Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Садкова Мария Алексеевна
Организация: МБОУ Средняя школа №21
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
В реалиях современного мира опыт рефлексивной деятельности крайне полезен. Учитель должен способствовать формированию этого навыка у учащихся не только из-за требований стандартов. На плечи педагогов легла миссия воспитания и обучения нового и благополучного будущего России.
Чтобы реализовать свои способности и потенциал, ребенок, помимо знаний, умений и навыков, должен обучаться планированию, контролю, постановке задач и целей, их реализации. Учитель – проводник, помогающий ориентироваться в изменяющемся мире и создающим благоприятные условия для развития талантов ученика, его внутреннем осмыслении собственной деятельности и ее оптимального изменения для улучшения результатов. Именно этап рефлексии помогает самопознанию и самоизменению.
Рефлексия – это наблюдение за внутренним психологическим состоянием своего организма. Рефлексия способна обратить внимания человека на сильные стороны личности, проанализировать проделанную работу и наметить план по достижению лучших результатов.
К рефлексии способен только субъект деятельности, так как она может помочь осознать пользу того или иного действия. Основы рефлексии важно начинать формировать в младшем школьном возрасте. Чтобы учитель начальных классов заложим прочный фундамент, он должен владеть методами и приемами организации рефлексии на уроках.
Рефлексия может осуществляться как индивидуально, так и в мини-группах. При организации подведения итогов урока стоит использовать готовый план, помогающий самоанализировать психологическое состояние.
Рефлексия по содержанию может быть устной и письменной. Устная удобна для выражения собственного мнения окружающим, нахождение сходных убеждений у других учащихся. Диалог, дискуссия, перекрёстная дискуссия способна помочь выявить проблему и решить ее.
Исходя из целей рефлексии, то есть для чего учитель организует ее и какую информацию планирует получить, выбираются формы вопросов, формируется план, а также используются специальные приемы.
Последовательность работы рефлексивного механизма точно описал советский педагог-исследователь А.А. Тюков. Он выделял шесть этапов:
- Вывод. Когда другие способы самопознания не работают осуществляется рефлексивный вывод.
- Направленность (интенциональность). Выделение конкретного объекта рефлексии относительно других участников учебного процесса.
- Первичное деление на категории. Подбор средств для рефлексии.
- Подтверждение системы рефлексии. Первичные средства объединяются в рефлексивную систему, что целенаправленно выверяет анализ.
- Схема содержания. Фиксация результатов схемами, образами, символами.
- Объективизация рефлексии. Подведение итогов. Если были выявлены неудовлетворительные результаты, то рефлексия проводится заново.
Приемы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Существует множество разнообразных приемов. Особо популярными среди письменных являются:
В конце урока этот прием рефлексии способен улучшить самооценку.
Это упражнение способствует повышению мотивации обучающихся.
Этот способ даст полную картину успешности деятельности детей на уроке.
Этот прием помогает превратить рефлексию в игру, что сильно мотивирует учащихся.
Помощь в осуществлении оценивания и развитие рефлексии учащихся для будущего роста и развития личности осуществляет ведение портфолио. Это уникальный портфель достижений, который дает пищу для размышлений над умениями, навыками и знаниями.
В условиях реализации ФГОС особое значение придается системно-деятельностному подходу в обучении. Без осознания способов, с помощью которых осуществляется учение и процессы познания, ученик не сможет усвоить знаний, развить навык и понять была ли деятельность успешной. Рефлексивная деятельность способствует анализу результатов, осознанию положительной динамики в достижении поставленных целей и задач, коррекции пути образования.
Рефлексивно-оценочный этап фиксирует новые знания, полученные на уроке, организует оценку собственных успехов и неудач в учебной деятельности. В завершении урока обязательно должно быть проведено подведение итогов, соотнесение намеченных целей и степени их реализации, корректировка плана будущей деятельности. Содержание, характер и результат деятельности диктует применение особого вида рефлексии: познавательного (что я понял, как работал, что способствовало достижению результатов, как еще можно решить проблему), психологического (как я снебя ощущал на уроке, понравилась ли работа) или социального (что мы поняли, как пришли к результату, какие ошибки допустили в организации).
Рефлексия дает возможность учащимся понять свой собственный внутренний мир, уникальность и предназначение личности. Формирование адекватной самооценки помогает выявить текущий уровень знаний, понять возможные проблемы в обучении и создать площадку для дальнейшего самосовершенствования.
Соотнося себя с окружающими учащийся выделяет свои лучшие стороны характера и личности, понимает особенности поведения, отношений и межличностного общения. Рефлексивный анализ выявляет причины существования различных качеств и явлений, совершения некоторых поступков, в процессе происходит их оценка, а затем перенос характеристик на собственную личность. Комплексное сравнение помогает глубинному анализу собственного внутреннего мира.
Рефлексия – это самонаблюдение и самопознание, способное обратить внимание человека на внутренний мир и свои ощущения. Рефлексия помогает установить цели и задачи, подвести итоги деятельности. Многообразие приёмов дает возможность использования на каждом уроке новую форму рефлексии, которая может выявить личные дефициты и достижения деятельности, спланировать последовательность действий для достижения цели. Учитель должен хорошо понимать задачи каждого из способа. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования рефлексивных умений.
Литература:
2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. -- М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.
3. Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. -- Тольятти, 2000. -- 184 с.
6. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. -- Красноярск, 2004. -- 112с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
10. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. -- М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.
11. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
Материал содержит краткое описание особенностей рефлексивной деятельности учащихся начальных классов, а также подробное описание рефлексивных техник (приёмов). Данные учебно-методичские материалы рекомендованы студентам педагогических учреждений, учителям начальной школы, преподавателям, методистам.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_refleksivnoy_deyatelnosti.docx | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе.
Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности.
Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формирования регулятивных учебных действий.
Цель рефлексии – выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.
Правильно организованная рефлексивная деятельность повышает мотивацию школьников к саморазвитию.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, что является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Формы рефлексии: индивидуальная (формирование реальной самооценки), групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи); устная, письменная.
В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Учителю необходимо на различных этапах образовательного процесса задавать учащимся рефлексивные вопросы.
Для индивидуальной рефлексии можно использовать вопросы:
Что нового узнали? Какие знания помогли в работе? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам завтра? На каком этапе урока ты чувствовал себя успешным? Благодаря какому алгоритму нашли решение? Какие способы и приемы работы Вы использовали (таблица, схема, рисунок, ключевые слова, цитаты)? С кем тебе было интереснее работать в паре/группе? Почему? Можешь ли ты похвалить себя за урок? Что вы изменили в своих действиях на уроке? Предложите
Для групповой рефлексии можно использовать следующий алгоритм:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе). На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание). Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (недостаток информации, недостаток средств коммуникации: речевых образцов, текстов, трудности в общении). Какой стиль общения преобладал в работе? (ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания). Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (в группе сохранилось единство и партнерские отношения, единство группы в ходе работы было нарушено). Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (лидер, выдвинувшийся в ходе работы; нежелание наладить контакт большинства участников группы, непонимание задачи, поставленной для совместной работы, сама задача оказалась неинтересной, трудной).
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
По своим функциям рефлексия делится на: рефлексию настроения и эмоционального состояния;
рефлексию деятельности; рефлексию содержания учебного материала.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения, своих успехов; 2 этап – ежедневный самоанализ;
3 этап – анализ работы одноклассников; 4 этап – анализ работы своей группы, других групп.
Примеры рефлексивных приёмов (техник)
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- солнышко; - солнышко с тучкой; - тучку; - тучку с дождиком; - тучку с молнией.
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, групповую работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала . Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Прием "Ключевые слова" На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.
4. Разработка учителем рефлексивной методики.
При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:
- возрастные особенности учащихся и состав класса;
- особенности предмета, тему и тип урока;
- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени (интерактивный урок по Е. Пометун, то есть 10 – 12 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности
Выступление на школьном методическом объединении.
Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.
В работе показана возможность эффективного применения межпредметных семинаров, объединяющих предметы гуманитарного цикла (история, литература, МХК).
Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.
quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы." .
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Федченко Любовь Ивановна,
Учитель начальной школы
БМАОУ СОШ № 33
Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе.
Аннотация: происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности. Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формирования регулятивных учебных действий. Цель рефлексии – выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные вопросы, индивидуальная рефлексия, групповая рефлексия, коммуникативная рефлексия, продуктивность рефлексии, познавательные стратегии, рефлексивная техника, функциональная грамотность.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Стране нужны современно образованные и нравственные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия, обладать мобильностью, способностью к сотрудничеству. Это говорит о функциональной грамотности человека. Одна из важнейших задач современной школы –
формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности. Одним из направлений новаторского подхода к обучению младших школьников является формирование регулятивных учебных действий, в основе которых лежит определённая технология рефлексивной деятельности ученика на уроках. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса, поэтому в начальной школе необходимо обучать детей рефлексивной деятельности.
Формирование функциональной грамотности, как и рефлексии способствуют развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
По своим функциям, рефлексия может быть:
диагностическая – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
По содержанию может быть:
Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
Устная — рассказывает о своих впечатлениях , имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.
Двухрядный круглый стол
2. Письменная рефлексия:
Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь.
Бортовой журнал " (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов.
Различные виды дневников : обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие.
Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
Кластер Цель приёма: кластер используется, когда нужно собрать у обучающихся всех идей или ассоциаций, связанных с каким-либо понятием (например, с темой занятия).
ПОПС-формула Обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре составляющие ПОПС – формулы:
П –позиция О- объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
-стимулирование речемыслительной деятельности обучающихся
-возможность нового взгляда обучающихся на проблему
-формирование умения выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий
По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года По цели: рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
Эмоционально-художественное оформление .
Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично
Предполагаемый результат применения приёмов рефлексии деятельности обучающихся:
-рост мотивации учения;
-развитие умения определять степень достижения цели;
-обучающиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы;
-проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом);
-рост активности каждого учащегося
Рефлексия содержания учебного процесса. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает учащимся возможность осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Чемодан, мясорубка, корзина.
Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.
Предполагаемый результат применения приёмов рефлексии содержания учебного процесса:
-рост уровня осознания содержания пройденного материала обучающимися;
-развитие речи обучающихся;
-обучающиеся размышляют, не бояться выразить свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили;
-формирование умения передавать информацию в сжатой форме, выявляя основное;
-формирование и развитие новых способов самовыражения обучающихся;
-рост активности каждого обучающегося;
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Как правильно использовать рефлексию в конце урока — 3 совета
Меняйте приемы. Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми. Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной. Адаптируйте задания под возраст. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными. Подходите к процессу максимально творчески.
Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Рефлексивные умения, как и функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно.
Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход.
1.Виноградова Н.Ф., КочуроваЕ.Э., КузнецоваМ.И.идр. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/подред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф,2018.288с.,с.16–17
2. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку //Начальная школа, 2010. № 9.
3. Захарченко,М.В. Рефлексия в педагогике / М.В. Захарченко // Педагогика. –2015. -№2. – С.4-7
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2014. — 736 с.
6. Тюкаева, С. П. Рефлексия как этап современного урока / С.П. Тюкаева // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 30-31.
Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ), собственных состояний, своих поступков и прошедших событий, а также какое-либо их переосмысление.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека. Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.
В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Использование приемов рефлексивных технологий позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
С целью формирования навыков рефлексии у детей необходимо организовать рефлексивную деятельность на различных этапах урока с применением разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.
Самый простой вариант – показ учащимся карточек с изображением лиц. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызывать интерес причина изменения в настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
- Зелёной – тема раскрыта, все понятно;
- Жёлтой – остались вопросы;
- Красной – не удалось разобраться в теме.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. В конце урока – для оценки активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребята на листочке условно отмечают свои ответы:
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.
Становление рефлексии в младшем школьном возрасте способствует его становлению как субъекта учения, переход от позиции ученика к позиции учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В результате рефлексивной деятельности младший школьник учится критически мыслить, аргументировать свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли
Этапы обучения рефлексии
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы
Приёмы рефлексии.
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
Читайте также: