многие люди все- таки предпочитают именно такой вид своего досуга. Конечно, ведь удовольствие можно получить и сидя в кресле, не выходя из дома.

Да, мир не стоит на месте, но не стоит забывать о том, что вместе с ним меняется и театр! Авторы и режиссеры ищут наиболее интересные темы для своего зрителя.

А как же прекрасен сам настрой для похода в театр! Это всегда считалось очень важным событием. Прикоснуться к таинственному, неизведанному…Одеть свои самые лучшие наряды, почувствовать себя членом высшего общества.

Театральная атмосфера несравнима ни с чем. Огромные залы, великолепие декора, шикарное убранство сцены. Даже аромат в театре особый! Разве все это могут дать нам современные гаджеты? Мне кажется, что нет.

Все-таки, мне кажется, что нужно обладать особым чутьем, особым даром культурного восприятия, чтобы полюбить театр всем сердцем. И наша задача-привить это восприятие детям, для того, чтобы они смотрели не мир через призму духовных ценностей. И именно театр может нам в этом очень помочь.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.

Тип урока: урок открытия новых знаний .

Вид урока: урок-путешествие.

Создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей. Обобщение знаний о музыкально-театральном искусстве, как неотъемлемой части духовно-нравственного развития общества.

Задачи урока:

- Организ ация деятельности учащихся для знакомства с новыми произведениями, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкально -театральному произведению.

-Развитие творческого воображения, эмоционального отклик а на музыкальные произведения, музыкальной памяти.

-П робуждение интереса к музыка льно-театральному искусству, способствующему потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками .

Планируемые результаты:

Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкально-театральной культурой.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, организация самостоятельной деятельности в группах, предварительная домашняя подготовка.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент:


Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

-Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу, сыграю,

Всё, что смогу - спою.

- О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

2.Актуализация знаний:

http://bibliotaishet.ru/konkurs/karnav_maski.jpg

- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

- Кто из вас любит театр? Часто ли вы туда ходите? (ответы детей).

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.

- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства.

- Назовите их (дети перечисляют сами):

  • сценическое действие,
  • литература,
  • музыка,
  • изобразительное искусство (костюмы, декорации),
  • возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3.Изучение нового материала:


- Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.

- Музыка к драматическому спектаклю была заказана Хачатуряну театром имени Е.Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года. Молодой композитор в то время не написал ещё ни "Танец с саблями", ни балет "Спартак", но уже получил первую Сталинскую премию за свой знаменитый Скрипичный концерт.



- Какой характер носит эта музыка? Она создает ощущение скорости, движения, в ней чувствуется тревога и волнение. В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.



- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.

- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии. На ближайших следующих уроках нам предстоит более подробно остановиться на этом и некоторых других спектаклях, музыка к которым вошла в золотой фонд мировой классики.

4.Организация вокально-хоровой деятельности:

- Театр всегда вызывал интерес общества и волновал воображение. Вот почему немало песен посвящено театру, и сегодня мы разучим одну из них.

1. Много в городе театров,

Много в городе артистов,

И растем мы им на смену,

Подрастаем очень быстро,

А у нас сегодня праздник

Тихо занавес раскрылся

И на сцене вдруг проказник

Буратино появился.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети, –

Называется театром!

2. Парики наденем сами,

Будем плакать и смеяться,

А в костюмы и в героев

Начинаем превращаться.

Много музыки на сцене,

Много плясок много песен,

Дети любят свой театр,

Он всегда им интересен.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети,–

Называется театром!

5.Практическая работа:

- Посмотрите на следующий слайд.


- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Это знаменитый Большой театр в Москве - крупнейший в мире центр музыкально-театральной жизни. Именно на этой сцене впервые проходили многие музыкальные спектакли мира. Давайте вспомним некоторые значительные произведения музыкального театра.

- Откройте свои тетради и посмотрите на экран. Перед вами названия сценических произведений. Распределите их по жанрам и впишите в таблицу, классифицируя по следующему принципу:

Музыка к драматическим спектаклям

6.Подведение итогов:

- В 20 веке музыку к драматическим спектаклям писали многие знаменитые композиторы, среди них Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Хачатурян, А.Шнитке, И.Дунаевский, Д. Кабалевский и другие.

7.Рефлексия:

- Что нам удалось выяснить о роли музыки в спектакле?

- Почему театр, существуя уже более 2000 лет, не теряет в наши дни своей актуальности? Может ли телевизионная постановка заменить театральное зрелище?

- Вспомните, какие театры есть в вашем городе, и на каких спектаклях вы побывали. Какую роль играла в них музыка?

Домашнее задание:

- Подберите цитаты или высказывания великих людей о театре. Объясните их значение и сформулируйте своё отношение к ним.

- Разыграйте сцену из любимого спектакля, подобрав к ней музыку, и распределив роли между собой.

- Завершить сегодняшний урок я хочу словами К.С.Станиславского:

ага. . пожалуй, балет и опера - как сказки иллюстрированные в книгах, что печататься будут Всегда - умереть не может в принципе. А драматиский. . он щас такой ищущий. . такой разный. . каждый найдет себе по вкусу :).

Театр понятие очень емкое. Драматический театр во многом дейситвительно в кризисе, я ходила на последний спектакль год назад (приезжал Ленком) и честно скажу была разочарована страшно. Одно слово - халтура! Актеры (очень знаменитые) играли спустя рукава, постановка тоже мягко говоря не очень. Пойти на спектакль вновь - не тянет. А вот опера и балет по-моему живы и жить будут вечно. Хожу минимум раз в месяц. В разные театры. Зал всегда полон. Да, половина зрителей иностранцы, но половина-то наши, а с учетом всех театров оперы и балета Петербурга это многие тысячи зрителей ежедневно. Опера или балет по телевизору или на видио и "вживую" - "две большие разницы". Живой оркестр, живая энергетика, настоящее мастерство и гениальная музыка. Никто не остается равнодушным. Ни разу не слышала после спектакля "не понравилось", многие неискушенные зрители наоборот с огромным удивлением отмечают - "понравилось очень". Зимой прошлого года ходили с племяшкой на детский абонемент в Мариинский театр, я была поражена полному залу родителей с детишками от 3 до 7 лет (очень часто с папами!) . Они сидели тихо-тихо, никакого беганья, смешков, криков, как бывает на сеансах в кинотеатрах порой. Они ВНИМАЛИ. Так что еще лет на 50 жизнь оперного театра точно вне опасности.

театр - по сути явления - вряд ли умрёт.. . проигрывание ситуаций, подпитка чужими эмоциями.. . это долго ещё нужно будет человеку.. .

а по форме - наверно умрёт.. . как не крути, а кино, с его крупными планами, монтажём. . имеет много преимуществ. .

ну да, ну да.. . в театре живой звук.. . живые реальные люди на сцене.. . ну да.. . хотя в театральной постановке стока условностей, дурацких декораций.. .

Лана, Лара, пусь живёт.. . \ я знаю, что ты этого хочешь. )) ) \

там даже голос дурацкий.. шепот -а выкрикиват.. хотя щас да.. щас технологии -микрофоны развешивают)
по форме тож все больше разного (ты сходи все ж как-нить!). а кинокадры в тятре еще мейерхольд, говорят, показал..
вообще с новыми-то да технологиями такооой тятр мона замутить.. аж дух захватыват. но чревато переборщить, переумничать. А живой голос (как и живую музыку в концерте) и харизму, не искаженную оптикой и цифрой, ничем не заменишь, верно

Ну, давайте нарисуем левой пяткой Джоконду, как можем, во всю стену, и сравним с леонардовой. Наша будет планом покрупнее. Но разве это преимущество?

Очевидно, что многие, очень многие люди (в том числе интеллигентные и образованные) прекрасно обходятся без театра. Их значительно больше, чем тех, кому театр нужен. Это маленькая кучка людей, которые на нем слегка свихнумшись.. . Но хочется верить, что хотя бы такая кучка нас будет всегда. И кстати, в утешение: в театр всегда ходило мало, очень мало людей (если брать в процентном отношении к не ходящим) . С бОльшим количеством зрителей он в силу штучности продукта и не справился бы. У него не та пропускная способность, это вам не кино с его "преимуществами". =))

Ленусь, а у нас свихнувшихся больше на классич.концертах увидишь. тятр -более демократичен, там коло 50% людей случайных (пришли по "рекомендации" или просто заради культпохода). остальные 50 тож разныя.. все больше омолаживается у нас этот состав. щас модно ходить на модных или любимых актеров.. на модные или просто удачные постановки.. вообще ХОДИТЬ!

Читайте также: