Техника и технология как социальные явления кратко
Обновлено: 05.07.2024
В XXI веке нет более противоречивого по отношению к нему явления в культурной жизни как техника. И если в эпоху Просвещения господство человека над природой вызывало восхищение, то сегодня есть немало критиков достижений человечества в этой области.
Социокультурные черты
Среди социокультурных черт техники следует выделить следующие:
- это средство преобразования среды, природы и самого человека (восходит еще к мифам – Прометей, научивший людей пользоваться огнем, Дедал создал крылья и под.);
- это посредник между человеком и природой, задающий тип отношения между ними (в дохристианский период человек не выделял себя из мира природы, в христианский стал ее царем);
- это средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники (каково место техники в жизни людей, как она включается в различные социальные отношения и под.).
Взгляды ученых
Готовые работы на аналогичную тему
Видит в технике историческую судьбу современной цивилизации Ж. Эллюль, всматриваясь в нее с социологических позиций. К. Маркс с таких же позиций рассматривает технику, отмечая разрушительной воздействие машин на рабочего. Этические проблемы, связанные с техникой также волновали ученых.
Российские ученые начали заниматься культурными проблемами техники в начале XX века – инженер-механик П.К. Энгельмейер и философ Н. А. Бердяев. Однако революция на долгие годы прекратила исследования в этой области, назвав их идеалистическими. Вернулись к ним только во второй половине XX века, а в 80 – 90-х годах в центре внимания кульутрологов встали проблемы экологических последствий научно-технического прогресса. Исследование техники в качестве многомерного, сложного явления культуры – такая задача стоит сегодня перед культурологами.
Ученых всегда волновал вопрос о происхождении техники. На протяжении длительного времени сложились такие подходы к осмыслению этого вопроса:
Техника (от греч. Технэ – умение, мастерство, искусство) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы. Техника (вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие) образует составную часть производительных сил общества.
В оценке феномена техники существует множество подходов.
Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов.
Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном, классовом и государственном уровнях. Техника использу-
ется господствующими в обществе силами, и, следовательно, она не является нейтральной в политическом и идеологическом отношениях.
Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку.
Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Такой подход (очень широкий) развивает Г. Эллюль (Германия). Рациональность понимается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка.
1 Основное качество техники – искусственость. Часто технику определяют как конкретные материальные артефакты, создаваемые методами инженерной деятельности.
2 Мерой техники служит служит не истина или красота, а польза.
3 Техника отличается от искусства (оно всегда уникально). Техника же стремится максимально обеспечить серийный выпуск. Она обладает высокой воспроизводимостью.
4 Техника должна быть эффективной и рациональной: к ней применяются требования соразмерности, надежности, минимума нежелательных последствий.
5 Техника имеет инструментальный характер, она всегда есть средство для решения какой-либо задачи.
Последнее свойство техники обусловливает закономерности развития техники:
1) внутренняя логика развития техники обусловлена взаимоотношением техники с человеком и природой. Техника является промежуточным звеном в отношениях человека и природы;
2) критерием различения исторических этапов в развитии техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые вызывают коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники.
Соответственно история техники может быть подразделена на три основных этапа:
- орудия ручного труда (инструменты);
- машины (на уровне механизации);
- автоматы (машины на уровне автоматизации).
Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.
4) Развитие современной техники в большей степени, чем когда-
либо обусловлено развитием науки, которая играет ведущую роль по отношению к технике. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования (особенно прикладного характера).
5) Развитие техники обусловлено культурой. И наоборот, НТП неизбежно влечет за собой культурные и социальные изменения. Освоение новой техники способно внести свои коррективы во все сферы общественной жизни.
6) Эволюция техники не зависит от социально-политических и идеологических схем. Она неизменна для всех стран, обладающих достаточным научно-производственным потенциалом, а идеология лишь расставляет акценты, например, доминирование военной техники и т.д.
Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления. Некоторые из развитых областей техники (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на технику пассивную и активную.
Пассивная техника включает: связующую систему производства; производственные помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение).
Активная техника состоит из:
· орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т. д.);
· машин (производственных, транспортных, военных),
· аппаратуры управления машинами, производственными и социально-экономическими процессами.
Последовательность перечисленных звеньев технической системы соответствует в принципе исторической последовательности их возникновения.
Этические вопросы развития техники:
1 является ли техника самодетерминированной системой? Нет, она лишь инструмент человека. У истоков возникновения техники – материальные потребности человека. Технические инновации и возрастающие потребности общества взаимно определяют друг друга, так что техника может быть рассмотрена только в неразрывной связи с породившим ее обществом.
2 Обладает ли техника своей, независимой системой ценностей? До какой степени свободно мы можем вмешиваться в ход технического прогресса? Ведь большинство технических задач могут быть решены множеством способов. В основе выбора лежат господствующие в обществе ценностные представления. К таким ценностям относятся рациональность, эффективность, утилитарность.
Необходимо учитывать, что групповые интересы людей, создающих, производящих, распространяющих, применяющих технику, могут быть весьма различными. Так, с точки зрения разработчика, эффективность – главное, положительное качество, а для работника, теряющего работу с внедрением новой техники, эта техника – зло.
Конечно, техника не может обладать ценностной автономией уже потому, что она существует в обществе и для общества. Но человек всегда должен нести моральную ответственность за применение или создание техники.
Взаимоотношения техники и общества:
- Человек определяет допустимые рамки технического развития и определяет его приоритетное направление.
- Техника должна стать доступной в своем применении для среднего человека. Общество должно освоить созданные им же технику и технологии.
- Общество должно быть способным к восприятию новых технологий. Для этого у работника должны быть выработаны соответствующие умения и навыки. Техника должна быть соразмерна возможностям работающего на ней человека.
В обществе выработалось два отношения к технике – техницизм и антитехницизм.
Техницизм –это вера в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение технических устройств расширяет сферу влияния техники в социальной жизни и увеличивает общую сумму благ. Мы не всегда можем предвидеть ее развитие, но должны верить, что ее развитие ведет к всеобщему гармоническому счастью.
Прямым продолжением техницизма является технократия, суть которой заключается в том, что власть в обществе должна основываться на знаниях и компетентности, и что политические решения могут быть заменены рациональным техническим решением. Идеи эти были выдвинуты еще Сен-Симоном.
В 1980-х гг. возник неотехнократизм - синтетическое видение роли технической и гуманитарной интеллигенции в современном обществе. Научно-техническое развитие мыслится как один из определяющих факторов социального процесса, который нуждается в оценочном и корректирующем контроле и вмешательстве экспертов, причем не только социально-технического, но и широкого гуманитарного профиля. Необходимы параллельные технические и гуманитарные экспертизы любых инноваций.
Антитехницизм – это выражение боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий. По их мнению, механизация природы превращается в механизацию человека. По мнению сторонников этого направления, развитие техники приведет к следующим негативным последствиям:
· увеличивается скорость и сила антропогенного влияния на природу;
· возрастает опасность загрязнения окружающей среды и технологических катастроф;
· с развитием сети Интернет выросла опасность психологического давления на человека и его зомбирования.
Литература
1 Алексеев, П.В. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. Проект, 2007. _ 1152 с.
2 Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 160 с.\
3 Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.
4 Асмус, В.Ф. Философия Иммануила Канта / В.Ф. Асмус. - М. : Знание, 1957. - 80 с.
5 Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
6 Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Сост. А.В. Вадимов. – М.: Книга, 1991. – 446 с.
7 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с.
8 Богомолов, А.С. Английская буржуазная философия ХХ века / А.С. Богомолов. - М.: Мысль, 1973. – 317 с.
9 Богомолов, А.С. Античная философия. Учебник. – 2-е изд. / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа, 2006 - 390 с.
10 Бугера, В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / В.Е. Бугера. – 2-е изд. – М.: Комкнига, 2010,- 168 с.
11 Буржуазная философия ХХ века / Ред. коллегия: Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Шершнева - М.: Политиздат, 1974. – 335 с.
12 Быховский, Б.Э. Шопенгауэр / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1975. – 206 с.
14 Владимиров, В.В. Смысл русской жизни / В.В. Владимиров. – М.: Алгоритм : ЭКСМО, 2006. – 544 с. – (Философский бестселлер).
15 Галеви, Д. Жизнь Фридриха Ницше /Пер. с фр. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998, - 384 с.
16 Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий/ Б.Н. Бессонов. Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. – 320 с.
17 Грэхем, Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. / Л.Грэхем. - М. : Политиздат, 1991. – 479 с.
18 Гулыга, А. Гегель / А. Гулыга. – - М. : Молодая гвардия, 1970. – 272 с. - (Жизнь замечательных людей).
19 Гулыга, А. Кант / А. Гулыга. - 2 -е изд. М. : Молодая гвардия, 1981 - . – 303 с.- (Жизнь замечательных людей).
20 Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. – 351 с.
21 Диалектика отрицания отрицания / Ред. Б.М. Кедров - М.: Политиздат, 1983. – 342 с.
22 Дворцов, А.Т. Гегель: жизнь, деятельность, учение / А.Т. Дворцов. Отв. Ред. Б.С. Маньковский - М.: Наука, 1972. – 174 с.
23 Добреньков, В.И. Неофрейдизм в поисках истины: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. – М.: Мысль, 1974. – 141 с.
24 Евлампиев, И.И. История русской философии/ И.И. Евлампиев. - Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.
25 Западная философия XIX века. / Под ред А.Ф. Зотова. - М.: Высшая школа, 2005. – 519 с.
26 Звиревич , В.Т. Философия древнего мира и средних веков. Учебное пособие / В.Т. Звиревич. - Екатеринбург: Деловая книга. Академ. Проект, 2002. – 348 с.
27 Зеньковский, В. История русской философии / В. Зеньковский. - М.: Академ. Проект, 2001. – 880 с.
28 Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. Учебник. 2-е изд., исправленное. - М.: Высшая школа, 2005. – 781 с.
29 Иванов, В.Г. История этики средних веков / В.Г. Иванов. - СПб. :Лань, 2002. – 464 с.
30 История этических учений. Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
31 Канке, В.А. Основные философские направления и концепции развития науки / В.А. Канке. - Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. – 328 с.
32 Капитонов, Э.А. Социология ХХ века: история и технологии / Э.А.Капитонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 С.
33 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Ред. М.Л, Титаренко. - М.: Мысль, 1994 – 573 с.
34 Коплстон Ф.Г. История средневековой философии / Ф.Г. Коплстон. – Пер. с англ. - М. : Энигма, 1997. – 512 с.
35 Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. - М. : Политиздат, 1980. – 360 с.
37 Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия / В.Н. Кузнецов. - Учебник, 2-е изд,, доп. - М. : Высшая школа, 2003. – 438 с.
38 Кузнецов, В.Н. Французский материализм ХVШ в. / В.Н. Кузнецов. - М. : Мысль,1981. – 303 с.
39 Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с.
40 Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с. – (Высшее образование).
41 Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.
42 Мареева, Е.В. . Философия науки / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский . Уч. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: Инфра-М., 2010. – 333 с.
43 Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2007. – 384 с. – (Философский бестселлер).
44 Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.
45 Момджян, К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. - М.: Наука. - 1994. – 239 с.
47 Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Отв. ред. А.А. Чечулин. - Новосибирск: Наука, 1989. – 205 с.
48 Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVП века / И.С. Нарский. – Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1974. – 379 с.
49 Никитич, М.А. История и философия науки / М,А. Никитич. - Электр. учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск.
51 Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Пер. Ю.М. Антоновского. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 302 с.
52 Новейший философский словарь / Сост. и ред. А.А. Грицанов. - 2 – е изд, перераб. и доп. - Минск.: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. – 1280 с.
53 Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. – 223 с.
54 Пассмор, Дж. Современные философы / Дж. Пассмор. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с.
55 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. / Б. Рассел. - Изд. 4-е. - М.: Академ Проект, 2004. - 1001 с.
56 Русская философия. Малый энциклопедический словарь / М. : Наука, 1995. – 624 с.
57 Современная философия: словарь и хрестоматия / Отв. Ред. В.П. Кохановский. - Ростов-на Дону.: Феникс , 1996. – 511 с.
58 Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – Учебник для вузов. 3-е изд, исправл. - М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.
59 Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы. / В.С. Степин. Учебник для послевузовского образования. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.
60 Сумерки богов / Сост. А.А.Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с. - (Библиотека атеистической литературы).
61 Суслова, Л.А. Философия И. Канта: методологический анализ / Л.А. Суслова. – Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1988. – 224 с.
63 Философия Канта и современность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. – 469 с.
64 Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. Учебное пособие. - М. : Академ Проект, 2004. – 736 с.
65 Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989. – 559 с.
66 Фролов, И.Т. Перспективы человека. Комплексная постановка проблемы, дискуссии, обощения / И.Т. Фролов. – 2 –е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1983. – 350 с.
67 Хайдеггер М. Ницше и пустота / Сост. О.Б. Семин. – М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2006. – 304 с. – (Философский бестселлер).
68 Шохин, В.К. Первые философы Индии / В.К. Шохин – Учеб. пособие для университетов и вузов. - М. : Ладомир, 1997. – 302 с.
69 Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира (история философии) / А.Н. Чанышев - М. : Высшая школа, 2003. – 703 с.
70 Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М. : Высшая школа, 1991. – 512 с.
71 Это человек: антология / Отв. ред. П.С. Гуревич - М.: Высшая школа, 1995. – 320 с.
Техника и технология как социальные явления. Техника: Технология: Черты техники как социокультурного явления (К. Ясперс): Часть общей рационализации общества Искусственная среда обитания, вторая природа Применение силы природы против природы Способность делать и господствовать Опосредованное отношение человека и природы Облегчение жизни Воздействие на человека. Средства достижения целей в различных сферах деятельности. Совокупность приемов, используемых в деятельности (техника письма, рисования). Способ (сфера) достижения целей с использованием технических средств. (информационные, педагогические, биотехнологии).
Похожие презентации
Социокультурный смысл техники как средства преобразования природы, самого человека и степени совершенства способа деятельности. Культурная функция науки. Ее этическое и ценностная наполненность. Социально-психологические факторы, определяющие науку.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.09.2014 |
Размер файла | 17,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
на тему: "Наука и техника как социокультурные явления"
Техника как социокультурное явление
Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черты нашла отражение еще в мифотворчестве.
Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудачи и др.
Именно как средство преобразования среды техника была осмысленна и заложена в основу инженерной практики.
Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например. Христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия.
Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.
Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мире влияния ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, в том числе интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники: о необходимости особого этноса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п.
Чтобы ответить на вопрос - каковы же социокультурные смыслы техники? - обратимся к принятому в данном курсе пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех ликах: 1) культура как результаты деятельности человека, выступающие как ценности; 2) культура как степень совершенствования способов деятельности; 3) культура как степень развитости духовной составляющей личности.
Безусловно, техника как явление культуры имеет все эти измерения. Рассмотрим подробнее, в чем это проявляется.
Как определенного социокультурного рода ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах:
1) Как объект - это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающего его ресурсы;
2) Как знание (техническое) - умение, правила, теории;
3) Как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличения предметного, вещного мира. По сути. Техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.
Социально-культурный смысл техники как степени совершенства способа деятельности состоит в том, что она представляет собой "искусность", "мастерство" (и этот смысл заложен в слове "techne" изначально), и при этом мастерство не только собственно инженерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.). В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.
Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.
Подчеркнем, что эти социокультурные смыслы техники не лежат на поверхности, они есть рефлексия вписанности техники в культурное пространство, но без осознания этих смыслов дальнейшая техническая деятельность человечества может оказаться губительной.
Наука как социокультурный феномен
В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента культуры в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. социокультурный смысл техника наука
Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима (изречение, афоризм) современного технократического века гласит: "Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным".
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: "Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга". Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды.
В науке приветствуется поиск истины, а следовательно, и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.
Конечно же, творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое.
По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8 % населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.
Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются.
Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее прикладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией". Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано "вдохновляться" идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, "ученые учатся решать головоломки, и за всем этим скрывается большая идеология". Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.
Социально-психологические факторы, определяющие науку, требуют введения в контекст научного исследования представлений об историческом и социальном сознании, размышлений о личностном портрете ученого, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.
Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что наука все-таки не поступается своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука- "предприятие коммунитарное" (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна. Характерные для современности междисциплинарные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий.
Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и самовыражения ученого, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности.
Подобные документы
Социокультурные и экзистенциальные предпосылки кризиса научной рациональности. Научная рациональность и проблемы социального развития. Аксиологическое и этическое измерения современной науки. Изменение функций науки в современной культуре.
лекция [57,2 K], добавлен 20.03.2007
Наука в культуре техногенной цивилизации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Традиционные и техногенные цивилизации. Специфика научного познания. Главные отличительные признаки науки.
курсовая работа [123,6 K], добавлен 24.11.2008
Демография – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Как наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на явления человеческой жизни.
реферат [36,6 K], добавлен 20.11.2010
Происхождение современной культуры. Серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения. Изменение взаимодействия науки с производством. Достижения техники.
реферат [57,2 K], добавлен 02.06.2012
Примеры социальных конструкций. Изменения в мышлении человека. Роль науки в истории человечества. Социокультурные характеристики рациональности. Роль понятий в философии. Чем практика отличается от эксперимента. Понимание науки как социального института.
Читайте также:
- Чем отличаются группы крови между собой у людей кратко
- Что можно отнести к результатам продуктам деятельности человека кратко
- На каком опыте можно наблюдать равномерное движение кратко
- Почему именно германия становится самым опасным соперником россии в начале 20 века кратко
- Have got has got план урока 5 класс