Технологическая карта проекта в начальной школе по фгос о символике рф
Обновлено: 01.07.2024
Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века".
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_nasha_strana-_rossiya.doc | 119.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 83 КБ |
prilozhenie_2.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель: Кюрджиева Наталия Александровна
Предмет: окружающий мир.
Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.
- формировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству;
- формировать интерес и чувство сопричастности к современным событиям и истории России;
- воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.
Формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
1.Регулятивные: развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
2.Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.
Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, листы формата А4 с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, части герба России, клей.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.
Задачи урока
Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.
Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.
Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).
Предполагаемый результат
Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.
Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.
Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Создать эмоциональный настрой.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку
Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку
Личностные:
Регулятивные:
способность регулировать свои действия.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Задаёт вопросы по предложенной ситуации.
- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.
- Какие красоты особенно волнуют поэта?
- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.
Работают с текстом песни.
Высказывают своё мнение.
Формулируют тему урока.
Высказывают свои ассоциации.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Самоопределение к деятельности.
Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
- Как называется то место, где вы родились и выросли?
- А какое определение можно найти в словарях?
- В каких значениях может быть использовано это слово?
- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.
- Это наша маленькая Родина.
Высказывают своё мнение.
Работают со словарём С.И.Ожегова.
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого-нибудь.
- Большая и малая Родина.
Читают стихотворение, анализируют свои чувства.
Личностные:
Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Кто является главой нашего государства?
Организует работу с картой.
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.
Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.
- Покажите столицу нашей Родины на карте.
- Почему нашу Родину называют необъятной?
- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.
- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.
Выдаёт репродукции картин:
Вопросы для работы с репродукциями:
Что вы видите на картине (опишите максимально)?
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
О чём нам хотел сказать художник этой картиной?
Как ему это удалось?
- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
Предлагает поработать в парах.
Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).
Организует работу по учебнику.
Какие государственные символы вы знаете?
- Россия, Российская Федерация.
Один обучающийся работает у доски с картой.
Остальные ребята помогают с места.
Высказывают своё мнение.
Один из обучающихся показывает столицу России на карте.
Высказывают своё мнение.
Дети объединяются в группы.
Представители от каждой группы получают задание.
Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.
многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям.
Регулятивные: научатся формулировать и отстаивать собственное мнение
Познавательные: закрепят навыки поиска и извлечения нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа
коммуникативные: закрепят навык подкрепления изученных положений конкретными примерами
Инструментальный блок
Задачи урока
- в теоретической части: рассмотреть понятия: герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;
- в практической части: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, находить сходства и различия
урок с использованием деятельного метода обучения
Учебно - методический комплекс
Организационно - деятельностный блок
Формы работы
Основные термины и понятия
герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;
Метапредметные связи
история, русский язык, литература
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные действия
Организационный момент:
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о государственных символах России.
Как вы считаете, эта важная тема?
В чем ее важность?
Подготовка учащихся к работе на уроке.
- контроль готовности к уроку;
- обозначение важности темы;
- определение индивидуальных целей и задач;
Формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности
Актуализация знаний (5 мин):
2. Вопросы для беседы:
- Что такое символ?
- Все ли символы одинаковы?
-Приведите примеры символов, которые вы знаете?
- Можно ли одни и те же символы использовать в разных ситуациях?
– Что является символами государства?
– Как выглядят символы нашего государства?
– Какое значение для государства имеют государственные символы? Зачем они нужны?
- Где чаще всего можно встретить государственные символы?
- Давайте вместе сформулируем тему урока
Устный сравнительный анализ, на основе пройденного материала
Формулируют тему: Государственные символы и из значение
Структурирование и систематизация знаний
Развитие навыков индивидуальной работы. Самоконтроль и коррекция
Умение строить высказывание, анализировать ситуацию
Простейший анализ и построение выводов по заданной теме
Постановка учебных задач и целей. (1,5 мин.)
Проблемный вопрос: Может ли государственный символ служить средством передачи информации?
Слушают, размышляют, предлагают идеи
Умение строить высказывание, анализировать ситуацию
Изучение нового материала
Давайте вместе составим план работы на уроке. О чем нам обязательно надо поговорить?
Вопросы для беседы:
– Что такое геральдика?
- Существовали ли гербы в древних государствах? Что на них изображали?
– Где изображают герб РФ?
- Знакомы ли вы с легендой о Георгии Победоносце?
- Какую информацию передает герб?
– Что для страны значит флаг?
- Как выглядит флаг Российской Федерации?
- Почему выбраны именно эти цвета? - Какую информацию передает флаг?
– Что такое гимн? Какие чувства вы испытываете, слушая гимн? Когда исполняется гимн?
- Хорошо ли вы знаете слова российского гимна?
- Что означают строчки гимна? Какую информацию он передает?
Герб и его происхождение
Флаг и его значение
Гимн и особенности текста
Работают с текстом гимна РФ.
Умение размышлять, строить предложение, выделять главную мысль
Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.
Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.
Рефлексия:3 мин
1. Какие символы РФ вы запомнили?
2. Могут ли символы передавать какую-либо информацию?
3. Что сегодня было самым сложным на уроке?
4. Я бы оценил свою работу на…
Формулируют простые аналитические выводы по теме.
Контроль и самоконтроль знаний и психологической атмосферы урока
…Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Все ж недостойное
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
В. А. Жуковский, 1815
(сл. С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), муз. А. В. Александрова)
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев: Славься, Отечество наше
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
Нас вырастил Сталин – на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Счастья народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Мы армию нашу растили в сраженьях.
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Славы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
первое официальное исполнение гимна было по радио в новогоднюю ночь на 1 января 1944 года.
Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 года) (сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: Славься, Отечество наше
свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Из истории российского герба
Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб – специфический исторический источник, изучается дисциплиной геральдикой.
Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…
Государственный герб РФ – золотой двуглавый орел в красном поле. Герб – двуглавый орел достался России в наследство от Византии, после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла.
Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства – состоял из двух основных эмблем: всадника, поражающего копьем змея (с конца XIV в.), и двуглавого орла (с конца XV в.), которые помещались на печатях великих московских князей и царей.
В 1882 году утвержден большой российский государственный герб со множеством геральдических деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с московским гербом на груди. После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы.
Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.
Почему герб так часто меняли?
Нужен ли государству герб? Зачем?
История российского флага
Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем.
Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. Знамя рассматривалось как святыня, то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.
Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли. Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича в 1667 году. Для кораблей необходимы были флаги. 9 апреля 1668 года был издан указ об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, составленные из полученных тканей.
Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.
Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище, хорошо известное европейским революционерам (красное как символ крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи).
Однако, в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном флаге решен быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.
15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага.
Флаг также важен для государства, как герб?
Что означают цвета на флаге?
История российского гимна
Главная причина появления государственных гимнов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.
Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В конце сентября 1943 года появился новый гимн СССР, написанный поэтом С. В. Михалковым на музыку А. В. Александрова. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 года.
Новый гимн СССР – гимн, с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 году.
В 2000 году над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.
Указываются только общие цели всего урока.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Прогнозируемые результаты
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Читайте также: