Технология проектирования педагогического процесса кратко

Обновлено: 08.07.2024

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

  • практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
  • новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
  • прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
  • способнормированияи трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
  • процесс создания и реализации педагогического проекта;
  • специфический способ развития личности;
  • технология обучения.

Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества.
Оно предполагает наличие у педагога

  • совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность,
  • глубокое внимание и наблюдательность,
  • искусство нестандартно мыслить,
  • богатое воображение и интуиция,
  • исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,
  • самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

  • высокая общая культура,
  • гуманистическая направленность,
  • профессиональные знания и умения,
  • творчество и педагогические способности,
  • технологическая компетентность.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

  • целесообразности (по направленности);
  • творчества (по содержанию деятельности);
  • технологичности (по уровню педтехники);
  • оптимальности (по выбору эффективных средств);
  • продуктивности (по результату);

Итак, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

  • диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
  • формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
  • создание образа результата;
  • поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
  • обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
  • комплексная экспертиза результатов реализации проекта

( Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Структура любого проекта включает в себя четыре этапа:
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа:
-исследование (диагностика),
-проблематизация,
-концептуализация,
-целеполагание,
-ценностно-смысловое самоопределение,
-форматирование проекта,
-его предварительная социализация.

2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа:
-уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта;
-пошаговое выполнение запланированных проектных действий;
-коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи;
-получение и внутренняя оценка проектного продукта;
-презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов:
-соответствие результата первоначальному замыслу,
-качество полученного продукта,
-качество совместной деятельности и отношений,
-перспективы использования продукта и развития проекта.

4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа:
-апробация,
-распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности;
-выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).

1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапов исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.

ПРОЕКТ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ ГОУ СОШ № 1945

Название

Основная образовательная программа начального общего образования

В связи с изменением потребностей современного государства и общества, с расширением пространств образовательной деятельности необходимо внести изменения в ООП НОО

Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)

1.Изучить нормативно-правовые документы
2.Разработать планируемые результаты по предметам и классам и системы оценивания планируемых результатов ( предметных и метапредметных)
3.Апробировать ООП НОО
4.Обеспечить реализацию ФГОС через содержание ООП НОО
5.Проанализировать полученные результаты

-квалифицированные педагогические кадры
-взаимодействие с учащимися, родителями, социальными партнёрами
-взаимодействие с органами осуществляющими управление в сфере образования

Материально-техническая база: кабинеты, оборудование, программное обеспечение

Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)

1.Разработать КИМы
2.Формировать портфолио учителя и учащихся

Транслировать опыт по реализации ООП НОО

Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе.

Значение технологии проектирования.
1.исследовательский и практический характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности;
2.осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3.в процессе выполнения проекта формируется социальный опыт, умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4.расширяются социальные контакты, развивается умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5.технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения.

Читайте также: