Тематический анализ в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Анализ учебно- тематического плана , программы и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы

студентка Ш-41 группы

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

В календарно - тематическом плане были указаны: предмет, класс, программа, учебник, количество часов (годовое, недельное, по четвертям, № уроков, количество уроков по контролю знаний учащихся, и их виды:

контрольная работа, контрольный диктант, контрольный словарный диктант, изложения, сочинения, практические и лабораторные работы, тесты, зачеты, используемая методическая литература)

В 2010-2011 учебном году перед учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня стояла цель: продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

совершенствование качества образования через изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках;

использование индивидуальных и дифференцированных подходов к обучению учащихся для раскрытия их творческого потенциала;

направление усилий на улучшение качества преподавания предметов детям с разными образовательными возможностями;

продолжение работы по обеспечению системы мер, гарантирующих преемственность программ начальной и средней ступени обучения;

совершенствование работы с одарёнными учащимися;

создание условий для реализации творческого потенциала педагогов, поддержание и стимулирование инициативы учителей, развитие и совершенствование различных форм методической деятельности.

систематическое осуществление внутришкольного контроля администрацией.

Поставленные задачи были успешно выполнены за счет:

1. Cкоординированности усилий всех участников педагогического процесса:

– своевременное прохождение курсов усовершенствования учителей начальной школы;
– разработка и внедрение в учебный процесс учителями начальной школы инновационных технологий;
– создание администрацией школы комфортных условий для обучения учащихся и совместной деятельности учителей начальной школы.

2. Cистемы работы с родителями:

– проведение родительских собраний;
– оказание помощи семье со стороны психолога, социального педагога, учителя (консультации, просветительская работа)

I. Информационная справка

В начальных классах на 1 сентября 2010 года обучалось 327 учеников, на конец учебного года – 326. Обучение велось по программам:

Развивающего обучения по системе Л.В.Занкова (1А, 1Б, 2А, 2Б классы)

Задачи, поставленные в 2010-2011 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 13 учителей начальных классов, 4 воспитателей групп продлённого дня, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Квалификационные категории учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня в 2010-2011 учебном году

В 2010-2011 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ВОИПиКРО Новикова А.А., Павленко А.В. Успешно прошли аттестацию и получили ВКК учителя Забугина Е.П. и Козиева Е.А. Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
Была отмечена большая работа учителей и воспитателей по внедрению в практику работы элементов здоровье сберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота педагогов не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.
Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в прошедшем учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:

система развивающего обучения (1а;б классы) ;

здоровьесберегающие технологии (элементы);

технология безотметочного обучения (Забугина Е.П., Козиева Е.А., Лымарь Е.Н. и Запорожкина Н.В.)

С 2010-2011 учебного года МОУ Подгоренская СОШ № 1 приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №____ от _______ 2010 утверждена как экспериментальная инновационная площадка по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

II. Анализ учебно-воспитательного процесса

В 2010/2011 учебном году начальная школа работала над созданием оптимального климата для обучения детей с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника, воспитания их средствами современного содержания образования.

В образовательном процессе были поставлены и решались следующие задачи:

– изучение проблем адаптации обучающихся первых классов к условиям школьной жизни;
– осуществление преемственности перехода из начальной школы в основную;
– усиление развивающего характера обучения;
– продолжение начатых и развитие новых направлений работы с одарёнными детьми;
– устранение перегрузки учащихся в учебном процессе;
– внедрение здоровье сберегающих технологий в обучение младших школьников;
– организация работы в ГПД, усиление взаимосвязи учителя и воспитателя в ориентации на целостное развитие личности ребенка, развитие его познавательных способностей:
– повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя, обеспечение роста профессионального мастерства членов педагогического коллектива;
– создание портфолио педагога – одной из форм оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
– совершенствование методов стимулирования творчески работающих учителей, которые на высоком и профессиональном уровне поддерживают постоянный познавательный интерес учащихся как в урочной, так и во внеурочной работе;
– изучение документации по введению ФГОС.

Вся работа учителей начальной школы и воспитателей ГПД, а также психолога и логопеда нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности.

Информация об уровне обученности учащихся начальной школы и результаты работы учителей начальных классов.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы.
Результаты итоговых контрольных работ следующие:

Итоги срезовой контрольной работы по математике

Анализируя результаты итоговых контрольных работ по математике, можно сделать вывод, что качество обученности в начальных классах 64%. Самый низкий процент показан в 4а и 4б классах (учителя: Прохоренко Е.Б и Малых А.Н. соответственно), высокое качество обученности – во 2а и 2б классах (учителя: Ермакова Г.Н. и Камышова Н.Н.), в 3в классе (учитель Мурая И.Д.) Из 223 учащихся, выполнявших работу, 193 имеют положительные отметки, т.е. качество знаний составляет 87%. Не справились с решением задачи 30 учащихся, т.е. 13%.

Итоги контрольного диктанта по русскому языку

По русскому языку уровень обученности составляет 91 %. Из 214 учащихся 143, т.е.67%, имеют положительные отметки за контрольный диктант. Наиболее встречающиеся ошибки допущены на правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, а также непроверяемых безударных гласных, в так называемых словарных словах. 15 % учащихся (56 человек) допускают ошибки на пропуск, замену и вставку буквы в словах. Выполнили грамматическое задание без ошибок 40 % учащихся (149 человек).

Итоги контрольного теста по литературному чтению

По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:

Учителям 1-4 классов проанализировать результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, математике и литературному чтению и наметить план мероприятий по формированию у детей более качественных знаний.

Учителям, учащиеся которых имеют неудовлетворительные отметки за контрольные работы, обратить внимание на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения. Всем учителям начальной школы в будущем году продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, правильности чтения, а также развитию внимания, памяти, логического мышления.

Продолжить работу со слабоуспевающими детьми, совершенствовать качество работы по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах.

Всем учителям продолжить работу по самообразованию, реализации творческого потенциала, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности, добиваться качественных знаний учащихся.

Сравнительный анализ промежуточной аттестации в 4 классах за последние три года представлен в диаграмме (по каждому предмету показано качество знаний в %):

Показатели успеваемости за три прошедших учебных года выглядят следующим образом:

По итогам 2010-2011 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам с незначительным уплотнением. Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса.

В рамках реализации программы развития на 2010-2014 годы, где общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считали необходимым создание условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации и в целях развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащиеся 2-4-х классов приняли активное участие в традиционной школьной предметной олимпиаде.

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2011-2012 учебный год по учебно-воспитательной работе:

Уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;

Вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития уч-ся;

Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;

Усилить работу с мотивированными детьми;

Продолжить работу по предотвращению неуспешности уч-ся.

Каждому учителю серьёзно отнестись к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров, посещение уроков коллег, работать над индивидуальной темой по самообразованию.

III. Методическая работа

В начальной школе работает методическое объединение, которым руководит учитель высшей квалификационной категории Камышова Наталья Николаевна.

– обеспечение высокого методического уровня всех видов занятий;
– выявление и развитие способностей каждого ученика;
– создание условий для формирования осознанных базовых знаний. Умений и навыков, развития творчески мыслящей личности.

В течение учебного года были проведены 5 заседаний методического объединения начальной школы по различным темам. Учителя знакомились с новыми нормативными документами по введению ФГОС второго поколения в начальной школе, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий, по новым формам и приёмам работы с семьями учащихся. В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результат. Так активнее стали участвовать в мероприятиях "проблемные" дети. Было проведено анкетирование учителей начальных классов с целью улучшения работы МО, составлен тематический план работы МО на будущий учебный год. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация.

Все учителя проявляют инициативу в саморазвитии, приобретая опыт и новые знания на курсах повышения квалификации.

Методическая работа была направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. Она должна содействовать формированию профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.

Ключевые компетенции – наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Ключевые компетенции: исследовательские, социально-личные, коммуникативные, организаторская деятельность и сотрудничество.

Путями приобретения компетенций, прежде всего, являются: практическая направленность обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, а также применение современных образовательных технологий. В свете введения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения это особенно актуально. Методическое объединение учителей начальных классов, в этом учебном году, добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, т.е. учителя старались создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

IV. Задачи на следующий учебный год

Продолжить работу по обеспечению качества обучения.

Совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.

Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Изучить нормативные документы и разработать образовательные программы в соответствии с ФГОС второго поколения.

Составить план работы методического объединения на 2011-2012 учебный год, включая вопросы по внедрению ФГОС второго поколения.

Продолжить работу просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.

Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.

Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.

АНАЛИЗ - ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель анализа: выявить педагогические проблемы для организации образовательного процесса в новом учебном году на основании сравнения реального состояния образовательного процесса в школе с прогнозируемым.

В 20..-… учебном году перед педагогическим коллективом школы стояли следующие задачи:

Продолжить формирование у учащихся действенных знаний, обеспечить каждому ученику достижение в соответствии с его способностями максимально возможного уровня подготовки, но не ниже обязательного минимума. Обеспечить в 1-3 и 5, 6 и 7 классах обучение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Сохранить или повысить показатель качества знаний учащихся в целом по школе и показатели качества знаний учащихся по отдельным предметам. Обеспечить успешную государственную аттестацию и выпуск учащихся 9 класса.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, развивать у них стремление к здоровому образу жизни.

Способствовать развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Внедрять в практику образовательного процесса активные формы познавательной деятельности учащихся.

Активизировать внеклассную воспитательную работу, направленную на формирование у каждого ученика гражданской ответственности, правового сознания, духовности, культуры и толерантности, активнее участвовать в районных мероприятиях. Способствовать участию детей в творческих конкурсах разного уровня, в интернет-конкурсах.

Активизировать спортивно-оздоровительную работу в школе, вовлекая в неё не отдельную группу учащихся, а всех учащихся и применяя новые интересные формы этой работы.

Продолжить мониторинг организации образовательного процесса в школе, обеспечивающий выявление тенденций и проблем развития, поиск способов их разрешения.

Продолжить изучение и внедрение технологий и методик личностно-ориентированного обучения. Активизировать самообразовательную деятельность педагогов. Постоянно и целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство. Разнообразить формы методической работы.

Учебный план школы и его выполнение

Учебный план школы на 2015-16 учебный год был разработан на основании

Примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 13.04.2015 №2348).

Начальная школа:

В соответствии со статьёй 8, 12, с частью 4 пункта 18.3.1 ФГОС начального общего и основного общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся в учебном плане представлены следующими учебными предметами:

Азбука Смоленского края (3 класс) - (интегрирован с окружающим миром)

История Смоленщины (6-7 класс) – по 0,5 час/нед.

История православной культуры земли Смоленской (7 класс при 5-дневной неделе) – 0,5 час/нед;

Часы внеурочной деятельности (4 часа в 1 - 4 классах) были распределены следующим образом:

Основная школа:

5-8классы работали по графику пятидневной рабочей недели, 9 класс по графику шестидневной рабочей недели.

В 5-7 классах обучение велось по программам, обеспечивающим выполнение ФГОС, в 8 и 9 классах – по программам, реализующих ФК ГОС основного общего образования.

В качестве иностранного языка преподавался английский язык.

В 5-6 классах был введён ……………….

Региональный компонент был представлен следующими предметами:

История православной культуры земли Смоленской (8 класс) - 1 час/нед;

Литература Смоленщины (9 класс) - 1 час/нед;

Занятия по выбору и факультативные занятия:

Учебный план сохранил в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана школы соблюдалась преемственность между предметными циклами, отдельными предметами, учитывалась специфика школы, пожелания учащихся и их родителей (законных представителей).

Уровень недельной школьной нагрузки учащихся не превышал предельно допустимой. По всем образовательным областям количество недельных часов было не менее рекомендованного.

Выполнение учебного плана

Программный материал по всем предметам изучен в полном объёме, практическая часть учебных программ выполнена.

Количество контрольных работ в каждом классе не превышало предела допустимого.

Учебный план обеспечивался рабочими программами, разработанными на основе государственных и региональных программ, как примерных, так и авторских. Программы факультативных и элективных курсов разрабатывались учителями школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный анализ литературного произведения избирателен по материалу, который вовлечен в разбор. Очень часто во время анализа литературного произведения учитель опирается на самые показательные и открытые в идейно-художественном плане элементы, которые ведут к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учащихся элементов не должен приводить к искажению смысла литературного произведения, ведь одним из главных условий школьного анализа остаются охват всего произведения и сила общего впечатления. Выбор мотива анализа литературного произведения ни в коем случае не должен перекрывать внимание к другим элементам и сферам произведения.

Школьный анализ основывается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. Выделяют следующие пути анализа литературного произведения:


Каждый из этих путей обладает своими свойствами, которые определяют процесс анализа, процесс постижения литературного произведения обучающимися. Эти свойства определяют условия выбора того или иного пути: учителю необходимо четко понимать, почему он прибегает к конкретному пути анализа литературного произведения.

Выбор пути анализа литературного произведения мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Впрочем, каждый из данных путей может быть использован в любом классе, но при соответствующих видоизменениях, так как в полной мере доступными данные пути анализа литературного произведения становятся только на определенном уровне развития учащихся.

Для того, чтобы целостно вести анализ литературного произведения, необходимо осознать каждый из четырех путей анализа в его специфике: изучить его функции и выявить его свойства и особенности.

литературного произведения

Среди достоинств данного пути Владимир Георгиевич Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания.

Данный выбор анализа основывается на:

возрастные особенности учащихся;

художественное своеобразие произведения;

педагогические цели, которые преследуются учителем.

В основе композиционного пути лежит непосредственно

сюжет литературного произведения.

Основные положения данного пути:

Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.

Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.

В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.

Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.

Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.

Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день.

Пообразный путь анализа литературного произведения

Основные положения пообразного пути:

1. При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).

2. Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.)

3. Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.

4. Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.

5. Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение.

Данный метод предполагает анализ персонажей литературного произведения, то есть составление характеристики . Характеристика героя состоит из:

Биографических сведений о герое

Характер: основные качества личности и их проявление в художественном тексте

Поступки героя: причины и исход

Взаимоотношения с окружающими: взаимодействие с остальными группами персонажей

Внешний порт героя

Речь героя и ее особенности

Авторская характеристика героя

Отношение читателя к образу героя

Также возможны следующие дополнения к характеристике:

Место персонажа в системе образов литературного произведения

Приемы раскрытия образа героя

Образ героя в критической литературе

Значение данного героя в истории литературы и в общественной жизни с соответствующей исторической эпохи по сей день

Современное понимание образа

Пообразный путь – один из тех путей, который соответствует задачам и целям литературы. Этот традиционный анализ способен при правильном построении дать оптимальные результаты.

Проблемно-тематический путь анализа

литературного произведения

Основные положения проблемно-тематического анализа:

Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.

Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

Стилистический анализ произведения

Выразительное чтение произведения

Прием устного словестного рисования

Сопровождение чтения живыми впечатлениями

Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

Таким образом, выбор пути анализа литературного произведения определяется уровнем литературного развития учащихся, а также целями, которые ставятся учителем. Для того, чтобы между учащимися и текстом произведения (автором текста) развился диалог, необходимо сделать анализ литературного произведения легким и естественным для учащихся.

1  Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М. : Просвещение : Владос, 1995 – с. 220

2  М.А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59

Читайте также: