Температура и термометр план урока 2 класс окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Сформировать целостное представление о термометре, как о приборе для измерения температуры.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1.1. Формировать конкретное представление учащихся о термометре как о приборе для измерения температуры;

1.2.Знакомить с правилами пользования различными видами термометров;

1.3.Учить измерять и записывать температуру.

Воспитывать наблюдательность, любознательность, любовь к природе

3. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и образное мышление, речь.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, презентация. Методы и приёмы: репродуктивный,объяснительно-иллюстративный, наблюдение, практическая работа, опыт, программированный контроль, взаимопроверка, самопроверка

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Дети будут знать: строение термометра, его назначение, виды термометров, правила пользования.

Дети научатся понимать: взаимосвязь между изменением температуры и высотой столбика жидкости на термометре; поведением животных и изменениями погоды.

Практические умения и навыки: пользоваться термометром для измерения температуры, записывать показания температуры с помощью значков-символов.

Бережное, внимательное отношение к природе; интерес различными проявлениями жизни на земле.

Развитие психических процессов: внимания, памяти, логического и образного мышления, речи

Необходимое оборудование и материалы

2. Модели термометров (общеклассный и индивидуальные)

3. Различные виды термометров: комнатный, уличный, медицинский, водный.

2 стакана с горячей и холодной водой.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

демонстрационный материал: портрет М.В. Ломоносова, презентация к уроку, образцы разных видов термометров, учебники;

материал для практической работы: модели термометров, оборудование для опыта, рабочие тетради

материал для программированного контроля: тесты

Список учебной и дополнительной литературы

1. Программы. 1.1. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений.

1.2. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ под ред. С.Г. А.А. Шевченко.2009

2. Плешаков. Мир вокруг нас: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009

6. Гринёва Е.А., Агиткина О.Н., Павлова Ж.И. Использование опорных схем в курсе природоведения начальной школы: Методическое пособие. Ульяновск: ИПК ПРО. 1999.-76 с.

7. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 2000.- 224 с.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Сегодня мы с вами узнаем много интересного, познакомимся с героями – анимашками, которые с нетерпением ждут встречи с нами-каждый на своём месте - на своём слайде. Но сначала проверим домашнее задание.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

I.Организационный момент. 1-2 мин

проверить наличие учебников, тетрадей, цветных карандашей, линейки

II. Проверка домашнего задания 4-5 мин

Что такое вещество?

Что такое частица?

Может ли тело стать частицей?

Может ли вещество стать телом?

Может ли тело стать веществом?

III. . Изучение нового материала 22 мин

III.I.Беседа о термометре 5 мин

- Посмотрите в окно.

- Какая сегодня погода?

- Есть ли ветер? Есть ли осадки?

- Для чего нам нужно знать температуру воздуха, воды, своего тела, комнатную температуру?

-Чем измеряют температуру? Слайд 4.

- Какие бывают термометры? Слайд 5.

- Из чего состоит термометр? Слайд 6.

III.II. Практическая работа с моделями, записи в тетрадях 5 мин.

-В чём измеряют температуру? Слайд 7.

- Найдите 0 градусов по Цельсию.

- Ниже 0 градусов по Цельсию – количество градусов холода

- Выше 0 градусов по Цельсию – количество градусов тепла

- Они обозначаются так: + и –

- Прочитайте запись: +15 , -5 , - 3 , + 6

- Прочитайте запись: +15 , -5 , - 3 , + 6

- Покажите на своих моделях: 10 градусов тепла, 10 градусов холода, 5 градусов ниже ноля, 13 градусов выше ноля.

Пальчиковая гимнастика 1-2 мин.

- Запишите в тетради: 5 градусов тепла, 6 градусов ниже ноля, 1 градус холода. 12 градусов выше ноля.

1 ребёнок работает на обратной стороне доски.

III.III. Опыт по измерению температуры 5 мин.

- А сейчас мы посмотрим, как работает термометр водный.

Опустим его в стакан с тёплой водой.

Опустим в стакан с холодной водой.

- Какими стали показания термометра?

- Что можно сказать о работе термометра? Как изменяется высота столбика жидкости?

III. IV. Беседа о правилах пользования уличным термометром с использованием проблемных вопросов 5 мин.

- Какие ошибки в своих действиях она совершила?

- Когда может произойти такое, что в одно время 2 одноклассника могут увидеть разные показания термометра?

Отсюда следует, что для определения температуры твои глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра. Слайд 8.

- Какие ещё правила не назвали?

Физкультминутка. 1-2 мин.

IV. Проверочная работа 3 мин

Программированный контроль, самопроверка-Презентация. Слайды 11-12

V. Народная мудрость и прогноз погоды 3 мин

В хорошую погоду воробьи веселы, подвижны. Порой драчливы. Но вот, если заметили, что бойкие воробьи стали вялыми, притихли, сидят напыжившись или собираются стайками на земле, купаются в песке-будет дождь, перелетают с места на место-перед сильным ветром.

Если зимой воробьи сидят на деревьях-снег без ветра, дружно чирикают-к оттепели

-С чем познакомились сегодня?

- Всё ли было понятно?

-Кому не было понятно?

VII. Домашнее задание 1-2 мин.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Ответы на вопросы по ходу урока, при проведении практической работы, в конце урока

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Стр. 24 учебника читать, записать температуру в комнате, найти народные приметы и составить небольшой рассказ с использованием народных примет

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа, мультимедиа, каким образом осуществить

У детей с ограниченными двигательными навыками (ДЦП) использование медиа-, мультимедиа ресурсов значительно повышают процесс запоминания материала, облегчают осуществление практической деятельности.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них

Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Стаканы с холодной и горячей водой.

Предварительная работа : повесьте на окно в классе уличный термометр, а на стену в классе – комнатный.

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.

Рассмотрите картину и найдите ошибки.

ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.

УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений?

УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

ДЕТИ: Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.

Максим: Алина, ты, что все время кутаешься?

Алина: Я совсем замерзла!

Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Алина: А мне кажется – холодно.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.

(учитель показывает различные виды термометров)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?

Формулировка проблемы ДЕТИ. Как определять температуру.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?

ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет.

УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

  1. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?

ДЕТИ: Он показывает температуру маме.

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

Из чего он состоит?

ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.

(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).

Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10 ⁰ , значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10 ⁰ . Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?

ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?

ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…

У меня опять: Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

Ты нездоров, мой мальчик? Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!

УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.

Все внимательно всматриваются.

УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх?

ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?

При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?

ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.

УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.

ДЕТИ: опустилась вниз.

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

  1. Применение новых знаний.
  1. Чтение и сравнение температур.

УЧИТЕЛЬ: Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

- Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰

- Какие виды термометров вы сегодня изучили?

- Из каких частей состоит термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- Чем отличается термометр для определения температуры воды от остальных термометров?

- Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

-Какова нормальная температура тела человека?

УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 22-23. Сделайте задания №3, №5.

УЧИТЕЛЬ: Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?

(Дети поднимают руки)

УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Алины и Максима: Тепло ли у нас было в классе?

ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Алина заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения?

Измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради на странице 23(пункт 4 задания №1)

ХI. Рекомендации для занятий в семье:

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно измерять температуру тела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по окружающему миру "Термометр"

Образец построения проблемного урока на примере темы "Термометр" на получение нового знания. К уроку прилагается самоанализ уролка и мультимедийная презентация.

Конспект по окружающему миру на тему: Термометр

Конспект по окружающему миру на тему: Термометр по программе Перспективная начальная школа.

Термометр

Урок по развитию устной речи.

Предмет: Окружающий мирУМК: Перспективная начальная школаКласс: 3 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).


2 класс. Математика. Термометр

Рабочие листы для практической работы. 2 варианта по 10 заданий.

Проект урока литературного чтения во 2 классе школы II вида по теме "Н.И. Сладков "Воробьиный термометр"".

Урок литературного чтения разработан по учебнику "Чтение и развитие речи" для 2 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений II вида О.А. Красильниковой. Целью урока является формирова.

Цель: Познакомить детей с термометрами и научить ими пользоваться.

Оборудование: Электронная презентация, термометры (комнатный, уличный, водный, градусник), 2 стакана воды (с горячей и холодной водой), компьютер, проектор, экран, документ камера.

Учащиеся должны узнать : -как устроен термометр; как пользоваться термометром.

У меть : - называть части термометра; определять температуру; сравнивать различные термометры; выполнять практическую работу на модели.

- Научить различать виды термометров, знать их устройство и назначение;

- Научить измерять температуру воды, воздуха и тела человека ;

- Записывать результаты измерений температуры воздуха.

  • Развивать интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение работы в паре;
  • Осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
  • Уметь оценивать трудность предлагаемого задания.

_ Развивать умение выделять существенную информацию из учебных и научных текстов;

  • Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • Обосновывать свою позицию, аргументировать;
  • Адекватно оценивать правильность выполнения заданий.

Дорога к знаниям длинная и трудная, поэтому нам необходимо взять с собой ( внимание, усердие, сноровку . )

Актуализация знаний (3 мин)

1) РАЗМИНКА (интеллектуальная тренировка)

-Как называют людей, занимающихся наукой? (учёные)

- Что мы называем наукой? (знания)

- Какой выдающийся учёный занимался разными науками и писал стихи, занимался переводами. (Ломоносов)

- Какая наука занимается изучением материков, океанов, гор,рек (география)

- Изучением живых существ занимаются (биологи)

- Что используют учёные в исследованиях, экспедициях (приборы и инструменты)

- Что они делают приборами? ( фиксируют результаты ), а инструментами (выполняют ручные работы)

  • Какие методы изучения окружающего мира вы знаете? (наблюдение, опыт, эксперимент, измерения.)
  • При наблюдении мы (внимательно смотрим, слушаем, сравниваем, делим на группы, делаем выводы),

измерения — меряем, а во время опытов или экспериментов (смешиваем, добавляем. )

МОЛОДЦЫ! Тренировка удалась. И нам сегодня необходимы ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.

    (Ножницы, часы, скребок, лопата, фотоаппарат, микроскоп, иголка, пила, видеокамера, компьютер, грабли, термометр)
  1. Постановка проблемы, определение темы и цели (2 мин)

Вы сегодня как одеты по – летнему? Какой прибор помогает человеку сохранить здоровье?

Есть ли у нас знания об этом приборе? (пока нет). Хотите узнать? Что хотелось бы узнать? Зачем? ( слайд 1,2)

- Зачем нужен термометр? Какие бывают термометры? Как пользоваться?

- Давайте сначала разберёмся со значением слова! Где мы можем посмотреть?

ТЕРМОМЕТР – ТЕРМО (тепло), метр (измерение). Дословно – измеритель тепла (слайд3)

А в чём эта ВЕЛИЧИНА измеряется? (градусах)

-Что можно измерить при помощи термометра кроме воздуха?( воду, почву, тело человека и животного)

Встречали ли вы их в жизни? Где и какие?

  • У нас есть термометры. Что им измеряют пока не знаем, это нам предстоит выяснить.

Есть научные группы и справки, которые помогут вам разобраться с ними.

ВНИМАНИЕ! У вас в руках хрупкий прибор.

Все по очереди подержите его в руках. Один из вас читает, другой пишет, а остальные рассматривают .

Ваша задача заполнить карту наблюдений. (в карте заполнить назначение, устройство.)

Работа в группах: (читают, обсуждают, записывают)

Рассмотреть 1 группе .(Водный термометр)

- для воздуха? – 2 группа ( Комнатный термометр)

3 группа — (Уличный термометр)

Выступления представителя от группы. Задайте вопросы, если они появились.

В чём отличия? (ШКАЛА)

У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с жидкостью. (слайд 4)

Итак, самая важная часть термометра (стеклянная трубочка ), наполненная голубой или розоватой жидкостью, это спирт он подкрашен, чтобы лучше было видно его движение. Шкала у каждого разная и корпус (металлический, пластмассовый или деревянный.)

Каким термометром мы пользуемся чаще всего?(градусником). Почему у нас его нет, спросите вы? В школе ртутных термометров не должно быть, т. к. ртуть — ядовитое вещество. Их заменили электронными.

КТО ЗНАЕТ принцип работы термометра? Учёные всегда это проверяют и мы это проверим!

Принцип работы термометра основан на способности жидкости сжиматься при охлаждении и расширяется при нагревании.

Практическая работа в два стакана налить воду (тёплую и холодную)

- Как вы думаете, чем отличаются эти стаканы? Чем мы воспользуемся, чтобы это определить?(слайд 5)

. Почему температура поднимается? (При нагревании жидкость расширяется, с при охлаждении сжимается) При определении термометр не достаём из жидкости.

Демонстрация (по желанию ) принципа работы термометра при помещении его в холодную, а затем в горячую воду.

ЧТО УВИДЕЛИ? Вода в стаканах различается температурой.

Где используется водный термометр? (в аквариуме, при готовке блюд, при поливе, купании ребёнка).

  1. Закрепление полученных знаний. (10 мин) Работа в паре. (вернутся на слайд 4)

А теперь покажите температуру 20 градусов выше 0. Возьмите модели.

Можете показать? Что нужно сделать?

Найдите границу между теплом и холодом. Это – 0. Отметьте посередине..

Цифры стоящие выше 0 +10,+20,+30, а вниз -10, -20,-30.

- А теперь покажите температуру сегодня температура воздуха 10 градусов выше 0;20 градусов выше 0,10 градусов ниже 0.

Задайте друг другу какую- либо температуру в заданном интервале.

Работа по тетради, учебнику.

Самостоятельная работа в тетради. Как записать температуру?

ОТВЕТИЛИ МЫ НА ВОПРОСЫ? Проверим свои знания. (на доске термометры, назовите их назначение)

Предлагаю показать на термометре своё настроения!

Знаете ли вы кого считают изобретателем термометра? Узнайте. Какую температуру фиксировали самую высокую и низкую?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Жигунова Е.В.

Программа: Школа 2100

Тема: Температура и термометр

Закрепление изученных понятий на прошлом уроке и установление связей с новыми понятиями

Развивать любознательность, расширять кругозор

1. Повторение изученного

а) Минута загадок

- Чего в комнате не видишь? (воздух)

- По голубому блюдцу золотое яблочко садится (солнце)

- Белая кошка садится в окошко (рассвет)

- Голубой шатер весь мир накрыл. (небо)

- Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего (звезды)

б) Дайте определение данным словам:

- Частица из чего состоят вещества, а значит и сами тела

- Химия наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращений

- Вещество из чего состоят тела

- Тело любой предмет, любое живое существо

Используя данные определения, составьте программу действия

Химия – тело – вещество – частица

а) Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять

Или уложу в кровать.

Прочитайте. Кто догадался, о чем будет урок?

б) Постановка вопросов

Что такое термометр?

Зачем нужен термометр?

Как устроен термометр?

Как правильно определить температуру по термометру?

в) Коллективная работа.

Какая погода изображена? Объясни.

На какие признаки мы обращаем внимание, когда говорим о погоде? (небо, облака, осадки, ветер, температура воздуха)

Что наиболее важно в определении погоды?

г) Рассказ учителя.

Первый термометр изобрел итальянец Галилео Галилей, около 400 лет назад. Основным веществом этого термометра являлась вода.

После этого термометр прошел большой путь, имел разные формы, пока шведский ученый Цельсий не изобрел термометр, которым мы пользуемся по сей день.

д) Устройство термометра (практическая работа) учебник с. 24

Принцип работы термометра основан на способности жидкости сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании.

Скажите, для чего на шкале есть 0? (граница тепла и холода)

Число градусов тепла записывают со знаком +

Число градусов холода записывают со знаком –

Вместо слова градус ставят специальный значок 0 а вместо слова температура - t

Давайте запишем +5 0 , - 20 0

У нас летом обычно бывает + 20 0 , +25 0 , но может быть и выше.

Зимой – 20 0 , - 30 0

г) Из рассказа нужно выписать все температуры.

В России есть места (Сибирь), где температура достигает - 77 0, при такой погоде топливо машин становится похожим на холодец. Когда человек моргает, ресницы успевают слипнуться. Но люди живут в этой местности.

Однако это не самое холодное место на земле. На материке Антарктида бывают морозы - 88 0. При такой температуре люди работают в специальной одежде. А самая жаркая температура в Средней Азии в поселке Термез, там температура равна +50 0. Песок накаляется так, что можно сварить яйцо.

За бортом самолета на высоте 5-10 км до - 50 0 , а в космосе = -200 0 .

Самопроверка: +20 0 , +25 0 , +35 0 , -20 0 , -30 0 , -77 0 , -88 0 , +50 0 , -50 0 , -200 0

Прочитайте эти записи.

3. Виды термометров

В зависимости от назначения бывают различные виды термометров.

Чем особенен медицинский термометр? С. 26 учебника

С какими понятиями познакомились

Термометр – прибор для измерения температуры

Температура – величина, характеризующая тепловое состояние чего-нибудь.

Как обозначается температура?

3 градуса тепла

8 градусов холода

10 градусов ниже 0

12 градусов выше 0

При какой температуре холоднее?

В жизни растений, животных, человека большую роль играет температура воздуха, воды, почвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети будут учиться поиску информации, работе с книгой, умению воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умению осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умению доказывать. В процессе работы также формируется умение работать в группах.

учитель начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Стаканы с холодной и горячей водой.

Организация начала урока.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Актуализация знаний.

-Все мы знаем, что сейчас время года- …. Назовите число и месяц.

-Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

(дети перечисляют)

-Какова основная причина этих изменений?

Похолодание.

-Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

-А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

Создание проблемной ситуации.

-Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.

Максим: Арина, ты, что все время кутаешься?

Арина: Я совсем замерзла!

Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Арина: А мне кажется – холодно.

-Чтобы не спорить, скажите - тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

Побуждение к формулированию учебной проблемы

-Кто же прав? Как рассудить одноклассников?

-Какой прибор нам может помочь?(термометр)

-Что же на уроке нам нужно будет сегодня узнать ?

Формулировка проблемы Как определять температуру.

Актуализация проблемы.

-Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь? Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь – узнать тепло в комнате или нет.

-Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.

-Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? Он показывает температуру.

Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

-Термометр изобрел шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.(СЛАЙД)

Из чего же состоит термометр? Трубочка с жидкостью, корпус, деления.

-Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. (СЛАЙД)

-Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному. Может кто-то уже знает как?

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. Запись значений температуры…

-Посмотрите на этот термометр. Что видите? На нем нет значений ниже нуля.

-Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? Потому что, наверное, вода замерзает.

-А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

-Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

-Какая температура у здорового человека считается нормальной?

-А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

На столах стаканы с теплой водой

-Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются.

Почему столбик термометра поднимается вверх? Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

-Понятно. Кто думает иначе?

-При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

-А почему жидкость перестает ползти? Потому что настолько нагрелась.

-Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-Чему равна t воды?

На столах стаканы с холодной водой

-Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. Жидкость поползла вниз!

-Чему сейчас равна t воды?

-Опустилась ли ниже нуля?

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем горячее вода, теплее воздух. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Физкультминутка

Применение новых знаний.

Чтение и сравнение температур.

-Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰

- Какие виды термометров вы сегодня изучили?

- Из каких частей состоит термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- Чем отличается термометр для определения температуры воды от остальных термометров?

- Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

-Какова нормальная температура тела человека?

-Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

-Давайте же разъясним спор Арины и Максима: Тепло ли у нас было в классе?

Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22. Может Алина заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

-Есть другие мнения?

Домашнее задание:

Измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради.

ХI. Рекомендации для занятий в семье:

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно измерять температуру тела.

Читайте также: