Тема бытия в философии м хайдеггера по произведениям что такое метафизика бытие и время кратко

Обновлено: 30.06.2024

(нем. Martin Heidegger, 26 сентября1889, Месскирх, Баден-Вюртемберг, Германская империя — 26 мая1976, Месскирх, Баден-Вюртемберг, Германия) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.

Отношение Хайдеггера к метафизике с самого начала было противоречивым. С одной стороны, он понял всю серьезность критики традиционной метафизики и сам также предложил путь критического ее "преодоления". С´´другой стороны, он предвидел, что стремление критиков раз и навсегда разделаться с метафизикой окончится неудачей. Ибо в метафизике Хайдеггер видел непреодолимую судьбу европейской культуры. Если мы невнимательны к метафизике, ничего не делаем по отношению к ней, то она что-нибудь "делает" с нами. Что здесь имеет в виду Хайдеггер? "Метафизика, - поясняет он, - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы после этого получаем для понимания сущее как Таковое и в целом". В упомянутом Введении к тексту "Что такое метафизика?" (с характерным подзаголовком "Возвращение к основе метафизики") Хайдеггер напоминает о декартовском образе: если уподобить философию древу, то ее корни - это метафизика, ствол - физика, а ветви, растущие из ствола, - все другие науки. В чем суть и призвание метафизики? "Каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или как дух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное возвращение того же, всякий раз сущее является в свете бытия. Повсюду, когда метафизика представляет сущее, бытие уже высветилось. Бытие в некоей непотаенности (23)(dT¦6eia) пришло". Итак задача метафизики - высвечивать бытие в его непотаенности. Но как выполняет метафизика это свое призвание? Казалось бы, на след бытия метафизика напала еще со времени древних греков. Как уже отмечалось, Хайдеггер усиленно занимался греческой философией. В начале 20-х годов он читал лекции на тему "Феноменологическая интерпретация Аристотеля". В 1940 г. философ снова вернулся к этим темам; в 1958 г. увидели свет его разработки аристотелевской философии. От изучения Аристотеля Хайдеггер перешел к досократикам. Античную философию в целом Хайдеггер венил за постановку исконных и непреходящих тем философии - первоначала, логоса, бытия и ничто, единого и многого. "В греках он с самого начала находил истинных партнеров", - констатировал Г.-Г. Гадамер, справедливо отмечая, что в (немногих сохранившихся) изречениях Анаксимандра, Гераклита, Парменида Хайдеггер скорее всего вычитывал" свои собственные идеи 15. Этим оценкам Гадамера, выдающегося знатока античности, вполне можно довериться. Вместе с тем в философии XX в. высоко оценивается попытка Хайдеггера раскрыть греческие корни современного мышления. Даже судьбу современной техники он склонен возводить к греческим образцам "технического делания". Стимул к выдвижению на первый план онтологического вопроса, вопроса о бытии, Хайдеггер также находил в античной философии. Уже в лекциях об Аристотеле была четко заявлена бытийственная тематика: "Предмет философского вопроса - это человеческое Dasein, которое этим вопрошанием побуждено ответить на вопрос о характере своего бытия". Однако именно от греков, подчеркивает Хайдеггер, ведет свое происхождение та поистине злая судьба метафизики, которая в конечном счете и приводит к глубокому недовольству ею, к попыткам ее преодоления. Дело в том, что метафизика, "расследуя" сущее, "остается при сущем и не обращается к бытию как бытию. Метафизика думает, Поскольку она представляет всегда сущее как сущее, не о самом бытии. Философия не сосредоточена на своем основании". Вот почему, согласно Хайдеггеру, на протяжении всей истории метафизики от Анаксимандра до Ницше "истина бытия остается скрытой". То, что в метафизике именовалось бытием, на самом деле всегда было только сущим. Странная подмена бытия на сущее - не следствие халатности мышления и небрежности речи. "Забвение бытия" есть роковая судьба метафизики. Вот почему современное "преодоление" метафизики законно. "Мысль, попытка которой была сделана в "Бытии и времени" (1927), выходит на путь так понятого преодоления метафизики", - отмечает Хайдеггер19. (Этот мотив деструкции метафизики у Хайдеггера затем подхватили французские философы.) Но у Хайдеггера "преодоление" метафизики в конце концов оказывается ее новым утверждением (или ее де-конструкцией, как показали современные французские последователи Хайдеггера). Причина живучести метафизики проста: "Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к "природе человека". Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиции. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие". Итак, вопрос о метафизике Хайдеггер не только переносит в плоскость темы бытия, но и почти отождествляет с нею.

1. бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по отношению к которым бытие трансцендентно.

2. понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его смысле.



Каждый момент заботы – это определенный модус времени: бытие-в-мире – модус прошлого, забегание-вперед – модус будущего, а бытие-при-внутримировом-сущем – модус настоящего .Таким образом, забота изнутри полностью определяется временными структурами, которые существенно отличаются от трех измерений объективного времени.

1. бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по отношению к которым бытие трансцендентно.

2. понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия, напротив, понуждает к вопросу о его смысле.

Каждый момент заботы – это определенный модус времени: бытие-в-мире – модус прошлого, забегание-вперед – модус будущего, а бытие-при-внутримировом-сущем – модус настоящего .Таким образом, забота изнутри полностью определяется временными структурами, которые существенно отличаются от трех измерений объективного времени.

Мартин Хайдеггер считается одним из самых выдающихся (если не величайших) философов XX века. При этом до сих пор отношение к его творчеству остается неоднозначным. Кто-то считает его придурошным словоблудом, а кто-то профетическим мыслителем, точно уловившем основные направления современного исторического процесса. Concepture пытается разобраться в ключевых моментах философии немецкого мыслителя.

Предуведомление: если не нравится музыка (она зацикленна) просто отключите звук во вкладке

Тропы мысли Хайдеггера


Что такое бытие по Хайдеггеру?

В своих черновиках Хайдеггер создает очерк истории забвения Бытия, его трансформации в мышлении:

Perceptum (Декарт, Беркли, Юм)

Wille und Vernunft (Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр)

Machenschaft (Ницше, Дильтей, Бергсон)

Seinsverlassenheit (марксизм, прагматизм)

Как понимает Бытие сам Хайдеггер?



Время и бытие часто сопоставляют и называют эти понятия близко друг к другу. Поскольку с самого начала западноевропейской мысли и до настоящего времени бытие означает присутствие. Из присутствия, присутствования говорит настоящее. Исходя из устоявшихся представлений, настоящее, прошлое и будущее образует характеристику времени. Бытия определяется через время как присутствие. Этого вполне достаточно, чтобы регулярно наводить беспорядок в мышлении. Силу им придаёт и размышление о том, каким образом бытие определяется и характеризуется через время.

Как время присутствует в бытие

Вопрос ставится "Каким образом?" о том, почему в бытие присутствует нечто такое, как время и играет в нём важную роль. А любая попытка определить и установить связь между двумя понятиями приводит к путаным сплетениям и отношениям, которые продуманы не глубоко посредством распространённых и приблизительных представлений.

Мы использует термин "время", когда представляем фразу: "всему своё время". Объясняя это тем, что сущее приходит и уходит к определённому сроку, имея в виду, что своё время наступает к отмеренному сроку. Каждой вещи – своё время.

Отсюда появляется ещё один вопрос: "Насколько бытие вещь?". Или так: "Присутствует ли бытие во времени так же, как и наличное сущее?". И так: "И есть ли бытие на самом деле?" Если бытие присутствует на самом деле, то можно говорить о том, что оно сущее, а значит, его можно найти среди иного сущего.

Есть лекционный зал, он освещается, следовательно, ни у кого не возникает вопрос о его существовании. Но вопрос в том, в каком месте этого зала можно отыскать это "есть"? Бытие незаметно, его не видно, ни среди вещей, ни среди предметов. Каждой вещи – своё время. А поскольку бытие не вещь, не то, что может находиться во времени.

Однако, несмотря на все подобные замечания, бытие всё равно определяется как присутствие, как настоящее через время, через временное.

Становится неясным, должны ли мы время и бытие воспринимать как предметы. Ведь по своей сути они не являются предметами, если опираться на определение "предмет", которое обозначает сущее. Термин "предмет" определённо означает нечто, о чём идёт речь, при этом должно иметь смысл, отныне руководящий, в силу того, что в нём сокрыто непреодолимое.

Бытие – некий предмет, вероятнее всего, предмет мышления.

Время – некий предмет, вероятнее всего, предмет мышления, поскольку в бытие как присутствии говорит что-то, что похоже на время.

Бытие и время, время и бытие определяют такую ситуацию, где взаимное отношение обоих предметов, которые несёт оба предмета друг другу и определяет их отношение. Следовать мыслью за таким положением дел, за подобным отношением предметов – это задача мышления, но при условии, что оно дождётся свои предметы однозначно.

Бытие – некий предмет, но никакое не сущее.

Время – некий предмет, но никакое не временное.

Сущее есть бытие и время

Говоря о сущем, подразумевается, что оно есть. В ситуации со временем и бытием следует быть достаточно предусмотрительными, поскольку однозначно выдвигать мнения на этот счёт слишком опрометчиво. Нельзя говорить, что есть бытие и есть время, скорее нужно сказать, что дано время и дано бытие. Может показаться, что ничего существенного в перемене словоупотребления не произошло, однако это не совсем так. Вместо "есть" – "дано".

Преодолевая языковые барьеры, конечная цель состоит в том, чтобы показать и понять, как "дано" подвергает себя нашему видению и испытанию. Истинный путь к такому знанию будет в том, чтобы разобрать и понять, что в этом "дано", что такое бытие и каково его обозначение, которое дано, что означает время, которое дано.

Логично предположить, что в итоге мы попытаемся посмотреть на это Es, которое мы получаем от бытие и времени. Посмотрев на них, у нас появится настороженность и предусмотрительность в других отношениях. Пытаясь ввести Es и его дано, при этом напишем Es с заглавной буквы.

Для начала необходимо проследовать мыслью за бытием, для того чтобы вообразить его самого в его собственном. После проследовать за временем, для понимания его самого в собственном. Вследствие этого покажется путь, по которому пришло бытие, которым дано время. Посредством этого дано станет ясным дающее, которое играет важную роль – несёт их друг к другу и выдаёт.

Бытие присутствия

Бытие присутствия – это то бытие, благодаря которому всё сущее определено как именно сущее. Что касательно помысленного присутствующего, то оно обнаруживается в образе того, кто позволяет присутствовать. Разница в том, что сейчас мы говорим о том, чтобы специально помыслить само это позволение присутствовать в силу того, что оно позволено. Позволение присутствовать отражает своё собственное в том, что оно становится несокрытым. Позволение присутствовать, значит дозволить получить доступ к сокрытому, тем самым открыть. В раскрытии основная идея в давании , т.е. даёт доступ к бытию.

Предмет "бытие" выдвигает требование мыслить именно его таким образом, чтобы размышление шло следом за указанием, которое выражается в позволении присутствия. Раскрытие именно так и выражается – указанием в позволении присутствовать. Однако из раскрытия такого рода выделяется давание или дано.

При всём при этом, само давание или Es, которое даёт, остаётся совершенно нераскрытым и неясным.

Бытие, в случае, если мыслить его само, собственное его, с целью отказаться от того бытия, изучаемого и исследуемого метафизикой из сущего и для сущего, используя его в качестве основы сущего. Мыслить собственное бытие можно только в случае, если оставить его в основе сущего в пользу играющего давания, которое скрыто в раскрытии, всё это ради дано. Бытие – собственность давания, как дар. Бытие в качестве дара не отрывается от давания. Бытие, присутствие лишь трансформируется. В качестве разрешения присутствовать оно относится к раскрытию и, становясь даром раскрытия, смиряется в давании. Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия.

Дать возможность "дано бытие" продемонстрировать свои возможности наиболее ярко нужно достаточно решительно, чтобы проследовать за даванием, о котором говорится. Только в таком случае, может получиться, если выбрать направление к богатству перемен того, что именуют, но достаточно неоднозначно бытием. Имея в виду то, что не узнают в его особенных чертах, пока не приходит понимание, что оно не пустейшее из всего пустого.

Это представление о бытие как о совершенной абстракции не только не получило критики, но и регулярно находит поддержку и подтверждение. Объясняется это тем, что бытие как абсолютно абстрактное снимается в совершенно конкретной реальности абсолютного духа – это случается в самой сильной мысли нового времени – в гегелевской спекулятивной диалектике и это находит отражение в его труде "Наука логики".

Попытка осмыслить богатство перемен находит свою поддержку, которая одновременно является и путеводителем, в том, что мы бытие осмысливаем в качестве присутствия.

История бытия – это раскрытие богатства изменений бытия. Но сложность в том, что бытие не имеет истории, например, как город или архитектурное творение.

История бытия хранит в себе историческое, и оно однозначно определяет себя из того, как бытие происходит, имеется в виду согласно вышеизложенным, из того способа, которым бытие дано.

Содержание и предпосылки развития, отличительные особенности философии Хайдеггера, предмет его мысли: "бытие" и онтологическое мышление. Размышление мыслителя о метафизике и формирование выводов. Учения о языке как истине бытия, его роль и значение.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2014
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера

1. Бытие

Человек, сознание, познание.

Сущее - совокупность вещей и явлений окружающего мира, конкретное проявление бытия.

2. Метафизика

3. Учения о языке как истине бытия

Существо языка есть сказание о чем-то. Когда язык говорит о бытии, которое непотаенно, то язык не просто сказывает, не раскрывает тайну, поскольку тайны нет, - когда язык говорит о бытии, язык указывает.

Любая речь о языке как бы состоит из двух аспектов:

1. из говорения, т.е. оглашения мыслей посредством речи,

2. из слушания самого языка, которым мы говорим.

Слушание языка является предпосылкой для говорения, иначе говорение будет бессмыслицей.

Чтобы начать говорить, надо услышать, что нам говорит язык, т.е. надо услышать как говорит язык. Это, во-первых.

Но, спрашивает Хайдеггер, разве может язык говорить? Разве язык имеет собственные орудия речи? Конечно, нет. Это, во-вторых.

Человек не создает слово каждый раз, когда говорит: слово есть вестник бытия-времени, с помощью слова человек прислушивается к бытию.

Язык есть язык бытия так же, как облака есть облака неба. Язык способствует пониманию человеком своего бытия. Понимание содержит в себе возможность интерпретации, но интерпретации подвергается не текст, не язык, а само бытие-в-мире человека. Конституирующий момент бытия-в-мире - это речь.

Читайте также: