Технологии проектной деятельности в школе авторы

Обновлено: 17.05.2024

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Ц ель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

· позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

· развивать у каждого позитивный образ себя и других;

· развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы .

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

· самостоятельную деятельность ученика;

· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Авторы технологии проектной деятельности

Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чем же суть проектного обучения?

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Цели использования проектной технологии

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Типология проектов

Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

Подготовка детей к проектной деятельности

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.

1) Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации « дефицита информации или способов действий);

- умение управлять голосом ( говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе рабы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

3) Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Организация проектной деятельности младших школьников

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человечеству отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организуя доступ к информационным ресурсам, даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:

ЗАДАЧИ: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

МЕТОДЫ: виды деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:

- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.


В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача воспитателя — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения школьников. И одной из наиболее эффективных технологий, стала проектная деятельность.

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Цель данной технологии развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (для решения проблемы ученику необходимо приложить полученные знания).

Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе — запрещено.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
  2. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  3. Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
  4. Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

− Исследовательский проект — по структуре напоминает научное исследование, успешно использован учителями нашей школы.

− Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

− Творческий проект— предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, успешно используется во внеклассных общешкольных мероприятиях.

− Ролевой проект.

По характеру контактов проекты бывают:

− Региональные (в пределах одной страны),

По продолжительности проекты делятся:

Мини-проекты — могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации — в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты — выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты — могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл — от определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время. В нашей школе действуют годичные проекты по параллелям:

  1. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. — М., 2005.
  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
  2. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. — М., 2004.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале.

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Одним из таких методов является метод проектов. Всякий ребёнок рождается исследователем.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа. Организация проектной деятельности на уроках литературы.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок.

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс.

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное

метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод

проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Организация проектной деятельности в системе школьного.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : Технология проектной деятельности в начальной школе .

Автор : Филатова О . Б .

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели . Теперь в начальной школе ребенка должны научить , не только читать , считать и писать , чему и сейчас учат вполне успешно . Ему должны привить две группы новых умений . Речь идет , во - первых , об универсальных учебных действиях , составляющих основу умения учиться : навыках решения творческих задач и навыках поиска , анализа и интерпретации информации . Во - вторых , речь идет о формировании у детей мотивации к обучению , о помощи им в самоорганизации , саморазвитии и социализации . Ни для кого не секрет , что обучающиеся не могут применять на практике , имеющиеся знания . Например , рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате .

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность .

Метод проектов - один из немногих методов , выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир . Данный метод способствует актуализации знаний , умений и навыков ребенка , их практическому применению во взаимодействии с окружающим .

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых , позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе . Является технологией , обеспечивающей рост личности ребенка , позволяет фиксировать этот рост , вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту .

Проектная деятельность может быть эффективно использована , начиная с начальной школы , при этом , не заменяя традиционную систему , а органично дополняя , расширяя ее .

Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов , вытекающих из тех или иных жизненных задач . От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других . Чтобы добиться успеха , ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу .

Идеальным считается тот проект , для исполнения которого необходимы различные знания , позволяющие разрешить целый комплекс проблем .

I. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого - физиологические особенности младших школьников .

II. Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием . Поэтому значительная часть учебного времени , отведенного на повторение и закрепление изученного материала , может быть использована для организации проектной деятельности .

III. Проблема проекта , обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу , должна находиться в зоне ближайшего развития .

IV. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками .

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий , завершающийся созданием творческих работ ( проект - это то , что мы делаем ). ( А . В . Горячев )

Цель и учебные задачи работы над темой в проектной деятельности .

Цель : Формирование образовательных компетенций учащихся начальной школы ( информационных , проектировочных , коммуникативных , креативных и др .) через их включение в технологию проектной деятельности .

1. Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения :

- воспитание чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России , формирование ценностей многонационального российского общества ;

- формирование уважительного отношения к иному мнению , иной точке зрения , культуре других народов ;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения ;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки , принятые решения , выполненный творческий продукт ;

- формирование эстетических потребностей ;

- развитие этических чувств , доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости ;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях .

2. Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения :

- развитие умения работать с информацией ( сбор , систематизация , хранение , использование );

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью ( т . е . формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений , которые возникли в ходе коммуникации .);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации ( в справочниках , энциклопедиях , сети Интернет и др .);

- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера ;

- развитие операций мышления : сравнения , сопоставления , выделение лишнего , анализа , синтеза , обобщения , классификации и др . ( познавательные УУД )

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности ;

- формирование умения планировать , координировать , контролировать и оценивать свою деятельность ;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии ( регулятивные УУД )

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах ;

- формирование умения слушать и слышать собеседника , вести диалог , излагать свою точку зрения и аргументировать ее ;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах , парах сменного состава на основе сочетательного диалога ( вход , поддержание , выход , учет результатов );

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения , распределять роли и функции совместной проектной деятельности ;

- формирование умения работать в подготовленной предметно - развивающей , информационной среде и осуществлять осознанный выбор ( выбор партнеров , источников информации , выбор материалов , инструментов , текстов , разноуровневых карточек , видов и типов проектов , форм презентации и др .) ( коммуникативные УУД ).

3. Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения : включены в программу по предметным областям .

Этапы проектной деятельности .

Для начальной школы , исходя из новых ФГОС , наиболее подходящей является технология А . В . Горячева :

Выбор темы ( далее выбор аспектов данной темы ).

Сбор сведений ( сбор , систематизация , хранение информации по теме ).

Презентация ( защита проектов ).

Оценивание проектной деятельности .

Этапы работы над проектом :

Выбрав тему в сотворчестве с учащимися , учитель составляет её матрицу , фиксируя предполагаемые проекты для раскрытия темы и намечая источники информации ( учебные и внеучебные ).

Такого же принципа будем придерживаться и в работе над темой .

чтение и русский

Сбор , систематизация и хранение информации по теме .

Исторический аспект ( тема в разные времена )

( тема в странах , на континентах ,

у разных народов ). Тема в фильмах Тема в сказках

Тема в живописи

история кораблей в нашей стране

кто работает на кораблях , и что они делают ( капитан , боцман , матрос , штурман , кок и т . д .)

ориентация в море ( карта , компас , солнце , звёзды )

изготовление кораблей ( как и из чего ?)

корабельные языки ( флаги , азбука Морзе )

корабельный словарик ( значение слов : компас , камбуз , оверкиль и т . д .)

экологический аспект ( нефтяные танкеры , атомные подлодки )

корабли в искусстве ( стихи , рассказы , песни , картины ,

мультфильмы и худ . фильмы ).

В последующем учащиеся , обращаясь к различным источникам информации , собирают интересующие сведения , фиксируют их в виде записей , рисунков и готовят к использованию в проектах . Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации , её хранение и рациональное использование . В качестве различных источников информации могут выступать :

объекты ( книги , фильмы , интернет )

организации ( музеи , библиотеки , предприятия )

мероприятия ( походы , экскурсии и др .)

люди ( родители , специалисты в различных областях )

Выбор и реализация проектов

Учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов . При этом он знакомит их с множеством проектов , которые позволяет выполнить изучаемая тема , оставляя , однако , детям возможность самим придумать свои проекты . Важно , чтобы в любой момент в классе выполнялись параллельно несколько творческих работ . Составляя список проектов , надо ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разные виды деятельности .

Желательно , чтобы выбранные проекты начальной школе были :

- по количеству участников

Индивидуальные ( получаемый продукт - результат работы одного человека ), впоследствии из таких личных изделий ( материалов ) можно простым объединением сделать коллективный продукт .

Групповые ( работа в малых группах - выставки , ярмарки , сценки , макеты , коллажи , игры , сборники стихов и . т . д .)

Коллективные ( получаемый продукт - результат деятельности всего классного коллектива : концерт , праздник , спектакль с общей подготовкой и репетициями и др .).

Интегрированные ( используются знания из различных областей ; интеграция - от латинского INTEGRATIO- восстановление , восполнение , объединение в целое . Означает связь , согласованность между предметами и явлениями , установление причинно - следственных связей ).

Монопредметные ( в рамках одной предметной области – монопроекты ).

План урока – проекта ( монопроекта ):

а ). Актуализация знаний .

б ). Постановка проблемы исследования ( знание – незнание ).

в ). Выдвижение гипотез ( предположений ).

г ). Работа в группах , парах ( подтверждение или опровержение гипотез ).

д ). Защита гипотез по направлениям ( аспектам ) темы ( презентация продукта ).

е ). Общие выводы .

Б ). Социальными ( по определению Г . М . Беспаловой социальный проект – вид социального проектирования , наиболее сложная форма организации социального действия ; примеры социальных проектов : день здоровья , фильм о классе ( школе ), авторская еженедельная газета , детское адвокатское бюро , детский парламент и др .)

Читайте также: