Луначарский что такое образование кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во время Гражданской войны выезжал на фронты, вел агитацию, участвовал во многих публичных диспутах. На посту наркома просвещения находился до осени 1929 года. Затем занимал должности председателя Ученого комитета при ЦИК СССР и директора Института языка и литературы Комакадемии. В 1933 году был назначен полпредом СССР в Испании.

Анатолий Луначарский умер по пути в Испанию от стенокардии во французском городе Ментона 26 декабря 1933 года.

Чем знаменит

Написал множество работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, активно участвовал в антирелигиозной пропаганде.

О чем надо знать

Прямая речь

А.В. Луначарский. От народного комиссара по просвещению. 29 октября 1917 года.

Лев Троцкий об Анатолии Луначарском

Леонид Андреев об Анатолии Луначарском


23 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, создававший систему образования, науки и культуры в Стране Советов на протяжении первых 12 лет её существования.

Родился будущий нарком в дворянской семье вне брака, его отцом был действительный статский советник Антонов. А свою фамилию он получил от отчима, потомка знатного польского дворянина Чарнолусского, который, переставив слоги в собственной фамилии, подарил приемному сыну новую фамилию Луначарский.

Мальчик получил блестящее образование в киевской гимназии. С 1893 года он стал участвовать в работе марксистских кружков, за что при общей отличной учебе, получил сниженный балл по поведению, и это затруднило для него поступление в российские университеты. Учиться Луначарскому пришлось в Цюрихе, но в 1898 году он вернулся в Россию для ведения революционной работы.

Дальше были аресты и ссылки, знакомство с Лениным, выбор в пользу большевистской фракции РСДРП.

После Февральской революции Луначарский вместе с Лениным возвратился в Россию. Вел революционную агитацию, арестовывался Временным правительством. Сразу после победы Октября был назначен наркомом просвещения в первое Советское правительство и занимал этот пост на протяжении 12 лет.

В Наркомпросе Анатолию Васильевичу приходилось заниматься не только школами и ВУЗами, но и наукой, и сферой культуры. В СССР к концу 1920-х годов только на образование выделялось до 14% ВВП по сравнению с 8% в лучшие годы в Российской империи, но недоставало четких ориентиров в отношении того, в чём должно состоять пролетарское образование.

Довольно быстро значительная часть научной элиты России была вовлечена в строительство народного хозяйства. А в школьных программах осталось и изучение классиков русской литературы, и обучение школьников азам современной науки.

13 сентября 1929 года Луначарский ушел в отставку с поста наркома просвещения РСФСР (союзного наркомата до принятия советской Конституции 1937 года не существовало). Одни историки называют эту отставку добровольной, другие – добровольно-принудительной. Формальным поводом к ней было несогласие наркома с передачей нескольких техникумов из ведения Наркомпроса в ведение отраслевых наркоматов – создавалась новая система массовой подготовки рабочих кадров, ПТУ.

Преемником Луначарского был назначен А.С. Бубнов. Он, как и Луначарский, тоже был одним из организаторов ликбеза, но большую известность получил на военно-организаторской работе, занимая посты вплоть до начальника Главного политического управления РККА… Луначарский понимал, что надо освободить место для более подходящей к задачам времени фигуры.

Что касается ликбеза, созданного усилиями в первую очередь Луначарского, то 10 миллионов взрослых и не менее 7 миллионов бывших беспризорников стали грамотными в этой системе тогда, когда на горизонте уже маячила угроза войны. Это требовало мобилизации всех ресурсов, в том числе образовательных. Воспитывали мальчишек и девчонок, которые в Великую Отечественную становились Александрами Матросовыми и Зоями Космодемьянскими.

Вскоре его не стало… А в истории он оставил след как один из самых умелых и талантливых соратников Ленина, заложивший фундамент образования, науки и культуры в СССР.

Луначарский стал организатором советской системы просвещения и образования. Им был начат длинный путь, в результате которого в СССР была создана одна из лучших в мире, если не самая лучшая, система всеобщего среднего образования, охватывающая все географические регионы страны и все социальные слои населения. Одновременно была создана одна из лучших в мире систем высшего образования, охватывающая все основные специальности. Луначарский стремился преодолеть отчуждение народа от отечественной и мировой культуры. Он и возглавляемый им Наркомпрос создавали систему образования, соответствующую достижениям современной науки, литературы и искусства. Это было уникальным делом, трудным и сложным, не имеющим примеров в истории.

Как во всяком беспрецедентно новом деле Луначарскому и его соратникам не удавалось обойтись без накладок и ошибок.

Луначарский сыграл выдающуюся роль в выработке принципов новой школы, связанной с жизнью трудящихся.

Луначарскому удается привлечь на свою сторону многих представителей старой интеллигенции — ученых, педагогов, художников, артистов и включить их в дело строительства нового общества, новой культуры, нового просвещения.

Весной 1929 года распространился слух, что в связи с формированием пятилетнего плана решается вопрос о возможности преобразования литературных курсов в высшее учебное заведение. При этом, как это часто бывает в ходе обсуждения проектов коренного улучшения, возник вопрос и о целесообразности самого существования литературных курсов. Они оказались под угрозой ликвидации. Слушатели курсов — молодые литераторы — обратились за советом к Сельвинскому, и он обещал выступить на эту тему в печати. Слушатели к тому же организовали делегацию к наркому просвещения.

Наркомпрос помещался в особняке на Рождественском бульваре. Луначарский запаздывал к назначенному часу. Молодой секретарь наркома Игорь Сац пригласил молодых литераторов пройти в кабинет и подождать. Шумной гурьбой они расположились в креслах и на диване и стали оглядывать кабинет. У окна, выходившего на бульвар, стоял массивный письменный стол. На стене висел большой, во весь рост, портрет конца прошлого века: молодой Луначарский в форменной студенческой куртке. Один из слушателей курсов под общий смех занял место за письменным столом наркома, взял в руки карандаш и, постучав им по столу, стал пародировать наркома:

— Прошу внимания. Открываю заседание. Предотвращая засыпание, предлагаю вопрос на засыпание: питомцу муз нужен ли вуз? Презрев и сытость, и уют, пусть гении в изорванных ботинках высокое искусство создают. Во всех уголках Советского Союза обойдемся без литвуза.

Во время пародийной речи в дверях появился Луначарский. Смеясь, он сказал:

— Вы, кажется, без меня уже начали обсуждение. Может быть, я не очень нужен?

Молодой человек, изображавший наркома, смутился, извинился и пересел на диван. Луначарский, в свою очередь, извинился за то, что заставил себя ждать, поспешно обошел кабинет, здороваясь за руку с каждым из присутствующих, а затем сел за письменный стол. Видимо, так ему было привычнее разговаривать с посетителями, он расслабился и спросил, что волнует его молодых друзей. Слушатели, как могли, объяснили свое беспокойство по поводу судьбы литкурсов.

Луначарский сразу же ответил:

— Вопрос о литературном вузе своевременен. Необходимо в каждом начинающем писателе пробудить все заложенные в нем способности. Без серьезного образования сделать это невозможно. Писателю нужно так же учиться своему делу, как учатся своему композитор или живописец. Важно овладение основами культуры и марксистской наукой. Вуз должен быть создан, — заключил нарком, — и я буду этому по мере сил способствовать.

Молодые люди возликовали и, прощаясь, горячо пожимали руку Анатолию Васильевичу.

Вскоре в кабинете Луначарского раздался звонок по прямому телефону.

— Анатолий Васильевич, здравствуйте. Это говорит поэт Сельвинский.

— Здравствуйте, Илья Львович. Чем могу служить?

— В Главпрофобре при Наркомпросе решается вопрос о литературном вузе. Судя по настроению видных работников вашей системы, надежды на положительное решение невелики. Вопрос этот ставится в связи с пятилеткой. Поэтому, если его не удастся решить сейчас, то заново возбуждать его возможно лишь в 1935 году. Без такого вуза наши молодые поэты не смогут освоить культурное наследие. Поэта, выходца из рабоче-крестьянской среды, нужно ввести в культуру, в неуловимую атмосферу поэзии. Современные критики, как правило, имеют образование по какой-либо далекой от литературы специальности. Воронский — семинарист, Полонский — юрист, Лежнев, Тальников, Машбиц-Веров, Пикентрейгер — врачи… Специалистов-критиков у нас нет. Нужно их формировать в литературном вузе.

— Илья Львович, вы совершенно правы. Я бы еще добавил, что литвуз сможет ликвидировать голод и на квалифицированные редакционные кадры.

— Да, да, Анатолий Васильевич.

— Хорошо, если бы вы, Илья Львович, выступили в газете с предложением об образовании литвуза. Думаю, что это облегчит мне проведение этого дела в жизнь.

— Собираюсь это сделать в ближайшие дни.

1 мая 1929 года Луначарский с трибуны Мавзолея Ленина вместе с другими руководителями партии и правительства смотрел на кипящее море празднично одетых людей. Они несли красные флаги, транспаранты, лозунги, и в этом море почти утонул и прошел бы незамеченным транспарант, на который, тронув наркома за рукав, обратил внимание рядом стоящий Гамарник:

— Анатолий Васильевич, это, кажется, про вас?

После праздников Луначарский, преодолевая финансовые и организационные препятствия, опасения, косность, равнодушие, согласовав вопрос с Министерством финансов, с двумя отделами ЦК, с подчиненным его наркомовской воле Главпрофобром, а затем с Госпланом, решил эту проблему.

В июне 1929 года в МГУ был создан литературный факультет, куда на первый курс были зачислены слушатели Высших литературных курсов, а еще через четыре года был создан первый в мире Литературный институт.

За кулисами жанра: факты, слухи, ассоциации

В начале 1920-х годов философ Карсавин был вместе с другими учеными выслан из России и поселился в Литве. Он выучил литовский язык и преподавал в университете. В Литву пришла советская власть. Однажды в 1948 году Карсавин высказался:

— Теперь я уверовал, что Сталин великий человек. Я прочитал некролог Жданову, подписанный Сталиным, где было написано, что Жданов — соратник великого Сталина.

Фундаментальные науки могут развиваться только в условиях независимости ученого. Именно независимая фундаментальная наука в лице Лобачевского создала неевклидову геометрию, а в лице Циолковского проложила дорогу в космос. Многими своими успехами Запад обязан тому, что со времен Средневековья университеты и академии были там независимы и даже экстерриториальны. Полиция не имела права переступить их порог. А что у нас? Арест Вавилова и ссылка Сахарова. Сегодня ученых, слава богу, не сажают, но те, кого черт догадал родиться в России с умом и талантом, все еще не воспринимаются как высшее народное достояние, следствие тому — утечка мозгов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая О двух лжепророках: ал-Асваде и Мусеильме.Здоровье Магомета по возвращении его в Медину все ухудшалось; тем не менее он по-прежнему горячо стремился к распространению своего религиозного владычества и делал обширные подготовления ко вторжению в

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая О двух лжепророках — аль-Асваде и МусайламеЗдоровье Мухаммеда по возвращении его в Медину все ухудшалось; тем не менее он по-прежнему предпринимал усилия по распространению ислама всеми возможными путями и готовился к вторжению в Сирию и

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая Стояло лето, а значит — обычная в уголовном лагере эпидемия дизентерии. Не избежали ее и мы с Таней, и остальные. В ШИЗО и ПКТ уберечься невозможно: ни еду сама не варишь, ни посуду не моешь, ни от мух не спасешься. И воды мало — не каждый раз руки

Глава тридцать седьмая Ротару

Глава тридцать седьмая МЕЧ И ХРИЗАНТЕМА

Глава тридцать седьмая МЕЧ И ХРИЗАНТЕМА Распродажа картин на аукционе в Нью-Йорке и приобретение царским двором за 100 тысяч рублей серии картин о войне 1812 года значительно поправили материальные проблемы семьи Верещагиных. Убедить императора и его приближенных в

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая Земля была еще разрыта. Повсюду ямы, канавы, рассохшиеся доски, залитые раствором, рельсы, цемент, уголь, битое стекло.Но грандиозные цехи уже выросли вдоль центральной магистрали, и люди перебирались теперь в новые помещения постепенно, исподволь,

Глава тридцать седьмая ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Глава тридцать седьмая ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ Но и нас ведь должен с палубы Видеть кто-нибудь, Чье желанье сознавало бы Этот вольный путь. Брюсов Параджанова пытались освободить многие. Тарковский обращался к Тонино Гуэрре, Феллини и другим известным европейским

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая Комната Иосифа Виссарионовича на Рождественке наконец дождалась хозяина.После отъезда Ильича Сталин зашел к нам. Заговорили о переезде его в нашу квартиру.— Очень бы хотелось перебраться к вам, — сказал Иосиф Виссарионович.— Но думаю, что

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая Жизнь в изгнании продолжалась, и Золя мало-помалу привыкал к одиночеству, английским туманам, переменам квартир и неприятным известиям, поступавшим из Парижа.Для оплаты долгов по делу Дрейфуса пришлось продать огромный стол Людовика XIII —

Глава тридцать седьмая Предостережения

Глава тридцать седьмая Предостережения Расскажу по первоисточнику некоторые подробности о письме, переданном Ростковскому неизвестной дамой, и о том, как реагировали на него Азеф и партийные люди, — первые, осведомленные о содержании его.Едва ушла дама, принесшая

Глава тридцать седьмая

Глава тридцать седьмая Отречение

Глава тридцать седьмая Отречение На южной окраине Чайнатауна был расположен парк. С первого же дня пребывания в Нью-Йорке у Сайхуна выработалась привычка ходить туда рано утром на тренировку. Он приходил затемно и уходил, как правило, иод первыми лучами солнца. Рядом с

Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, потому что идеал далек и не должно быть такого момента, который бы человек провел без всяких результатов. Это будет моментом, который он выкрал из своей жизни. Конечно, нужен сон, нужен отдых. Но этот сон и этот отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать потерянное время.

Говорят: кто спит, тот не грешит. Нет, кто спит сверх меры, тот грешит ужасно, теряет время, убивает время, а кто убивает время, убивает себя, убивает в себе образ человеческий, убивает общество и убивает самый идеал человечности.

Когда собираются те или иные чиновники и говорят: давайте сыграем несколько роберов и винт, чтобы убить время, они совершенно правильно характеризуют свое дело, они - четверо убийц, которые занимаются самоубийством, убийством друг друга и убийством общественно-полезного времени. Жизнь их так мелка и скудна, что только здесь, за зеленым столом, какой-нибудь акцизный чиновник или регистратор чувствует, что есть какие-то шансы, что бывает так, что повезет, что может быть большой шлем - это целое событие, других событий у него нет.

Убивать время не должен человек, который стремится к образованию. Для него все события, для него всякая мелочь ставит вопрос, для ответа на который он должен порыться в книжках, должен порасспросить и должен усвоить узнанное. А что значит усвоить: сделать своим, сделать элементом своего богатства. Настоящее богатство человека есть то, что усвоено.

1918 г. А. В. Луначарский о народном образовании. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 67-68.

Читайте также: