Содержание деятельности психолога кратко

Обновлено: 28.04.2024

Ученые, работающие в области психологических наук, прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, можно наблюдать уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня появляются многочисленные новые специальности – специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе – от разработки продукта до его реализации. Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов российских вузов, часто не имеющие возможности устроиться непосредственно по специальности, используя знания о человеке, могут устроиться на родственные социономические профессии (менеджер по персоналу, социальный работник, педагог и т.д.). А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов. Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.

Психолог (греч. psycho — душа; logos — знание), специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах. Главная задача психолога - помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Проблемой души интересовались философы древности - Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпцигe в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона гeштальт-психология и многие- многие другие.

В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов, психологи A. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и не безынтересно узнать больше о себе и других людях.

Для нашей страны психология – сравнительно новая специальность. Многие люди не обращаются за помощью к психологу, потому что совсем мало знают об этой службе. Но, тем не менее, уже появляются психологи в школах, в детских садах. Они помогают детям адаптироваться к новым для них условиям, проводят тестирование, определяют готовность ребенка к школе, работают индивидуально с проблемными и трудными детьми. Работают психологи и на отдельных предприятиях, помогая комфортно войти в коллектив молодым специалистам, наладить нормальные отношения между сотрудниками, выявить влияние некоторых факторов труда на психологию человека. Имеются психологи в кадровых агентствах, семейные психологи, клинические психологи. Как видим, эта профессия сегодня очень распространена.

Так что такое работа психолога – призвание или обычные трудовые будни? Наверное, можно ответить, что это – работа. Обычная работа в сфере психологии, куда люди приходят из интереса и остаются по призванию.

Изучив материал из книг, журналов и газет, мы сделали вывод, что профессия психолога появилась очень давно, в этой профессии есть много направлений (организационный психолог, клинический психолог, юридический психолог, психолог в образовании, спортивный психолог, военный психолог, психолог в СМИ, психолог юзабилити), к тому же профессия психолога является очень интересной и творческой, требующей постоянного развития и совершенствования.

Нам удалось узнать о востребованности профессии на рынке труда г.о. Тольятти, выяснили какие учебные заведения обучают данной профессии, а так же мы взяли интервью у Александры Ветошко – психолога города Брест.

Проведя анализ собственных качеств, особенностей, мы можем говорить, что у нас есть желание и возможность стать психологом.

Чтобы получить профессию психолога в нашем городе, нужно окончить высшее учебное заведение. Изучив список заведений по профессии, мы остановили свой выбор на факультете психологии Тольяттинского Государственного университета, а по окончанию университета, надеемся найти работу в родном городе.

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Обратим внимание на некоторые наиболее существенные моменты его деятельности.

Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного и школьного детства. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В содержание работы необходимо включить изучение и развитие способностей, склонностей, интересов детей с учетом особенностей их возраста и специфики образовательного учреждения – детский сад, школа, интернат, детский дом и пр.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый род работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Психологическая профилактика это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.




Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Обратим внимание на некоторые наиболее существенные моменты его деятельности.

Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного и школьного детства. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В содержание работы необходимо включить изучение и развитие способностей, склонностей, интересов детей с учетом особенностей их возраста и специфики образовательного учреждения – детский сад, школа, интернат, детский дом и пр.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый род работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Психологическая профилактика это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

Профессия "психолог": особенности и преимущества специальности

Востребованность в психологах в России растет с каждым годом. Проблемы во взаимоотношениях со второй половиной, трудности подросткового возраста, сезонные депрессии – люди поняли, что эти и многие другие проблемы сложно одолеть без помощи специалиста. Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Личные качества психолога

Проявление искреннего интереса к проблемам клиента и умение уважать человека – ключевые качества психолога. Быть хорошим специалистом ему помогают знания и освоенные навыки.

Толерантность – еще одно качество, которое необходимо при работе с людьми. Психолог ни в коем случае не должен показывать свое раздражение, недовольство человеком. Если вы выбрали эту профессию, но не можете быть спокойными в общении с людьми, необходимо развивать в себе это умение.


Какие качества еще пригодятся психологу:

✎ Умение слушать. Зачастую человеку, обратившемуся за помощью к психологу, достаточно выговориться и услышать слова поддержки.
✎ Эмоциональный интеллект. Это способность понимать природу чувств, быстро находить общий язык с людьми.
✎ Коммуникабельность. Психолог должен быть общительным. Люди не должны чувствовать вашего плохого настроения, утомленности от работы. Если вы не умеете этого скрывать, лучше поменять сферу деятельности.
✎ Умение хранить конфиденциальную информацию. При решении чужих проблем приходится быть в курсе подробностей их личной жизни. Психолог не должен никому о них распространяться.

Специалист по психологии должен уметь находить индивидуальные решения каждой проблемы. Поэтому ему нужно всегда быть готовым обучаться методикам, получать новые знания.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.

Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый вуз определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история

Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих военных или стражей порядка.

В 2022 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)

Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Где искать работу

Какая зарплата у психолога

Зарплата психолога колеблется в пределах 15 – 95 тыс. рублей по России. Ее размер зависит от обязанностей, места и стажа работы.
В регионах специалисты получают 15 – 20 тыс. рублей.
В Москве – 45 – 95 тыс. рублей.
Один часовой прием у столичного частнопрактикующего психолога может стоить 2,5 – 4 тыс. рублей.
На месячный доход частника влияет количество клиентов.

Карьерные перспективы специалиста

Карьерный рост психолога зависит от совершенствования и расширения его навыков, применяемых им методик, востребованности его услуг. На предприятии такой специалист может вырасти от рядового сотрудника до начальника HR-службы, заместителя руководителя по кадровым вопросам. Успешный психолог со временем может открыть свой коммерческий кабинет по оказанию психологической помощи. Но чтобы быть востребованным, специалисту недостаточно диплома о высшем образовании. Необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию на курсах и тренингах, учиться новым методикам психодиагностики и помощи, заявлять о себе.

Что ждет специальность в ближайшем будущем

Работа мышления, психологические качества, причины их проявления – ключевые объекты изучения психологами. Дипломированные специалисты будут всегда востребованы на рынке труда. Только они могут оказывать профессиональную помощь попавшим в критические ситуации. Специалист помогает людям использовать собственные внутренние ресурсы как для личностного роста, так и карьерного.
В ближайшие годы потребность в психологах только будет расти. В первую очередь будут востребованы специалисты с дипломами топовых вузов.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Ежедневно человек сталкивается с множеством жизненных вызовов и трудностей. 21 век уже считается самым стрессовым историческим периодом. Все больше людей отмечают, что их душевное здоровье нестабильно: короткие периоды подъема сменяются затяжной апатией. Справится со страхами, депрессией и сомнениями помогает психолог – специалист, корректирующий поведение и образ мышления человека. Психотерапия способствует адаптации к окружающему миру, улучшению отношений с окружающими, личностному росту. По сути, психолог – специалист по саморазвитию и личностному росту.

История появления профессии

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

Особенности работы

Поскольку психолог – относительно молодая профессия, вокруг нее постоянно появляются новые слухи и домыслы. Так, психологов воспринимают как гипнотизеров, способных за пару сеансов полностью изменить характер и взгляды человека. Это заблуждение приводит к тому, что клиент после первого сеанса не видит мгновенного результата и разочаровывается.

Чтобы понять принцип работы психолога, проще всего сравнить его с физиотерапевтом. Врач помогает человеку, получившему травму, восстановится, вернуться к нормальному образу жизни с помощью простых упражнений. Также и психолог помогает клиентам пережить травмирующие психику ситуации, повысить самооценку, построить четкие планы на будущее.

Профессиональные обязанности

Важно различать психолога, психотерапевта и психиатра Психотерапевт и психиатр, получая медицинское образование, могут применять медикаментозную терапию. Психолог не является врачом, он не имеет права выписывать лекарства. Он не может лечить патологические состояния, работая с душевным состоянием.

В обязанности практического психолога входит:

  • первичное консультирование;
  • диагностика;
  • обработка полученных результатов;
  • составление плана коррекционной терапии;
  • проведение терапевтических занятий;
  • повторная диагностика.

Работая с клиентом, психолог постоянно ведет записи. Они похожи на дневниковые заметки, в которых специалист отмечает используемые методики, реакцию клиента, полученный результат. Принцип работы одинаков как при индивидуальном консультировании, так и при работе с группой.

Основные области работы

К отдельным направлениям психотерапии относятся:

  • диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
  • консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
  • тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.

Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:

  1. Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
  2. Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
  3. Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
  4. Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
  5. Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.

Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.

Плюсы и минусы профессии

Психолог – интересная профессия, но она требует полной самоотдачи и полного погружения в рабочий процесс. Преимущества работы психологом:

  • моральное удовлетворение от помощи людям;
  • развитие кругозора;
  • личностный рост;
  • умение ставить достижимые цели;
  • развитие толерантности.
  • вовлеченность в проблемы клиента, слишком сильное сближение;
  • проекция своих взглядов на клиента;
  • необходимость постоянного самосовершенствования.

Учитывая, что психология только развивается, часто люди не воспринимают терапевтическую работу всерьез. Клиенты замедляют лечение своим недоверием, пропуская сеансы и не выполняя предписания. Главная сложность, с которой сталкивается практикующий специалист – необходимость убедить клиента в серьезности лечения.

Требования к соискателям

Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:

  • обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
  • уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
  • быть уверенным пользователем ПК;
  • знать и использовать в своей практике новейшие методики;
  • знать английский язык на высоком уровне.

В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.

Необходимые качества личности

Сложность работы психолога состоит в необходимости постоянно взаимодействовать с проблемой клиента. Чтобы избежать быстрого профессионального выгорания, он должен обладать набором личностных качеств:

  • уверенностью в своих силах и способностях;
  • оптимистичным взглядом на жизнь;
  • умением выстраивать диалог с клиентом, коммуникабельностью;
  • доброжелательностью, дружелюбием;
  • толерантностью, лояльным отношением к разным людям;
  • эмоциональной гибкостью;
  • твердым характером, психической устойчивостью.

Повышенный уровень ответственности за жизнь и здоровье клиента оказывают на психолога постоянное эмоциональное давление. Умение противостоять стрессу – главный профессиональный навык специалиста, работающего с людьми.

Где получать образование

Чтобы поступить в любой из институтов, необходимо сдать ЕГЭ по основным предметам и биологии. Обучение длиться 4-6 лет, по окончании выпускник получает диплом и право заниматься практическим консультированием.

Основные направления и предметы

В процессе учебы психологи изучают:

  • структуру личности;
  • возрастные особенности;
  • когнитивные (познавательные) процессы;
  • методы диагностики;
  • методы терапии;
  • виды психологической помощи.

Помимо теоретических знаний, психолог обязательно отрабатывает практические навыки. Специалисты работают в учебной группе, помогая друг другу освоить тактики индивидуального и группового консультирования.

Куда пойти работать

Психология – перспективное направление. Видеть на своем предприятии психолога хочет все больше людей. Специалисты по личностному росту могут работать в:

  • центрах по подбору персонала;
  • учебных и медицинских заведениях;
  • реабилитационных центрах;
  • детских развивающих центрах;
  • детских домах, домах престарелых, хосписах;
  • психиатрических клиниках.

Еще один вариант работы – частная практика. В этом случае нужно будет получить лицензию и арендовать отдельный кабинет.

Средняя заработная плата

Максимальный заработок психолога зависит от места работы, навыков и профессиональной репутации. У частного специалиста зарплата соотносится с количеством клиентов – чем больше их будет, тем выше итоговая сумма. Стоимость одного сеанса определяет сам психолог, чаще всего зависит от места жительства: в Москве сеанс может стоить от 500 до 5000 руб., в провинции цена будет гораздо ниже.

Психологи, работающие на государственных предприятиях, получают фиксированный оклад: от 10 000 до 40 000 руб. В Москве нижняя планка оклада выше – от 25 000 руб. Работая в частных фирмах, специалист получает 30 000-50 000 руб.

Карьерные перспективы

Продвижения по карьерной лестнице профессия психолога не предполагает. Он может развиваться только как специалист, становится популярнее и привлекать больше клиентов. Работая на предприятии, психолог может со временем занять руководящую должность. Например, в школе он может стать методистом, в частной фирме – возглавить отдел управления персоналом. Получить стремительный рост карьеры и доходов можно только с помощью частной практики. Но этот вид работы подходит не всем: он требует постоянного самосовершенствования, прохождения специальных тренингов.

Работа психологом подходит людям, любящим помогать другим, стремящимся изменить мир. Она сложная, но очень увлекательная. Однажды выбрав специальность, психолог навсегда меняет свою жизнь и в дальнейшем – жизнь своих клиентов.

Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.
  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.
  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Психологические особенности толпы

. стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: - когнитивной; .

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

I. Уровень понимания

На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.

  1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.
  2. Описание явления. Содержание — дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.

II. Уровень управления.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

. основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных .

Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного работника. Реализуются следующие за­дачи.

  1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.
  2. Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими специалистами по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных работников и коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы.
  3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.
  4. Содействие саморазвитию. Жизнь коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных работников в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов коллектива.

Функции психолога как субъекта психологической работы:

В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической .

. связана с двигательной функциональной системой, то одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, является принцип двигательно-кинестетической . пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает .

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.

Основных виды и методы деятельности психолога

В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

Психологические особенности деятельности психологической службы .

. деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы можно сказать, что психологическая служба УИС – это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов (психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому . и психопрофилактических мероприятий. Проводится психологическая диагностика осужденных .

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.

Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная и групповая.

Основными видами и методами психологической помощи являются:

  • психопро­филактика и психогигиена,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое обу­чение и просвещение,
  • психотерапия,
  • психокоррекция
  • психореабилитация.

Примеры похожих учебных работ

Речевая продукция как материал для анализа особенностей психологических состояний автора

. работы в психотерапевтической практике. Цель исследования – изучение речевой продукции как материала для анализа особенностей психологических состояний автора. Объект . процесс подразумевает анализ речевой деятельности в самом процессе взаимодействия .

Этические аспекты профессиональной деятельности психолога

. затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное .

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

. коммуникативной деятельности психолога-консультанта. В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога-консультанта. Предметом исследования является влияние психологических средств общения .

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

. становления, существует также общая необходимость в качественной профессиональной подготовке специалистов профессии. Цель исследования - проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям. .

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов .

. Объект нашего исследования – профессиональная деятельность психолога. Предмет исследования – структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места. Глава 1. Психологические . труда (У): 1) работа в помещении с нормальным .

Читайте также: