Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Садкова Мария Алексеевна

Организация: МБОУ Средняя школа №21

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

В реалиях современного мира опыт рефлексивной деятельности крайне полезен. Учитель должен способствовать формированию этого навыка у учащихся не только из-за требований стандартов. На плечи педагогов легла миссия воспитания и обучения нового и благополучного будущего России.

Чтобы реализовать свои способности и потенциал, ребенок, помимо знаний, умений и навыков, должен обучаться планированию, контролю, постановке задач и целей, их реализации. Учитель – проводник, помогающий ориентироваться в изменяющемся мире и создающим благоприятные условия для развития талантов ученика, его внутреннем осмыслении собственной деятельности и ее оптимального изменения для улучшения результатов. Именно этап рефлексии помогает самопознанию и самоизменению.

Рефлексия – это наблюдение за внутренним психологическим состоянием своего организма. Рефлексия способна обратить внимания человека на сильные стороны личности, проанализировать проделанную работу и наметить план по достижению лучших результатов.

К рефлексии способен только субъект деятельности, так как она может помочь осознать пользу того или иного действия. Основы рефлексии важно начинать формировать в младшем школьном возрасте. Чтобы учитель начальных классов заложим прочный фундамент, он должен владеть методами и приемами организации рефлексии на уроках.

Рефлексия может осуществляться как индивидуально, так и в мини-группах. При организации подведения итогов урока стоит использовать готовый план, помогающий самоанализировать психологическое состояние.

Рефлексия по содержанию может быть устной и письменной. Устная удобна для выражения собственного мнения окружающим, нахождение сходных убеждений у других учащихся. Диалог, дискуссия, перекрёстная дискуссия способна помочь выявить проблему и решить ее.

Исходя из целей рефлексии, то есть для чего учитель организует ее и какую информацию планирует получить, выбираются формы вопросов, формируется план, а также используются специальные приемы.

Последовательность работы рефлексивного механизма точно описал советский педагог-исследователь А.А. Тюков. Он выделял шесть этапов:

  1. Вывод. Когда другие способы самопознания не работают осуществляется рефлексивный вывод.
  2. Направленность (интенциональность). Выделение конкретного объекта рефлексии относительно других участников учебного процесса.
  3. Первичное деление на категории. Подбор средств для рефлексии.
  4. Подтверждение системы рефлексии. Первичные средства объединяются в рефлексивную систему, что целенаправленно выверяет анализ.
  5. Схема содержания. Фиксация результатов схемами, образами, символами.
  6. Объективизация рефлексии. Подведение итогов. Если были выявлены неудовлетворительные результаты, то рефлексия проводится заново.

Приемы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Существует множество разнообразных приемов. Особо популярными среди письменных являются:

В конце урока этот прием рефлексии способен улучшить самооценку.

Это упражнение способствует повышению мотивации обучающихся.

Этот способ даст полную картину успешности деятельности детей на уроке.

Этот прием помогает превратить рефлексию в игру, что сильно мотивирует учащихся.

Помощь в осуществлении оценивания и развитие рефлексии учащихся для будущего роста и развития личности осуществляет ведение портфолио. Это уникальный портфель достижений, который дает пищу для размышлений над умениями, навыками и знаниями.

В условиях реализации ФГОС особое значение придается системно-деятельностному подходу в обучении. Без осознания способов, с помощью которых осуществляется учение и процессы познания, ученик не сможет усвоить знаний, развить навык и понять была ли деятельность успешной. Рефлексивная деятельность способствует анализу результатов, осознанию положительной динамики в достижении поставленных целей и задач, коррекции пути образования.

Рефлексивно-оценочный этап фиксирует новые знания, полученные на уроке, организует оценку собственных успехов и неудач в учебной деятельности. В завершении урока обязательно должно быть проведено подведение итогов, соотнесение намеченных целей и степени их реализации, корректировка плана будущей деятельности. Содержание, характер и результат деятельности диктует применение особого вида рефлексии: познавательного (что я понял, как работал, что способствовало достижению результатов, как еще можно решить проблему), психологического (как я снебя ощущал на уроке, понравилась ли работа) или социального (что мы поняли, как пришли к результату, какие ошибки допустили в организации).

Рефлексия дает возможность учащимся понять свой собственный внутренний мир, уникальность и предназначение личности. Формирование адекватной самооценки помогает выявить текущий уровень знаний, понять возможные проблемы в обучении и создать площадку для дальнейшего самосовершенствования.

Соотнося себя с окружающими учащийся выделяет свои лучшие стороны характера и личности, понимает особенности поведения, отношений и межличностного общения. Рефлексивный анализ выявляет причины существования различных качеств и явлений, совершения некоторых поступков, в процессе происходит их оценка, а затем перенос характеристик на собственную личность. Комплексное сравнение помогает глубинному анализу собственного внутреннего мира.

Рефлексия – это самонаблюдение и самопознание, способное обратить внимание человека на внутренний мир и свои ощущения. Рефлексия помогает установить цели и задачи, подвести итоги деятельности. Многообразие приёмов дает возможность использования на каждом уроке новую форму рефлексии, которая может выявить личные дефициты и достижения деятельности, спланировать последовательность действий для достижения цели. Учитель должен хорошо понимать задачи каждого из способа. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования рефлексивных умений.

Литература:

2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. -- М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.

3. Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.

6. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.

9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

10. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. -- М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.

11. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.

Материал содержит краткое описание особенностей рефлексивной деятельности учащихся начальных классов, а также подробное описание рефлексивных техник (приёмов). Данные учебно-методичские материалы рекомендованы студентам педагогических учреждений, учителям начальной школы, преподавателям, методистам.

ВложениеРазмер
tehnologiya_refleksivnoy_deyatelnosti.docx 61.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе.

Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности.

Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формирования регулятивных учебных действий.

Цель рефлексии – выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.

Правильно организованная рефлексивная деятельность повышает мотивацию школьников к саморазвитию.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, что является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Формы рефлексии: индивидуальная (формирование реальной самооценки), групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи); устная, письменная.

В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Учителю необходимо на различных этапах образовательного процесса задавать учащимся рефлексивные вопросы.

Для индивидуальной рефлексии можно использовать вопросы:

Что нового узнали? Какие знания помогли в работе? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам завтра? На каком этапе урока ты чувствовал себя успешным? Благодаря какому алгоритму нашли решение? Какие способы и приемы работы Вы использовали (таблица, схема, рисунок, ключевые слова, цитаты)? С кем тебе было интереснее работать в паре/группе? Почему? Можешь ли ты похвалить себя за урок? Что вы изменили в своих действиях на уроке? Предложите

Для групповой рефлексии можно использовать следующий алгоритм:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе). На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание). Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (недостаток информации, недостаток средств коммуникации: речевых образцов, текстов, трудности в общении). Какой стиль общения преобладал в работе? (ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания). Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (в группе сохранилось единство и партнерские отношения, единство группы в ходе работы было нарушено). Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (лидер, выдвинувшийся в ходе работы; нежелание наладить контакт большинства участников группы, непонимание задачи, поставленной для совместной работы, сама задача оказалась неинтересной, трудной).

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

По своим функциям рефлексия делится на: рефлексию настроения и эмоционального состояния;

рефлексию деятельности; рефлексию содержания учебного материала.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения, своих успехов; 2 этап – ежедневный самоанализ;

3 этап – анализ работы одноклассников; 4 этап – анализ работы своей группы, других групп.

Примеры рефлексивных приёмов (техник)

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- солнышко; - солнышко с тучкой; - тучку; - тучку с дождиком; - тучку с молнией.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, групповую работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала . Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием "Ключевые слова" На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

4. Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся и состав класса;
  • особенности предмета, тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени (интерактивный урок по Е. Пометун, то есть 10 – 12 минут).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности

Выступление на школьном методическом объединении.


Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.

В работе показана возможность эффективного применения межпредметных семинаров, объединяющих предметы гуманитарного цикла (история, литература, МХК).


Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы." .


Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федченко Любовь Ивановна,

Учитель начальной школы

БМАОУ СОШ № 33

Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе.

Аннотация: происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности. Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формирования регулятивных учебных действий. Цель рефлексии – выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные вопросы, индивидуальная рефлексия, групповая рефлексия, коммуникативная рефлексия, продуктивность рефлексии, познавательные стратегии, рефлексивная техника, функциональная грамотность.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Стране нужны современно образованные и нравственные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия, обладать мобильностью, способностью к сотрудничеству. Это говорит о функциональной грамотности человека. Одна из важнейших задач современной школы –

формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности. Одним из направлений новаторского подхода к обучению младших школьников является формирование регулятивных учебных действий, в основе которых лежит определённая технология рефлексивной деятельности ученика на уроках. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса, поэтому в начальной школе необходимо обучать детей рефлексивной деятельности.

Формирование функциональной грамотности, как и рефлексии способствуют развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

По своим функциям, рефлексия может быть:

диагностическая – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности;

коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

По содержанию может быть:

Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений

Устная — рассказывает о своих впечатлениях , имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

Двухрядный круглый стол

2. Письменная рефлексия:

Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь.

Бортовой журнал " (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов.

Различные виды дневников : обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие.

Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

Кластер Цель приёма: кластер используется, когда нужно собрать у обучающихся всех идей или ассоциаций, связанных с каким-либо понятием (например, с темой занятия).

ПОПС-формула Обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре составляющие ПОПС – формулы:

П –позиция О- объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)

-стимулирование речемыслительной деятельности обучающихся

-возможность нового взгляда обучающихся на проблему

-формирование умения выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий

По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.

Эмоционально-художественное оформление .

Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично

Предполагаемый результат применения приёмов рефлексии деятельности обучающихся:

-рост мотивации учения;

-развитие умения определять степень достижения цели;

-обучающиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы;

-проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом);

-рост активности каждого учащегося

Рефлексия содержания учебного процесса. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает учащимся возможность осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Чемодан, мясорубка, корзина.

Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.

Предполагаемый результат применения приёмов рефлексии содержания учебного процесса:

-рост уровня осознания содержания пройденного материала обучающимися;

-развитие речи обучающихся;

-обучающиеся размышляют, не бояться выразить свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили;

-формирование умения передавать информацию в сжатой форме, выявляя основное;

-формирование и развитие новых способов самовыражения обучающихся;

-рост активности каждого обучающегося;

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Как правильно использовать рефлексию в конце урока — 3 совета

Меняйте приемы. Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми. Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной. Адаптируйте задания под возраст. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными. Подходите к процессу максимально творчески.

Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Рефлексивные умения, как и функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно.

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход.

1.Виноградова Н.Ф., КочуроваЕ.Э., КузнецоваМ.И.идр. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/подред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф,2018.288с.,с.16–17

2. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку //Начальная школа, 2010. № 9.

3. Захарченко,М.В. Рефлексия в педагогике / М.В. Захарченко // Педагогика. –2015. -№2. – С.4-7

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2014. — 736 с.

6. Тюкаева, С. П. Рефлексия как этап современного урока / С.П. Тюкаева // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 30-31.

Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ), собственных состояний, своих поступков и прошедших событий, а также какое-либо их переосмысление.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека. Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.

В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Использование приемов рефлексивных технологий позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

С целью формирования навыков рефлексии у детей необходимо организовать рефлексивную деятельность на различных этапах урока с применением разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.

Самый простой вариант – показ учащимся карточек с изображением лиц. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызывать интерес причина изменения в настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

  • Зелёной – тема раскрыта, все понятно;
  • Жёлтой – остались вопросы;
  • Красной – не удалось разобраться в теме.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. В конце урока – для оценки активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребята на листочке условно отмечают свои ответы:

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.

Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, переход от позиции ученика к позиции учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В результате рефлексивной деятельности младший школьник учится критически мыслить, аргументировать свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли

Этапы обучения рефлексии
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы

Приёмы рефлексии.
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Читайте также: