Темы дипломных работ по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании. Эмпирическое исследование уровня сформированности в рамках реализации программы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.05.2015
Размер файла 362,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Педагогика

Оглавление

Глава 1. Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании ФГОС НОО

1.2 Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО

Глава 2. Технология и результативность организации внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников

2.1 Эмпирическое исследование уровня сформированности в рамках реализации программы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

2.2 Анализ результатов исследования

Список использованной литературы

Данная тема является актуальной, так как с поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащихся с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является формирование духовно-нравственной, интеллектуально развитой, социально адаптированной личности, способной управлять собой.
Школа не учитывает то, что для школьников этого возраста весьма значимыми остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера организации внеурочной деятельности всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека 1 . Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как М.А. Ариарский, А.Ф.Воловик, Д. М.Генкин, А.А. Гордон, , Б.А. Грушин , В.Г. Давыдович,Дж. Дюмазедье, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, А.Н. КротоваС.Н.Лебедева, В.Т. Лисовский, А.П.Марков, Б.Г. Мосалев, , И.А.Новикова, Г.П. Орлов, Б.Д. Парыгин, В.Д. Патрушев, Л.П. Подоба, А.А. Сукало, Ю.А.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, В.А. Ядов и др 2 .

Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно - досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема организации внеурочной деятельности младшего школьника остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени младших школьников и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в младшем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь ребенка чем-либо и как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом «второго рождения личности.

Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для младшего школьника возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в младшем возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 2 .

Культуре внеурочной деятельности необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации - актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность младшего школьника во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения младшими школьниками навыками самоорганизации. Внеурочная деятельность младших школьников, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во - первых, имея возможность выбирать занятия на внеурочной деятельности по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во - вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования внеурочной деятельности, младшие школьники, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения внеурочной деятельности, младшие школьники более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

Цель исследования - рассмотреть теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

1. Раскрыть сущность внеурочной деятельности учащихся как социально-педагогической проблемы;

2. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования;

3. Рассмотреть технологии организации внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников.

4. Раскрыть сущность внеурочной деятельности учащихся начального общего образования как социально-педагогической проблемы;

5. Выявить особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования;

6. Изучить возможности внеурочной деятельности в процессе обучения младших школьников.

Объект - учебно-воспитательный процесс в условиях современного времени в начальной школе.

Предмет исследования - формы и методы внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования.

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

Практическая значимость работы: данные исследования и формы организации внеурочной деятельности младших школьников могут быть использованы педагогами в их практической деятельности..

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации взаимодействия людей. В том числе и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Глава 1. Понятие и специфика внеклассной работы в начальной школе в рамках закона об образовании ФГОС НОО

Таблица 1. Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.- М., 1960.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. - М., 1964. - т.1

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. - М.: Просвещение, 1983.

Большинство авторов считают, чтовнеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990 г.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993-1999.

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -- М.: Школа-Пресс, 1997.

Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.

Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться каквнеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.

Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007.

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева)

Внеурочная деятельность - является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)

Педагогический энциклопедический словарь

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

С целью анализа были выбраны источники разных лет, начиная с 1960 г. по современное время. В таблице они представлены во временной последовательности от старого к новому, чтобы при анализе можно было проследить эволюцию педагогических идей.

Внеучебная деятельность - это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время 4 .

В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк 1 , опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников. В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.

Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):

1.2 Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1. Использование ИКТ при изучении математики в начальной школе.

2. Формирование исследовательских навыков у учащихся в начальной школе.

3. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников.

4. Психолого-педагогические факторы, предупреждающие стрессовые ситуации в обучении младших школьников.

5. Активизация внимания учащихся начальных классов в процессе восприятия художественных образов.

6. Активизация познавательной деятельности младших школьников через ознакомление с окружающим миром.

7. Списывание, как развивающее орфографическое упражнение в начальной школе.

8. Нравственное воспитание в начальной школе.

9. Формирование самостоятельности младших школьников.

10. Приемы и способы разрешения конфликтных ситуаций между учащимися младшего школьного звена.

11. Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений.

12. Письмо под диктовку в первом классе, особенности обучения.

13. Изучение геометрических величин в начальной школе с использованием ИКТ.

14. Роль сезонных экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьников.

15. Работа со словарными словами на уроках русского языка в третьем классе.

16. Организация проектной деятельности учащихся через внеурочную работу по математике в начальной школе.

17. Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения.

18. Формирования лексической грамотности на уроках развития речи в начальных классах.

19. Использование творческих заданий для формирования креативного мышления младших школьников.

20. Девиантное поведение младших школьников и его связь с самооценкой.

21. Формы организации деятельности учащихся на уроках чтения в начальной школе.

22. Требования ФГОС и их реализация на уроках литературного чтения в начальной школе.

23. Особенности работы над орфографическими ошибками в младшей школе.

24. Формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте.

25. Особенности обучения пересказу в младших классах.

26. Особенности работы со стихотворениями на уроках чтения.

27. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы. Методы коррекции.

28. Методы формирования читательского интереса у младших школьников.

29. Сюжетно-ролевые игры в начальной школе, как часть формирования социального опыта.

В дипломных работах по младшим школьникам так или иначе рассматривается процесс воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, их цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, а в психологии младших школьников - сознание и поведение ребенка, законы развития его личности.

Младший школьный возраст в современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность.

Примерный список тем дипломных работ младших школьников:

Психологические проблемы социального общения педагога (технология общения учителя как менеджера образовательного процесса).

Проблема развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математического цикла.

Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления.

Роль педагога (педагогического творчества) в формировании творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Проблема разработки психолого-педагогических условий развития творческой личности младшего школьника в учебном процесс е школы.

Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.

Теоретические основания и организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе.

1.Формирование общеучебных и предметных умений на уроках русского языка (на уроках литературного чтения, в период обучения грамоте).

2.Групповая работа на уроках русского языка как средство развития коммуникативных и учебных умений младших школьников.

3.Организация учебного сотрудничества (взросло-детского и детского) на уроках русского языка в начальных классах.

4.Роль приема графического иллюстрирования (драматизация, пересказа) в развитии учебных и речевых умений.

5.Технология коллективного учебного диалога (компьютерные, проблемного обучения, развития критического мышления и др.) как средство активизации познавательной деятельности.

7.Организация совместной деятельности (детско-взрослой и детской) на уроках русского языка (литературного чтения).

13.Проблема преемственности в обучении родному языку (между детским садом и школой; между начальной и средней школой).

15.Реализация проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка в образовательной программе "Школа 2100".

21.Эффективные способы и приемы организации читательской и творческой деятельности младших школьников.

8. Эффективные способы органиазции самостоятельной работы учащихся начальных классов на уроках технологии.

Читайте также: