Чем был вызван интерес пушкина к истории пугачевского восстания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Шикарная статья, но есть два больших "НО"! Во первых: сие произведение не есть миниатюра, как заявлено автором. Во вторых: ежели бы ты вник в вопросы денежного обращения, то знал, что не было никогда и нигде никаких "пугачевских" денег! Ни в единичном экземпляре, ни, тем более, в бочках! И, паче чаяния, с латинским девизом (сам же пишешь о том, что "прелестные письма" на языках иностранных не для казачества предназначались!)! Сей казус профессор Спасский когда-то очень точно назвал "усердием не по разуму"! Не было у безграмотного казака Емельки ни времени, ни даже мысли собственные деньги чеканить! Да и денег на то не было! А расплачивался он за труды воинства своего пятаками ЕИВ матушки Екатерины II, потому как серебро и злато дворяне прятали, а то что найдено было, так то сподвижники его прикарманивали! И, на счет Пушкина, советую почитать на Прозе Владимира Блеклова. Очень толковый и достойный автор!

Глеб, а как же слова самого Емельяна о бочке с медными деньгами? Ты не обратил внимания на то, что в статье позицию Пушкина подтверждают слова Пушкина, а Пугачева - сам Пугачев?

Почитал Блеклова. Я подтверждаю свои выводы подлинными словами самих персонажей статьи. О утверждает свои выводы, не утруждая себя поиском реальных подтверждений.

Я же тебе написал, что да, были бочки с медными екатерининскими пятаками! Но екатерининскими! Технологически процесс чеканки монеты сложен даже в наше время, а уж если говорить о XVIII веке, то и подавно! Все муляжные монеты лже-Петра III являют собой антикварные подделки века XIX.

Я проверил информацию и скорректировал текст. Спасибо, Глеб.

Молодец! Перечитал. Так, несомненно, лучше!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Дело в том, что восстание Пугачёва на самом деле имело не одно "двойное дно", и Пушкин, как человек сенситивный, не мог этого не понимать.

Во-первых, это восстание стало последним всплеск начавшейся веком ранее борьбы староверов с официальным "православием". По сути староверчество было синтезом христианства и исконного русского язычества. Официальное же православие после никоновской реформы представляло собой слепок с греческой ортодоксии, лишенный национальной русской самобытности. Не секрет, что именно в казачьей среде, в Поволжье и Сибири было много староверов, взгляды которых были близки к идеологии европейских протестантов. Кто знает, если бы не никоновская реформа, возможно, капитализм пришел бы в России существенно раньше.

Во-вторых, по большому счету Екатерина, будучи узурпаторшей, к тому же германского происхождения, фактически ознаменовала собой окончательную утрату национального суверенитета русским народом. Процесс начался с Петра, после подавления Пугачёва он фактически завершился и вплоть до 1917 г. в России простой народ и элита говорили на разных языках, причем до середины 19 века в буквальном смысле - сначала на немецком, а потом на французском. Если уж мы говорим о татаро-монгольском иге, то период 1700-1917 гг. можно назвать европейским игом в истории нашей страны.

В-третьих, Пугачёвское восстание пытались активно использовать внешние игроки, прежде всего Польша (не секрет, что в штабе Пугачёва работали польские офицеры). Удайся поход Пугачёва - и вместо разделов Речи Посполитой не исключен был раздел "русского наследства", наподобие имевшего место в Смуту начала 17 века.

Так что как ни крути, а восстание Пугачёва было событием крайне важным в истории России. Да и от Пушкина его отделало всего 50 лет - события ещё были свежи в памяти.

ну, во-первых, это самое исторически для него близкое масштабное событие, бунт против самодержавия как бы. не про декабристов же писать, да и не дали бы. а тут Великую Екатерину подал в выгодном свете.

после его беседы с Николаем о симпатиях к декабристам царь остался довольным искренностью Пушкина, вот он и осмелился. написано здорово.

во-вторых, подать тему через сюжет с любовью и страстями оч.заманчиво и наверняка было чрезвычайно читаемо, а ему вечно не хватало денег.

исторической литературы тогда было оч.мало, ее давили и не пущали

Мне бы хотелось в первую очередь обратить внимание, на обычную романтическую привлекательность образов великих смутьянов, разбойников и революционеров, чей мятежный дух всегда притягивает и завораживает, особенно людей творческих, для которых эмоциональная подоплека событий необычайна важна. Пушкин живо интересовался события и восстания Пугачева и историей Стеньки Разина, тем более, что нечто подобное происходило прямо на его глазах - крестьяне продолжали бунтовать, помещиков жгли и убивали, а на усмирение бунтов посылалась армия. Только масштаб крестьянских выступлений в начале 19 века не дотягивал до восстания Пугачева. Вот как описывал события тех лет сам Пушкин:

FaFoHFpd9WO0dFMu69XVV0VtXEOI81.jpg

Видно, что Пушкин не симпатизировал бунтовщикам и не одобрял их жестокости, поэтому Пушкин не собирался писать про Пугачева как про народного героя, и в "Капитанской дочке" он и не предстает героем. Поэт писал про человека, обуреваемого страстями и эмоциями, человека который ищет истину, ищет справедливость, но при этом бредет в потемках. С этой точке зрения лучше понимаешь противопоставление образа Пугачева и Гринева. Первый так и остался блуждать в потемках, второй вышел к свету, нашел свой путь в жизни.

Дело в том, что Пушкин был персональным писателем царской семьи Романовых и выполнял специфические задания по фальсификации истории Русской империи. Сегодня стало известно, что Романовы пришли к власти в результате военного переворота и в качестве условия для помощи при захвате власти раздробили Великую империю, которая занимала 7/10 поверхности планеты. Стенька Разин, Емелька Пугачёв и другие "бунтари", конечно же, имели другие имена и носили княжеский титул. Сибирское княжество в попытке восстановления империи и уничтожении клана узурпаторов Романовых потерпело поражение. А.В.Суворов жестоко подавил восстание, причём настолько жестоко, что применил термическое оружие. Не секрет, что современная сибирская тайга - результат искусственного насаждения и на всём своём протяжении имеет возраст не более 250 лет. Фактически Европа всего лишь 400 лет вылезла из-под Руси и до сих пор ненавидит Россию как может ненавидеть раб своего хозяина, внезапно получив свободу.

Как Пушкин писал историю Пугачёвского бунта

От Петра к Пугачёву

Материалы для своей будущей книги Пушкин начал искать в библиотеке Эрмитажа и в архивах в 1832 году, но вскоре его заинтересовали события восстания под предводительством Емельяна Пугачёва во времена Екатерины II. Пушкина заинтересовал приговор о смертной казни Пугачёва и его сообщников, вызвала интерес и биография Михаила Шванвича – дворянина, перешедшего на сторону восставших.

От задумок до исполнения замысла пришлось пройти длительный путь. Пушкин понял, что создать яркое художественное произведение о времени Пугачёва без тщательного изучения источников невозможно. Работа шла тяжело, хотя по историческим меркам события восстания были совсем недавние. И, самое главное, нельзя было забывать, что Екатерина II приходилась царствующему Николаю I бабушкой. Творить поэту-историку приходилось с оглядкой на цензуру, да и на окружение, с которым приходилось сталкиваться поэту каждый день. Ведь вокруг были дети и внуки участников тех событий.

Поездки на места событий

Далее неутомимый путешественник посетил Симбирск, Оренбург, Уральск. В этой части поездки поэта сопровождал его друг Владимир Даль.

В печать…



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. сравним образ Емельяна Ивановича Пугачёва в обоих произведениях;

3. выясним отношение автора к народному восстанию.


В 1833 г. поэт получает разрешение на четырёхмесячную поездку по местам пугачёвского восстания (Оренбургской и Казанской губерниям). Там Пушкин собирал данные, опрашивая ещё живых стариков-свидетелей. Вернувшись в Болдино, он начал работать над ”Историей Пугачёвского бунта”.


Но одного только документального исследования Пушкину было недостаточно. Теперь он решил написать художественный роман с захватывающим сюжетом на тему Пугачёвского восстания. В том же 1833 году было написано одно из лучших прозаических произведений Пушкина – ”Капитанская дочка”.


Изображение пугачёвщины в повести должно было явиться предостережением для дворян, которые не желали облегчать жизнь крепостных.

Однако Пушкин в своём сочинении не пытался смягчить картины жестокостей восставших.

Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни проходили каждый день. Овраги возле Берды были завалены трупами . страдальцев.

Из города погнали пленных и повезли добычу. Башкирцы, несмотря на строгие запрещения Пугачёва, били нагайками народ и кололи копьями отстающих женщин и детей.

При этом он не пытался обелять и государственных военачальников.

Кровопролитие было ужасно. В одной крепости пало до тысячи трёхсот мятежников.

Основную причину восстания – жестокое угнетение дворянством простого народа – Пушкин в своём труде полностью не раскрывает. Однако читатель хорошо понимает её.




Нет, Пугачёва мы видим глазами простого и честного дворянина. Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёва.

Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в чёрной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица.

Вторая встреча с Пугачёвым происходит уже во взятой им Белгородской крепости. Гринёв, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачёв милует Гринёва поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьей встречи Пугачёв раскрывается до конца. На казачьем пиру Гринёв замечает, что черты пугачёвского лица скорее приятны и совсем не свирепы. Там же он слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"). И догадывается, что в сюжете этой песни проступают черты судьбы самого крестьянского вождя.

Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял. Но надеется: "А разве нет удачи удалому?" Утром он не только принимает "счёт", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и дарит отпущенному Гринёву тулуп. Это уже не просто "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.

Литературный образ Пугачёва не является копией образа исторического прототипа.

В повести характер Пугачёва сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и "готовности ему помочь". Пугачёв может грозно хмуриться, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

Он показан с разных сторон, в различных ситуациях и всегда непредсказуем.

Пушкин при этом не занимал позиции ни одной из сторон.


Великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал:

Читайте также: