Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности кратко

Обновлено: 05.07.2024

После революции 1917 года в России и прихода к власти большевиков они начали проводить кардинальные реформы в разных сферах государственной жизни. Эти мероприятия шли в русле их политической программы и имели задачей переустройство многих сторон общественной жизни. Одной из своих задач большевики считали повышение уровня грамотности населения, обучение основам грамоты большей части жителей страны.

Именно для этого с 1919 года началась масштабная кампания, получившая обозначение ликвидация безграмотности, ставшая одним из заметных событий в истории России этого времени.

Масштабы неграмотности населения в начале 20 века

Согласно первой общей переписи жителей Российской империи, состоявшейся в 1897 году и организованной известным ученым и общественным деятелем Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским, в стране оказалось чуть более 21 % людей, освоивших основные навыки грамоты. Этот показатель считался достаточно низким, что особенно заметно становилось при его сравнении с аналогичными данными по европейским государствам.

Это положение дел не устраивало правительство и представителей интеллигенции. Хотя иногда еще звучало мнение, что массовое освоение грамотности крестьянством не нужно ему. Однако в целом преобладал противоположный взгляд на вопрос. В первые годы XX века до начала Первой мировой войны в 1914 году проводились меры по увеличению количества училищ для обучения основам грамотности. Их число возросло за этот период в два раза или даже больше. Большое значение имели церковно-приходские школы. Однако к началу 20-х годов уровень освоения навыков письма, чтения возрос с 21 до 30 %, что считалось неудовлетворительным и требующим исправления ситуации.

ликвидация неграмотности

Декрет “О ликвидации безграмотности”

Еще в самом конце 1917 года при народном комиссариате просвещения был организован особый отдел во главе с Надеждой Крупской, который занимался изучением и выработкой решения вопроса об обучении именно взрослых людей. Разрабатывались специальные педагогические приемы. Особое значение придавалось проведению реформы в области орфографии. Она была подготовлена еще в царской России, но осуществление началось в связи с задержками вследствие революционных событий в 1918 году. Согласно вводимым изменениям, определялись новые, более простые правила написания букв, что должно было также упростить и ускорить процесс обучения письму и чтению.

Реализация кампании ликбеза

В рамках реформы 19 июля 1920 года была учреждена особая Всероссийская чрезвычайная комиссия для борьбы с безграмотностью. Ее члены ездили по территории всего государства, организовывали и проводили процесс обучения. Следует подчеркнуть, что первое время проведения реформы приходилось на годы гражданской войны. Подготовились и выпускались специальные учебные пособия, азбуки именно для взрослых. Нередко приходилось заставлять учиться нежелавших, что было преодолено в целом к началу 30-х годов, когда, как считается, в сознании большинства людей утвердилась мысль о нужности грамоты. Учеба шла сначала в течение 7-8 месяцев, потом стали успевать проходить курс за 4 месяца.

борьба с неграмотностью

Рабочие с предприятий, посещавшие школы, должны были меньше трудиться на своих предприятиях с сохранением довольствия, получаемого как за полный рабочий день. Это правило иногда нарушалось в годы новой экономической политики владельцами предприятий, с чем власти боролись. Прогуливавшие занятия ученики иногда подвергались штрафам, но чаще мерам общественного воздействия через обсуждение их поведения на массовых собраниях.

Учреждались специальные курсы для подготовки преподавателей, которых особенно не хватало в провинциях. В 1928 году состоялся так называемый культурный поход молодых людей из крупных городов в деревни и села для обучения грамоте. В полной мере вся система начального обучения была сформирована к началу 30-х годов.

Зачем все это понадобилось большевикам?

Обращает на себя внимание факт начала поведения всех этих мероприятий в годы гражданской войны, когда еще не был известен исход борьбы. В тяжелых экономических условиях большевики все же проводили намечаемые меры для повышения уровня грамотности жителей. Возникает вопрос, с чем это связано? Почему в таких условиях такое масштабное мероприятие планировалось и реализовывалось в определенных действиях?

ликбез в ссср

Ответ на эти вопросы обычно связывают с программой партии. Большевики, как и многие другие политические партии начала XX века достаточно внимания уделяли ситуации с уровнем грамотности жителей страны. Захватив власть, коммунисты сразу стали проводить кардинальные реформы согласно своей программе. И декрет о ликвидации безграмотности был одной из них. Отмечается, что эта кампания имела тесную связь со всеми другими переменами, вносимыми большевиками. Ведь они говорили о построении нового типа общества, в котором большую роль будут играть новейшие достижения в разных сферах.

Чтобы люди усвоили идеи, которыми руководствовались коммунисты, их нужно было донести до жителей. Для этого они должны были уметь читать и писать, чтобы воспринимать хотя бы элементарные средства ведения пропаганды, например, прочитывали плакаты, периодические издания. Сами азбуки и другие учебные пособия, используемые при обучении в эти годы, содержали тексты пропагандистского характера.

С другой стороны, идея внедрения передовых разработок в разных сферах предполагала осуществление этой программы технически грамотными и подготовленными специалистами. Поэтому для начала нужно было дать начальные знания, умения и навыки, чтобы потом готовить уже специалистов. Впоследствии при проведении индустриализации и других масштабных мероприятий по технической модернизации инфраструктуры, промышленности в них работало большое количество специалистов, получивших первоначальную подготовку в годы кампании по борьбе с безграмотностью.

Почему неграмотность удалось побороть только чрезвычайными мерами?

Действия властей в ходе кампании по ликвидации неграмотности отличались кардинальным характером, сильным напряжением, применением чрезвычайных средств, как, например, принудительное обучение. Сами темпы преподавания, количество привлекаемых работников для этого отличались достаточно высокими показателями. С чем это связано?

Во многом это определялось кардинальным, иногда в литературе говорят о революционном характере этой реформы, как и других мероприятий большевиков, которые занимались переустройством общественной жизни. Такой характер реформы, в свою очередь, как считается в науке, был обусловлен ситуацией с низкими по сравнению с другими европейскими государствами показателями по уровню грамотности жителей. В науке считается, что резкое и в относительно непродолжительные сроки повышение этих показателей достигалось за счет сильного напряжения всей педагогической системы государства.

При изучении первых лет истории советской России обращается внимание на все мероприятия, проводимые большевиками по переустройству государственной жизни. Среди них кампания по борьбе с неграмотностью занимает заметное место и тщательно изучается историками. Это масштабное событие, занявшее более десяти лет и приведшее к сильному изменению педагогической системы в государстве. Эта тема, как и другие мероприятия большевиков, очень остро обсуждается. Как сами проводимые меры, так и их результаты при исследовании требуют тщательного изучения с привлечением разных данных.

Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке. Из многих начинаний первых лет советской власти это оказалось, пожалуй, наиболее рациональным и успешным.

Ликбез


В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в ее личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная еще в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.

Надежда Крупская


Обучение грамоте

Обучение грамоте в деревне Тимошино Егорьевского района Московской области, 1930 год


Долой неграмотность!

Горький и Бедный


Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться.

Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте

Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте, 1921 год

Обучающимся сокращали рабочий день на два часа при сохранении зарплаты и пайка. Нередко руководители предприятий — в особенности во времена НЭПа — не выполняли этих предписаний. На них жаловались. Дело доходило до жестких мер: неуважение к ликбезу приравнивали к контрреволюционной деятельности. Кстати, за прогулы уроков на неграмотного могли наложить штраф. Правда, к столь строгим мерам прибегали нечасто. Другое дело — общественные порицания и агитсуды.


Чтобы система заработала на полную мощность, потребовалось 10 лет. К началу 1930-х в стране появилось массовое педагогическое образование. И это тоже заслуга кампании, которая началась в декабре 1919 года.

Программа чрезвычайной важности

Ликбез


Судьба Просвещения

Цифирная школа в Соликамске

Цифирная школа в Соликамске


Ликбез

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы

К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.

Ликбез переломил ситуацию. Всесоюзная перепись населения 1939 года установила, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет приблизилась к 90%. При этом в среднеазиатских республиках речь шла о первоначальной грамотности, а в России — о достаточно высоком уровне образования.

Ликвидация неграмотности. Ученье свет, а неучёных тьма

Именно в этот день в 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно.

Без грамоты, как в потемках

Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане.

Плакат призывающий к учёбе

Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась.

Грамотными не рождаются, грамотными становятся

Крестьянки учатся грамоте

Программа предусматривала, что в каждой деревне или селе, где неграмотных насчитывалось больше 15 человек, должны были создать специальную школу грамоты (ликпункт), где учили чтению, письму и счёту. Чуть позже обучение получило некоторое дополнение: отныне обучающиеся должны были делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа. Выпускники таких школ должны были разбираться в диаграммах и схемах, а самое главное – понимать основы строительства советского государства.

Школы для неграмотных бесплатно снабжались учебными пособиями и письменными принадлежностями. А те, кто учился в таких школах, имели сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы. Вскоре был напечатан первый советский букварь для взрослых, а также налажено издание массовых букварей и учебных пособий для взрослых на национальных языках. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, узбеки осваивали грамоту на своих языках. Всего букварей на национальных языках было выпущено 40 разновидностей.

Результаты внедрения ликбеза впечатляют. За первые 10 лет кропотливой работы с неграмотностью расстались 10 миллионов человек, но даже и после этого СССР занимал только 19-е место в Европе по уровню грамотности.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь

В 1928 году комсомол начал так называемый культпоход. К обучению неграмотных подключилась общественность. В 1930 году армия культ-армейцев объединяла 1 миллион человек, а их подопечных было 10 миллионов. Главными опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж. Важнейшим фактором для повсеместного распространения грамотности стало и то, что в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Теперь ликвидация неграмотности возлагалась и на местные Советы. В этот период была пересмотрена программа школ ликбеза: теперь она составляла 330 учебных часов. В городе обучение длилось 10 месяцев, а в деревне – 7 месяцев. С изменением общей ситуации в лучшую сторону менялись и акценты в этой работе. Теперь на первое место выходила работа с малограмотностью.

В стране шло массовое обучение

За 16 лет после начала деятельности чрезвычайной комиссии грамоте было обучено 40 миллионов человек. С 1933 по 1937 год только в официальных школах занималось 20 миллионов неграмотных и около 20 миллионов малограмотных. К 1939 году в СССР был достигнут показатель в 90% населения, владеющего грамотой. Одной большой проблемой стало меньше: неграмотные по итогам осуществления массовой программы ликбеза оказались уже в подавляющем меньшинстве.


***
Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное
значение.
Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа
пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло
такой стадии, когда для работы на предприятии требовался
по крайней мере минимальный уровень образования.
Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично
от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая
партия укореняла в массах свои идеалы.
***

Сумасчедчее.. . "В условиях поголовной безграмотности главным из искусств для нас является кино и цирк" (В. И. Ленин)

Большое значение. Население должно было уметь читать лозунги и партийные брошюры, типа переписки Энгельса с Каутским.

Продвинуло страну на ступеньку выше и сделало ее лидером среди мировых держав, не смотря на все войны и разруху за этот период времени.

Огромное! Если учесть, что с 17 по 22 год детей практически совсем не учили, и что для индустриализации были необходимы грамотные рабочие и тем более специалисты, это был вопрос жизни и смерти. До войны этот вопрос решить так и не успели. Отсюда ставка на простую в изготовлении, массовую технику, нехватка грамотных офицеров батальонного и полкового звена, ведь их требовалось десятки тысяч! Отсюда недоверие высшего командного состава к подчиненным. Напомню, что за 10 лет армия выросла с 500 000 до 5 000 000, при том за последние 1,5 года она выросла вдвое, а потом и до 11 000 000 доросла. То же и в промышленности с директрами и инженерами высшего звена!

Читайте также: