Композиция как выразительное средство искусства в доу

Обновлено: 07.07.2024

Так же данная тема связана с моей профессией, конкретно с обучением, где я должна не только научить детей правильно рисовать художественный образ, но и развить композиционные умения у детей. Так как у меня возникли трудности по обучению детей рисованию композиционных умений в сюжетном рисовании и я сама всегда интересовалась этой темой, я решила разобраться в ней подробно.

Для изучения темы исследования было подобрано и изучено более 20 источников (32 источника). Основной материал по решению проблемы темы исследования получен у известных педагогов и психологов: Натальи Алексеевны Ветлугиной, Льва Семёновича Выготского, Ирины Александровны Лыковой, Леонида Абрамовича Венглера. Известные педагоги Тамара Семёновна Комарова, Ирина Александровна Карпова в своих рекомендациях рассматривают методы и приёмы ознакомления и формирования с композиционными умениями в рисовании. Разобраться с терминологией помогли словари по эстетике и искусству авторов Дмитрия Николаевича Ушакова, Елены Александровны Лобановой и педагогические словари Виктора Николаевича Наумчик и другие. Современное состояние вопроса изучаемой темы рассмотрено у известных педагогов-методистов Тамары Семёновны Комаровой, Галины Григорьевны Григорьевой и других.

На Основании изученной литературы была составлена следующая логика, которая представлена на слайде.

Цель исследования: изучение теоретических основ формирования композиционных умений и на практике разработать и провести занятия по сюжетному рисованию у детей старшего дошкольного возраста

На данном слайде представлено содержание дипломной квалификационной работы. Которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выполняя выпускную квалификационную работу я нашла определения понятия композиция. В переводе с латинского языка …. Педагог Татьяна Николаевна Доронова даёт определение, что композиция это… Доктор педагогических наук Наталья Алексеевна Ветлугина говорит, что композиция это…

В первой главе исследования рассматриваются особенности изобразительной деятельности в ДОО: история, значение, роль; характеристика композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста; методы и приёмы формирования композиционных умений в сюжетном рисовании дошкольников.

Ирина Александровна Лыкова, профессиональный художник и педагог – отмечает, что изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. Сюжетное рисование – это рисование по собственному замыслу, на заданную тему, выполнение иллюстраций к прочитанным произведениям. Основная цель сюжетного рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления об окружающей действительности.

Из задач обучения сюжетного рисования видно, что воспитатели должны развивать и обучать композиционным умениям детей.

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. Композиционные поиски представляют наибольшие затруднения для дошкольников в детских работах – интерес к данному рисованию, передача сюжета, расположение на листе, соблюдение пропорций, композиционный центр (цвет, размер, динамика).

Успех обучения композиционным умениям в рисовании зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Методы и приёмы представлены в таблице.

На основе характеристики композиционных умений были установлены уровни развития композиционных умений в сюжетном рисовании. Они представлены в таблице.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов (игры, сюрпризного момента, музыки и т. д.).

1. Диагностика начального уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование композиционных умений.

3. Повторная диагностика уровня сформированности композиционных умений и формирование выводов.

Для определения уровней сформированности композиционных умений была проведена диагностика с использованием методик исследования:

- методика наблюдений за проявлением сформированности композиционных умений.

Цель методики: выявление уровня сформированности композиционных умений ребёнка в рисовании.

По этой методике ребёнку предлагалось придумать любой сюжет и сделать рисунок. Задание построено таким образом, что оно даёт возможность выявить способности ребёнка к реализации своего замысла средствами композиции.

Материал: лист бумаги А-4, карандаши или фломастеры.

Обработка результатов методики проводилась по авторским критериям: наличие перспективы, ритма изображений, динамики движений персонажей, продуманное расположение на листе, преобразовательный характер творческих решений.

Обработка данных осуществляется по пятибалльной шкале:

1. Низкий уровень (1-2 бала) – отсутствие перспективы, ритма изображений, неприятие задания (не знаю, как рисовать).

2. Средний уровень (3-4 балла) – содержательное выполнение рисунка. Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов.

3. высокий уровень (5 баллов) – использование в рисунке перспектив, передача реальной окраски предметов, верная передача пропорций предметов, передача движения.

Проведя диагностику по методике Владимира Кудрявцева, мы получили следующие результаты, которые отображены в таблице на слайде.

По результатам видно, что уровень развития композиционных умений в рисовании у большинства детей находится на низком уровне.

Вторая методика: методика наблюдений за проявлением композиционных умений в сюжетном рисовании.

Цель: выявление уровня сформированности композиционных умений ребёнка в рисовании.

Обработка результатов методики проводилась по уровням развития композиционных умений в сюжетном рисовании, отображённых на слайде ранее (11). (Таблица 4).

В результате обследования детей по методике наблюдения были получены следующие результаты, которые представлены на слайде.

По итогам двух методик были сделаны следующие выводы:

- у большинства обследованных старших дошкольников не сформированы композиционные умения в рисовании;

- при решении изобразительных заданий в рисовании дети теряются, не могут выйти за пределы предложенных ситуаций, так как не владеют свободно изобразительными умениями и навыками.

Таким образом, общие итоги диагностики композиционных умений показывают необходимость проведения формирующей работы в этом направлении.

С целью формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста была разработана система занятий по рисованию, которая представлена на слайде.

В неё вошла, согласно ФГОС, система интегрированных занятий, преследуемые разные цели обучения приёмам сюжетного рисования для формирования композиционных умений.

В связи с теоретическим анализом проблемы формирования композиционных умений, были поставлены следующие задачи:

- всестороннее развитие личности ребёнка, развитие любознательности как основы композиционных умений дошкольников;

- формировать композиционные умения через специальные игры, упражнения, приёмы фантазирования;

- поддерживать уверенность детей в своих силах и способностях, создавать условия для их актуализации.

Занятия проводили 1-2 раза в неделю, длительностью 25-30 минут. Структура занятия с испытуемыми могла быть гибкой и изменяться от целей задач, но обязательно включала в себя три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть – каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь создавалось эмоциональное настроение у детей, объяснялся новый материал.

В основной части выполняли задание, а при необходимости помогали советом и проводили индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводили итог занятия, анализировались работы.

В ходе занятия были использованы такие методы и приё мы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Выявленные на заключительном этапе особенности влияния занятий по сюжетному рисованию на уровень развития композиционных умений детей доказали их эффективность.

Проведение диагностики по методики Владимира Кудрявцева показало, что полученные результаты стали качественнее и по содержанию и по оригинальности рисунков. Результаты вы видите на слайде.

Из таблицы видно, что уровень развития композиционных умений у всех детей находится после заключительного этапа на высоком и среднем уровне, на низком никто не остался.

Динамику сформированности композиционных умений по методике наблюдения можно увидеть в данной таблице.

Сопоставление результатов начального обследования с данными контрольной диагностики показало, что у детей в процессе формирующей работы, благодаря проведению занятий по сюжетному рисованию, раскрылся творческий потенциал: произошла динамика композиционных умений в сфере рисования.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочу сказать, что в процессе опытно-практической работы было установлено, что иллюстрация в совокупности с текстом литературного произведения способна быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество.

Проведённое исследование показало, что составленная система занятий по сюжетному рисованию может влиять на уровень развития сформированности композиционных умений детей 6-7 лет, и позволила в целом повысить их уровень. Дети в процессе создания композиций в сюжетном рисовании стали более раскрепощёнными в выборе цветовой гаммы работы, начали смелее трактовать образы, самостоятельно продумывать композицию, смелее использовать разнообразные способы изображения, более свободно фантазировать, создавать новые образы.

Прикреплённые файлы:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Карма+

+2 Голосовать


Сегодняшний праздник посвящен изящному растению с пушистыми ярко-желтыми шариками цветов. По появлению букетиков с мимозой у прохожих судят о приближении праздника 8 Марта. Цветы мимозы — один из самых.


День бантиков организуется в детских садах по поводу разных праздников. В том числе, конечно же, и в честь Международного женского дня 8 марта. Это единственный и неповторимый в своём роде праздник, но.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методики формирования у дошкольников знаний о средствах выразительности изобразительного искусства.

Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников, он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Художественные натюрморты могут быть доступны эстетическому восприятию детей. Отдельные дети способны воспринимать этот жанр живописи в какой-то мере эстетически, осмысливать и выражать свои эстетические чувства и эмоции.

Книжная графика. Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

Народное искусство. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объем, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) – изобразительные средства – и выразительные средства, связанные с характером образности произведения. Совокупность характерных для определенного вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Основные средства художественной выразительности в рисунке

Линия в рисунке — основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного предмета.

Светотень. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. В зависимости от освещения одни части предмета выявляются лучше, другие менее заметны, так как поглощаются тенью. Предмет по-разному воспринимается при ярком, рассеянном и слабом освещении.

Световые и теневые пятна располагаются по форме предмета. На закругляющихся частях переход от света к тени постепенный, незаметный, через полутона. На предметах, ограниченных плоскостями под углом, границы между светом и тенью резкие.

В понятие светотени входят: свет — наиболее освещенная часть предмета; блик — самое светлое пятно на освещенной части; тень — самая затемненная часть; полутень — место перехода от света к тени. Особенно постепенен переход на округлых частях; падающая тень — тень от предмета на той поверхности, где он расположен; рефлекс — оттенки в теневой части предмета под влиянием цветовых и световых лучей от окружающих предметов.

Фон. Своеобразие графического изображения состоит в том, что рисунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто дается изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т.е. рисунок окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.

Цвет в изо6разительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.

Композиция — это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.

Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию.

Художник уделяет большое внимание композиции. В предварительной работе над раскрытием содержания картины он делает ряд эскизов, набросков в поисках такого построения произведения, которое бы наиболее совершенно отвечало задуманному.

Перспектива помогает правильно изобразить предмет. Это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, расположение его в пространстве при изображении с определенной точки зрения.

Перспективное изображение включает два понятия: линейную перспективу и воздушную. Линейная перспектива — построение кажущихся изменений предмета в связи с его положением (фас, сбоку, три четверти поворота и т. п.) и уменьшение размеров с удалением предмета, расположение его в разных планах на листе. Воздушная перспектива — изменение в связи с удалением четкости очертаний, видимости деталей, яркости цвета.

Характеристика методов обучения изобразительному искусству

Методы обучения - это методы, с одной стороны, преподавания, а с другой — учения; система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность дошкольника, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения; модель единой деятельности преподавания и учения, направленной на передачу и усвоение обучающимися определенной части содержания образования.

Метод художественного анализа - используются приемы расчлененного показа - анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество.

Структурный анализ – это анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ, художественный анализ и восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию.

Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что картина анализируется параллельно с процессом восприятия на занятиях изобразительного искусства. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, педагог обучает дошкольника "смотрению".

Искусствоведческий рассказ взрослого - приемом ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

О чем написана картина;

Что самое главное в картине (выделить композиционный центр, как оно изображено (цвет, построение, расположение);

Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);

Что красиво показал своим произведением художник;

О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня.

"О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали?" Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства.

Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания. Очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению.

Рассказ педагога идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от картины. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения.

Необходимо применять приёмы, активизирующие мыслительную активность ребенка: являются конкретные вопросы. Постановка вопросов "Что?" и "Чем?" (Что понравилось в картине) позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос "Почему они ему понравились?" нацеливает на восприятие произведения как целостного художественного образа.

Описав изображение, сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т. п.

Прием сравнения , - когда дают ребенку сравнить две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. А затем картины одного художника, но разного колористического решения: "Золотая осень" и "Март" И. И. Левитана. Можно сравнивать по контрасту, настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Учить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.

Прием создания собственной картины по названию , данному художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить.

Мы готовим детей к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов. Важно синтезировать на занятиях использование музыки, выразительного чтения, что усиливает интерес к искусству, обостряет эстетические чувства детей, повышает эмоциональную восприимчивость.

Период дошкольного детства — один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в формировании у них знаний о средствах выразительности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

Воспитатель Панкова О.В.

Энциклопедический словарь юного художника содержит в себе определение: “Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов".

По мнению Коджаспировой Г. М., умение представляют собой подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируется умение путем упражнений, и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки.

В изобразительной деятельности, в том числе рисовании, исследователями Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. выделяются две большие группы умений – изобразительные умения и умения выразительной передачи образа. По определению Г. П. Новиковой изобразительность – это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка. Умения выразительной передачи образа – это освоенное посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. К умениям выразительной передачи образа относятся композиционные умения ".

Основная задача при выборе композиции – стремление добиться такой организации элементов изображения, которая в завершенной отделке поверхности обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись бы главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов изображения используют следующие средства выразительности, правила и приёмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др.

Н.П. Костерин в своих работах выявляет в изображаемых предметах их эстетические качества, внутреннее содержание, выделение главного и характерного с помощью таких выразительных средств декоративной композиции, как ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс.

Ритм. Повтор и чередование фигур называют ритмом.

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов - акцентов и интервалов. Акцент - это повторяющаяся фигура. Цветовое пятно или пластическая форма. Интервал - это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала.

Ритмичность, характер ритма проявляются по-разному: в одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом - через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета; а в третьем - через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.

Ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческим замыслом композиции.

Симметрия - греческое слово, означает "гармонию", "соразмерность". Это тоже общее свойство декоративной и художественной композиций. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы ' в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства.

Асимметрия. Если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.

Равновесие. Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть прежде всего его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями. Если часть рисунка выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных цветов и дает ощущение тяжести, то обе части рисунка образуют неустойчивую композицию, ибо тяжелый компонент будет "перевешивать" легкий; все изображение в целом теряет компактность, цельность и устойчивость.

Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Нюанс. Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете - содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.

В. Б Косминская и Н. Б. Халезова отмечают, что декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией.

Основным композиционным началом украшения предметов служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала – ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) – это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены. В узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нем округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных и животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими, котрастными и мягкими.

В декоративно-прикладном искусстве узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, в треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. В нашем исследовании было уже отмечено, что композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. Опыт показывает, что детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в работах некоторых дошкольников можно встретить и воздушную перспективу. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка, аппликации, лепки. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме. Часто дети в своих работах нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома и т.д.).

Исследователи детского изобразительного творчества Н. П. Сакулина, Г. П. Новикова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма обнаруживаются уже в рисовании детей дошкольного возраста. При этом отмечаются две его формы- в процессе рисования т.е. в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации изображений, придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Одним из важнейших принципов композиции является целостность. Она достигается единством, равновесием связей и отношений как графических структур на холсте (листе бумаги или другой плоскости) так и выразительных средств. Эта целостность продукт деятельности художественного воображения творца. В изобразительном искусстве существуют определенные правила и приемы композиции. Понятно, что дошкольник их не знает, хотя стихийно или в результате целенаправленного формирования может овладеть некоторыми из них, такими как: организация плоскости листа, ритм, симметрия и равновесие, колорит.

Цветовое решение декоративных рисунков также влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок.

Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух - двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными. В этих случаях рисунки представляют собой цветные пятна, не изображающие предметы определенной формы, а передающие лишь простейшие ритмы. В этой связи необходимо отметить такую особенность декоративных рисунков дошкольников, как передача ритма в сочетании с симметрией в композиции. Ритм и симметрия - два принципа построения композиции - обычно тесно переплетаются. Дошкольники шести-, семилетнего возраста, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.

Симметрия в рисунках дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков.

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные. Дошкольники старшей группы в сюжетных рисунках уже умеют располагать объекты изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.

На организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияет и их умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, работать красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. У них постепенно, от одной возрастной группы к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.

Постепенно, от одной возрастной группы к другой, дошкольники в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы. Смысловая связь изображений и выразительность рисунков дошкольников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют рисовать различные объекты действительности. Определенная условность детского рисунка не противоречит правдивости изображения, а лишь ограничивает ее.

Если замыслы у младших дошкольников, как правило, возникают в процессе творческой деятельности, то у детей старшего дошкольного возраста (при условии активного педагогического руководства) они появляются до того, как дети приступают к рисованию. У них есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в процессе создания работы, но этапы выполнения композиции в этом возрасте приближаются к этапам создания картины художником. Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, и педагог руководит, направляет работу. Композиции рисунков весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно, что у старших дошкольников композиция определяется содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего полностью и рационально, правильно. Построение начинается почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.

Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы вне смысловой связи друг с другом. В рисунках же большинства детей смысловая связь ясно видна; у некоторых композиции рисунков являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста прослеживается использование таких важных закономерностей композиции, как выделение главного и создание образа. В рисунках старших дошкольников видно применение таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.

Для симметричной композиции характерна статичность. В рисунках асимметричного плана дети стремятся выразить динамику, движение живых существ и различных объектов. Как показали исследования, без руководства со стороны педагогов дети начинают владеть этим навыком только в школе. При условии же активного развития, воспитания и обучения уже в четырехлетнем возрасте они успешно применяют в своих рисунках приемы ритма, симметрии, статики, динамики, равновесия.

Таким образом, дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. Детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Характерным также для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка.

-Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.

-Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка/ И. Я. Богуславская. – СПб: Союз, 2000.

-Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - М.: Российская императорская библиотека, 2010. - 992с.

-Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2012.

-Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка// Вопросы психологии. –1983. –№2.

-Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2012. - №11. - С. 22-23.

-Чернобровкин В.А., Безбородова Ю.М. Развитие художественного интереса и творческих способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста// Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3-4.

-Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995. 189 с.

Композиция существует во всех видах искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и фильмов. Именно композиция всегда определяет качество картины, её успех или неудачу, поэтому любую даже самую маленькую, несложную картинку, мы начинаем с композиции. Композитор сочиняет музыку, а художник сочиняет картину.

ВложениеРазмер
kompozitsiya_v_detskom_izobrazitelnom_tvorchestve.docx 19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Композиция в детском изобразительном творчестве

Композиция есть во всех видах искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и фильмов.

Именно композиция всегда определяет качество картины, её успех или неудачу, поэтому любую даже самую маленькую, несложную картинку, мы начинаем с композиции. Композитор сочиняет музыку, а художник сочиняет картину.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе образующих форму, которая представляет собой некое гармоничное целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, закономерности строения или конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определённые интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Говоря с детьми о композиции, я всегда обращаю их внимание на то, что в основе любой картины (композиции) лежит идея , над воплощением которой мы в дальнейшем и должны работать.

Работая над заданиями, необходимо чётко формулировать композиционные задачи, а не только практические. Например, рисуя пейзаж, можно попросить ребят провести линию, горизонта значительно выше отступив от края листа, чтобы возникло пространство для последующего изображения деревьев, цветов, животных, птиц, грибов и упавших листьев (если мы изображаем осень). Затем можно нарисовать деревья разной высоты с разной шириной стволов и кроны (таким образом, знакомясь с ритмом, одной из композиционных закономерностей).

Правополушарное рисование - это спонтанное, интуитивное рисование, где нет чётких правил, человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции. Отличительной особенностью правополушарного метода рисования является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А затем на фоне уже создаётся композиция.

Правополушарный метод рисования - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому! Благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи. Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии, ведь оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Работая с детьми, учитель не имеет права быть равнодушным и не интересующимся, не имеет права быть неинтересным ученику. Всегда нужно стараться быть способным увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого. Я, как педагог, обязана развивать в своих воспитанниках одаренность, учить их творить, любить и ценить свое творчество и творчество друг друга.

Читайте также: