Почему в одних школах пятидневка а в других шестидневка

Обновлено: 03.07.2024

Вопрос о том, какая продолжительность учебной недели – пяти- или шестидневная – лучше для российских школьников, уже много лет является поводом для бурных дискуссий. За пятидневку выступают (помимо, разумеется, самих детей) родители и специалисты-психологи, утверждающие, что за один неучебный день дети попросту не успевают отдохнуть. По другую сторону баррикад – местные управления образования и администрации школ, сетующие на перегрузку школьных заданий и излишнюю загруженность педагогов в течение короткой учебной недели. И пока победа не досталась ни той, ни другой стороне.

Тем не менее в последние пару лет в ряде регионов России время от времени начали звучать высказывания губернаторов о том, что пятидневную учебную неделю в школы хорошо бы вернуть. Например, в этом учебном году такого счастья дождались в Башкирии, где о необходимости перехода на пятидневку заявил лично глава республики Радий Хабиров. Ещё пару лет назад всеобщей стала пятидневка в Московской области. В марте 2018 г. на областном школьном портале по инициативе руководства региона прошёл опрос, где за свободную от учёбы субботу ожидаемо высказались 95% проголосовавших.

А вот, например, в Хабаровске ситуация сложилась, мягко говоря, странная. Там по поводу возвращения пятидневной учебной недели в 2018 г. провели аж целый референдум, который, к слову, прошёл 18 марта – одновременно с выборами Президента РФ. Анкеты по животрепещущему школьному вопросу заполнили более 150 тыс. человек – примерно треть от общего числа пришедших на избирательные участки. Около 66% высказались за пятидневку. Однако обрадовались горожане рано: спустя некоторое время власти заявили, что проводить референдум не было смысла (!), так как каждая школа должна оценивать свои возможности самостоятельно. Таким образом, всеобщий субботний выходной для школьников Хабаровска реальностью так и не стал.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки


В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.


6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:

  • Первая смена: с 8:00 до 12:00;
  • Вторая смена: с 13:00 до 16:30;
  • Третья смена: с 17:00 до 20:00;

СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!


С приходом нового Министра образования Сергея Кравцова проблема остается в прежнем статусе. С 1 сентября 2022 никакого единого закона принимать не планируют, хотя политики, родители и учителя продолжают настаивать на введении 5-дневного графика. Никак не высказывается за нововведение и Путин, хотя в России неоднократно собирали подписи за данную реформу.

Что поменялось законодательно?

"Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности."

"Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену"

Таким образом, пятидневка в обязательном порядке предусмотрена только для первоклассников и детей-инвалидов. Начиная со второго класса, школы могут использовать 6-дневную неделю обучения.

Больше того, главный санитарный врач запретил нулевые уроки, что создало новые сложности при переходе на 5-дневное обучение. А в 2022 году вышли рекомендации министра образования по переходу на 6-дневку в связи с пандемией коронавируса.

СОВЕСТИ НЕТ : многие школы под давлением родителей и городских администраций перешли на 5 дней, но используют принудительные " развивающие субботы ", заставляя детей приходить в учебное заведение.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.


Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы - дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки шестидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.


Школа в Швеции

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек обретает высшее профильное образование, а если хочет учиться дальше – может получить диплом магистра.


В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству - налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят - стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность - сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.

Продление образования на 1-2 года и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему. И у детей было бы больше времени выбрать специальность, подумать о дальнейшей жизни более зрелым разумом.


И снова урок в европейской школе.

Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.

Зима 2022. В Хабаровске родители бьются за введение пятидневки. Свыше 66% жителей города выступают за 5-дневное обучение, однако, администрации школ и городской администрации не идут навстречу горожанам. А в Нижнем Новгороде 1-7 классы переводят на сокращенную неделю.

Осень 2020. В Иваново школьники будут учиться 5 дней в неделю. Правда, пока это коснется только средних и младших классов, у старшеклассников сохранится шестидневка. Из-за ситуации с коронавирусом российские школы рассматривают переход на альтернативный график обучения - "две недели через две".

Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.

Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.

Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике "возможно углубленное изучение предметов". Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше.

Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа - процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки.

Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась - ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку.

Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе.

Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.

В нынешнем учебном году у нас
в области да и в стране в целом
школы в массовом порядке переходят
на 6-дневную рабочую неделю. Однако
не все стороны "школьного
треугольника"
(учитель-ученик-родитель) этим
довольны. Особенно много
недоуменных вопросов поступает из
стана родителей; некоторые
полагают, что новый режим работы
создал больше проблем, чем
разрешил.
Стоит ли отнимать у детей день
отдыха, спрашивают одни, если
несколько субботних уроков можно
без труда разбросать по остальным
дням недели? В старших классах
шестидневка оправдана, соглашаются
другие. Но зачем она начальной
школе, где нагрузка невелика; может,
хоть малышей пощадить? И, наконец,
особо несогласные спрашивают:
можно ли в одном отдельно взятом
классе вернуться к пятидневке, если
этого желает большинство детей и
родителей?

За разъяснениями по
поводу новшества, вызвавшего столь
неоднозначную реакцию, мы
обратились к специалистам,
наиболее компетентным в этой
проблеме: медикам, педагогам,
ученым.

Мнение
медика

Елена
Леонидовна НАУМЕНКО — заведующая
отделением гигиены детей и
подростков областного центра
Госсанэпиднадзора:

— Давайте
обратимся к истории вопроса.
Пятидневка появилась 12-13 лет назад
в порядке эксперимента — только для
детей, которые начинали учиться с 6
лет. Но постепенно этот режим
работы распространился на всю
школу — начальную, основную и
среднюю. Были, правда, попытки
Министерства образования
упорядочить процесс, ввести два
варианта учебных планов — для пяти-
и шестидневок, но большинство школ
пошло по другому пути: прежнее
содержание, рассчитанное на 6
рабочих дней, вместили в
укороченный режим пятидневки. Это
привело к неминуемым перегрузкам: в
начальной школе появилось по 5
уроков, в средней и старшей — по 7-8. А
рабочий день с учетом времени на
приготовление уроков растянулся у
младших школьников до 7-8 часов, у
старших — до 13-14. Но и это не все. В
условиях переполненности — а в
области 57 процентов школ работают в
2 смены — пятидневка потребовала
пойти на сокращение уроков до 40
минут и перемен — до 5-7. Сократились
до минимума и перерывы между
сменами, а в отдельных школах они
вообще отсутствуют… Подытоживая,
скажем: пятидневка была достигнута
исключительно за счет детей — за
счет их перегрузки, ухудшения
условий учебы.

Как же это
сказалось на состоянии здоровья
школьников? Сегодня, спустя 10-летие,
мы констатируем: лишь 5 процентов
детей, закончивших среднюю школу,
можно считать здоровыми.
Показатели заболеваемости резко
увеличились буквально по всему
спектру: по болезням нервной
системы — в 2 раза, органов
пищеварения — в 2,5 (в основном за
счет роста в 4 раза язвенной болезни
желудка и 12-перстной кишки),
болезней эндокринной системы,
нарушений обмена веществ и
иммунитета — в 4 раза, системы
кровообращения — в 2,5 раза (обратите
внимание: прежде всего — за счет
роста гипертонической болезни!),
болезней крови и кроветворных
органов (в основном за счет анемий) —
в 3 раза… Такого "больного"
поколения мы не получали прежде
никогда.

Конечно,
причин тому много, но на одном из
первых мест — непосильные учебные
нагрузки, вызванные переходом на
пятидневку.

Сегодня
наконец мы возвращаемся к норме.
Началось это в 1997 году, когда
Комитет Госсанэпиднадзора принял
новые санитарные правила для школы.
В них определена максимально
допустимая продолжительность
рабочей недели для всех категорий
школьников — I, II и III ступеней
обучения. Каждая из этих норм
медицински выверена, за каждой —
многолетняя работа нескольких
научно-исследовательских
институтов, заключение
практических врачей. Только после
этого нормы получили одобрение в
Комитете Госсанэпиднадзора.

Мнение
педагогов

Ольга
Григорьевна ЩЕРБАКОВА и Татьяна
Борисовна ШАМСУТДИНОВА —
начальники отделов Главного
управления общего и
профессионального образования
области:

— После того
как в 1997 году появились новые
санитарные правила, потребовался и
пересмотр прежних учебных планов:
необходимо было максимальную
учебную нагрузку привести в
соответствие с требованиями
Госсанэпиднадзора. Такая работа
была проведена, и с сентября
нынешнего года введен новый
региональный базисный учебный
план. Он предлагает школе на выбор 2
режима работы: 6-дневный и 5-дневный.
Разница между ними в количестве
рабочих часов в неделю. К примеру: в
начальной школе при 5-дневной
рабочей неделе максимальная
нагрузка составляет 22 часа, а при
6-дневной — 25. Понятно, что вторая
схема предоставляет школе больше
возможностей для развития ребенка.
Именно за счет этих дополнительных
часов (так называемая
"вариативная часть учебного
плана") вводятся такие
пользующиеся спросом у детей и
родителей предметы, как
иностранный язык, хореография,
мировая художественная культура,
математика и конструирование,
экология и другие дисциплины
развивающего плана. Предметы
вариативной части как раз и
отличают одну школу от другой,
определяют ее лицо, специфику. В
дальнейшем — в средней и старшей
ступенях — за счет часов
вариативной части формируется тот
или иной "профиль" школы:
физико-математический,
гуманитарный, естественно-научный,
вводятся спецкурсы, факультативы,
которые помогают ребенку развивать
способности, готовиться к
определенной профессии. А это в
интересах и детей, и родителей.
Поэтому большинство школ и
предпочло перейти на 6-дневный
режим работы.

Хотим особо
подчеркнуть: никаких директивных
документов, обязывающих школу
вводить шестидневку, ни
министерством, ни Главным
управлением образования не
издавалось. Выбор режима работы —
прерогатива школы, и это закреплено
в Законе "Об образовании"
(ст.32). Но если уж школа выбрала
5-дневную рабочую неделю, то она не
имеет права использовать учебную
нагрузку, соответствующую
шестидневке.

Ответ на
вопрос, может ли отдельно взятый
класс вернуться к пятидневке,
зависит от того, предусмотрена ли
такая возможность в уставе школы. В
Законе "Об образовании" права
конкретного класса не разъяснены,
поэтому советуем родителям,
задавшим этот вопрос, ознакомиться
с уставом, побеседовать с
директором школы.

Но при этом
родители должны четко
представлять, от чего они
отказываются, чего лишают ребенка,
в особенности на перспективу: при
5-дневной рабочей неделе их дети
получат лишь минимальное, базовое
образование, а предметы развития,
дополнительного образования будут
из учебного плана исключены.

Мнение
ученого

Юрий
Иванович ДИК — директор Института
среднего общего образования
Российской академии образования,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО (он побывал
недавно в Иркутске во время
областной конференции, посвященной
инновационным процессам):

— Последнее
10-летие в жизни российской школы
проходило под знаком всевозможных
инноваций. С одной стороны, они
подкупают, кажутся выигрышными, а с
другой — качество образования (а это
главный показатель в работе школы)
неуклонно падает. Если 10 лет назад в
области естественно-научных
дисциплин мы занимали в мире 3-5
места, то сегодня перекочевали в
третий десяток. Так что с каждой
инновацией надо разбираться
отдельно: чего в ней больше — вреда
или пользы?

Одна из самых
неудачных инноваций, я бы сказал
популистских, — переход на 5-дневную
рабочую неделю и связанное с этим
сокращение уроков до 40 минут.
Давайте подсчитаем, чем то и другое
обернулось. Сокращение уроков
всего на 5 минут, если суммировать
за год, приводит к потере трех
недель рабочего времени. Сама
пятидневка — еще к трем неделям.
Получается, что, выбрав пятидневку,
мы сократили учебный год более чем
на месяц. И здоровье ребятишкам
подорвали, и знаний недодаем — вот
парадокс.

Надо еще
иметь в виду, что учебный год у нас,
если вычесть выходные и каникулы,
очень короткий — 180 дней. То есть
день работаем, второй — отдыхаем.
Такого нет нигде в мире. 200-250 дней —
продолжительность учебного года в
развитых странах.

Какой же из
всего сказанного следует вывод?
Надо идти на непопулярные решения.
Надо упорядочить весь этот процесс,
правильно распределить нагрузку по
дням недели и довести учебный год
хотя бы до 200 дней. Может быть, так
нам удастся хотя бы частично
восстановить утраченное качество
знаний. А это ведь тоже в интересах
детей.

Пятидневка vs шестидневка: плюсы и минусы

Нижегородских школьников и скоро ждут изменения, касающиеся режима обучения. Региональное министерство образования по распоряжению губернатора начало разработку рекомендаций по переходу школ области учебную неделю. пятидневной систем – материале.

История вопроса

Несколько десятков лет назад сложно было даже представить, что дети по субботам советских школьников субботний день был занят учебой, как пять, но ни учеников, ни у даже идеи против этого возражать Таков был заведенный порядок. году был принят закон рабочей неделе выходных днях для взрослых. Примерно время начались споры чтобы перевести. Ученые начали проводить исследования – такие вопросы тогда Результаты неоднозначными, и всеобщей пятидневной учебной недели Министерство просвещения тогда отказалось. советские школьники ходить по субботам, отчаянно завидуя при этом собственным родителям: выходной, ждет ранний подъем путь

Тем нынешние родители создают петиции школьной пятидневки, заявляя, что дети недосыпают, портят осанку, непомерно устают, формируется негативное отношение вообще. получается, что рабочей неделей два выходных, а – один. семей это неудобно: пока дети еще довольно малы, родителям приходится рано вставать законный выходной, чтобы помочь собраться их чтобы съездить всей семьей нужно специально отпрашивать ребенка уроков, взяв ответственность им пропущенного учебного материала.

В настоящее время пятидневка или шестидневка зависят руководства конкретного учебного заведения где оно расположено.

Кратко перечислим основные плюсы двух систем обучения.

Пятидневная учебная неделя

Пожалуй, сторонах пятидневки можно долго большинству взрослых по собственному опыту прекрасно известно, чем удобен такой формат занятости. слов почему именно многие школьники и мечтают пятидневки, скажем.

Главный плюс: два свободных дня когда посещать школьные уроки. Особенно это ценно для детей, которые регулярно занимаются спортом, музыкой, учатся школе, ведь того плотный график, день здесь

Практика показывает, что пятидневная учебная неделя сказывается положительно школьников; подготовка домашних заданий неделе проходит легче; папы несут меньше затрат питание

Обратной стороной медали при этом является большее количество уроков оставшихся учебных дней и, соответственно недели придется каждый день готовить больше домашних заданий.

Шестидневная учебная неделя

Минус шестидневки очевиден – почти никакого отдыха. Ребенок учится все семь дней – после долгой учебы мало кто способен усадить себя задания делаются Полагаем, что проблематично это для школьников, но педагогов, ведь работы еще больше – нужно проверять письменные работы учеников, готовиться

Положительных моментов учебной шестидневки нашлось уж много: меньшее количество уроков школьные факультативы удобно проводить уроках; больше возможностей посещать занятия секциях дни, по субботам уроки чаще всего хоть немного, чем пять

А вот отрицательных моментов куда больше: всего один выходной который трудно назвать, потому что, как сказали, минимум половину воскресенья готовятся неделю; сокращаются возможности для коротких поездок посещения культурных, спортивных досуговых мероприятий, тоже остается меньше времени семьями.

Мечты

Впрочем, зачастую где качественное образование детей является приоритетным, суббота оказывается учебной, даже если они посещают школу ведь случае другого времени для дополнительных занятий просто

Читайте также: