Технологическая карта проекта в начальной школе по фгос о символике рф

Обновлено: 01.07.2024

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века".

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_nasha_strana-_rossiya.doc 119.5 КБ
prilozhenie_1.doc 83 КБ
prilozhenie_2.doc 116 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: Кюрджиева Наталия Александровна

Предмет: окружающий мир.

Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.

- формировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству;

- формировать интерес и чувство сопричастности к современным событиям и истории России;

- воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

1.Регулятивные: развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

2.Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, листы формата А4 с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, части герба России, клей.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.

Задачи урока

Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.

Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.

Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).

Предполагаемый результат

Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.

Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.

Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Создать эмоциональный настрой.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Личностные:

Регулятивные:

способность регулировать свои действия.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Задаёт вопросы по предложенной ситуации.

- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

- Какие красоты особенно волнуют поэта?

- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.

Работают с текстом песни.

Высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Высказывают свои ассоциации.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Самоопределение к деятельности.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

- А какое определение можно найти в словарях?

- В каких значениях может быть использовано это слово?

- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.

- Это наша маленькая Родина.

Высказывают своё мнение.

Работают со словарём С.И.Ожегова.

Отечество, родная страна.

Место рождения, происхождения кого-нибудь.

- Большая и малая Родина.

Читают стихотворение, анализируют свои чувства.

Личностные:

Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

Организует работу с картой.

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.

Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.

- Покажите столицу нашей Родины на карте.

- Почему нашу Родину называют необъятной?

- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.

- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.

Выдаёт репродукции картин:

Вопросы для работы с репродукциями:

Что вы видите на картине (опишите максимально)?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

О чём нам хотел сказать художник этой картиной?

Как ему это удалось?

- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

Предлагает поработать в парах.

Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).

Организует работу по учебнику.

Какие государственные символы вы знаете?

- Россия, Российская Федерация.

Один обучающийся работает у доски с картой.

Остальные ребята помогают с места.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся показывает столицу России на карте.

Высказывают своё мнение.

Дети объединяются в группы.

Представители от каждой группы получают задание.

Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям.

Регулятивные: научатся формулировать и отстаивать собственное мнение

Познавательные: закрепят навыки поиска и извлечения нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа

коммуникативные: закрепят навык подкрепления изученных положений конкретными примерами

Инструментальный блок

Задачи урока

- в теоретической части: рассмотреть понятия: герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;

- в практической части: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, находить сходства и различия

урок с использованием деятельного метода обучения

Учебно - методический комплекс

Организационно - деятельностный блок

Формы работы

Основные термины и понятия

герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;

Метапредметные связи

история, русский язык, литература

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

Организационный момент:

Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о государственных символах России.

Как вы считаете, эта важная тема?

В чем ее важность?

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- контроль готовности к уроку;

- обозначение важности темы;

- определение индивидуальных целей и задач;

Формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности

Актуализация знаний (5 мин):

2. Вопросы для беседы:

- Что такое символ?

- Все ли символы одинаковы?

-Приведите примеры символов, которые вы знаете?

- Можно ли одни и те же символы использовать в разных ситуациях?

– Что является символами государства?

– Как выглядят символы нашего государства?

– Какое значение для государства имеют государственные символы? Зачем они нужны?

- Где чаще всего можно встретить государственные символы?

- Давайте вместе сформулируем тему урока

Устный сравнительный анализ, на основе пройденного материала

Формулируют тему: Государственные символы и из значение

Структурирование и систематизация знаний

Развитие навыков индивидуальной работы. Самоконтроль и коррекция

Умение строить высказывание, анализировать ситуацию

Простейший анализ и построение выводов по заданной теме

Постановка учебных задач и целей. (1,5 мин.)

Проблемный вопрос: Может ли государственный символ служить средством передачи информации?

Слушают, размышляют, предлагают идеи

Умение строить высказывание, анализировать ситуацию

Изучение нового материала

Давайте вместе составим план работы на уроке. О чем нам обязательно надо поговорить?

Вопросы для беседы:

– Что такое геральдика?

- Существовали ли гербы в древних государствах? Что на них изображали?

– Где изображают герб РФ?

- Знакомы ли вы с легендой о Георгии Победоносце?

- Какую информацию передает герб?



– Что для страны значит флаг?

- Как выглядит флаг Российской Федерации?

- Почему выбраны именно эти цвета? - Какую информацию передает флаг?



– Что такое гимн? Какие чувства вы испытываете, слушая гимн? Когда исполняется гимн?

- Хорошо ли вы знаете слова российского гимна?

- Что означают строчки гимна? Какую информацию он передает?

Герб и его происхождение

Флаг и его значение

Гимн и особенности текста

Работают с текстом гимна РФ.

Умение размышлять, строить предложение, выделять главную мысль

Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.

Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.

Рефлексия:3 мин

1. Какие символы РФ вы запомнили?

2. Могут ли символы передавать какую-либо информацию?

3. Что сегодня было самым сложным на уроке?

4. Я бы оценил свою работу на…

Формулируют простые аналитические выводы по теме.

Контроль и самоконтроль знаний и психологической атмосферы урока

…Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Царство ей стройное,

В силе спокойное!

Все ж недостойное

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

В. А. Жуковский, 1815

(сл. С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), муз. А. В. Александрова)

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Припев: Славься, Отечество наше

Дружбы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил:

Нас вырастил Сталин – на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Счастья народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

Мы армию нашу растили в сраженьях.

Захватчиков подлых с дороги сметем!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведем!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Славы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

первое официальное исполнение гимна было по радио в новогоднюю ночь на 1 января 1944 года.

Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 года) (сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Из истории российского герба

Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб – специфический исторический источник, изучается дисциплиной геральдикой.

Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…

Государственный герб РФ – золотой двуглавый орел в красном поле. Герб – двуглавый орел достался России в наследство от Византии, после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла.

Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства – состоял из двух основных эмблем: всадника, поражающего копьем змея (с конца XIV в.), и двуглавого орла (с конца XV в.), которые помещались на печатях великих московских князей и царей.

В 1882 году утвержден большой российский государственный герб со множеством геральдических деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с московским гербом на груди. После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы.

Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.

Почему герб так часто меняли?

Нужен ли государству герб? Зачем?

История российского флага

Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем.

Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. Знамя рассматривалось как святыня, то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.

Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли. Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича в 1667 году. Для кораблей необходимы были флаги. 9 апреля 1668 года был издан указ об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, составленные из полученных тканей.

Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.

Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище, хорошо известное европейским революционерам (красное как символ крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи).

Однако, в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном флаге решен быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.

15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага.

Флаг также важен для государства, как герб?

Что означают цвета на флаге?

История российского гимна

Главная причина появления государственных гимнов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.

Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В конце сентября 1943 года появился новый гимн СССР, написанный поэтом С. В. Михалковым на музыку А. В. Александрова. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 года.

Новый гимн СССР – гимн, с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 году.

В 2000 году над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.



Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Читайте также: