Технология организации наблюдений как источника познания окружающего мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относится наблюдение

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитании (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Планирование наблюдений в детском саду – это специально устроенное воспитателями, планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира. Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение имеет опыт и знания малыша. И только правильная и грамотная организация наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться ребенку.

Я, в процессе проведения наблюдений с детьми, соблюдаю следующую структуру или организационно-методическую форму проведения наблюдений :

1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

5. Подготовка и организация наблюдений.

Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы : миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений, которые я использую в своей работе:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Наблюдение проводится мною как с отдельными детьми, так и с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач. Так, в ходе НОД, можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

Как компонент, наблюдение включается и в другие формы работы : НОД, экскурсии, прогулки, акции. Наиболее эффективным вариантом для проведения наблюдений является, конечно же, прогулка.

Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов, мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. Каждый воспитатель, пользующийся картотекой, имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Огромную помощь в закреплении результатов наблюдений, запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, таблицы. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей и дневников наблюдений развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Кроме дневников наблюдений я в своей работе использую календари – ширмы, в которых фиксируются не только изменения объекта наблюдения, но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. можно проследить собственно экологические связи.

Результаты наблюдений находят отражение в детских рисунках, аппликациях, поделках. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей.

Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми планируем.

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является.

Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения за явлениями природы в сентябре. 1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение.

Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать.

Тайны окружающего мира. Мои наблюдения

Тайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Н. Н. Поддьяков. Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий нас мир велик и разнообразен. «Человек стал человеком, когда услыш.

это непосредственное, планомерное, целенаправленное чувственное восприятие пр.

это непосредственное, планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств c целью его познания. это главный научный метод изучения природы, с помощью которого учащиеся готовятся к более сложным научным исследованиям. целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение - это В.А. ГЕРД (1841 – 1888) К.Д. УШИНСКИЙ (1823 – 1871) В.В. ПОЛОВЦОВ (1862 – 1918) А.Н. БЕКЕТОВ (1825 – 1902) Познание - это это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Виды наблюдений В классе За явлениями неживой природы За объектами неживой п.

Виды наблюдений В классе За явлениями неживой природы За объектами неживой природы За объектами живой природы На природе Фронтальные Индивидуальные Групповые

Содержание наблюдений за природой в начальной школе 1. Наблюдения за солнцем.

Содержание наблюдений за природой в начальной школе 1. Наблюдения за солнцем. 2. Наблюдения за погодой . 3. Наблюдения за фоpмами повеpхности и полезными ископаемыми. 4. Наблюдения за почвенным покровом. 5. Наблюдения за водоемами. 6. Наблюдения за растениями и животными. 7. Наблюдения за человеком. 8. Наблюдения за природными комплексами.

Наблюдения Кратковременные Длительные

Наблюдения Кратковременные Длительные

Место проведения наблюдения 1.Наблюдения из окна 2. Наблюдения в естественны.

Место проведения наблюдения 1.Наблюдения из окна 2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях 3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком 4. С помощью телевидения, Интернета, видеопрограмм

Методические требования к организации наблюдений младших школьников Л.Ф. Мел.

Методические требования к организации наблюдений младших школьников Л.Ф. Мельчаков (1914-1999): учет психологического уровня развития детей; организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения; последовательность в выработке умений наблюдать; показ практической значимости наблюдений; необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы; определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе); систематизация содержания наблюдений.

Основные правила проведения наблюдений. А Любен Начинать наблюдения с естеств.

Основные правила проведения наблюдений. А Любен Начинать наблюдения с естественных тел родины и кончать телами отдаленных стран. Выбирать по преимуществу тела, характерные по своему строению или другим особенностям, познакомить детей с телами, имеющими практическое значение. Начинать наблюдения с тел природы, наиболее доступных для ребенка. Выбирать тела так, чтобы ученик видел в каждом курсе нечто целое, а в следующем – развитие предыдущего. Начинать с наблюдений за отдельными телами, а потом подводить детей к обобщению. Давать учащимся естественные тела в руки, чтобы они рассматривали их собственными глазами, сами описывали и группировали. Возобновлять сделанные наблюдения как можно чаще. Приучать детей наблюдению природы.

Подготовительный этап Концентpация внимания на наблюдаемом объекте Исследова.

1. Подготовительный этап Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюде.

1. Подготовительный этап Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.

2. Концентpация внимания на наблюдаемом объекте Произвольное внимание требует.

3. Исследование наблюдаемого объекта Исследование объекта или явления осущест.

3. Исследование наблюдаемого объекта Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Далее следует анализ наблюдаемого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. Затем следует интерпретирующее исследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.

4. Заключительный этап. Подведение итогов и закрепление полученных представле.

4. Заключительный этап. Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений Объекты природы Яв.

Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений Объекты природы Явления природы Название объекта Название явления Внешние признаки объекта Внешние признаки явления. Количественная оценка явления Местонахождение объекта, условия существования (обитания) Условия, при которых протекает явление. Функциональные свойства объекта (жизненные проявления) Сущность явления, механизм его протекания. Связь объекта с окружающими условиями (с другими объектами) Связь данного явления с другими. Причины происхождения явления Значение объекта в природе и жизни человека Примеры использования явлений человеком Способы охраны объекта Способы предупреждения вредного воздействия явления.


1. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 36-40.

3. Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края //Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 92-95.

4. Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Владикавказ, 1997.

5. Тимошкина Н.В. Решение познавательных задач на уроках окружающего мира //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 71-76.

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

Понятие метод (греч. metodos), обозначающее в широком смысле путь, способ исследования или познания, наполнено разным содержанием.

Методы бывают: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами. Особое значение наглядные методы имеют при изучении окружающего мира.

Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.

Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы. Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.

Наблюдение – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.

Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.

Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.

Еще одним важным условием является соблюдение этапов наблюдения:

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.

После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести следующие:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения [1,2].

Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников.

Одним из таких способов формирования умения наблюдать является составление плана, программы наблюдений. На одном из уроков учащимся ставится задача: рассказать о домашнем животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (размер, особенности строения головы, туловища, стоячие или висячие уши, наличие хвоста, короткая или длинная шерсть и т.д.).

Примерная схема наблюдения животного.

  1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
  2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.
  3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.

Этот же подход можно использовать и при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.

Примерная схема наблюдения растения.

  1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.
  2. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
  3. Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).

Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

В истории развития методики естествознания наблюдениям уделяли большое внимание К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, А. Я. Герд и др. Методисты подчеркивали, что необходимым является такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Обосновывая таким образом принцип наглядности обучения, ученые говорили о необходимости проведения наблюдений на уроках и о важности наблюдательности как качества личности.

Так, Александр Яковлевич Герд не только выдвинул наблюдение как важнейший метод познания природы, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям.

Вслед за Ушинским Д.Д. Семенов и А.Я. Гердом доказывали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями. т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.

Наблюдение — это целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений природы с целью формирова­ния правильных представлений и понятий, умений и навыков. В процессе наблюдения выделяют общие и от­личительные признаки, устанавливают закономерности и на ос­нове этого делают определения, выводы и обобщения.

Правильно организованные наблюдения способствуют:

- сформированию правильных представлений и понятий об окружающей действи­тельности;

- формированию основ материалистического миро­воззрения (убеждают детей в материальности мира, постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего про­исходящего в природе);

- формированию наблюдательности, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытли­вости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями;

- воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дис­циплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, спо­собствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выра­ботке у учащихся умения работать систематически, развивать инициативу и самостоятельность;

- развитию навыков самостоятельной практической деятельности: пользование некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером), оформление записей о погоде и др.;

- развитию логического мышления, устной и письменной речи младших школьников.

Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюде­ние, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационны­ми объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследователь­ского характера, связанные с различными практи­ческими работами и опытами.

Можно выделить следующие основные объекты для наблюде­ния в начальных классах: систематическое наблюдение за солн­цем, его высотой и на этой основе за продолжительностью дня; за погодой, характером ее изменений в течение суток и по време­нам года; наблюдения за сезонными изменениями травянистой, кустарниковой и древесной растительности; за жизнью домаш­них и диких животных; за трудом детей и взрослых в городе и селе. Некоторые наблюдения предполагают использование приборов: термометра, анемометра (Анемо́метр (от греческого анемос — ветер, и метрео — измерение) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной (или лопастной) вертушки укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.), барометра-анероида (прибор для измерения атмосферного давления, тип барометра, действующий без помощи жидкости), снеговой рейки и т.д. В начальной школе, когда дети еще не владеют приемами работы с приборами, необходимо обеспечить их поэтап­ное формирование.

Наблюдать можно не только объекты и явления в есте­ственной среде, но и их отражения и изображения в раз­личных средствах обучения: картинах, фотографиях, объ­емных моделях, слайдах и кинофильмах.

Виды наблюдений

Наблюдения классифицируются по различным основаниям.

А) По содержанию выделяют -) наблюдения за живой и неживой природой; - наблюдения за трудовой деятельностью человека.

Среди них выделяют:

- метеорологические (за погодой);

- фенологические (сезонные явления в жизни растений и животных);

- биологические (строение, рост, развитие растений; строение и жизнь животных, построение тела человека, некоторые функции его органов, гигиена).

Б) По продолжительности и частоте наблюдения бывают:

- кратковременные (чаще проводятся на уроке или экскурсии и имеют целью восприятие какого-либо предмета; например, наблюдение за строением какого-либо растения или животного, повадками животных и т.д.);

- длительные (проводятся преимущественно во внеурочное время и охватывают ряд явлений, которые разделены промежутками времени, но составляют единый непрерывный процесс; например, наблюдения за ростом растений, изменением окраски листьев на деревьях, набуханием почек и появлением листьев, развитием растений из семян и т.д.);

- систематические (проводятся несколько раз в течение периода обучения и делятся на: ежедневные (например, за погодой); и периодические (раз в месяц, сезон, например, за высотой солнца, продолжительностью дня и ночи, сезонными изменениями в жизни растений и животных и т.д.).

- эпизодические (проводятся один раз за весь период обучения в начальной школе).

В) По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длитель­ные и кратковременные) и фронтальные.

Г) В зависимости от основной дидактической цели наблюдения бывают:
- для общего знакомства с объектом;

- с целью ознакомления с его составными частями (определяется цвет, размер, форма, функции частей изучаемого объекта; например, у растении – листья, стебель, цветы, плоды; у животного – голову, туловище, конечности и т.д.);

- с целью сравнения изучаемых объектов природы (сходство и различия).

Все виды наблюдений взаимосвязаны. Чаще всего разные виды наблюдений идут один за другим.

Читайте также: