Что составляло основу хозяйственной жизни казачества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жених и невеста открывали свадьбу вальсом, танцевали также мазурку, па-де-катр, кадриль, краковяк. Распорядитель танцев одевал белые перчатки. Наиболее зажиточные имели кареты. Дома были большие, встречались каменные и двухэтажные из хороших деревянных пластин. Крыши домов, домашние постройки и заборы у казаков были из дерева. В домах встречались изразцовые печи.

Астраханское казачество по уровню жизни было одним из самых благополучных. Астраханские казаки питались лучше других и пища была более разнообразная и вкусная. Казаки занимались рыболовством, скотоводством, земледелием, разного рода ремеслами, торговлей и отхожими промыслами. По основным родам занятий станицы можно условно разбить на 4 группы:

1. Рыболовство и скотоводство - станицы Атаманская, Казачебугровская, Красноярская, Дурновская, Лебяжинская, Замьяновская. Сероглазинская.

2. Земледелие, скотоводство, рыболовство - станицы Косикинская, Михайловская, Копановская, Ветлянинская, Грачевская, Черноярская.

3. Земледелие и отчасти скотоводство - станицы Пичуженская, Александровская, Александро-Невская, Николаевская и частично Царицынская.

4. Торговля, ремесла, извоз, отхожий промысел - городская станица Саратовская, часть казаков Александро-Невской станицы, проживающих в городе Камышине и часть казаков Царицынской станицы, живущих в самом городе.

Казаки владели довольно обширными юртовыми землями (расположенными вблизи станицы) и дополнительными землями, удаленными от них, порою за несколько сот километров.

Земля находилась в общем владении станицы и распределялась по паям, по жребию на определенное число лет в зависимости от ее назначения: пашня обычно на 6 лет, сенокос на 1 год и т.д. Землею наделялся каждый казак с 17 летнего возраста. В отдельных станицах этот возраст снижался на несколько лет (до 12 лет). Получали пай и вдовы казаков, с учетом имеющихся детей. Земли войска делились на станичные, офицерские и войсковые. Ориентировочная норма земли на казака в России составляла 30 десятин (одна десятина равна примерно 1,1 гектара). К началу XX в. численность населения Астраханского войска возросла до 45 тыс. человек и составила один процент всех казаков России. В результате размер пая уменьшился до 20 гектаров и станичные земли пришлось увеличивать за счет войсковых.

Астраханские казаки. Черноярская сотня казаков, в центре командир полка полковник граф Артур Артурович Келлер, фото 1913 г., Саратов.

Астраханские казаки. Черноярская сотня казаков, в центре командир полка полковник граф Артур Артурович Келлер, фото 1913 г., Саратов.

Юртовые земли, как правило, делились по паям, а дополнительные земли сдавались в аренду, средства от которой шли на общестаничные нужды. В самом начале прошлого века отдельные категории казаков стали испытывать материальные трудности.

О нелегком экономическом положении говорит тот факт, что за 1909 год казаки-рыболовы заработали по 12 рублей на каждую мужскую душу, когда снаряжение казака на службу (без учета коня) обходилось в 1904 году по 107 рублей.

В большом упадке находилось и скотоводство. С 1890 по 1910 год поголовье лошадей не только не выросло, но даже сократилось с 10753 до 9007 голов (упало до 83%), а количество крупного рогатого скота возросло за эти 20 лет всего на 277 голов, т.е. на 1% (с 35539 голов до 35816). Положение казаков-хлеборобов (в было несколько лучше, особенно, в урожайные годы, как в 1913 году, когда некоторые хозяйства не смогли даже полностью убрать хлеб. Урожайность была в пределах 17-18 центнеров с гектара (пшеницы 12-24 центнера с гектара).

Нередко казакам из верховых станиц приходилось идти на заработки в низовые казачьи станицы и рыбные промыслы. Более того, на такие заработки шли и женщины-казачки. В астраханском небольшом войске на эти заработки уходило до 700 человек. Очень недоброжелательно казаки относились к кулакам, с которыми в войске велась длительная борьба.

Кулак всегда был враждебен казаку и самой сущности казачества, у которого взаимопомощь, взаимовыручка являются одной из главных черт характера. Большинство казаков отличалось трудолюбием, трудилась вся семья, посильную помощь в работе оказывали дети, которых в семьях было пять-шесть человек, а нередко и до десяти.

Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном. Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи.

Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области.

Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов.

Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля являлась собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.

Главным предметом земледелия считалось выращивание пшеницы. Далее в севообороте значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.

Жители станицы занимались также овощеводством. Важную роль в хозяйстве казака отводилось скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец.

Вспомогательным промыслом считалось у казаков рыболовство. Рыбу вялили, сушили и продавали на городских рынках, что также приносило доход в семейный доход. Казаки занимались также пчеловодством, лозоплетением. Скотоводство было делом выгодным и необходимым в хозяйстве казака. Излишки его обычно продавались на ярмарке.

Популярные отрасли ремесла: судостроение (строительство "чаек"), производство пороха и боеприпасов (пуль, ядер и т. п), кузнечное дело и тому подобное.

Прочитайте пункт 5 19. Заполните пропуски в тексте.
сочиняли основу хозяйственной жизни казаков. Главными заработками казаков являлись nbsp;и
. Особенными привилегиями казаки воспользовались за
Казаки осваивали и заселяли районы страны.

  • Маханин Семён
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 23:18:46
  • 8
  • 1

Промыслы составляли базу хозяйственной жизни казаков. Основными заработками казаков являлись военная добыча и государственное жалованье. Особенными прерогативами казаки воспользовались за обязательную и общую воинскую повинность.
Казаки осваивали и заселяли окраинные районы страны.

Раскройте основные теории происхождении казачества.

Существует несколько гипотез о том, как появилось казачество, и кто является его предками: Восточная гипотеза и Славянская гипотеза. Есть мнение о том, что казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси).

Опишите жизнь и быт первых казаков. Первые казачьи поселения и хозяйство.

Особенностями казачьей жизни являются принципы общинности и взаимопомощи. Среди казаков всегда царило полное равенство. Казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее стоял Круг, т. е. собрание всех казаков, на котором решались все важные вопросы. Кругу принадлежала высшая судебная власть. Круг выбирал войскового старшину атамана, его помощника есаула подьячего (писаря). Атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. Он должен заботиться о казаках и понимать их. Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее грамотных и религиозных людей. Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Характерной особенностью казачьего поведения и характера являлась потребность проявлять доброту и услугу. Считалось, что лучше обойтись, чем быть в долгу, т.к. долг считался хуже неволи. В казачьей среде презиралось пьянство, а также обман, причем не только делом, но и словом, поскольку казак должен всегда сдерживать свое слово. Мужчине в казачьем обществе принадлежала главенствующая роль. Он был защитником, добытчиком, он был обязан поддерживать порядок казачьего быта и уклада жизни. При всем при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Но все же женщина у казаков подлежала защите и уважению, поскольку она являлась продолжателем рода и за ней будущее народа. Казаки – гостеприимные люди, поэтому в их культуре гость считался божьим посланцем, к нему проявляли особое уважение, а самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест. Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. Все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа. Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим, к любой женщине и почитание любого гостя.




Основой материального обеспечения и благополучия казаков являлось сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы. Эта земля делилась на три части. Первая часть была предназначена для выпаса скота. Вторая часть предназначалась для сенокосов. На третьей части выращивали хлеб. Станица занималась овощеводством и скотоводством. Также казаки занимались рыболовством, пчеловодством, виноградарством и табаководством.

Первые поселения казаков раскинулись по низовью Дона. Первым центром казачьего дона считается городок Раздорский. Здесь первоначально располагался атаманский пункт, здесь решалось всё о военных походах. Затем центр казачества перенесли в городок Монастырский и окончательно в Черкасский. Жили казаки по 10-20 семей и всем, что есть у каждого, делились поровну и делали всё сообща. Первые казаки не связаны с лошадьми и не являлись конными воинами, они больше пользовались малыми судами и по рекам добирались до вражеских поселений и грабили их

Вопросы к промежуточной аттестации

Какие этнические группы участвовали в образовании казачества?

Раскройте основные теории происхождении казачества.

Существует несколько гипотез о том, как появилось казачество, и кто является его предками: Восточная гипотеза и Славянская гипотеза. Есть мнение о том, что казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси).

Опишите жизнь и быт первых казаков. Первые казачьи поселения и хозяйство.

Особенностями казачьей жизни являются принципы общинности и взаимопомощи. Среди казаков всегда царило полное равенство. Казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее стоял Круг, т. е. собрание всех казаков, на котором решались все важные вопросы. Кругу принадлежала высшая судебная власть. Круг выбирал войскового старшину атамана, его помощника есаула подьячего (писаря). Атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. Он должен заботиться о казаках и понимать их. Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее грамотных и религиозных людей. Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Характерной особенностью казачьего поведения и характера являлась потребность проявлять доброту и услугу. Считалось, что лучше обойтись, чем быть в долгу, т.к. долг считался хуже неволи. В казачьей среде презиралось пьянство, а также обман, причем не только делом, но и словом, поскольку казак должен всегда сдерживать свое слово. Мужчине в казачьем обществе принадлежала главенствующая роль. Он был защитником, добытчиком, он был обязан поддерживать порядок казачьего быта и уклада жизни. При всем при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Но все же женщина у казаков подлежала защите и уважению, поскольку она являлась продолжателем рода и за ней будущее народа. Казаки – гостеприимные люди, поэтому в их культуре гость считался божьим посланцем, к нему проявляли особое уважение, а самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест. Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. Все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа. Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим, к любой женщине и почитание любого гостя.

Основой материального обеспечения и благополучия казаков являлось сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы. Эта земля делилась на три части. Первая часть была предназначена для выпаса скота. Вторая часть предназначалась для сенокосов. На третьей части выращивали хлеб. Станица занималась овощеводством и скотоводством. Также казаки занимались рыболовством, пчеловодством, виноградарством и табаководством.

Первые поселения казаков раскинулись по низовью Дона. Первым центром казачьего дона считается городок Раздорский. Здесь первоначально располагался атаманский пункт, здесь решалось всё о военных походах. Затем центр казачества перенесли в городок Монастырский и окончательно в Черкасский. Жили казаки по 10-20 семей и всем, что есть у каждого, делились поровну и делали всё сообща. Первые казаки не связаны с лошадьми и не являлись конными воинами, они больше пользовались малыми судами и по рекам добирались до вражеских поселений и грабили их

Читайте также: